ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Кассационное определение № 3А-38/19 от 25.03.2021 Пятого кассационного суда общей юрисдикции

ПЯТЫЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД

ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

№ 88А-2250/2021

№ 3а-38/2019

г. Пятигорск 25 марта 2021 г.

Судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции в составе

председательствующего Фахретдиновой Р.Ф.,

судей Белоусовой Ю.К.,

Зайнуллиной Г.К.,

рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральной кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Кабардино-Балкарской Республики от 18 декабря 2020 г.

по административному делу по административному иску Джандаровой Д.С. к Правительству Кабардино-Балкарской Республики, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кабардино-Балкарской Республике, Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости.

Заслушав доклад судьи Пятого кассационного суда общей юрисдикции Фахретдиновой Р.Ф., выслушав пояснения представителя Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральной кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» Тохова А.Ж., поддержавшего доводы кассационной жалобы, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Джандарова Д.С. обратилась в Верховный Суд Кабардино-Балкарской Республики с административным иском об установлении кадастровой стоимости принадлежащих ей на праве собственности 23 объектов недвижимости, равной их рыночной стоимости.

В обоснование своих требований указано, что кадастровая стоимость, установленная в отношении принадлежащих Джандаровой Д.С. на праве собственности объектов недвижимости (земельного участка и расположенных на нем объектов капитального строительства), не соответствует их рыночной стоимости, что нарушает ее права как собственника и ведет к уплате налога в завышенном размере.

Решением Верховного Суда Кабардино-Балкарской Республики от 29 мая 2019 г. заявленные административным истцом требования удовлетворены.

Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Кабардино-Балкарской Республики от 9 августа 2019 г. решение Верховного Суда Кабардино-Балкарской Республики от 29 мая 2019 г. оставлено без изменения.

Постановлением Президиума Верховного Суда Кабардино-Балкарской Республики от 14 ноября 2019 г. апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Кабардино-Балкарской Республики от 9 августа 2019 г. отменено, дело направлено на новое апелляционное рассмотрение.

При новом рассмотрении судом апелляционной инстанции определением от 20 января 2020 г. назначена повторная судебная оценочная экспертиза, проведение которой поручено индивидуальному предпринимателю Кунашеву Э.З. Заключением эксперта от 27 марта 2020 г. № Э04/03/2020 установлена рыночная стоимость спорных объектов недвижимости на дату определения их кадастровой стоимости.

Определением Верховного Суда Кабардино-Балкарской Республики от 26 июня 2020 г. по результатам проведенной судебной оценочной экспертизы, принят частичный отказ административного истца от административного искового заявления и производство по делу в части установления кадастровой стоимости равной рыночной стоимости объектов недвижимости с кадастровыми номерами: <данные изъяты>, <данные изъяты>, <данные изъяты>, <данные изъяты>, <данные изъяты> и <данные изъяты> прекращено.

Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Кабардино-Балкарской Республики от 26 июня 2020 г. решение Верховного Суда Кабардино-Балкарской Республики от 29 мая 2019 года отменено, по делу принято новое решение, которым административный иск Джандаровой Д.С. удовлетворен частично. Установлена кадастровая стоимость принадлежащих ей на праве собственности объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости:

по состоянию на 6 февраля 2015 г.:

- земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, общей площадью 52779 кв.м, в размере 8 177 783 руб.;

по состоянию на 7 июля 2015 г.:

- навеса (склада) с кадастровым номером <данные изъяты>, общей площадью 1891,2 кв.м, в размере 9 339 961 руб.;

- склада с кадастровым номером <данные изъяты>, общей площадью 1381,8 кв.м, в размере 17 607 400 руб.;

- склада с кадастровым номером <данные изъяты>, общей площадью 2028,6 кв.м, в размере 10 018 337 руб.;

- цеха с кадастровым номером <данные изъяты>, общей площадью 1510,5 кв.м, в размере 7 745 277 руб.;

- склада с кадастровым номером <данные изъяты>, общей площадью 2054 кв.м, в размере 10 935 017 руб.;

