ЧЕТВЕРТЫЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД
ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
дело № 3а-361/2019
г. Краснодар 10 сентября 2020 года
Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Шелудько В.В.
судей Усенко Н.В. и Иванова А.Е.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Сеничкина А.Ю., действующего в интересах общества с ограниченной ответственностью «Волгодонские тепловые сети», на решение Ростовского областного суда от 25 октября 2019 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции от 12 марта 2020 года по административному делу по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью «Волгодонские тепловые сети» об оспаривании постановления региональной службы по тарифам Ростовской области.
Заслушав доклад судьи Четвертого кассационного суда общей юрисдикции Шелудько В.В., выслушав объяснения представителей ООО «Волгодонские тепловые сети» по доверенности Сеничкина А.Ю. и Андреевой С.М., настаивавших на удовлетворения кассационной жалобы, объяснение представителя региональной службы по тарифам правительства Ростовской области по доверенности Кириченко А.А. и прокурора Костюка А.И., возражавших против удовлетворения кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
постановлением Региональной службы по тарифам Ростовской области от 17 декабря 2018 г. № 83/54 установлены тарифы на тепловую энергию, поставляемую обществом с ограниченной ответственностью «Волгодонские тепловые сети» потребителям, другим теплоснабжающим организациям города Волгодонска, на 2019 - 2023 годы; постановлением Региональной службы от 17 декабря 2018 г. № 83/56 на 2019 - 2023 годы установлены тарифы на горячую воду в открытой системе теплоснабжения (горячего водоснабжения), поставляемую ООО «Волгодонские тепловые сети» потребителям, другим теплоснабжающим организациям города Волгодонска.
Управляющий ООО «Волгодонские тепловые сети» Левченко С.В. обратился в Ростовский областной суд с административным исковым заявлением, в котором просило признать недействующим Постановление № 83/54, а Постановление № 83/56 недействующим в части утверждения размера компонента на тепловую энергию.
Также просил обязать Региональную службу принять новые нормативные правовые акты по соответствующим предметам регулирования.
Решением Ростовского областного суда от 25 октября 2019 г., оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции от 12 марта 2020 года, административный иск удовлетворен. Суд признал недействующими со дня принятия Постановление № 83/54, и Постановление № 83/56 в части размера компонента на тепловую энергию, на тарифный орган возложена обязанность принять новые нормативные правовые акты по указанным предметам регулирования.
В кассационной жалобе, поданной представителем ООО «Волгодонские тепловые сети» по доверенности Сеничкиным А.Ю. в кассационный суд общей юрисдикции, ставится вопрос об изменении мотивировочной части указанных судебных актов, в части выводов о том, что административным ответчиком правомерно занижен размер НВВ в части расходов по сомнительным долгам (на сумму 18 144,52 тыс. руб.), а также о том, что административным ответчиком правомерно исключены из НВВ расходы по выплатам по договорам займа и кредитным договорам, включая проценты по ним (на сумму 20 037,90 тыс. руб.), признав подлежащей корректировке НВВ дополнительно в той мере, в которой в нее подлежит включению сумма разногласий по расходам по сомнительным долгам, а также в той мере, в которой подлежат включению в НВВ расходы по выплатам по договорам займа и кредитным договорам, включая проценты по ним.
Кассационная жалоба, поступившая в суд первой инстанции 15 июля 2020 года, определением судьи кассационной инстанции от 31 июля 2020 года с делом передана для рассмотрения в судебном заседании судебной коллегии по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме.
Выслушав объяснения представителей ООО «Волгодонские тепловые сети» по доверенности Сеничкина А.Ю. и Андреевой С.М., настаивавших на доводах и требованиях кассационной жалобы, объяснение представителя региональной службы по тарифам правительства Ростовской области по доверенности Кириченко А.А. и прокурора Костюка А.И., возражавших против удовлетворения кассационной жалобы, проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и возражений, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции пришла к следующим выводам.
