ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Кассационное определение № 3А-16/2021 от 23.03.2022 Девятого кассационного суда общей юрисдикции

Дело № 3а-16/2021

№ 88а-2664/2022

К А С С А Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

город Владивосток 23 марта 2022 года

Мотивированное кассационное определение изготовлено 05.04.2022.

Судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе

председательствующего Зиганшина И.К.

судей Туктамышевой О.В., Королевой Е.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании с использованием системы видеоконференц-связи кассационную жалобу представителя административного ответчика Государственного комитета по ценовой политике Республика Саха (Якутия) на решение Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 11 марта 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции от 24 июня 2021 года, принятые по административному делу № 3а-16/2021 по административному исковому Публичного акционерного общества «Якутскэнерго» о признании недействующими постановления Государственного комитета по ценовой политике Республики Саха (Якутия) от 28 декабря 2019 года №251 «Об установлении единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии на территории Республики Саха (Якутия) на 2020 год», № 263 от 28 декабря 2019 года «Об установлении долгосрочных параметров регулирования деятельности ПАО «Якутскэнерго», регулирование деятельности которого осуществляется методом долгосрочной индексации необходимой валовой выручки на территории Республики Саха (Якутия) на 2020-2022 годы», № 205 от 1 декабря 2020 года «Об установлении единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии на территории Республики Саха (Якутия) на период с 1 декабря 2020 по 31 декабря 2020 год».

Заслушав доклад судьи Туктамышевой О.В., объяснения представителя административного ответчика Государственного комитета по ценовой политике Республика Саха (Якутия) Пинигиной С.Э., пояснения представителей ПАО «Якутскэнерго» Пасельского А.С., Корякина Г.Г, Данилова В.А., возражения прокурора Нишоновой Ф.А. относительно доводов кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции

у с т а н о в и л а:

28 декабря 2019 года Государственным комитетом по ценовой политике Республики Саха (Якутия) принято постановление № 263 «Об установлении долгосрочных параметров регулирования деятельности ПАО «Якутскэнерго», регулирование деятельности которого осуществляется методом долгосрочной индексации необходимой валовой выручки на территории Республики Саха (Якутия) на 2020-2022 годы» (далее – Постановление № 263).

Постановлением Государственного комитета по ценовой политике Республики Саха (Якутия) от 28 декабря 2019 года № 251 установлены единые (котловые) тарифы на услуги по передаче электрической энергии на территории Республики Саха (Якутия) на 2020 год (далее – постановление № 251).

Приказом Федеральной антимонопольной службы от 10 ноября 2020 года № 1112/20 постановление № 251 отменено, органу исполнительной власти Республики Саха (Якутия) в области государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике в рамках предельных уровней тарифов на передачу электрической энергии, утвержденных приказами ФАС России от 14 ноября 2019 года № 1508/19 и № 1509/19, поручено установить и ввести в действие не позднее 1 декабря 2020 года единые (котловые) тарифы на услуги по передаче электрической энергии на территории Республики Саха (Якутия) и тарифы на электрическую энергию (мощность), поставляемую покупателям (потребителям) на территории Республики Саха (Якутия) на 2020 год, в соответствии с законодательством Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов).

Постановлением Государственного комитета по ценовой политике Республики Саха (Якутия) от 1 декабря 2020 года № 205 во исполнение приказа ФАС России от 10 ноября 2020 года № 1112/20 установлены единые (котловые) тарифы на услуги по передаче электрической энергии на территории Республики Саха (Якутия) на период с 1 декабря 2020 года по 31 декабря 2020 года (далее – постановление № 205).

Публичное акционерное общество «Якутскэнерго» (далее - ПАО «Якутскэнерго», Общество) обратилось в Верховный Суд Республики Саха (Якутия) с административным исковым заявлением о признании недействующими: постановления Правления Государственного комитета по ценовой политике Республики Саха (Якутия) №251 от 28 декабря 2019 года «Об установлении единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии на территории Республики Саха (Якутия) на 2020 год»;

постановления Правления ГКЦ РС(Я) №263 от 28 декабря 2019 года «Об установлении долгосрочных параметров регулирования деятельности ПАО «Якутскэнерго», регулирование деятельности которого осуществляется методом долгосрочной индексации необходимой валовой выручки на территории Республики Саха (Якутия) на 2020-2022 годы»; постановления Правления ГКЦ РС(Я) №205 от 1 декабря 2020 года «Об установлении единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии на территории Республики Саха (Якутия) на период с 1 декабря 2020 года по 31 декабря 2020 год», взыскать государственную пошлину.

