ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Кассационное определение № 3А-261/2021 от 29.11.2021 Первого кассационного суда общей юрисдикции

ПЕРВЫЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД

ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

Дело № 3а-261/2021

88а-30082/2021

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

город Саратов

Судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе:

председательствующей Желонкиной Г.А.,

судей Кривенкова О.В., Софронова В.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Кондаурова Юрия Александровича на решение Воронежского областного суда от 9 апреля 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции от 8 июля 2021 года по административному делу по административному исковому заявлению Кондаурова Юрия Александровича к департаменту имущественных и земельных отношений Воронежской области о признании приказа недействующим в части.

Заслушав доклад судьи Первого кассационного суда общей юрисдикции Кривенкова О.В., заключение старшего помощника прокурора четвертого отдела (кассационного) (с дислокацией в городе Саратове) апелляционно-кассационного управления Главного гражданско-судебного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Серебрякова А.А., полагавшего, что решение и апелляционное определение подлежат оставлению без изменения, судебная коллегия по административным делам

установила:

Кондауров Ю.А. обратился с названным административным исковым заявлением, в котором просил признать недействующим с даты издания приказ департамента имущественных и земельных отношений Воронежской области от 6 ноября 2020 года в части утверждения результатов определения кадастровой стоимости земельных участков категорий земель населённых пунктов, расположенных на территории Воронежской области.

В обоснование заявленных требований указал, что решение о проведении в 2020 году на территории Воронежской области государственной кадастровой оценки земель населённых пунктов было принято путём издания департаментом экономического развития Воронежской области приказа от 30 декабря 2019 года , то есть решение о её проведении состоялось менее чем за шесть месяцев до 1 января 2020 года. Приказом департамента имущественных и земельных отношений Воронежской области от 6 ноября 2020 года «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков категорий земель населённых пунктов, земель водного фонда и земель лесного фонда, расположенных на территории Воронежской области» утверждены результаты определения кадастровой стоимости земельных участков категорий земель населённых пунктов, земель водного фонда и земель лесного фонда, расположенных на территории Воронежской области, по состоянию на 1 января 2020 года, средний уровень кадастровой стоимости земельных участков категорий земель населённых пунктов, земель водного фонда и земель лесного фонда по муниципальным районам (городским округам) Воронежской области по состоянию на 1 января 2020 года. Нормативный правовой акт опубликован 19 ноября 2020 года в информационной системе «Портал Воронежской области в сети Интернет» (http://www.govvrn.ru), а также 23 ноября 2020 года на официальном интернет-портале правовой информации http://pravo.gov.ru. Преамбула оспариваемого приказа содержит указание на то, что дата составления отчёта об итогах государственной кадастровой оценки земельных участков категорий земель населённых пунктов, земель водного фонда и земель лесного фонда, расположенных на территории Воронежской области, – 24 сентября 2020 года. В связи с чем, нормативный правовой акт в оспариваемой части не соответствует положениям статьи 6 Федерального закона от 31 июля 2020 года № 269-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее также – Федеральный закон № 269-ФЗ), поскольку установленное данной статьёй ограничение на проведение государственной кадастровой оценки действует с 11 августа 2020 года до 1 января 2022 года, в этот период государственная кадастровая оценка не проводится, если решение о её проведении принято менее чем за шесть месяцев до 1 января года проведения государственной кадастровой оценки, предусмотренного таким решением. Составление отчёта об итогах государственной кадастровой оценки (24 сентября 2020 года) и утверждение результатов кадастровой оценки (6 ноября 2020 года) – это процедуры, включаемые действующим законодательством в понятие государственной кадастровой оценки, которые были реализованы в период установленных Федеральным законом № 269-ФЗ ограничений. Нормативный правовой акт в оспариваемой части затрагивает его права и законные интересы, так как на основании договора аренды земельного участка от 30 марта 2012 года и дополнительного соглашения к нему от 14 февраля 2013 года он является арендатором земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>, и методика расчёта арендной платы за земельный участок предусматривает применение кадастровой стоимости земельного участка. В результате принятия нормативного правового акта в оспариваемой части неправомерно увеличивается подлежащая уплате административным истцом арендная плата за земельный участок.

Решением Воронежского областного суда от 9 апреля 2021 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции от 8 июля 2021 года, в удовлетворении заявленных требований отказано.

В кассационной жалобе, поданной 19 октября 2021 года через суд первой инстанции, Кондауров Ю.А. просит отменить состоявшиеся по делу судебные акты и вынести новое решение об удовлетворении заявленных требований В обоснование доводов кассационной жалобы указывает на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела. Полагает, что административным ответчиком не соблюдена процедура государственной кадастровой оценки. Кроме того, утверждает, что после начала действия Федерального закона № 269-ФЗ административный ответчик был лишен возможности утверждать результаты проведенной в 2020 году государственной кадастровой оценки.