Государственное регулирование тарифов в сфере теплоснабжения осуществляется на основе Федерального закона от 27 июля 2010 г. № 190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее - Закон о теплоснабжении), Основ ценообразования в сфере теплоснабжения (далее - Основы ценообразования), Правил регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения (далее - Правила регулирования цен), утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 22 октября 2012 г. № 1075; Методических указаний по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утверждённых приказом Федеральной службы по тарифам (далее - ФСТ России) от 13 июня 2013 г. № 760-э (далее - Методические указания).
В соответствии с пунктами 4, 5, 5.1 части 1 статьи 8 Закона о теплоснабжении регулированию подлежат, в частности, тарифы на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям, в соответствии с установленными федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов в сфере теплоснабжения предельными (минимальным и (или) максимальным) уровнями указанных тарифов; тарифы на горячую воду, поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям, другим теплоснабжающим организациям с использованием открытых систем теплоснабжения (горячего водоснабжения).
Полномочиями на установление тарифов на тепловую энергию (мощность) и горячую воду, поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям, наделены органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения (пункт 1 части 2 статьи 5, пункт 1 части 3 статьи 7 и пункты 4, 5, 5.1 части 1 статьи 8 Закона о теплоснабжении).
Таким органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов в Ростовской области является Региональная служба по тарифам Ростовской области, полномочия которой на установление соответствующих тарифов в сфере теплоснабжения закреплены в разделе 2 (пункт 2.1.4) Положения о Региональной службе по тарифам Ростовской области, утверждённого постановлением Правительства Ростовской области от 13 января 2012 г. № 20 (с последующими изменениями и дополнениями).
В соответствии с подпунктом 1.3.1. пункта 1.3 указанного Положения, пунктом 8 раздела II Регламента Региональной службы по тарифам Ростовской области, утверждённого решением Региональной службы по тарифам Ростовской области от 28 апреля 2005 г. № 5/3, Региональная служба на основании и во исполнение действующего законодательства по вопросам, отнесенным к её компетенции, издаёт постановления, имеющие нормативный характер; решение об установлении тарифов принимается в форме постановления Правлением Службы на заседании. Установление тарифов производится Службой путём рассмотрения соответствующих дел.
Как следует из материалов дела, по заявлению регулируемой организации решением Региональной службы 15 мая 2018 г. открыто дело об установлении тарифов на тепловую энергию, теплоноситель и горячую воду в открытой системе теплоснабжения (горячего водоснабжения) поставляемую ООО «Волгодонские тепловые сети» потребителям г. Волгодонска на 2019-2023 годы с применением метода индексации установленных тарифов.
Постановлением № 83/54 Региональной службой установлены тарифы на тепловую энергию, поставляемую ООО «Волгодонские тепловые сети» потребителям, другим теплоснабжающим организациям города Волгодонска, на 2019-2023 годы.
Постановлением № 83/56 установлены тарифы на горячую воду в открытой системе теплоснабжения (горячего водоснабжения), поставляемую ООО «Волгодонские тепловые сети» потребителям, другим теплоснабжающим организациям города Волгодонска, на 2019-2023 годы.
Постановление № 83/54 и Постановление № 83/56 опубликованы 21 декабря 2018 г. на официальном интернет-портале правовой информации www.pravo.gov.ru и на официальном портале правовой информации Ростовской области http://pravo.donland.ru.
С учетом положений пунктов 1.1, 1.3, 2.1.4 Положения о Региональной службе по тарифам Ростовской области, статей 1, 2, 4 Областного закона Ростовской области от 29 декабря 2003 г. № 85-ЗС «О порядке опубликования и вступления в силу Устава Ростовской области, Областных законов, постановлений Законодательного Собрания Ростовской области, правовых актов Губернатора Ростовской области и органов исполнительной власти Ростовской области», Постановления № 83/54 и № 83/56 приняты уполномоченным органом в установленной форме, официально опубликованы.