В обоснование иска указано, что Государственным комитетом по ценовой политике Республики Саха (Якутия) расходы на оплату труда на 2020 год приняты согласно экспертному заключению ГКЦ РС(Я) в сумме 2 442 808,0 тыс. рублей, исходя из численности 2835 единиц, среднемесячной заработной платы в размере 71 805, 1 рублей, что полностью соответствует уровню 2018 года. Однако Обществом фонд оплаты труда был рассчитан в соответствии с пунктом 26 Постановления Правительства Российской Федерации от 29 ноября 2011 года № 1178 «О ценообразовании в области регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике» в сумме 2 845 469,0 тысяч рублей, страховые взносы рассчитаны в соответствии со статьей 425 Налогового кодекса РФ в сумме 860 851,0 тысяч рублей, исходя из численности 2 791 единиц, среднемесячной заработной платы в размере 84 968,2 рублей, согласно представленному штатному расписанию и расчетов предприятия с учетом выплат связанных с режимом работы и условиями труда, текущего премирования, выплат по районному регулированию и северной надбавки.

Считают, что орган регулирования при установлении долгосрочных параметров регулирования и утверждении единых (котловых тарифов) не учел Отраслевое тарифное соглашение в электроэнергетике на 2019-2021 годы, а также данные Федеральной службы государственной статистики. Между тем, по данным указанной службы рост среднемесячной заработной платы по ОКВЭД «Передача электроэнергии» в РС(Я) в 2018 году составил 8,0%, в 2019 году составил 5,7%. Размер среднемесячной заработной платы, установленный регулирующим органом для ПАО «Якутскэнерго», отстает от фактического уровня среднемесячной заработной платы отрасли в регионе, а именно в 2018 г. на 4050,7 руб., в 2019 на 8406,0 руб. Сумма утвержденной ГКЦ РС(Я) необходимой валовой выручки (далее НВВ) на 2020 год для ПАО «Якутскэнерго» составляет 7 822 793,35 руб., которая указана в таблице 1 к приложению №1 Постановления Правления ГКЦ РС(Я) №251 от 28 декабря 2019 года Указанная сумма, по мнению истца, является необоснованной, поскольку при его утверждении орган регулирования не в полном объеме учел расходы предприятия по статье «оплата труда». Пунктом 1 приложения N 1 к Постановлению № 263 был установлен базовый уровень подконтрольных расходов для ПАО «Якутскэнерго» на 2020 г. в размере 4 420,662млн. руб. Базовый уровень подконтрольных расходов, по мнению истца, орган регулирования определил неправильно, поскольку плановые расходы общества на оплату труда были учтены не в полном объеме. ПАО «Якутскэнерго» считает, что при утверждении тарифных решений ГКЦ РС(Я) нарушает законные интересы Общества при расчете фонда заработной платы и не исполняет требования Постановления Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2011 года № 1178 «О ценообразовании в области регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике». Истец считает, что незаконное и необоснованное исключение из НВВ подтвержденных соответствующими документами расходов, понесенных заявителем, нарушает права и законные интересы истца, приводит к невозможности нормального осуществления предпринимательской деятельности регулируемой организации. В связи с указанным просит устранить нарушения прав истца путем признания недействующими указанных постановлений.

Решением Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 11 марта 2021 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции от 24 июня 2021 года, административные исковые требования ПАО «Якутскэнерго» удовлетворены частично, признаны недействующими с момента принятия:

постановление № 263 от 28 декабря 2019 в части установленного для ПАО «Якутскэнерго» базового уровня подконтрольных расходов на 2020 год в размере 4 420,662 млн. руб.; пункт № 1 таблицы 1 к приложению № 1 к постановлению № 251 от 28 декабря 2019 года в части установленной для ПАО «Якутскэнерго» необходимой валовой выручки (НВВ) в размере 7 822 793, 35 тысяч рублей; пункт № 1 таблицы 1 к приложению № 1 к постановлению № 205 от 1 декабря 2020 года в части установленной для ПАО «Якутскэнерго» необходимой валовой выручки (НВВ) в размере 7 822 793, 35 тысяч рублей. С ГКЦ PC (Я) взысканы судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 9000 рублей.

