ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Кассационное определение № 3А-2/2021 от 18.08.2021 Девятого кассационного суда общей юрисдикции

Дело № 3а-2/2021

№ 88а-6558/2021

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

город Владивосток 18 августа 2021 года

Мотивированное кассационное определение изготовлено 31.08.2021

Судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе

председательствующего Зиганшина И.К.

судей Зайцевой О.А. и Кудриной Я.Г.

рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу администрации муниципального образования «Болугурский наслег» Чурапчинского улуса (района) Республики Саха (Якутия) на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции от 22 апреля 2021 года по административному делу по административному исковому заявлению администрации муниципального образования «Болугурский наслег» Чурапчинского улуса (района) Республики Саха (Якутия) к улусунскому (районному) Совету депутатов муниципального образования «Чурапчинский улус (район)» Республики Саха (Якутия), заинтересованное лицо муниципальное образование «Чурапчинский улус (район)» Республики Саха (Якутия) о признании нормативного правового акта недействующим в части.

Заслушав доклад судьи Зайцевой О.А., пояснения главы муниципального образования «Болугурский наслег» Чурапчинского улуса (района) Республики Саха (Якутия) ФИО7, заключение прокурора Генеральной прокуратуры РФ ФИО1, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции,

установила:

решением девятнадцатой (очередной) сессии улусного (районного) Совета депутатов муниципального образования «Чурапчинский улус (район)» Республики Саха (Якутия) от 19 декабря 2019 года № 84 утверждено Положение об определении арендной платы за земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности и государственная собственность на которые не разграничена, на территории Чурапчинского улуса (района) (далее - Положение). Данное решение опубликовано 28 декабря 2019 года на официальном сайте муниципального образования «Чурапинский улус (район)»: http://mo-churapchinsky.sakha.gov.ru без текста оспариваемого Положения. Решение с полным текстом Положения об определении арендной платы за земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности и государственная собственность на которые не разграничена, на территории Чурапчинского улуса (района) было опубликовано 04 декабря 2020 года на официальном информационном портале Республики Саха (Якутия) в разделе муниципальное образование «Чурапчинский улус (район)»: http:sakha.gov.ru.

Согласно пункту 5 Положения, арендная плата за земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности и государственная собственность на которые не разграничена, на территории Чупарчинского улуса (района), поступает в муниципальный бюджет Чурапчинского улуса.

Администрация муниципального образования «Болугурский наслег» Чурапчинского улуса (района) обратилась в Верховный Суд Республики Саха (Якутия) с вышеназванным административным исковым заявлением и, с учётом уточнения требований, просила признать недействующим со дня принятия пункт 5 Положения об определении арендной платы за земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности и государственная собственность на которые не разграничена, на территории Чурапчинского улуса (района).

Решением Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 15 января 2021 года административное исковое заявление удовлетворено: признано недействующим со дня принятия Положение об определении арендной платы за земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности и государственная собственность на которые не разграничена, на территории Чурапчинского улуса (района), утверждённое решением улусного (районного) Совета депутатов муниципального образования «Чурапчинский улус (район)» Республики Саха (Якутия) от 19 декабря 2019 года № 84, как не имеющее юридической силы. В обоснование принятого решения суд указал, что оспариваемый в части нормативный правовой акт не был опубликован (обнародован) в установленном порядке.

Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции от 22 апреля 2021 года решение Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 15 января 2021 года отменено, по делу принято новое решение, которым в удовлетворении административного искового заявления администрации муниципального образования «Болугурский наслег» Чурапчинского улуса (района) отказано.