В силу статей 3 и 7 Закона о теплоснабжении регулирование цен (тарифов) в сфере теплоснабжения осуществляется, в том числе в соответствии с принципами соблюдения баланса экономических интересов теплоснабжающих организаций и интересов потребителей; обеспечения экономической обоснованности расходов теплоснабжающих организаций; обеспечения достаточности средств для финансирования мероприятий по надёжному функционированию и развитию систем теплоснабжения; определения размера средств, направляемых на оплату труда, в соответствии с отраслевыми тарифными соглашениями.
Одним из методов регулирования тарифов в сфере теплоснабжения является метод индексации установленных тарифов (пункт 2 части 1 статьи 9 Закона о теплоснабжении).
В соответствии с пунктом 22 Основ ценообразования тарифы в сфере теплоснабжения рассчитываются на основании НВВ регулируемой организации, определённой для соответствующего регулируемого вида деятельности, и расчётного объёма полезного отпуска соответствующего вида продукции (услуг) на расчётный период регулирования.
Необходимой валовой выручкой признается экономически обоснованный объём финансовых средств, необходимый регулируемой организации для осуществления регулируемого вида деятельности в течение расчётного периода регулирования (пункт 2 Основ ценообразования).
Пунктом 71 Основ ценообразования установлено, что при расчёте тарифов с применением метода индексации установленных тарифов НВВ регулируемой организации включает в себя текущие расходы, амортизацию основных средств и нематериальных активов и нормативную прибыль регулируемой организации, а также расчётную предпринимательскую прибыль регулируемой организации.
Согласно положениям пунктов 15, 16, 17, 20 и 28 Правил регулирования цен установление тарифов производится органом регулирования посредством анализа, проверки и экспертизы предложений организаций об установлении цен (тарифов) и материалов, представленных в обоснование этих предложений. К числу обосновывающих документов относится расчёт расходов и НВВ от регулируемой деятельности в сфере теплоснабжения с приложением экономического обоснования исходных данных (с указанием применяемых индексов, норм и нормативов расчёта, предлагаемого метода регулирования тарифов, предлагаемых значений долгосрочных параметров регулирования, значений удельных переменных расходов, принятых в схеме теплоснабжения, в случае её утверждения), разработанного в соответствии с Методическими указаниями.
В силу пункта 33 Правил регулирования цен (тарифов) орган регулирования отказывает регулируемой организации во включении в цены (тарифы) отдельных расходов, предложенных регулируемой организацией, только в случае экономической необоснованности таких расходов в соответствии с Основами ценообразования и методическими указаниями.
Общество осуществляет регулируемую деятельность по поставке тепловой энергии и теплоносителя потребителям и другим теплоснабжающим организациям на территории г. Волгодонска Ростовской области. Для Общества 2019 год является первым годом второго долгосрочного периода регулирования.
Расходы по сомнительным долгам заявлены регулируемой организацией в размере 26694, 60 тыс. руб., органом регулирования учтено 3073, 80 тыс. руб., сумма разногласий по иску составила 18144, 52 тыс. руб.
По статье расходов на выплаты по договорам займа и кредитным договорам, включая проценты по ним, Обществом заявлено 20037, 90 руб., утверждено 0 руб., сумма разногласий составляет 20037, 90 руб.
В соответствии с пунктом 73 Основ ценообразования величина неподконтрольных расходов определяется в соответствии с пунктом 62 настоящего документа и включает величину амортизации основных средств и расходы на выплаты по договорам займа и кредитным договорам, включая проценты по ним, за исключением расходов на погашение и обслуживание заёмных средств, в том числе процентов по займам и кредитам, предусмотренных подпунктом «б» пункта 74 настоящего документа. Величина процентов, включаемых в состав неподконтрольных расходов в соответствии с настоящим абзацем, не превышает величину, равную ставке рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, увеличенной на 4 процентных пункта.