28 января 2022 года в Девятый кассационный суд общей юрисдикции поступила кассационная жалоба представителя административного ответчика Государственного комитета по ценовой политике Республика Саха (Якутия), поданная через Верховный Суд Республики Саха (Якутия) 8 декабря 2021 года, в которой ставится вопрос об отмене судебных актов и принятии нового решения об отказе в удовлетворении требований истца, поскольку выводы судов не соответствуют фактическим обстоятельствам дела, нарушены и неправильно применены нормы материального права.

В обоснование кассационной жалобы ответчик ссылается на то, что судами не учтены фактические обстоятельства, которые учитывались при установлении тарифов, ГКЦ РС(Я) при регулировании исходил из фактических данных Общества, из фактического объема фонда оплаты труда и фактической численности работников в последнем расчетном периоде регулирования, с учетом прогнозного индекса потребительских цен, и принципа баланса интересов потребителей и организаций. Ссылаются на то, что ПАО «Якутскэнерго», собрав товарную выручку за услуги передачи электрической энергии со всех потребителей Республики Саха (Якутия) за 2018 год, не использовал тот размер фонда оплаты труда, который был предусмотрен тарифным источником на 2018 год, тем самым ПАО «Якутскэнерго» не подтвердил экономическую обоснованность своих затрат в заявленном размере при защите тарифа на 2020 год. В связи с чем Государственный комитет с учетом пунктов 26 и 7 Основ ценообразования, проанализировав расходы на фонд оплаты труда, пришел к выводу о необходимости установить размер затрат на оплату труда на 2020 год в составе тарифа на услуги по передаче электрической энергии без роста от предыдущего года регулирования 2019 года. При применении ММТС на 2020 год, потребители оплачивали бы тарифы выше, чем фактические расходы организации, а организация получила бы необоснованную прибыль.

Определением судебной коллегии по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции от 18 февраля 2022 года кассационная жалоба представителя административного ответчика Государственного комитета по ценовой политике Республика Саха (Якутия) передана для рассмотрения в судебном заседании судебной коллегии по административным делам суда кассационной инстанции.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, заслушав представителей административного истца, административного ответчика, заключение прокурора, с учетом требований части 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.

В соответствии с частью 2 статьи 328 КАС РФ основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.

Таких оснований для пересмотра обжалуемых судебных постановлений в кассационном порядке по результатам изучения доводов кассационной жалобы и административного дела не установлено.

Государственное регулирование тарифов в сфере электроэнергетики осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 26 марта 2003 года N 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее - Федеральный закон N 35-ФЗ, Закон об электроэнергетике), иными регулирующими отношения в сфере электроэнергетики федеральными законами, а также указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (статья 2 Федерального закона N 35-ФЗ).

К таким нормативным правовым актам, в том числе, относятся Основы ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 29 декабря 2011 года № 1178 (далее также - Основы ценообразования).

Пунктом 1 статьи 23 Закона об электроэнергетике установлено, что государственное регулирование цен (тарифов), надбавок осуществляется в порядке, установленном основами ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике и правилами государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденными Правительством Российской Федерации.

К числу принципов при государственном регулировании цен (тарифов) пункт 2 статьи 23 Федерального закона N 35-ФЗ относит, в том числе: обеспечение экономической обоснованности затрат коммерческих организаций на производство, передачу и сбыт электрической энергии; учет результатов деятельности организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности, по итогам работы за период действия ранее утвержденных цен (тарифов).

Согласно пункту 1 статьи 23.1 Закона об электроэнергетике государственному регулированию в электроэнергетике подлежат цены (тарифы) на электрическую энергию (мощность) и на услуги, оказываемые на оптовом и розничных рынках, в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Пунктом 3 статьи 24 Федерального закона N 35-ФЗ установлено, что органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов устанавливают цены (тарифы) и (или) их предельные уровни, указанные в статье 23.1 настоящего Федерального закона, за исключением цен (тарифов) и (или) их предельных уровней, регулирование которых осуществляется Правительством Российской Федерации или федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов.

В соответствии с пунктом 1.1 Положения о Государственном комитете по ценовой политике Республика Саха (Якутия) ( далее ГКЦ РС (Я) ГКЦ РС(Я), утвержденным постановлением Правительства РС(Я) от 22 ноября 2007 г. №468, ГКЦ РС(Я) является органом исполнительной власти Республики Саха (Якутия), осуществляющим государственное регулирование цен и тарифов и контроль за соблюдением порядка ценообразования на территории Республики Саха (Якутия).