- цеха розлива с кадастровым номером <данные изъяты>, общей площадью 997,1 кв.м, в размере 5 289 581 руб.;

- здания весовой с кадастровым номером <данные изъяты>, общей площадью 66,5 кв.м, в размере 380 065 руб.;

- трансформаторной с кадастровым номером <данные изъяты>, общей площадью 89,1 кв.м, в размере 1 042 334 руб.;

- лаборатории с кадастровым номером <данные изъяты>, общей площадью 235,2 кв.м, в размере 3 530 130 руб.;

- здания котельной с кадастровым номером <данные изъяты>, общей площадью 711 кв.м, в размере 4 532 371 руб.;

- здания зарядно-столярной мастерской с кадастровым номером <данные изъяты>, общей площадью 446 кв.м, в размере 2 276 107 руб.;

по состоянию на 27 сентября 2016 года:

- здания склада под склад № 3 с кадастровым номером <данные изъяты>, общей площадью 614,7 кв.м, в размере 2 776 231 руб.;

- здания склада под склад № 2, административные помещения 2-х эт. с кадастровым номером <данные изъяты>, общей площадью 843,7 кв.м, в размере 6 551 667 руб.;

- здания склада под цех розлива с кадастровым номером <данные изъяты>, общей площадью 417,9 кв.м, в размере 1 933 369 руб.;

- здания под тарный цех с кадастровым номером <данные изъяты>, общей площадью 204,7 кв.м, в размере 964 512 руб.;

по состоянию на 28 ноября 2016 г.:

- здания склада под склад № 1 с кадастровым номером <данные изъяты>, общей площадью 400,8 кв.м, в размере 2 272 737 руб., расположенных по адресу: <адрес> Судом также определена дата обращения с заявлением о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости 29 декабря 2018 г.; с Правительства Кабардино-Балкарской Республики за счет казны Кабардино-Балкарской Республики взысканы понесенные судом расходы на проведение повторной судебной оценочной экспертизы в размере 240 000 рублей с зачислением их в доход федерального бюджета.

Кассационным определением судебной коллегии по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции от 1 октября 2020 г. апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Кабардино-Балкарской Республики от 26 июня 2020 г. в части распределения судебных расходов отменено, в отмененной части дело направлено в суд апелляционной инстанции на новое апелляционное рассмотрение.

При новом рассмотрении административного дела в отмененной части апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Кабардино-Балкарской Республики от 18 декабря 2020 г. расходы, понесенные на проведение повторной судебно-оценочной экспертизы, распределены путем взыскания с Правительства Кабардино-Балкарской Республики за счет казны Кабардино-Балкарской Республики денежных средств в размере 70 000 рублей, с Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» – в размере 60 000 рублей, с Джандаровой Д.С. – в размере 70 000 рублей с зачислением их в доход федерального бюджета.

В кассационной жалобе, поданной через суд первой инстанции 12 февраля 2021 г. и поступившей вместе с делом в Пятый кассационный суд общей юрисдикции 26 февраля 2021 г., Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» просит отменить вышеуказанное апелляционное определение в части взыскания с него судебных расходов, ссылаясь на их незаконность.

Иные лица, участвующие в деле и не явившиеся в судебное заседание, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы. Судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

В соответствии с частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.

Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.

Разрешая вопрос о распределении судебных расходов, суд апелляционной инстанции, исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства, установил следующее.

Требования Джандаровой Д.С. об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости равной их рыночной стоимости были заявлены в отношении 23 объектов.

Определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Кабардино-Балкарской Республики от 20 января 2020 г. по инициативе суда назначена повторная судебная оценочная экспертиза в отношении спорных объектов недвижимого имущества, проведение которой поручено ИП ФИО5, которым подготовлено и направлено в суд заключение эксперта от 27 марта 2020 г. № Э04/03-2020 с приложением акта выполненных работ и счета на сумму 240 000 рублей (стоимость оценки 23 объектов недвижимости по 10 000 рублей каждый + 10 000 рублей по ответу на вопрос о допущенных оценщиком ООО «<данные изъяты> нарушениях федеральных стандартов оценки, которые могли повлиять на определение итоговой рыночной стоимости).

