ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Кассационное определение № 3А-462/2022 от 10.10.2023 Первого кассационного суда общей юрисдикции

ПЕРВЫЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД

ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

Дело № 3а-462/2022

88а-31528/2023

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

город Саратов 10 октября 2023 года

Судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе

председательствующего Желонкиной Г.А.,

судей Ендовицкой Е.В., Шароновой Е.С.

рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Новый век – Облака Сити» на решение Саратовского областного суда от 20 декабря 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Четвёртого апелляционного суда общей юрисдикции от 28 марта 2023 года по административному делу по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью «Новый век – Облака Сити» к Саратовской областной Думе об оспаривании в части Закона Саратовской области от 27 апреля 2022 года №62-ЗСО «О внесении изменений в статью 2 Закона Саратовской области «О введении на территории Саратовской области налога на имущество организаций».

Заслушав доклад судьи Ендовицкой Е.В., объяснения представителя общества с ограниченной ответственностью «Новый век – Облака Сити» Галаниной А.А., поддержавшей доводы кассационной жалобы, представителей Саратовской областной Думы – Чепурной Н.А., правительства Саратовской области – Эмчиева Э.А., возражавших против удовлетворения кассационной жалобы, заключение прокурора четвертого отдела (апелляционно-кассационного) (с дислокацией в г. Самаре, г. Саратове) апелляционно-кассационного управления Главного гражданско-судебного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Дедова С.Б., полагавшего судебные акты подлежащими оставлению без изменения, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции

у с т а н о в и л а:

19 ноября 2003 года Саратовской областной Думой принят Закон Саратовской области № 73-ЗСО «О введении на территории Саратовской области налога на имущество организаций» (далее - Закон № 73-ЗСО).

20 апреля 2022 года Саратовской областной Думой принят Закон № 62-ЗСО «О внесении изменений в статью 2 Закона Саратовской области «О введении на территории Саратовской области налога на имущество организаций» (далее Закон № 62-ЗСО), опубликованный 27 апреля 2022 года на сайте «Новости Саратовской области», которым пункт 5 статьи 2 Закона № 73-ЗСО дополнен подпунктом 4, в соответствии с которым налоговая ставка в отношении объектов недвижимого имущества, налоговая база по которым определяется как кадастровая стоимость, устанавливается в размере 0,1% - в 2022 году в отношении торговых центров (комплексов), соответствующих требованиям пункта 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.

Настоящий Закон распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2022 года, и действует по 31 декабря 2022 года.

Общество с ограниченной ответственностью «Новый век - Облака Сити» (далее ООО «Новый век - Облака Сити») обратилось в суд с административным иском, в котором просило признать недействующим Закон № 62-ЗСО в части отнесения к получателям льготы по налогу на имущество организаций в виде уменьшения налоговой ставки до 0,1 % только торговых центров (комплексов), соответствующих требованиям, установленным пунктом 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, исключить из пункта 2 статьи 1 Закона № 62-ЗСО слова «соответствующих требованиям, установленным пунктом 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации».

Требования обоснованы тем, что является правообладателем торгового центра ООО «Новый век - Облака Сити», площадью 35 608,9 кв. м, с кадастровым номером Считает оспариваемые положения Закона № 62-ЗСО противоречащими пунктам 1 - 3 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации, пункту 8 части 1 статьи 15 Закона № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Решением Саратовского областного суда от 20 декабря 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции от 28 марта 2023 года, в удовлетворении административного иска отказано.

В кассационной жалобе, поданной через суд первой инстанции 8 сентября 2023 года, поступившей в Первый кассационный суд общей юрисдикции 13 сентября 2023 года, ООО «Новый век - Облака Сити» просит отменить вынесенные судебные акты, в связи с нарушением норм материального права, несоответствием выводов суда фактическим обстоятельствам дела. Указывает, что торговый центр ООО «Новый век - Облака Сити» осуществляет идентичную деятельность с деятельностью торговых центров, находящихся в отдельно стоящих зданиях. Невозможность использования установленными льготами не оправдывает в конструктивно-правовом отношении, допускает возможность повышения налоговой нагрузки. Кроме того, налоговые льготы не могут носить дискриминационный характер, вводит необоснованные и несправедливые различия в рамках одной и той же категории налогоплательщиков, нарушать конституционный принцип равенства.

