ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Кассационное определение № 3А-36/2021 от 19.05.2022 Четвёртого кассационного суда общей юрисдикции

ЧЕТВЕРТЫЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

Дело № 3а-36/2021

К А С С А Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

г. Краснодар 19.05.2022

Четвертый кассационный суд общей юрисдикции в составе председательствующего Усенко Н.В.,

судей: Иванова А.Е., Русакова А.Е.

рассмотрел в открытом судебном заседании с использованием видео-конференц-связи поданную 22.03.2022 кассационную жалобу Региональной службы по тарифам Республики Калмыкия на решение Верховного Суда Республики Калмыкия от 27.10.2021 и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции от 13.01.2022 по административному делу по административному иску публичного акционерного общества «Россети Юг» к Региональной службе по тарифам Республики Калмыкия, заинтересованное лицо – Федеральная антимонопольная служба Российской Федерации о признании недействующим в части нормативного правового акта.

Заслушав доклад судьи Усенко Н.В., представителей Региональной службы по тарифам Республики Калмыкия Бадинову Г.А., Силикей А.А., поддержавших кассационную жалобу, прокурора отдела управления Главного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Фролову Е.В., представителя ПАО «Россети Юг» Козыреву И.В., просивших об оставлении судебных актов без изменения, Четвертый кассационный суд общей юрисдикции

установил:

публичное акционерное общество «Россети Юг» (далее - общество, регулируемая организация, ПАО «Россети Юг») обратилось в Верховный Суд Республики Калмыкия с административным иском о признании недействующим пункта 4 приказа Региональной службы по тарифам Республики Калмыкия (служба по тарифам, тарифный орган) от 18.12.2020 № 60-п/тпэ «Об установлении платы за технологическое присоединение к электрическим сетям территориальной сетевой организации Республики Калмыкия на 2021 год» в части величины выпадающих доходов, связанных с осуществлением технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей максимальной мощностью, не превышающей 15 кВт включительно, в размере 17 586 274,19 рубля.

Кроме того, общество просило возложить на административного ответчика обязанность приять новый нормативный правовой акт, замещающий нормативный правовой акт, признанный недействующим в соответствующей части.

Требования мотивированы тем, что оспариваемый приказ тарифного органа не соответствует нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, в том числе, требованиям части 1 статьи 20, статьи 23 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее - Закон об электроэнергетике), пунктам 4, 7, 31, 87 Основ ценообразования в сфере регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике (далее - Основы ценообразования), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178 «О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике», пунктам 23, 28 Правил государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике (далее - Правила регулирования), пунктам 7, 8, 9 Методических указаний определяющих основные положения по определению выпадающих доходов, связанных с осуществлением технологического присоединения к электрическим сетям, утвержденных приказом Федеральной службы по тарифам от 11.09.2014 № 215-э/1 (далее - Методические указания).

Административный истец обращает внимание на то, что при определении величины выпадающих доходов на 2021 год, не включаемых в соответствии с Методическими указаниями в состав платы за технологическое присоединение к электрическим сетям энергопринимающих устройств потребителей, максимальной мощностью, не более чем 15 кВт, тарифный орган необоснованно не принял для расчета данные о фактически выполненных договорах на технологическое присоединение за предыдущий трехлетний период регулирования.

Ссылаясь на то, что нормативным правовым актом регулирующего органа для общества установлена экономически необоснованная величина выпадающих доходов на 2021 год, ПАО «Россети Юг» просило удовлетворить административный иск.

Решением Верховного Суда Республики Калмыкия от 27.10.2021, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции от 13.01.2022, административный иск удовлетворен. Признан недействующим со дня принятия пункт 4 приказа тарифного органа от 18.12.2020 № 60-п/тпэ в части установления величины выпадающих доходов, связанных с осуществлением технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей максимальной мощностью, не превышающей 15 кВт включительно, в размере 17 586 274, 19 руб. На службу по тарифам возложена обязанность опубликовать сообщение о принятии решения суда, а также принять новый нормативный правовой акт, заменяющий признанный недействующим пункт 4 приказа.

В кассационной жалобе тарифный орган просит отменить состоявшиеся по делу судебные акты как постановленные при несоответствии выводов, изложенных в обжалованных судебных актах, обстоятельствам административного дела, а также при неправильном применении норм материального и процессуального права.

На кассационную жалобу ПАО «Россети Юг» поданы возражения, в которых содержится просьба об оставлении судебных актов без изменения, кассационной жалобы – без удовлетворения.