Прокуратурой Московской области и Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Воронежской области (далее – Управление Росреестра по Воронежской области) представлены письменные возражения, в которых они просят оставить кассационную жалобу без удовлетворения.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в судебное заседание не явились. При таких обстоятельствах, учитывая положения части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.

Основаниями для отмены или изменения судебного акта в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).

По настоящему административному делу таких оснований для пересмотра в кассационном порядке по доводам жалобы не установлено.

В соответствии с пунктами «в» и «к» части 1 статьи 72, части 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации вопросы владения, пользования и распоряжения землёй, а также земельное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.

Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (часть 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).

Согласно части 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.

В пункте 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель.

Отношения, возникающие при проведении государственной кадастровой оценки на территории Российской Федерации, регулируются Федеральным законом от 3 июля 2016 г. № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» (далее также – Федеральный закон № 237-ФЗ).

В статье 6 Федерального закона № 237-ФЗ определён порядок проведения государственной кадастровой оценки, согласно которому государственная кадастровая оценка проводится по решению исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации (далее – уполномоченный орган субъекта Российской Федерации); уполномоченный орган субъекта Российской Федерации наделяет полномочиями, связанными с определением кадастровой стоимости, бюджетное учреждение, созданное субъектом Российской Федерации (далее - бюджетное учреждение).

Государственная кадастровая оценка в силу части 3 статьи 6 Федерального закона № 237-ФЗ включает в себя следующие процедуры: 1) принятие решения о проведении государственной кадастровой оценки; 2) определение кадастровой стоимости и составление отчёта об итогах государственной кадастровой оценки (далее – отчёт); 3) утверждение результатов определения кадастровой стоимости.

Для определения кадастровой стоимости осуществляется подготовка, включающая в себя, в том числе, сбор и обработку информации, необходимой для определения кадастровой стоимости (часть 4 статьи 6 Федерального закона № 237-ФЗ).

В части 1 статьи 15 Федерального закона № 237-ФЗ установлено, что уполномоченный орган субъекта Российской Федерации в течение двадцати рабочих дней со дня получения отчёта утверждает содержащиеся в таком отчёте результаты определения кадастровой стоимости путём принятия соответствующего акта об утверждении результатов определения кадастровой стоимости.

В соответствии с частью 1 статьи 11 Федерального закона № 237-ФЗ (в редакции, действовавшей до 11 августа 2020 года) государственная кадастровая оценка проводится не чаще одного раза в три года (в городах федерального значения – не чаще одного раза в два года) и не реже одного раза в пять лет, за исключением проведения внеочередной государственной кадастровой оценки. Указанный срок определяется со дня принятия акта об утверждении результатов определения кадастровой стоимости до дня принятия акта об утверждении следующих результатов определения кадастровой стоимости.

Как установлено судами и усматривается из материалов дела, департаментом экономического развития Воронежской области издан приказ от 30 декабря 2019 года «О проведении государственной кадастровой оценки земельных участков категории земель населённых пунктов, земель водного фонда и земель лесного фонда на территории Воронежской области в 2020 году» (далее – Приказ ). В пункте 2 названного Приказа государственному бюджетному учреждению Воронежской области «Центр государственной кадастровой оценки Воронежской области» (далее также – ГБУ ВО «ЦГКОВО») предписано обеспечить определение кадастровой стоимости земельных участков категории земель населённых пунктов, земель водного фонда и земель лесного фонда на территории Воронежской области и предоставление отчётов об итогах государственной кадастровой оценки земельных участков категории земель населённых пунктов, земель водного фонда и земель лесного фонда на территории Воронежской области в департамент экономического развития Воронежской области до 27 октября 2020 года.

Департамент экономического развития Воронежской области на момент принятия Приказа от 30 декабря 20219 года являлся уполномоченным органом Воронежской области на принятие решения о проведении государственной кадастровой оценки в соответствии с положением о департаменте экономического развития Воронежской области, утверждённым постановлением Правительства Воронежской области от 18 мая 2009 года (в редакции, действовавшей до 26 октября 2020 года).

Департамент экономического развития Воронежской области 30 декабря 2019 года в адрес Управления Росреестра по Воронежской области в соответствии с частью 5 статьи 11 Федерального закона № 237-ФЗ (в редакции, действовавшей до 11 августа 2020 года) направил копию Приказа и запросил согласно статье 13 Федерального закона № 237-ФЗ (в редакции, действовавшей до 11 августа 2020 года) перечень объектов недвижимости по состоянию на 1 января 2020 года, подлежащих государственной кадастровой оценке на основании указанного Приказа.