В обоснование своей позиции кассатор сослался на нарушение судом апелляционной инстанции норм материального права, несоответствие выводов суда обстоятельствам дела. Так, статья 45 Устава муниципального образования «Чурапчинский улус (район)» Республики Саха (Якутия) не содержит условия о публикации нормативных правовых актов в сети Интернет на сайте, поэтому вывод суда о надлежащем опубликовании неверен. Полагает, что оспариваемое Положение принято улусным (районным) Советом депутатов с нарушением полномочий, поскольку в соответствии с нормами Земельного кодекса РФ, Земельного кодекса Республики Саха (Якутия), постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 26 января 2008 года № 26 «Об утверждении порядка определения размера арендной платы на земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена», полномочиями по установлению порядка определения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, наделено Правительство Республики Саха (Якутия), а органы местного самоуправления муниципальных образований наделены полномочиями по утверждению базовых ставок арендной платы.

Определением судьи судебной коллегии по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции от 02 июля 2021 года кассационная жалоба администрации муниципального образования «Болугурский наслег» Чурапчинского улуса (района) передана для рассмотрения в судебном заседании судебной коллегии по административным делам суда кассационной инстанции.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в судебное заседание не явились представители административного ответчика и заинтересованного лица, в соответствии с частью 2 статьи 326 КАС РФ судебная коллегия полагает возможным рассмотреть кассационную жалобу в их отсутствие.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав пояснения главы муниципального образования «Болугурский наслег» Чурапчинского улуса (района) Республики Саха (Якутия) ФИО7, заключение прокурора Генеральной прокуратуры РФ ФИО1, изучив письменные возражения прокурора Республика Саха (Якутия), судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.

Частями 2 и 3 статьи 329 КАС РФ предусмотрено, что при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления. Суд кассационной инстанции не вправе исследовать и приобщать к материалам дела новые доказательства, устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были опровергнуты судом первой и апелляционной инстанции.

В соответствии с частью 2 статьи 328 КАС РФ основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.

Таких оснований для пересмотра обжалуемого судебного постановления в кассационном порядке по результатам изучения доводов кассационной жалобы и административного дела не усматривается.

Отношения по использованию и охране земель в Российской Федерации (земельные отношения) как основы жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории, регулируются земельным законодательством, которое состоит из Земельного кодекса РФ, федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними законов субъектов Российской Федерации и согласно Конституции Российской Федерации находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (пункта 1 статьи 3, пункт 1 статьи 4 Земельного кодекса РФ).

Органы местного самоуправления в пределах своих полномочий на основании и во исполнение Земельного кодекса РФ, федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации могут издавать акты, содержащие нормы земельного права (пункт 4 статьи 2 Земельного кодекса РФ).

Согласно статье 7 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ) по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты (часть 1). По вопросам осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, могут приниматься муниципальные правовые акты на основании и во исполнение положений, установленных соответствующими федеральными законами и (или) законами субъектов Российской Федерации (часть 2).

Муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, Федеральному закону от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации (часть 4 статьи 7 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ).

Правительством Российской Федерации 16 июля 2009 года принято постановление № 582 «Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации», которое в части установления основных принципов определения арендной платы является общеобязательным при использовании всех земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в случаях, когда в соответствии с законом размер платы подлежит установлению соответствующими компетентными органами.

В соответствии с подпунктами 2 и 3 пункта 3 статьи 39.7 Земельного кодекса РФ, если иное не установлено данным Кодексом или другими федеральными законами, порядок определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и предоставленные в аренду без торгов, устанавливается органом государственной власти субъекта Российской Федерации в отношении земельных участков, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена; органом местного самоуправления в отношении земельных участков, находящихся в муниципальной собственности.

На территории Республики Саха (Якутия) порядок определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в собственности Республики Саха (Якутия), а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, урегулирован Земельным кодексом Республики Саха (Якутия).

Согласно подпунктам 2, 3 пункта 2 статьи 13 Земельного кодекса Республики Саха (Якутия) к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в области земельных отношений относятся: управление и распоряжение в пределах полномочий, установленных федеральным законодательством, законодательством Республики Саха (Якутия) и уставом муниципального района (городского округа), земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена и установление в соответствии с федеральным законодательством и законодательством Республики Саха (Якутия) в пределах полномочий, установленных Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Саха (Якутия), базовых ставок арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена.