На кассационную жалобу Саратовской областной Думой поданы письменные возражения.

О времени и месте рассмотрения дела иные лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом. Руководствуясь частью 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия рассмотрела дело в их отсутствие.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и возражений на нее, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему выводу.

Согласно части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.

Таких нарушений судами первой и апелляционной инстанций при рассмотрении настоящего административного дела допущено не было.

В силу пунктов 2 и 3 части 8 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта выясняет как вопросы соблюдения требований нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов; б) форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты; в) процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта; г) правила введения нормативных правовых актов в действие, так и соответствие этого акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

Как разъяснено в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами», при проверке соблюдения порядка принятия оспариваемого нормативного правового акта суд выясняет, соблюдены ли существенные положения нормативного правового акта, регулирующие процедуру принятия актов данного вида (пункт 29).

Вместе с тем, в пункте 34 указанного Постановления определено, что, если судом будет установлено, что оспариваемый акт принят в пределах полномочий органа или должностного лица с соблюдением требований законодательства к форме нормативного правового акта, порядку принятия и введения его в действие, суду следует проверить, соответствует ли содержание акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

С учетом названных норм, а также на основе надлежащей оценки доказательств судом установлено, что оспариваемые нормативные правовые акты приняты уполномоченным органом в пределах предоставленных ему полномочий, с соблюдением порядка введения в действие, в том числе правил опубликования, и по этим основаниям не оспаривались.

Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции, с которым согласился суд апелляционной инстанции, исходил из того, что устанавливая в пункте 2 статьи 1 Закона № 62-ЗСО налоговую ставку в размере 0,1% (т.е. снижая ее с 2% до 0,1%) в отношении торговых центров (комплексов), соответствующих требованиям пункта 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, законодатель реализовал предоставленные ему пунктом 2 статьи 380 Налогового кодекса Российской Федерации полномочия, т.е. положения оспариваемого Закона№ 62-ЗСО связывают предоставление пониженной налоговой ставки с определенными характеристиками объекта налогообложения.

При установленных обстоятельствах судебная коллегия соглашается с указанными выводами.

Как установлено судами и следует из материалов дела, ООО «Новый век - Облака Сити» является собственником нежилого помещения, площадью 35608,9 кв. м, с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости от 7 июня 2021 года. Административный истец является плательщиком налога на имущество организаций.

В соответствии со статьей 6 Устава Саратовской области, Законом Саратовской области от 29 марта 2001 года № 13-ЗСО «О Саратовской областной Думе» Саратовская областная Дума является законодательным (представительным) органом государственной власти Саратовской области.

На территории Саратовской области налог на имущество организаций установлен и введен Законом Саратовской области от 24 ноября 2003 года № 73-ЗСО «О введении на территории Саратовской области налога на имущество организаций».

20 апреля 2022 года Саратовской областной Думой был принят Закон № 62-ЗСО «О внесении изменений в статью 2 Закона Саратовской области «О введении на территории Саратовской области налога на имущество организаций» (далее Закон № 62-ЗСО), опубликованный 27 апреля 2022 года на сайте «Новости Саратовской области», которым пункт 5 статьи 2 Закона № 73-ЗСО дополнен подпунктом 4, в соответствии с которым налоговая ставка в отношении объектов недвижимого имущества, налоговая база по которым определяется как кадастровая стоимость, устанавливается в размере 0,1% - в 2022 году в отношении торговых центров (комплексов), соответствующих требованиям пункта 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.

В силу статьи 2 Закона № 62-ЗСО настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования, распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2022 года, и действует по 31 декабря 2022 года.

Ставка, предусмотренная пунктом 2 статьи 1 Закона Саратовской области от 27 апреля 2022 года № 62-ЗСО, установлена на основании пункта 2 статьи 380 Налогового кодекса Российской Федерации.