ГБУ ВО «ЦГКОВО» 26 февраля 2020 года получен перечень объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке, сформированный на 1 января 2020 года.

Составлен четырёхсторонний акт от 22 мая 2020 года о количестве объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке и включённых в перечень, в отношении которых в 2020 году проводится государственная кадастровая оценка, подписанный ГБУ ВО «ЦГКОВО», Управлением Росреестра по Воронежской области, департаментом экономического развития Воронежской области и федеральным государственным бюджетным учреждением «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Воронежской области.

В соответствии с частью 9 статьи 13 Федерального закона № 237-ФЗ (в редакции, действовавшей до 11 августа 2020 года) результаты обработки перечня объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке в соответствии с Приказом , размещены на официальном сайте департамента экономического развития Воронежской области 27 мая 2020 года.

ГБУ ВО «ЦГКОВО» 10 июля 2020 года направило в адрес Управления Росреестра по Воронежской области для проверки промежуточные отчётные документы в рамках проведения в 2020 году на территории Воронежской области государственной кадастровой оценки земель.

Управление Росреестра по Воронежской области 15 июля 2020 года в адрес департамента экономического развития Воронежской области направил уведомление о соответствии промежуточных отчётных документов требованиям к отчёту об итогах государственной кадастровой оценки с приложением акта проверки от 14 июля 2020 года .

ГБУ ВО «ЦГКОВО» 24 сентября 2020 года в адрес Управления Росреестра по Воронежской области направило для проверки итоговые отчётные документы на съёмном электронном носителе в рамках проведения в 2020 году на территории Воронежской области государственной кадастровой оценки земель.

Управление Росреестра по Воронежской области 30 сентября 2020 года в адрес департамента экономического развития Воронежской области направило уведомление об отсутствии нарушений требований к отчёту об итогах государственной кадастровой оценки с приложением акта проверки от 28 сентября 2020 года.

ГБУ ВО «ЦГКОВО» 5 октября 2020 года направило в департамент экономического развития Воронежской области итоговые отчётные документы на электронном носителе в форме электронного документа и копию отчёта на бумажном носителе.

Постановлением правительства Воронежской области от 22 октября 2020 года № 996 «О внесении изменений в отдельные постановления правительства Воронежской области» в положение о департаменте экономического развития Воронежской области, утверждённое постановлением правительства Воронежской области от 18 мая 2009 года № 394, и в положение о департаменте имущественных и земельных отношений Воронежской области, утверждённое постановлением правительства Воронежской области от 8 мая 2009 года № 365, внесены изменения, согласно которым с 26 октября 2020 года департамент имущественных и земельных отношений Воронежской области является исполнительным органом государственной власти в сфере имущественных и земельных отношений, уполномоченным осуществлять государственное управление в области приватизации, управления и распоряжения государственным имуществом и земельными ресурсами на территории Воронежской области в пределах своей компетенции, и проведения государственной кадастровой оценки.

В связи с принятием указанного постановления 27 октября 2020 года итоговые отчётные документы департаментом экономического развития Воронежской области направлены в адрес департамента имущественных и земельных отношений Воронежской области, постановлением которого от 6 ноября 2020 года № 2562 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков категорий земель населённых пунктов, земель водного фонда и земель лесного фонда, расположенных на территории Воронежской области» утверждены результаты определения кадастровой стоимости земельных участков категорий земель населённых пунктов, земель водного фонда и земель лесного фонда, расположенных на территории Воронежской области, по состоянию на 1 января 2020 года, средний уровень кадастровой стоимости земельных участков категорий земель населённых пунктов, земель водного фонда и земель лесного фонда по муниципальным районам (городским округам) Воронежской области по состоянию на 1 января 2020 года.

Разрешая заявленные требования и отказывая в их удовлетворении, суд первой инстанции, с которым согласился суд апелляционной инстанции, проанализировав положения статей 25, 44 Устава Воронежской области, статьи 4 Закона Воронежской области от 17 октября 2012 года № 111-ОЗ «О системе исполнительных органов государственной власти Воронежской области», статей 9, 10 Закона Воронежской области от 1 февраля 1995 г. № 11-з «О нормативных правовых актах Воронежской области», статьи 5 Закона Воронежской области от 7 июля 2006 года № 86-ОЗ «О порядке обнародования, опубликования и вступления в силу нормативных правовых актов органов государственной власти Воронежской области и о порядке опубликования иной официальной информации», постановления Правительства Воронежской области от 8 мая 2009 года № 365 «Об утверждении положения о департаменте имущественных и земельных отношений Воронежской области», сделал заключение о принятии оспариваемого нормативного правового акта уполномоченным органом в пределах компетенции с соблюдением порядка его опубликования.