Пунктом 2 статьи 3.3 Федерального закона от 25 октября 2001 года №137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» органы местного самоуправления также осуществляют предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, расположенных на территории городского округа, городского поселения, сельского поселения, на межселенных территориях муниципального района, за исключением случаев, предусмотренных настоящим пунктом.

Согласно части 5 статьи 62 Бюджетного кодекса РФ в бюджеты муниципальных районов до разграничения государственной собственности на землю поступают доходы от передачи в аренду земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и которые расположены в границах сельских поселений и межселенных территорий муниципальных районов, а также средства от продажи права на заключение договоров аренды указанных земельных участков - по нормативу 100 процентов.

В соответствии с частью 12 статьи 62 Бюджетного кодекса РФ в бюджеты городских, сельских поселений (внутригородских районов) подлежат зачислению неналоговые доходы по нормативам отчислений, установленным представительным органом муниципального района (городского округа с внутригородским делением) в соответствии со статьями 63 и 63.1 настоящего Кодекса.

Частью 4 статьи 63 Бюджетного кодекса РФ предусмотрено, что муниципальным правовым актом представительного органа муниципального района (за исключением решения о бюджете муниципального района или иного решения на ограниченный срок действия) могут быть установлены единые для всех сельских поселений муниципального района нормативы отчислений в бюджеты сельских поселений от следующих неналоговых доходов, подлежащих зачислению в бюджет муниципального района, в том числе, плата от передачи в аренду земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и которые расположены в границах сельских поселений, а также средства от продажи прав на заключение договоров аренды указанных земельных участков.

В соответствии с Уставом муниципального образования «Чурапчинский улус (район)» Республики Саха (Якутия), утверждённым решением Улусного (районного) Совета депутатов 06 февраля 2014 года №49, на очередной сессии улусного (районного) Совета депутатов муниципального образования «Чурапчинский улус (район)» Республики Саха (Якутия), состоявшейся 19 декабря 2019 года, при наличии кворума депутатов, принято оспариваемое Положение.

Согласно части 3 статьи 15 Конституции Российской Федерации любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.

В силу статьи 45 Устава муниципального образования «Чурапчинский улус (район)» Республики Саха (Якутия) официальное опубликование муниципальных правовых актов осуществляется путем их опубликования в районной газете «Сана олох» в течение пяти рабочих дней после его подписания; путем вывешивания на стенде официальной информации, установленной в здании улусной (районной) администрации.

Вместе с тем, в соответствии статьёй 47 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ муниципальные правовые акты вступают в силу в порядке, установленном уставом муниципального образования, за исключением нормативных правовых актов представительных органов местного самоуправления о налогах и сборах, которые вступают в силу в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации (часть 1). Муниципальные нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус организаций, учредителем которых выступает муниципальное образование, а также соглашения, заключаемые между органами местного самоуправления, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования) (часть 2).

Часть 2 статьи 47 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ предусматривает, что под официальным опубликованием муниципального правового акта или соглашения, заключенного между органами местного самоуправления, считается первая публикация его полного текста в периодическом печатном издании, распространяемом в соответствующем муниципальном образовании (абзац второй); официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов и соглашений органы местного самоуправления вправе также использовать сетевое издание (абзац третий).

Суд первой инстанции, принимая решение об удовлетворении административных исковых требований прокурора Амурской области, пришел к выводу, что оспариваемый в части нормативный правовой акт не был опубликован (обнародован) в установленном порядке, и по этим основаниям признал его недействующим со дня принятия.

