ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Кассационное определение № 3А-238/2021 от 14.12.2021 Четвёртого кассационного суда общей юрисдикции

ЧЕТВЕРТЫЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

Дело № 3а-238/2021

К А С С А Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

г. Краснодар 14.12.2021

Четвертый кассационный суд общей юрисдикции в составе председательствующего Усенко Н.В.,

судей: Иванова А.Е., Капункина Ю.Б.,

рассмотрел в открытом судебном заседании поданную 08.10.2021 кассационную жалобу Акционерного общества «Тандер» на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции от 03.08.2021, вынесенное по апелляционной жалобе Администрации Кореновского городского поселения Кореновского района на решение Краснодарского краевого суда от 17.02.2021 по административному делу по административному иску Акционерного общества «Тандер» к Департаменту имущественных отношений Краснодарского края, заинтересованные лица: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю, Федеральное государственное бюджетное учреждение «ФКП Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю», Администрация Краснодарского края, Администрация Кореновского городского поселения об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельного участка.

Заслушав доклад судьи Усенко Н.В., Четвертый кассационный суд общей юрисдикции

установил:

Акционерное общество «Тандер» (АО «Тандер», Общество) обратилось в суд с административным иском, в котором просило об установлении по состоянию на 01.01.2016 кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: в размере его рыночной стоимости – 26 279 000 руб.

В обоснование требований административный истец указал на то, что кадастровая стоимость данного земельного участка существенно превышает его рыночную стоимость, что нарушает права Общества, поскольку необоснованно увеличивает бремя землепользования.

Решением Краснодарского краевого суда от 17.02.2021 административный иск удовлетворен частично.

Суд установил в отношении земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: , кадастровую стоимость в размере его рыночной, установленной по состоянию на 01.01.2016 в размере 31 320 000 руб.

Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции от 03.08.2021 резолютивная часть решения Краснодарского краевого суда от 17.02.2021 дополнена указанием на период действия установленной судом кадастровой стоимости земельного участка – с 01.01.2018 по 31.12.2020. В остальной части решение суда оставлено без изменения.

В кассационной жалобе Общество, выражая несогласие с апелляционным определением в части периода, на который установлено действие кадастровой стоимости земельного участка, просит таковой определить с 16.12.2016 до 01.01.2021.

Заявитель, ссылаясь на положения пункта 39 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 2, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации от 22.07.2020, обращает внимание на то, что положения Налогового кодекса не препятствуют уменьшению кадастровой стоимости, вновь утвержденной по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом, если опубликованным правовым актом субъекта Российской Федерации предусмотрено его применение с указанной даты.

Кассационная жалоба рассмотрена в отсутствие лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте заседания кассационного суда.

Согласно части 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации (ЗК РФ) для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных Кодексом, федеральными законами устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.

В соответствии с частью 1 статьи 66 ЗК РФ рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности.

В случаях определения рыночной стоимости земельного участка его кадастровая стоимость устанавливается равной его рыночной стоимости (часть 3 статьи 66 названного Кодекса).

Статьей 24.18 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» предусмотрено, что результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, а также органами государственной власти, органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности (за исключением случаев, установленных настоящей статьей), в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости (далее - комиссия).

В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

Налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость, внесенная в Единый государственный реестр недвижимости и подлежащая применению с 1 января года, являющегося налоговым периодом, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей (пункт 1 статьи 391 НК РФ).

Согласно пункту 1.1 статьи 391 НК РФ изменение кадастровой стоимости земельного участка в течение налогового периода не учитывается при определении налоговой базы в этом и предыдущих налоговых периодах, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации, регулирующим проведение государственной кадастровой оценки, и настоящим пунктом.

В случае изменения кадастровой стоимости земельного участка вследствие установления его рыночной стоимости сведения об измененной кадастровой стоимости, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, учитываются при определении налоговой базы начиная с даты начала применения для целей налогообложения сведений об изменяемой кадастровой стоимости.

В пункте 25 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2015 № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» разъяснено, что если на момент принятия решения суда в государственный кадастр недвижимости внесены сведения о кадастровой стоимости, установленные в результате проведения очередной государственной кадастровой оценки, в резолютивной части решения должно содержаться указание на период действия определенной судом кадастровой стоимости.