В соответствии с подпунктом «а» пункта 47 Основ ценообразования к внереализационным расходам, включаемым в необходимую валовую выручку, относятся, в том числе расходы по сомнительным долгам, определяемые в отношении единых теплоснабжающих организаций, в размере фактической дебиторской задолженности населения, но не более 2 процентов необходимой валовой выручки, относимой на население и приравненных к нему категорий потребителей, установленной для регулируемой организации на предыдущий расчётный период регулирования.
Определение сомнительного долга предусмотрено пунктом 1 статьи 266 Налогового кодекса Российской Федерации, в соответствии с которым таковой признаётся любая задолженность перед налогоплательщиком, возникшая в связи с реализацией товаров, выполнением работ, оказанием услуг, в случае, если эта задолженность не погашена в сроки, установленные договором, и не обеспечена залогом, поручительством, банковской гарантией. При наличии у налогоплательщика перед контрагентом встречного обязательства (кредиторской задолженности) сомнительным долгом признаётся соответствующая задолженность перед налогоплательщиком в той части, которая превышает указанную кредиторскую задолженность налогоплательщика перед этим контрагентом. При наличии задолженностей перед налогоплательщиком с разными сроками возникновения уменьшение таких задолженностей на кредиторскую задолженность налогоплательщика производится начиная с первой по времени возникновения.
Согласно пункту 2 статьи 266 Налогового кодекса Российской Федерации безнадёжными долгами (долгами, нереальными ко взысканию) признаются те долги перед налогоплательщиком, по которым истёк установленный срок исковой давности, а также те долги, по которым в соответствии с гражданским законодательством обязательство прекращено вследствие невозможности его исполнения, на основании акта государственного органа или ликвидации организации.
Безнадёжными долгами (долгами, нереальными ко взысканию) также признаются долги, невозможность взыскания которых подтверждена постановлением судебного пристава-исполнителя об окончании исполнительного производства, вынесенным в порядке, установленном Федеральным законом от 2 октября 2007 г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», в случае возврата взыскателю исполнительного документа по следующим основаниям: невозможно установить место нахождения должника, его имущества либо получить сведения о наличии принадлежащих ему денежных средств и иных ценностей, находящихся на счетах, во вкладах или на хранении в банках или иных кредитных организациях; у должника отсутствует имущество, на которое может быть обращено взыскание, и все принятые судебным приставом-исполнителем допустимые законом меры по отысканию его имущества оказались безрезультатными.
Отказывая в удовлетворении требований административного истца в части расходов по сомнительным долгам, суд первой инстанции, в том числе, руководствуясь положениями пункта 12 Методических указаний, пунктов 70, 77 Положения по ведению бухгалтерского учёта и бухгалтерской отчётности в Российской Федерации, утверждённого приказом Министерства финансов Российской Федерации от 29 июля 1998 г. № 34н, правильно исходил из того, что заявленная Обществом сумма названных расходов обоснованно признана органом регулирования документально не подтверждённой в полном объёме.
Данный вывод суда основан на том, что в подтверждение расходов по сомнительным долгам административным истцом представлены доказательства списания дебиторской задолженности по итогам 2017 года на сумму 3073, 8 тыс. руб., при этом, остальные приказы управляющего Обществом о создании резерва по сомнительным долгам не содержат указания на отнесение сумм резерва на погашение безнадёжных долгов, что свидетельствует об отсутствии документального подтверждения заявленной величины дебиторской задолженности.
Иных доказательств, достоверно подтверждающих невозможность взыскания долгов, в том числе принятыми мерами к принудительному взысканию, Обществом не представлено.