В судебном заседании представитель административного истца Коготыжев А.М. от исковых требований в части установления кадастровой стоимости шести объектов недвижимости с кадастровыми номерами <данные изъяты>, <данные изъяты>, <данные изъяты>, <данные изъяты>, <данные изъяты>, <данные изъяты> отказался, в связи с этим определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Кабардино-Балкарской Республики от 26 июня 2020 г. производство в указанной части прекращено. В отношении оставшихся семнадцати объектов недвижимости установлена кадастровая стоимость в размере их рыночной стоимости исходя из заключения эксперта от 27 марта 2020 г. № Э04/03-2020.

Стоимость повторной судебной экспертизы по указанным 6 объектам, в отношении которых административный истец отказался от иска и отказ был принят судом, составила 60 000 рублей. Кроме того, Джандаровой Д.С. на основании заключения эксперта от 27 марта 2020 г. № Э04/03/2020 было отказано в удовлетворении ее требований в части установления рыночной стоимости спорных объектов недвижимости на основании представленного при подаче иска отчета об оценке ООО «<данные изъяты>

В связи с этим, с Джандаровой Д.С. судом апелляционной инстанции взысканы понесенные судебные расходы в размере 60 000 рублей, связанные с проведением судебной оценочной экспертизы, в отношении объектов, производство по которым прекращено, а также 10 000 рублей по разрешению экспертом второго вопроса, а всего 70 000 рублей.

Судебные расходы, связанные с проведением судебной экспертизы в отношении семи объектов недвижимости с кадастровыми номерами <данные изъяты>, <данные изъяты>, <данные изъяты>, <данные изъяты>:<данные изъяты>, <данные изъяты>, <данные изъяты>. <данные изъяты>, оспариваемая кадастровая стоимость которых была утверждена Постановлением Правительства Кабардино-Балкарской Республики от 29 января 2016 г. № 2-ПП, составили 70 000 рублей.

При разрешении вопроса о распределении судебных расходов в этой части суд апелляционной инстанции учел расхождение между итоговой, установленной судом рыночной стоимостью, и первоначально установленной кадастровой стоимостью спорных объектов на величину более чем на 50 %, признав это свидетельством о допущенной указанным выше органом ошибке при определении стоимости конкретных объектов, а не недостатков методики определения этой стоимости, что послужило основанием ко взысканию с Правительства Кабардино-Балкарской Республики возмещения судебных расходов в размере 70 000 рублей.

В этой части (возмещения судебных расходов с Джандаровой Д.С. и Правительства Кабардино-Балкарской Республики) судебный акт не оспаривается.

Судом апелляционной инстанции по материалам дела также усмотрено, что первоначально кадастровая стоимость вновь образованных объектов недвижимости с кадастровыми номерами <данные изъяты>, <данные изъяты>, <данные изъяты>, <данные изъяты>, <данные изъяты>, <данные изъяты> была определена и утверждена в сведениях кадастрового учета Федеральным государственным бюджетным учреждением «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии».

Исходя из этого, а также ссылаясь на разъяснения, данные в пункте 31 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 г. № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», понесенные расходы, связанные с проведением судебно-оценочной экспертизы в отношении перечисленных объектов, в размере 60 000 рублей, суд апелляционной инстанции определил ко взысканию с органа, утвердившего их кадастровую стоимость – Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии».

Судебная коллегия соглашается с выводами суда апелляционной инстанции.

Заявителем жалобы не опровергается, что кадастровая стоимость вновь образованных объектов недвижимости с кадастровыми номерами <данные изъяты>, <данные изъяты>, <данные изъяты>, <данные изъяты>, <данные изъяты>, <данные изъяты> определена согласно акту определения кадастровой стоимости Федеральным государственным бюджетным учреждением «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Кабардино-Балкарской Республике.

В соответствии с частью 1 статьи 103 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением административного дела.

Согласно статье 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации сторонами в административном деле является административный истец и административный ответчик.

Согласно части 1 статьи 111 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных статьей 107 и частью 3 статьи 109 названного Кодекса.