В Определении от 30.01.2020 N 45-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Архиповой-Пестовой Надежды Владимировны на нарушение ее конституционных прав частью 6 статьи 3 Федерального закона «О внесении изменений в статью 52 части первой и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации» Конституционный Суд РФ отметил, что в целях совершенствования правового регулирования государственной кадастровой оценки в части процедур и сроков установления кадастровой стоимости недвижимого имущества исходя из его рыночной стоимости положения Налогового кодекса Российской Федерации (в частности, пункт 1 статьи 391 и пункт 2 статьи 403), предусматривавшие учет измененной в установленных процедурах кадастровой стоимости недвижимого имущества исходя из его рыночной стоимости, начиная с налогового периода, в котором налогоплательщиком было подано соответствующее заявление, утратили силу с 01.01.2019 в связи с принятием Федерального закона от 03.08.2018 N 334-ФЗ, устранившего действовавшие ранее ограничения для применения измененной кадастровой стоимости имущества на прошлые налоговые периоды (подпункты «а», «б» пункта 4 статьи 2, часть 6 статьи 3 данного Федерального закона).

В силу оспариваемой нормы Федерального закона от 03.08. 2018 N 334-ФЗ новые правила действия в прошлых периодах измененной кадастровой стоимости имущества подлежат применению к сведениям об изменении кадастровой стоимости, внесенным в Единый государственный реестр недвижимости по основаниям, возникшим с 01.01.2019.

Разрешая дело, суды установили, что Обществоявляется собственником земельного участка с кадастровым площадью 28 110 +/- 176 кв.м., расположенного по адресу: , категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенногоиспользования: для размещения и эксплуатации торгового центра.

Приказом Департамента имущественных отношений Краснодарскогокрая от 14.12.2016 № 2640 «Об утверждении результатовгосударственной кадастровой оценки земель населенных пунктов натерритории Краснодарского края» по состоянию на 01.01.2016 утверждена кадастровая стоимость земельного участка в размере44 416 329,90 руб.

Решением Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Краснодарскому краю № 12/3 от 06.08.2020 заявление административного истца о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости земельного участка отклонено ввиду несоответствия представленного отчета об определении рыночной стоимости недвижимого имущества требованиям действующего законодательства об оценочной деятельности.

Согласно заключению судебной экспертизы ООО «Южная независимая оценочная компания» № 3а-1501/2020 от 21.12.2020 рыночная стоимость земельного участка по состоянию на 01.01.2016 составляет 31 320 000 руб.

Удовлетворяя административное исковое заявление, суд первой инстанции и согласившийся с ним апелляционный суд пришли к выводу о соответствии заключения судебной экспертизы требованиям процессуального закона, предъявляемым к доказательствам об их относимости и допустимости, в связи с чем положили в основу решений выводы эксперта.

Дополняя резолютивную часть решения суда первой инстанции, судебная коллегия по административным делам приняла во внимание, что 18.11.2020 в соответствии с Приказом департамента имущественных отношений Краснодарского края от 05.10.2020 № 1882 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков из состава земель населенных пунктов на территории Краснодарского края» кадастровая стоимость участка определена по состоянию на 01.01.2020 в размере 62 395 485, 9 руб.

В этой связи, руководствуясь положениями пункта 25 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2015 № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», судебная коллегия верно установила, что поскольку на момент принятия решения суда в ЕГРН уже были внесены сведения о новой кадастровой стоимости земельного участка, резолютивная часть решения суда первой инстанции подлежала дополнению указанием на период действия определенной судом кадастровой стоимости с учетом общих правил вступления в силу актов законодательства о налогах и сборах.

С выводами суда апелляционной инстанции надлежит согласиться, поскольку они соответствуют фактическим обстоятельствам дела, постановлены на основании правильного применения норм материального права, регулирующих возникшие правоотношения, и с соблюдением процессуального закона.

Доводы, приведенные в кассационной жалобе, являются следствием неправильного толкования закона, в связи с чем не могут являться основанием для отмены обжалуемого судебного акта.

Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Четвертый кассационный суд общей юрисдикции

определил:

апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции от 03.08.2021 оставить без изменения, кассационную жалобу Акционерного общества «Тандер» – без удовлетворения.

Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные частью 2 статьи 318 КАС РФ.

Председательствующий

Судьи:

Мотивированное кассационное определение изготовлено 24.12.2021.