В своих возражениях прокуратура Республики Калмыкия просит в удовлетворении жалобы тарифного органа отказать.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационных жалоб, возражений, кассационный суд приходит к выводу об отсутствии оснований, предусмотренных положениями статьи 328 КАС РФ, для отмены обжалуемого апелляционного определения.

Государственное регулирование цен (тарифов) надбавок в области электроэнергетики осуществляется в порядке, установленном Законом об электроэнергетике, Основами ценообразования и Правилами регулирования и основывается на принципе достижения баланса экономических интересов поставщиков и потребителей электрической энергии (пункт 1 статьи 20 Закона об электроэнергетике), которому корреспондирует принцип обеспечения экономической обоснованности затрат коммерческих организаций на производство, передачу и сбыт электрической энергии (тарифов) (пункт 2 статьи 23 Закона об электроэнергетике).

Плата за технологическое присоединение и (или) стандартизированные тарифные ставки, определяющие ее величину, подлежат государственному регулированию (абзац девятый пункта 4 статьи 23.1 Закона об электроэнергетике).

В силу с пункта 3 статьи 24 Закона об электроэнергетике органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов устанавливают цены (тарифы), указанные в статье 23.1 данного Закона, за исключением цен (тарифов), регулирование которых осуществляется Правительством Российской Федерации или федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов. Таким органом в соответствии с Положением о Региональной службе по тарифам Республики Калмыкия от 02.03.2009 № 48 является административный ответчик.

Согласно пункту 2 статьи 23.2 Закона об электроэнергетике затраты на проведение мероприятий по технологическому присоединению, в том числе расходы сетевой организации на строительство и (или) реконструкцию необходимых для технологического присоединения объектов электросетевого хозяйства, включаются в расходы сетевой организации, учитываемые при установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии и (или) платы за технологическое присоединение. Расходы территориальных сетевых организаций на выполнение мероприятий по технологическому присоединению в части, превышающей размер расходов на осуществление указанных мероприятий, исходя из которого рассчитаны стандартизированные тарифные ставки, определяющие величину платы за технологическое присоединение к электрическим сетям территориальных сетевых организаций, не подлежат учету при государственном регулировании цен (тарифов) в электроэнергетике.

Пунктом 87 Основ ценообразования регламентировано, что плата за технологическое присоединение энергопринимающих устройств минимальной мощностью, не превышающей 15 кВт включительно (с учетом мощности ранее присоединенных в этой точке присоединения энергопринимающих устройств), устанавливается исходя из стоимости мероприятий по технологическому присоединению в размере не более 550 руб. при присоединении заявителя по 3-й категории надежности (по одному источнику электроснабжения) при условии, что расстояние от границ участка заявителя до объектов электросетевого хозяйства, необходимого заявителю класса напряжения сетевой организации, в которую подана заявка, составляет не более 300 метров в городах и поселках городского типа и не более 500 метров в сельской местности.

Как указанно в абзаце девятом пункта 87 Основ ценообразования, расходы, связанные с технологическим присоединением энергопринимающих устройств, плата за которые устанавливается в соответствии с этим документом в размере не более 550 руб., расходы на строительство объектов электросетевого хозяйства от существующих объектов электросетевого хозяйства до присоединяемых энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики, не включаемые в состав платы за технологическое присоединение, составляют выпадающие доходы сетевой организации, связанные с технологическим присоединением к электрическим сетям.

Выпадающие доходы, связанные с осуществлением технологического присоединения к электрическим сетям, рассчитываются в соответствии с Методическими указаниями, согласно которым учет выпадающих доходов предусмотрен на основании фактических данных за предыдущий период регулирования на основании выполненных договоров и актов приемки выполненных работ на технологическое присоединение.

Расходы на выполнение организационных мероприятий и расходы по мероприятиям «последней мили» (расходы на строительство объектов электросетевого хозяйства - от существующих объектов электросетевого хозяйства до присоединяемых энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики), связанные с осуществлением технологического присоединения энергопринимающих устройств максимальной мощностью, не превышающей 15 кВт включительно, не включаемые в состав платы за технологическое присоединение, рассчитываются в соответствии с формой, предусмотренной приложением № 1 к Методическим указаниям (пункт 7 Методических рекомендаций).

Пунктом 3 примечания к приложению № 1 Методических указаний установлено, что плановое количество договоров об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям определятся на основании фактических средних данных по выполненным договорам об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям за три предыдущих года.