Таким образом, согласно приведенным нормам Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебные расходы подлежат распределению между сторонами - административным истцом и административным ответчиком.

Согласно статье 24.19 Федерального закона от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», при осуществлении государственного кадастрового учета ранее не учтенных объектов недвижимости, включения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о ранее учтенном объекте недвижимости или внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений при изменении качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимости, влекущем за собой изменение их кадастровой стоимости, орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке, осуществляет определение кадастровой стоимости объектов недвижимости в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности.

Предусмотренные данной статьей полномочия по определению кадастровой стоимости вновь учтенных объектов недвижимости, ранее учтенных объектов недвижимости при включении сведений о них в Единый государственный реестр недвижимости и объектов недвижимости, в отношении которых произошло изменение их количественных и (или) качественных характеристик, органа, осуществляющего функции по государственной кадастровой оценке, на основании решения данного органа вправе осуществлять подведомственные ему государственные бюджетные учреждения.

В соответствии с пунктом 1 Приказа Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии от 12 мая 2015 г. № П/210 Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» наделено полномочиями по определению кадастровой стоимости вновь учтенных объектов недвижимости, ранее учтенных объектов недвижимости при включении сведений о них в государственный кадастр недвижимости и объектов недвижимости, в отношении которых произошло изменение их количественных и (или) качественных характеристик.

В абзаце 2 пункта 31 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 г. № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» приводятся разъяснения, согласно которым при удовлетворении требований об установлении в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости судебные расходы взыскиваются с органа, утвердившего результаты определения кадастровой стоимости.

При этом, как указывается в абзаце 3 пункта 7 данного Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации, по делам о пересмотре кадастровой стоимости объектов, указанных в статье 24.19 Федерального закона от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», административным ответчиком является орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке.

С учетом требований вышеуказанных норм материального права и приведенных разъяснений названного Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации, а также применительно к конкретным обстоятельствам настоящего дела, суд апелляционной инстанции правильно разрешил вопрос о распределении судебных расходов по проведению судебной экспертизы в отношении перечисленных объектов, придя к обоснованному выводу о том, что они подлежат взысканию с Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии».

Разрешая вопрос о распределении судебных расходов, суд апелляционной инстанции исходили из того, что органом, утвердившим результаты кадастровой стоимости спорного объекта недвижимости, является Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии», при этом кадастровая стоимость принадлежащих административному истцу объектов недвижимости превышает определенную судом рыночную стоимость более чем в два раза, что свидетельствует об ошибке, допущенной при формировании методики определения кадастровой стоимости или при ее применении к спорным объектам.

Доводы кассационной жалобы о несогласии с выводами судов первой и апелляционной инстанций, по мотивам неправильного применения судом апелляционной инстанции норм материального и процессуального права, не могут повлечь отмену обжалуемых судебных актов, так как не содержат указаний на обстоятельства, которые не были бы проверены и учтены судами нижестоящих инстанций при принятии обжалуемых судебных актов, и имели бы юридическое значение для правильного разрешения административного спора, влияли бы на законность и обоснованность обжалуемых судебных постановлений, либо опровергали бы изложенные в них выводы.

Поскольку в соответствии с частью 1 статьи 322 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации приостановление исполнения апелляционного определения судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Кабардино-Балкарской Республики от 18 декабря 2020 г. возможно только до окончания производства в суде кассационной инстанции, приостановление исполнения обжалуемого судебного акта по настоящему административному делу подлежит отмене.

Руководствуясь статьями 328 - 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Кабардино-Балкарской Республики от 18 декабря 2020 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральной кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» – без удовлетворения.

Приостановление исполнения апелляционного определения судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Кабардино-Балкарской Республики от 18 декабря 2020 г. отменить.

Кассационное определение вступает в законную силу со дня вынесения и может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня принятия судебного акта судом апелляционной инстанции, без учета времени рассмотрения дела судом кассационной инстанции.

Председательствующий Р.Ф. Фахретдинова

Судьи Ю.К. Белоусова

Г.К. Зайнуллина

Мотивированное кассационное определение изготовлено 25 марта 2021 г.