Акт инвентаризации расчётов с покупателями, поставщиками и прочими дебиторами и кредиторами от 22 января 2018 г., структура дебиторской задолженности ООО «Волгодонские тепловые сети» содержат данные по дебиторской задолженности, образовавшейся до даты присвоения Обществу статуса единой теплоснабжающей организации в соответствии с постановлением Администрации г. Волгодонска от 02 июня 2014 г. № 1895 «Об утверждении схемы теплоснабжения города Волгодонска на период до 2028 года»; в отношении ряда дебиторов отсутствует информация о сроках возникновения задолженности; данные списка дебиторов содержат некорректные сведения (сумма дебиторской задолженности по срокам возникновения отличается от указанного в таблице итогового значения); содержатся сведения о фактической дебиторской задолженности иных категорий потребителей помимо населения и приравненных к нему категорий потребителей.
Также регулирующим органом из состава НВВ обоснованно исключены расходы Общества по выплатам по договорам займа и кредитным договорам, включая проценты по ним, как экономически необоснованные, в связи с отсутствием доказательств необходимости привлечения заёмных и кредитных средств для регулируемого вида деятельности.
Согласно пункту 11 приказа ФСТ России от 12 апреля 2013 г. № 91 «Об утверждении Единой системы классификации и раздельного учёта затрат относительно видов деятельности регулируемым видам деятельности теплоснабжающих организаций» отнесение заёмных средств к соответствующим регулируемым видам деятельности, источнику тепловой энергии, системе теплоснабжения осуществляется исходя из целевого назначения привлеченных средств.
В представленном Обществом договоре от 31 мая 2013 г. № 1310441, заключенном с ОАО <данные изъяты>», на предоставление целевого займа на возобновляемой основе, в качестве цели займа отражено пополнение постоянной части оборотного капитала, без указания вида деятельности, для которого он предназначен.
Регулируемой организацией не представлены доказательства, подтверждающие необходимость привлечения заёмных средств, наличие дефицита тарифной выручки, необходимой для содержания сетей, возникновения кассовых разрывов, отнесения и использования заёмных средств и процентов по ним именно на регулируемый вид деятельности, а также выписки по счетам, позволяющие определить движение заёмных средств и цели их расходования. Также не доказана сама необходимость привлечения заемных средств, в том числе в размере, в значительной степени превышающем выручку Общества от регулируемого вида деятельности по отдельности за 2017 и 2018 годы.
Таким образом, обосновано исключение из НВВ регулируемой организации перечисленных расходов.
Административным истцом при формировании тарифов для включения в НВВ заявлялись расходы на ремонт основных средств в размере 23273, 1 тыс. руб., регулирующим органом учтено 11374, 7 тыс. руб., не включено в тариф 11898, 40 тыс. руб.
Затраты на ремонт основных средств регулируемой организации относятся к операционным расходам (подпункт «б» пункта 58 Основ ценообразования), для определения величины которых используются плановые (расчётные) цены (пункты 40 и 41 Основ ценообразования).
Уровень операционных расходов первого года долгосрочного периода регулирования является базовым для таких расходов и определяется по Правилам установления долгосрочных параметров регулирования с учётом пунктов 28 - 31, 40 - 42, 44 и 58 Основ ценообразования (пункты 2, 59 Основ ценообразования, пункт 3 Правил установления долгосрочных параметров регулирования).
В силу пункта 32 Методических указаний для расчёта расходов, указанных в пунктах 24 - 30 настоящих Методических указаний, используются материалы в соответствии с перечнем, установленным пунктом 2 приложения 3 к настоящим Методическим указаниям. Объём плановых (расчётных) расходов определяется исходя из плановых (расчётных) значений цен и экономически обоснованных объёмов работ (услуг). При определении плановых (расчётных) и фактических значений расходов (цен) орган регулирования использует источники информации о ценах (тарифах) и расходах в соответствии с пунктами 28 - 31 Основ ценообразования.
В соответствии с пунктом 28 Основ ценообразования при определении плановых (расчётных) значений расходов (цен) орган регулирования использует источники информации о ценах (тарифах) и расходах в следующем порядке:
а) установленные на очередной период регулирования цены (тарифы) для соответствующей категории потребителей - если цены (тарифы) на соответствующие товары (услуги) подлежат государственному регулированию;
б) цены, установленные в договорах, заключённых в результате проведения торгов;
в) прогнозные показатели и основные параметры, определённые в прогнозе социально-экономического развития Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период, одобренном Правительством Российской Федерации (базовый вариант).