Согласно пояснительной записке к проекту Закона № 62-ЗСО он разработан в целях поддержки торговой отрасли после реализации мер, направленных на сдерживание распространения новой коронавирусной инфекции. Пониженной налоговой ставкой могут воспользоваться налогоплательщики, осуществляющие в качестве основного вида экономической деятельности «Аренда и управление собственным или арендованным торговым объектом недвижимого имущества» и обеспечившие сохранение численности работников на уровне 90% от численности в предыдущем налоговом периоде.

Согласно информации, предоставленной министерством экономического развития Саратовской области, в начале текущего года в правительство Саратовской области поступали обращения налогоплательщиков и общественных организаций с описанием ситуации, с которой столкнулись торговые центры, являющиеся крупнейшими арендодателями. Это массовые запросы на снижение арендных платежей со стороны крупных ритейлеров, прекращение работы розницы ряда международных сетей, и, как следствие, высвобождение арендопригодных площадей. Вместе с тем, торговые центры не были включены в список пострадавших от распространения коронавируса отраслей и на 2021 год льгот для них по налогу на имущество организаций не вводилось. Кроме того, в 2022 году работа крупных торговых центров была осложнена систематическими эвакуациями. С учетом этих обстоятельств было принято решение о разработке нормативного правового акта области, предоставляющего льготы организациям, находящимся в наиболее уязвимом положении.

Учитывая увеличение госдолга (2020 год - 51,6 млрд руб., 2021 год - 55 млрд руб.) и сложившийся по итогам 2021 года высокий уровень долговой нагрузки (63,7% против 21% по Российской Федерации и 39,2% по ПФО) в целях минимизации бюджетных потерь и вместе с тем оказания точечной поддержки торговых центров было принято решение о предоставлении льготы по налогу на имущество организаций в виде применения пониженной ставки налога в размере 0,1% для ВЭД «Аренда и управление собственным или арендованным торговым объектом недвижимого имущества» в отношении торговых центров. В целях проведения оценки влияния на доходы бюджета разрабатываемой новации был произведен расчет, согласно которому сумма выпадающих доходов бюджета оценивалась в 93 млрд руб.: по данным УФНС России по Саратовской области по данному ВЭД по объектам, включенным в перечень, сумма налога на имущество, составила - 52 млн руб., кроме того, сумма выпадающих доходов бюджета от применения льгот в связи с коронавирусом (100%) - 32, 6 млн руб., расчетная сумма налога составит 85 млн руб. (84,6 млн руб. - 32,6 млн руб.). Расчет по закону, вступившему в силу 1 января 2022 года (отмена ограничений по площади с планируемой бюджетной отдачей 54 млн руб.): по данным статистической отчетности по форме 5-НИО за 2020 год сумма уплаченного налога на имущество по объектам, включенным в перечень, составила 221,0 млн руб. На долю указанного ВЭД приходится 24% (23,5% = 52 x 100 / 221). Потенциально по всему ВЭД по закону, вступившему в силу 1 января 2022 года, сумма налога оценивается в размере 13 млн руб. (13 + 54 x 24%). Таким образом, по ВЭД 68.20.21 «Аренда и управление собственным или арендованным торговым объектом недвижимого имущества» сумма налога, исчисленного по ставке 2% составляет 98 млн руб. (85 млн руб. + 13 млн руб.) объем выпадающих доходов при применении ставки 0,1% составит порядка 93 млн руб. (93,1 = 98 / 2% x 0,1% - 98).

Как следует из выписки из Единого государственного реестра недвижимости, спорный объект недвижимости имеет назначение: «нежилое»; наименование – «помещение», площадь - 35 608,9 кв. м.

Согласно объяснениям представителя административного истца указанный объект капитального строительства представляет собой нежилое встроенно-пристроенное помещение к МКД, объект фактически используется для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.

Распоряжением комитета по управлению имуществом Саратовской области от 23 ноября 2021 года № 1244-р принадлежащий административному истцу объект недвижимости включен в Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2022 год, как нежилое помещение, фактически используемое для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания (подпункт 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации).

Систему налогов, общие принципы налогообложения и сборов в Российской Федерации устанавливает Налоговый кодекс Российской Федерации (пункт 2 статьи 1).

Установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (статьи 72, 76 Конституции Российской Федерации).