В силу подпункта «д» пункта 7 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 № 861 (далее - Правила № 861), под фактическим присоединением понимается комплекс технических и организационных мероприятий, обеспечивающих физическое соединение (контакт) объектов электросетевого хозяйства сетевой организации, в которую была подана заявка, и объектов электроэнергетики (энергопринимающих устройств, объектов микрогенерации) заявителя.

Из материалов дела следует, что 14.04.2019 ПАО «Россети Юг» представило в тарифный орган бухгалтерскую, статистическую, управленческую отчетность филиала за 2019 год.

Письмом от 30.10.2020 № КЛМ/01/179 обществом в службу по тарифам направлены сведения о выпадающих доходах, связанных с осуществлением технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей максимальной мощностью, не превышающей 15 кВт включительно, на 2021 год, рассчитанных филиалом ПАО «Россети ЮГ» «Калмэнерго» в соответствии с приложением № 1 к Методическим рекомендациям.

17.11.2020 письмом № КЛМ/01/191 дополнительно направлены копии договоров за 2019 год и технических условий к ним.

Судами установлено и тарифным органом не оспаривалось, что письмом от 30.10.2020 общество представило информацию о 478 договорах, фактически исполненных в 2017 – 2019 годах. Однако в результате экспертизы представленных обществом документов (экспертное заключение от 11.10.2020) тарифный орган при расчете выпадающих доходов, связанных с технологическим присоединением энергопринимающих устройств максимальной мощностью до 15кВт, на 2021 год учет только 422 договора, в связи с чем указанные выпадающие доходы на 2021 год определены в размере 17 586 274,19 руб.(корректировка в сторону уменьшения составила 5 572 229,78 руб).

На основании экспертного заключения по итогам заседания правления РСТ Республики Калмыкия, проведенного 18.12.2020, издан приказ от 18.12.2020 № 60-п/тпэ «Об установлении платы за технологическое присоединение к электрическим сетям территориальной сетевой организации Республики Калмыкия на 2021 год».

В ответ на запрос общества от 19.02.2021 № КЛМ/01/23 о причинах исключения из расчета сведений о 56 исполненных договорах тарифный орган письмом от 16.03.2021 № 019/НБ-1-19-296 разъяснил, что основанием послужило нарушение подпункта «б» пункта 16 Правил № 861, а именно несоблюдение сроков выполнения мероприятий по технологическому присоединению энергопринимающих устройств.

Удовлетворяя заявленные требования, суды указали на то, что оспариваемый приказ не соответствует требованиям нормативных правовых актов, имеющих большую юридическую силу. Отсутствие в экспертном заключении, протоколе заседания правления тарифного органа оснований, по которым обществу отказано в учете сведений о выполненных договорах, об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям за 2017-2019 годы нарушает пункты 22, 23, 28 Правил регулирования.

Так, в ходе рассмотрения дела по существу тарифный орган не ссылался на то, что в 2017-2019 годах обществом не производилось технологическое присоединение к электрическим сетям 478 энергопринимающих устройств.

Четвертый кассационный суд общей юрисдикции находит указанные выводы судов верными, поскольку они основаны на правильном применении норм материального права, регулирующих возникшие правоотношения, мотивированы в судебном акте, всем представленным по делу доказательствам дана надлежащая правовая оценка по правилам статьи 84 КАС РФ.

Доводы административного ответчика о том, что нарушение обществом сроков технологического присоединения энергопринимающих устройств к электрическим сетям, является достаточным основанием для отказа в учете выпадающих доходов, подлежат отклонению, поскольку выпадающие доходы регулируемой организации определяются на основании фактических средних данных по выполненным договорам на технологическое присоединение к электрическим сетям за три предыдущих года.

Кассационная жалоба тарифного органа не содержат ссылок на существенные нарушения норм материального или процессуального права, повлиявшие на исход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов.

В целом доводы кассационной жалобы сводятся к переоценке доказательств по делу, что не может являться основанием для отмены постановленного решения. Судами не допущено существенных нарушений норм материального или процессуального права, способных повлиять на исход дела.

Руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Четвертый кассационный суд общей юрисдикции

определил:

решение Верховного Суда Республики Калмыкия от 27.10.2021 и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции от 13.01.2022 оставить без изменения, кассационную жалобу Региональной службы по тарифам Республики Калмыкия – без удовлетворения.

Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в срок, установленный частью 2 статьи 318 КАС РФ.

Председательствующий

Судьи:

Мотивированное кассационное определение изготовлено 30.05.2022.