Согласно пунктам 3.1, 3.1.2 названного Положения ГКЦ РС(Я) устанавливает (утверждает) цены (тарифы), указанные в статье 23.1 Закона об электроэнергетике, за исключением цен (тарифов), регулирование которых осуществляется Правительством РФ или федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов.

С учетом изложенного, ГКЦ РС(Я) вправе осуществлять нормативное регулирование тарифов (цен) в электроэнергетике на территории Республики Саха (Якутия).

Судами установлено, что оспариваемые постановления приняты уполномоченным органом с соблюдением формы и вида, в установленном порядке опубликованы на официальном интернет-портале в информационно-аналитической системе «тарифные решения» http:tdb.regional-tariff.ru. В данной части решения судов не обжалуются.

Удовлетворяя заявленные требования в части, суд пришли к выводу о том, что при принятии оспариваемых постановлений органом регулирования не учтены требования пункта 26 Основ ценообразования №1178, а именно требование о необходимости применения Отраслевого тарифного соглашения в электроэнергетике и индекса потребительских цен.

ПАО «Якутскэнерго» осуществляет деятельность по передаче электрической энергии и имеет статус территориальной сетевой организации, является котлодержателем в Центральном и Западном энергорайонах Республики Саха (Якутия).

Из пункта 12 Основ ценообразования следует, что при регулировании цен (тарифов) применяются метод экономически обоснованных расходов (затрат), метод индексации тарифов, метод сравнения аналогов, метод доходности инвестированного капитала и метод долгосрочной индексации необходимой валовой выручки.

Выбор метода регулирования в отношении каждой организации, осуществляющей регулируемую деятельность, производится регулирующим органом с учетом положений настоящего документа.

В соответствии с положениями пункта 38 Основ ценообразования, тарифы на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемые с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, регулирующими органами определяются в соответствии с методическими указаниями, утверждаемыми Федеральной антимонопольной службой.

Согласно пункту 12 Методических указаний по расчету тарифов на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемых с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, утвержденных приказом Федеральной службы по тарифам от 17 февраля 2012 года №98-э ( далее – Методические указания № 98-э) следует, что при расчете базового уровня подконтрольных расходов, связанных с передачей электрической энергии, в базовом году долгосрочного периода регулирования учитывается, в том числе оплата труда, определяемая на основе пункта 26 Основ ценообразования.

При определении расходов на оплату труда, включаемых в необходимую валовую выручку, регулирующие органы определяют размер фонда оплаты труда с учетом отраслевых тарифных соглашений, заключенных соответствующими организациями, и фактического объема фонда оплаты труда и фактической численности работников в последнем расчетном периоде регулирования, а также с учетом прогнозного индекса потребительских цен (пункт 26 Основ ценообразования).

Отраслевое тарифное соглашение в электроэнергетике Российской Федерации на 2019 - 2021 годы утверждено Общероссийским отраслевым объединением работодателей электроэнергетики, Общественным объединением «Всероссийский Электропрофсоюз» 21 декабря 2018 года.

Согласно пункту 1.5 Отраслевого тарифного соглашения в электроэнергетике в отношении Организаций, указанных в Приложении № 1 к настоящему Соглашению, в соответствии с законодательством Российской Федерации расходы работодателей, предусмотренные настоящим Соглашением, в полном объеме учитываются при установлении цен (тарифов) Федеральной антимонопольной службой, органами исполнительной власти Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, в том числе органами исполнительной власти, уполномоченными в области государственного регулирования цен (тарифов), органами местного самоуправления.

Как подтверждается материалами дела ПАО «Якутскэнерго» входит в перечень организаций, на которых распространяется действие Отраслевого тарифного соглашения в электроэнергетике (пункт 27 Приложения № 1).

Пунктом 3.3 Отраслевого тарифного соглашения предусмотрено, что данное Соглашение определяет размер Минимальной месячной тарифной ставки рабочих первого разряда промышленно-производственного персонала, работающих в Организациях, полностью отработавших норму рабочего времени и выполнивших свои трудовые обязанности (нормы труда), определенные работодателем (далее - ММТС), и динамику ее изменения - в целях содействия повышению уровня реального содержания заработной платы работников электроэнергетики в связи с ростом потребительских цен на товары и услуги.