При этом суд указал, что все этапы государственной кадастровой оценки осуществлены уполномоченными на то лицами в соответствии с требованиями действующего законодательства и иных нормативных правовых актов в области кадастровой оценки, включая методические указания о государственной кадастровой оценке, утверждённые приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 12 мая 2017 года № 226, а также с соблюдением установленных процедур. Приказ департамента экономического развития Воронежской области приказа от 30 декабря 2019 года № 51-13-09/212-о о проведении государственной кадастровой оценки полностью соответствует положениям части 3 статьи 11 Федерального закона № 237-ФЗ (в редакции, действовавшей до 11 августа 2020 года) и в материалах административного дела имеются письменные доказательства, подтверждающие выполнение департаментом экономического развития Воронежской области требований, изложенных в части 5 названной статьи.

Опровергая доводы административного истца о незаконности оспариваемого приказа в силу принятия решение о проведении в 2020 году на территории Воронежской области государственной кадастровой оценки менее чем за шесть месяцев до 1 января 2020 года, суд первой инстанции пришёл к выводу, что положения пункта 3 части 7 статьи 6 Федерального закона № 269-ФЗ к спорным правоотношениям неприменимы, поскольку указанное решение было принято департаментом экономического развития Воронежской области 30 декабря 2019 года, до вступления в силу Федерального закона № 269-ФЗ, вступившим в силе 11 августа 2020 года.

Согласно пункту 3 части 7 статьи 6 Федерального закона № 269-ФЗ до 1 января 2022 года в отношении земельных участков, до 1 января 2023 года в отношении зданий, помещений, сооружений, объектов незавершенного строительства, машино-мест государственная кадастровая оценка не проводится в случае, если решение о её проведении принято менее чем за шесть месяцев до 1 января года проведения государственной кадастровой оценки, предусмотренного таким решением.

Вместе с тем, на день принятия департаментом экономического развития Воронежской области приказа от 30 декабря 2019 года в Федеральном законе от 3 июля 2016 года № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» отсутствовали какие-либо нормативные требования о предельных, ограничительных сроках принятия решения о проведении государственной кадастровой оценки.

В статье 4 Гражданского кодекса Российской Федерации определено, что акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом. По отношениям, возникшим до введения в действие акта гражданского законодательства, он применяется к правам и обязанностям, возникшим после введения его в действие.

В соответствии с частью 5 статьи 15 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при разрешении административного дела суд применяет нормы материального права, которые действовали на момент возникновения правоотношения с участием административного истца, если из федерального закона не вытекает иное.

Учитывая, что Федеральный закон № 269-ФЗ вступил в силу 11 августа 2020 года, при этом в самом законе не указано, что его действие распространяется на правоотношения, возникшие до введения его в действие, а установленное пунктом 3 части 7 статьи 6 этого Федерального закона ограничение связано с датой принятия решения о проведении государственной кадастровой оценки, суд апелляционной инстанции согласился с выводом суда первой инстанции об ошибочности доводов административного истца о несоответствии оспариваемого приказа положениям приведённой нормы.

Судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции находит указанные выводы нижестоящих судов правильными, основанными на верном применении норм процессуального права и разъяснений высшей судебной инстанции.

Все юридически значимые обстоятельства определены судом апелляционной инстанции правильно, исследованы, доказательства оценены в соответствие с требованиями статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации. В связи с чем, отказ в признании недействующим в части оспариваемого нормативного акта является правильным.

Суд кассационной инстанции в силу своей компетенции, установленной положениями статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, при рассмотрении жалобы должен исходить из признанных установленными судами первой и апелляционной инстанций фактических обстоятельств дела, проверять лишь правильность применения и толкования норм материального и процессуального права судами первой и апелляционной инстанций при разрешении дела, и правом переоценки доказательств не наделен.

Доводы кассационной жалобы не содержат правовых оснований к отмене постановленных по делу судебных актов, по существу сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки судов первой и апелляционной инстанций, а также к выражению несогласия подателя жалобы с установленными по делу фактическими обстоятельствами, направлены на иную установленных по делу обстоятельств, что не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.

Вопреки доводам заявителя жалобы, нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права, которые привели или могли привести к неправильному разрешению данного дела, судом не допущено; выводы, изложенные в судебных актах, мотивированы, соответствуют установленным обстоятельствам дела; предусмотренных частью 3 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации безусловных оснований к отмене судебных постановлений не установлено.

Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции

определила:

решение Воронежского областного суда от 9 апреля 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции от 8 июля 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу Кондаурова Юрия Александровича – без удовлетворения.

Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который начинает исчисляться на следующий день после принятия апелляционного определения и из которого исключается срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае, когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.

Кассационное определение в полном объеме 2 декабря 2021 года.

Председательствующий

Судьи