Суд апелляционной инстанции, отменяя решение суда первой инстанции, и принимая новое решение об отказе в удовлетворении требований прокурора Амурской области, сослался на положения Земельного кодекса РФ, Бюджетного кодекса РФ, Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», постановление Правительства РФ от 16 июля 2009 года № 582 «Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации», Устав муниципального образования «Чурапчинский улус (район)» Республики Саха (Якутия), и пришёл к обоснованному выводу, что отсутствуют основания для признания оспариваемого нормативного правового акта недействующим в части, поскольку он в полном объёме был опубликован в соответствии с Уставом муниципального образования «Чурапчинский улус (район)» Республики Саха (Якутия) на официальном сайте муниципального образования 04 декабря 2020 года, то есть в период рассмотрения настоящего административного дела, тем самым допущенные нарушения порядка опубликования оспариваемого Положения были устранены. Кроме этом, суд апелляционной инстанции пришёл к правильному выводу о соответствии оспариваемой нормы Положения законодательству, имеющему большую юридическую силу, поскольку действующее законодательство определяет, что доходы от сдачи в аренду земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и которые расположены в границах сельских поселений, зачисляются в бюджеты муниципальных районов по нормативу 100 процентов, при этом органы местного самоуправления муниципального района, на территории которого находятся сельские поселения, могут принимать решения об установлении единых нормативов отчислений от вышеуказанных неналоговых поступлений в бюджеты сельских поселений.

Каких-либо убедительных доказательств, опровергающих эти выводы апелляционной инстанции, либо иных доказательств в обоснование своей позиции, в том числе в кассационной жалобе администрацией муниципального образования «Болугурский наслег» Чурапчинского улуса (района) Республики Саха (Якутия) не представлено.

Вопреки доводам кассационной жалобы, оспариваемый нормативный правовой акт принят уполномоченным органом.

Указание в кассационной жалобе на то, что статья 45 Устава муниципального образования «Чурапчинский улус (район)» Республики Саха (Якутия) не содержит условия о публикации нормативных правовых актов в сети Интернет на сайте, поэтому вывод суда апелляционной инстанции о надлежащем опубликовании неверен, правового значения не имеет, поскольку действующим законодательством предусмотрено, что муниципальные нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования), в том числе, путем размещения в сети Интернет на официальном информационном портале органа местного самоуправления. Следовательно, оспариваемое решение доведено до всеобщего сведения надлежащим образом.

Судебная коллегия Девятого кассационного суда общей юрисдикции находит выводы суда апелляционной инстанции правильными, мотивированными, основанными на законе, и не опровергнутыми доводами кассационной жалобы.

Разрешая данный административный спор, суд апелляционной инстанции правильно определили обстоятельства дела, характер спорных правоотношений, к которому применили нормы материального права, его регулирующие.

Все доводы кассационной жалобы, аналогичны позиции и доводам администрации муниципального образования «Болугурский наслег» Чурапчинского улуса (района) Республики Саха (Якутия) в судах первой и апелляционной инстанции, а ее несогласие с оценкой судом апелляционной инстанции имеющихся в деле доказательств по сути направлено на переоценку установленных судом фактических обстоятельств дела и имеющихся в деле доказательств, что в силу статьи 329 КАС РФ выходит за пределы полномочий суда кассационной инстанции.

Принцип правовой определённости предполагает, что стороны не вправе требовать пересмотра решения суда только в целях проведения повторного слушания и получения нового судебного постановления другого содержания. Иная точка зрения на то, как должно быть разрешено дело, не является поводом для отмены состоявшихся по делу судебных актов.

Фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом апелляционной инстанции на основании полного, всестороннего и объективного исследования имеющихся в деле доказательств с учётом всех доводов и возражений участвующих в деле лиц, а окончательные выводы суда соответствуют фактическим обстоятельствам и представленным доказательствам, основаны на правильном применении норм материального и процессуального права, в связи с чем, у суда кассационной инстанции отсутствуют основания для отмены либо изменения принятого по делу судебного акта, предусмотренные статьёй 328 КАС РФ.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 329-331 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции

определила:

апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции от 22 апреля 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу администрации муниципального образования «Болугурский наслег» Чурапчинского улуса (района) Республики Саха (Якутия) – без удовлетворения.

Кассационное определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вступления решения по административному делу в законную силу.

Председательствующий

Судьи