При этом: с 1 января 2019 года размер ММТС устанавливается в размере 8030 рублей, если иное не установлено коллективными договорами Организаций; с учетом упреждающей индексации при переходе в дальнейшем на изменение размера ММТС с периодичностью один раз в год с 1 июля 2019 года размер ММТС устанавливается в размере 8643 рубля, если иное не установлено коллективными договорами Организаций; в дальнейшем размер ММТС индексируется с периодичностью один раз в год, начиная с 1 июля 2020 года, в соответствии с индексом потребительских цен в Российской Федерации (на основании официальных данных Федеральной службы государственной статистики) за соответствующий годичный период, прошедший с момента предыдущей индексации.

Как следует из материалов дела следует, по статье «Фонд оплаты труда» ПАО «Якутскэнерго» предложено к включению в базовый уровень подконтрольных расходов расходы в размере 2 845,469 млн. рублей.

Согласно экспертному заключению при утверждении затрат на передачу электрической энергии по сетям ПАО «Якутскэнерго» методом долгосрочной индексации на 2020-2022 годы, тарифным органом расходы по указанной статье приняты в размере 2 442,808 млн. рублей.

При этом, минимальная тарифная ставка на оплату труда в тарифах на 2020 год учтена на уровне действующей на декабрь 2018 года минимальной месячной тарифной ставки рабочего первого разряда, отработавшего норму рабочего времени и выполнившего свои трудовые обязанности (нормы труда), определенные работодателем (далее - ММТС) с ростом 0,4 % в размере 7 968,5 рублей в месяц, что ниже ММТС, предусмотренной Отраслевым тарифным соглашением.

С учетом вышеуказанных положений действующего законодательства, установленных обстоятельств по делу, суды обоснованно пришли к выводу о том, что применение при формировании фонда оплаты труда на 2020 год ММТС действующей на 2018 год в размере 7 968, 5 рублей в месяц, что ниже предусмотренной Отраслевым тарифным соглашением на 849,5 рублей в месяц, является неправомерным.

Как установлено в суде рост ММТС выше предусмотренного в тарифах на 2020 год не учтен в связи с формированием тарифов объектов коммунального комплекса ( ОКК) в соответствии с п.5.4 о сдерживании роста тарифов на коммунальные услуги распоряжения Главы Республика Саха (Якутия) от 28 сентября 2018 года №803, которым утвержден План мероприятий по росту доходного потенциала, оптимизации расходов бюджета и совершенствованию государственной долговой политики Республики Саха (Якутия) на 2019 - 2024 годы.

Между тем данное распоряжение порядок государственного регулирования цен (тарифов) на электрическую энергию не регулируют, в связи с чем суды пришли к выводу, что оно не может являться основанием для снижения расходов на оплату труда, при установлении тарифов для ПАО «Якутскэнерго». Поскольку на момент установления оспариваемых тарифов административный ответчик уже располагал сведениями о величинах ММТС на 2020 год, необходимо применять именно эти ставки в целях обеспечения возмещения регулируемой организации расходов на оплату труда персонала на расчетный период регулирования - 2020 год.

При рассмотрении дела установлено, что такой же позиции тарифный орган придерживался и при установлении единого (котлового) тарифа при принятии постановлений №251 и №205.

Учитывая изложенное, суды обоснованно пришли к выводу о том, что орган регулирования должен был учесть при определении размера фонда оплаты труда ММТС, установленный Отраслевым тарифным соглашением, либо ММТС, установленный бизнес-планом предприятия.

Пунктом 64 Основ ценообразования предусмотрено, что при установлении тарифов регулирующие органы обязаны учитывать, в том числе макроэкономические показатели прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на соответствующий год.

На момент утверждения тарифов 2019 года согласно прогнозу социально - экономического развития Российской Федерации от 28 ноября 2018 года индекс потребительских цен на 2019 год по базовому варианту составлял 104,6%.

На момент утверждения тарифов 2020 года согласно прогнозу социально- экономического развития Российской Федерации от 30 сентября 2019 года индекс потребительских цен на 2020 год по базовому варианту составлял 103%.

Согласно пункту 8 Методических указаний на основе долгосрочных параметров регулирования и планируемых значений параметров расчета тарифов, определяемых на долгосрочный период регулирования, регулирующие органы рассчитывают необходимую валовую выручку регулируемой организации на каждый год очередного долгосрочного периода регулирования.