В случае невозможности использования всех источников информации о ценах, перечисленных в пункте 28 Основ ценообразования, применяется пункт 31 Основ ценообразования, согласно которому орган регулирования определяет плановые (расчётные) значения расходов исходя из норм и нормативов в соответствии с законодательством Российской Федерации о бухгалтерском и налоговом учёте и законодательством Российской Федерации в сфере теплоснабжения, а в случае их отсутствия - исходя из экспертных оценок, основанных на отчётных данных, представляемых регулируемой организацией.
Из материалов административного дела следует, что в обоснование расходов по указанной статье затрат Обществом представлены дефектные ведомости, акты обследования, предписания надзорных органов, ремонтная программа на 2019 год с приложением графика проведения ремонтов, локальная сметная ведомость на выполнение ремонтных работ, договор подряда на предыдущий период регулирования, акты о приёмке выполненных работ, справка о стоимости выполненных работ и затрат за предшествующий период, расчёт потребности в материалах, запчастях, комплектующих, программа энергосбережения и энергетической эффективности регулируемой организации, а также расчёт индекса перерасчёта сметной стоимости, определённой на основании территориальных единичных расценок ТЕР-2001 Ростовской области, в текущие цены 2019 года, приложена пояснительная записка, в которой содержалось обоснование необходимости проведения работ.
Снижая расходы Общества на ремонт основных средств, регулирующий орган обоснованно рассчитал указанные расходы по данным фактических затрат 2017 года с применением индексов потребительских цен, установленных прогнозом социально-экономического развития Российской Федерации на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов, на основании подпункта «в» пункта 28 Основ ценообразования, поскольку регулируемой организацией в материалы тарифного дела не представлены документы, подтверждающие проведение торгов на закупку услуг по ремонту основных средств на 2019 год и весь долгосрочный период регулирования.
Вместе с тем, суды правильно признали неправомерным уменьшение размера расходов по названной статье затрат относительно фактических затрат 2017 года, которое произведено Региональной службой пропорционально уменьшению протяжённости тепловых сетей в результате их частичной реализации Обществом в 2018 году на основании подпункта «и» пункта 7 Правил регулирования тарифов, поскольку положения приведенной нормы прямо предусматривают изъятия из общих правил срока действия тарифов, и к рассматриваемым правоотношениям по установлению тарифов на долгосрочный период регулирования отношения не имеют, а иных правовых обоснований применённого регулирующим органом подхода не приведено.
Использованный регулирующим органом метод расчета расходов не соответствует приведенным правовым нормам, поскольку Основы ценообразования и Методические указания не позволяют рассчитывать операционные расходы на уровне тарифного решения предыдущего периода с использованием простой математической пропорции.
Подпункт «и» пункта 7 Правил регулирования тарифов устанавливает правила о возможности установления тарифов на срок менее 1 финансового года в случае, если регулируемая организация приобрела (реализовала) объекты теплоснабжения, и не регулирует вопросы расчета НВВ.
Расходы на оплату труда заявлены Обществом в размере 44911 тыс. руб., тарифный орган учёл расходы по этой статье в размере 20643 тыс. руб.
При определении размера расходов на оплату труда для включения в НВВ расчёт расходов на оплату труда регулирующим органом произведён на основании статистической информации по Ростовской области о среднемесячной начисленной заработной плате по виду деятельности «водоснабжение, водоотведение, организация сбора и утилизации отходов, деятельности по ликвидации загрязнений» (24 228,81 руб. на 1 человека).
В силу пункта 33 Основ ценообразования расходы на оплату труда относятся к расходам, связанным с производством и реализацией продукции (услуг) по регулируемым видам деятельности, то есть являются операционными (подконтрольными) расходами предприятия.
Согласно пункту 42 Основ ценообразования при определении расходов на оплату труда, включаемых в НВВ, регулирующие органы определяют в соответствии с методическими указаниями размер фонда оплаты труда согласно отраслевым тарифным соглашениям, коллективным договорам, заключённым соответствующими организациями, и фактическому объёму фонда оплаты труда за последний расчётный период регулирования, а также с учётом прогнозного индекса потребительских цен.
Отраслевое соглашение, которое может заключаться на федеральном уровне социального партнёрства, устанавливает общие условия оплаты труда, гарантии, компенсации и льготы работникам отрасли и действует в отношении всех работодателей, являющихся членами объединения работодателей, заключившего соглашение, являющихся членами объединений работодателей, иных некоммерческих организаций, входящих в объединение работодателей, заключившее соглашение, работодателей, не являющихся членами объединения работодателей, заключившего соглашение, которые уполномочили указанное объединение от их имени участвовать в коллективных переговорах и заключить соглашение либо присоединились к соглашению после его заключения. Такое соглашение распространяется на работодателя в полном объёме при отсутствии его мотивированного письменного отказа от присоединения к соглашению в порядке и сроки, предусмотренные трудовым законодательством (часть 8 статьи 45, части 3 и 9 статьи 48 Трудового кодекса Российской Федерации).
На федеральном уровне социального партнерства 8 декабря 2016 г. заключено Отраслевое тарифное соглашение в жилищно-коммунальном хозяйстве Российской Федерации на 2017-2019 годы (пролонгировано до 31 декабря 2022 г.). Соглашение прошло уведомительную регистрацию в Федеральной службе по труду и занятости 28 декабря 2016 г., размещено на официальном сайте Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, опубликовано в средствах массовой информации, то есть текст его является общедоступным.
Вместе с тем, в отсутствие сведений о наличии мотивированного отказа Общества присоединиться к Отраслевому тарифному соглашению, тарифный орган в нарушение требований действующего законодательства в сфере тарифного регулирования при расчёте размера расходов на оплату труда работников регулируемой организации применил статистическую информацию о среднемесячной заработной плате.
Разрешая требования административного истца о неправомерном снижении тарифным органом штатной численности цехового персонала с 41 до 32 человек, суды нижестоящих инстанций правильно констатировали, что регулирующим органом в подтверждение данной позиции не представлено правового обоснования, а принятая административным ответчиком штатная численность не соответствует приказу Госстроя России от 12 октября 1999 г. № 74 «Об утверждении нормативов численности руководителей, специалистов и служащих коммунальных теплоэнергетических предприятий».
Обоснованность снижения штатной численности персонала не нашла своего подтверждения и в суде апелляционной инстанции.
Расходы регулируемой организации по данной статье затрат подлежат пересмотру регулирующим органом.
По статье затрат «Другие расходы» за услуги по сбору платежей регулирующим органом включены в состав необходимой валовой выручки 15, 84 тыс. руб. против заявленных Обществом 37455, 84 тыс. руб., оспариваемая сумма разногласий составляет 17044, 89 тыс. руб.
В соответствии с подпунктом д) пункта 58 Основ ценообразования операционные расходы включают в себя расходы на оплату иных работ и услуг, выполняемых по договорам с организациями, включая расходы на оплату услуг связи, вневедомственной охраны, коммунальных услуг, юридических, информационных, аудиторских и консультационных услуг и других работ и услуг.
В силу пункта 33 Методических указаний при расчёте долгосрочных тарифов методом индексации установленных тарифов НВВ определяется на основе долгосрочных параметров регулирования, которые определяются перед началом долгосрочного периода регулирования и в течение него не изменяются (за исключением случаев, предусмотренных пунктом 51 Основ ценообразования), в том числе на основе такого параметра, как базовый уровень операционных расходов, устанавливаемый органом регулирования в соответствии с пунктом 37 Методических указаний.