Таким образом, при утверждении единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии на территории Республики Саха (Якутия) на 2020 год орган регулирования исходил из долгосрочного параметра регулирования – базового уровня подконтрольных расходов.

Учитывая, что размер указанного параметра регулирования определен органом регулирования с нарушениями требований Основ ценообразования, Методических указаний, суд первой инстанции, с выводом которого согласился суд апелляционной инстанции, пришел к выводу, что НВВ предприятия при утверждении единых (котловых) тарифов рассчитан органом регулирования неверно.

Поскольку при установлении долгосрочных параметров регулирования базовый уровень подконтрольных расходов был определен органом регулирования с нарушением норм Основ ценообразования, Методических указаний, и как следствие, при утверждении единых (котловых) тарифов для ПАО «Якутскэнерго» регулирующим органом для его расчета необоснованно была занижена НВВ Общества, суды пришли к выводу о необходимости удовлетворения административных исковых требований.

Оснований не согласиться с соответствующим выводом суда апелляционной инстанции у судебной коллегии по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции не имеется. Мотивы, по которым суд апелляционной инстанции пришел к указанным выше выводам, подробно со ссылками на установленные судами обстоятельства и нормы материального права изложены в оспариваемом судебном акте.

Судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции полагает, что выводы, содержащиеся в обжалуемых судебных постановлениях, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, установленным судами, и нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения.

Доводы кассационной жалобы о необходимости установления единых (котловых) тарифов в пределах максимального уровня доведенных цен (тарифов), утвержденных ФАС России подлежат отклонению, поскольку ни в экспертном заключении, ни в протоколе заседания правления тарифного органа, подготовленных при принятии Постановлений № 263 и 251 не приведено данных, подтвержденных расчетами, о возможности превышения предельных максимальных уровней тарифов, установленных ФАС России, в случае принятия предложения общества по фонду заработной платы.

При этом, в случае превышения предельных уровней тарифов органу регулирования надлежало направить в Федеральную антимонопольную службу заявление о согласовании решения об установлении тарифов выше максимального в соответствии с Порядком согласования решений органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов об установлении цен (тарифов) на уровне выше максимального или ниже минимального уровня, установленного федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов, утвержденным приказом Федеральной службы по тарифам от 8 ноября 2019 года № 1483/19.

Однако такая обязанность Государственным комитетом по ценовой политике Республики Саха (Якутия) не выполнена, доказательств соблюдения данного порядка в материалы дела не представлено. Расходы Общества, связанные с оплатой труда не являлись предметом рассмотрения ни Федеральной антимонопольной службы при отмене постановления № 251, ни тарифного органа при вынесении постановления № 205. В экспертном заключении, составленном при утверждении постановления № 205, указано, что анализ экономической обоснованности расходов по статьям расходов, приведенный в предыдущем экспертном заключении, оставлен без изменений.

Доводы кассационной жалобы не содержат указаний на обстоятельства, которые свидетельствовали бы о незаконности принятых по делу судебных актов, по существу эти доводы направлены на переоценку имеющихся в деле доказательств и повторяют правовую позицию административного ответчика, изложенную им при рассмотрении дела в судах первой и апелляционной инстанций. Вместе с тем, соответствующая позиция уже была исследована нижестоящими судами, ей в оспариваемых судебных постановлениях дана надлежащая правовая оценка, оснований не согласиться с которой кассационный суд не усматривает.

Само по себе несогласие регулирующего органа с выводами судов первой и апелляционной инстанций, иная оценка фактических обстоятельств дела и иное толкование положений закона не означают, что при рассмотрении дела допущена судебная ошибка, а также не подтверждают, что имеет место нарушение судами норм материального или процессуального права.

В свою очередь, суд кассационной инстанции в силу своей компетенции, установленной положениями статьи 329 КАС РФ, при рассмотрении кассационной жалобы должен исходить из признанных установленными судами первой и апелляционной инстанций фактических обстоятельств дела, проверяя правильность применения и толкования норм материального и процессуального права судами первой и апелляционной инстанций при разрешении дела, тогда как правом переоценки имеющихся в деле доказательств суд кассационной инстанции не наделен.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 329-330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции

о п р е д е л и л а:

решение Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 11 марта 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции от 24 июня 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу Государственного комитета по ценовой политике Республика Саха (Якутия) – без удовлетворения.

Кассационное определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вступления решения по административному делу в законную силу.

Председательствующий

Судьи