Согласно пункту 37 Методических указаний при расчете базового уровня операционных расходов учитываются следующие расходы: расходы на сырьё и материалы; расходы на ремонт основных средств; расходы на оплату труда; расходы на оплату работ и услуг производственного характера, выполняемых по договорам со сторонними организациями; расходы на оплату иных работ и услуг, выполняемых по договорам с организациями, включая расходы на оплату услуг связи, вневедомственной охраны, коммунальных услуг, юридических, информационных, аудиторских и консультационных услуг и других работ и услуг; расходы на служебные командировки; расходы на обучение персонала; лизинговый платёж, арендная плата, определяемые в соответствии с пунктами 45 и 65 Основ ценообразования; другие расходы, не относящиеся к неподконтрольным расходам, в том числе расходы по охране труда и технике безопасности, расходы на канцелярские товары.
Указанные выше расходы определяются методом экономически обоснованных расходов в соответствии с главой IV настоящих Методических указаний. В операционные расходы не включаются амортизация основных средств и нематериальных активов, расходы на погашение и обслуживание заёмных средств, расходы на оплату услуг, оказываемых организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности.
Обществом заключены агентские договоры с ООО «<данные изъяты>» от 18 августа 2014 г. № 83/ВТС по начислению платы, приёму платежей с собственников и нанимателей жилых помещений в многоквартирных жилых домах и жилых домах за коммунальные услуги по отоплению и горячему водоснабжению и информационном обмене на срок по 31 декабря 2020 г., и с ООО «<данные изъяты>» от 30 декабря 2015 г. № 124/ВТС на срок по 31 декабря 2019 г., предметом которого является совершение действий в отношении потребителей – юридических лиц, приобретающих тепловую энергию и теплоноситель.
В обоснование затрат по данной статье расходов в заявленном размере (37455, 84 тыс. руб.) регулирующей организацией тарифному органу представлены протоколы общих собраний собственников, расчёт затрат на 2019 год в сумме 17044, 9 тыс. руб., включающий затраты на обслуживание 17900 лицевых счетов на основании планируемых к заключению договоров, расчёт затрат на обслуживание одного лицевого счёта, подтверждающие необходимость заключения прямых договоров между ресурсоснабжающей организацией и потребителями в соответствии с изменениями в жилищном законодательстве.
Корректировка затрат в сторону уменьшения произведена регулирующим органом по причине непредставления Обществом расчёта и подтверждения необходимости ежегодного в течение пятилетнего периода регулирования несения затрат по двум договорам с расчётными центрами, а именно: не указано на необходимость снижения затрат по агентскому договору с ООО «<данные изъяты>», связанной с возможностью заключения прямых договоров и перераспределением затрат по указанным договорам.
Прямая зависимость между увеличением объема услуг по договору с ООО «<данные изъяты>» и уменьшением объёма услуг по договору с ООО «<данные изъяты>» отсутствует, соответственно, невключение тарифным органом в НВВ регулируемой организации расходов на услуги по сбору платежей в оспариваемом размере по основаниям непредставления расчетов в связи с перераспределением затрат по агентским договорам является неправомерным.
При таких обстоятельствах в мотивировочной части решения районного суда и апелляционного определения правильно и последовательно изложены обстоятельства административного дела, доказательства, на которых основаны выводы судебных инстанций об этих обстоятельствах, доводы, в соответствии с которыми суды приняли или отвергли те или иные доказательства и обоснования.
Поскольку судами нижестоящих инстанций не были допущены неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, а изложенные в обжалованных судебных актах выводы соответствуют обстоятельствам административного дела, судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения требований кассационной жалобы.
Руководствуясь статьей 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Ростовского областного суда от 25 октября 2019 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции от 12 марта 2020 года оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в срок, установленный частью 2 статьи 318 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Кассационное определение изготовлено в полном объеме 10 сентября 2020 года.
Председательствующий В.В. Шелудько
Судьи Н.В. Усенко
Е.И. Иванов