Согласно подпункту 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ) к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов установления, изменения и отмены региональных налогов и сборов, а также установления налоговых ставок по федеральным налогам в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

При установлении налога законами субъектов Российской Федерации могут также определяться особенности определения налоговой базы отдельных объектов недвижимого имущества в соответствии с главой 30 Налогового кодекса Российской Федерации, предусматриваться налоговые льготы, основания и порядок их применения налогоплательщиками.

В соответствии с пунктом 1 статьи 8 Налогового кодекса Российской Федерации под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

В силу пунктов 1.1, 2 статьи 380 Налогового кодекса Российской Федерации в отношении объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость, за исключением объектов, указанных в пунктах 3.1 и 3.2 настоящей статьи, налоговые ставки устанавливаются законами субъектов Российской Федерации и не могут превышать два процента. Допускается установление дифференцированных налоговых ставок в зависимости от категорий налогоплательщиков и (или) имущества, признаваемого объектом налогообложения.

Таким образом, исходя из вышеприведенных законоположений, суды нижестоящих инстанций сделали верный вывод, что федеральный законодатель предоставил органам государственной власти субъектов Российской Федерации не только право вводить на своей территории возможность исчисления налога на имущество организаций исходя из кадастровой стоимости имущества, но и предоставил региональному законодателю также право снижения налоговой ставки (предоставление льготы) по налогу на имущество организаций.

Из положений статей 14, 372 Налогового кодекса Российской Федерации следует, что налог на имущество организаций является региональным налогом, который устанавливается и вводится в действие в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации, и с момента введения в действие Налогового кодекса обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.

Согласно статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется как кадастровая стоимость в отношении недвижимого имущества, как административно-деловые центры, торговые центры (комплексы) и помещения в них (подпункт 1 пункта 1); нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания, либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания (подпункт 2 пункта 1).

В соответствии с пунктами 3 и 4 названной статьи административно-деловым и торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий: здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения или торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания (подпункты 1 названных пунктов); здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения или в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания (подпункты 2 указанных пунктов).

Как следует из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, освобождение от уплаты налогов по своей природе - льгота, являющаяся исключением из вытекающих из Конституции Российской Федерации (статьи 19 и 57) принципов всеобщности и равенства налогообложения, в силу которых каждый обязан платить законно установленный налог с соответствующего объекта налогообложения. Льгота адресована определенной категории налогоплательщиков, и ее установление относится к исключительной прерогативе законодателя. Именно законодатель вправе определять (сужать или расширять) круг лиц, на которых распространяются налоговые льготы (Определения от 17 июня 2020 года № 823-О-О, от 17 июля 2018 года № 1713-О).

Понятие «торговый центр» приведено в пункте 4 статьи 378.2 «Особенности определения налоговой базы, исчисления и уплаты налога в отношении отдельных объектов недвижимого имущества» Налогового кодекса Российской Федерации и пункте 53 Национального стандарта Российской Федерации ГОСТ Р 51303-2013 «Торговля. Термины и определения», утвержденного приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 28 августа 2013 года № 582-ст.

Под торговым центром понимается совокупность торговых предприятий и (или) предприятий по оказанию услуг, реализующих универсальный или специализированный ассортимент товаров и универсальный ассортимент услуг, расположенных на определенной территории в зданиях или строениях, спланированных, построенных и управляемых как единое целое и предоставляющих в границах своей территории стоянку для автомашин (пункт № 53).

Из материалов дела усматривается, что принадлежащий ООО «Новый век - Облака Сити» объект недвижимости состоит на государственном кадастровом учете и зарегистрирован как объект права в качестве нежилого помещения, является встроенно-пристроенным помещением к МКД, то есть не является отдельно стоящим нежилым зданием.

Вопреки доводам жалобы, как верно указано судами нижестоящих инстанций, устанавливая на 2022 год льготу по налогу на имущество организаций в размере пониженной ставки 0,1% для торговых центров (комплексов), соответствующих требованиям пункта 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, административный ответчик обоснованно руководствовался нормами и требованиями Налогового кодекса Российской Федерации.

Судебная коллегия полагает выводы суда первой и апелляционной инстанций правильными, все юридически значимые обстоятельства определены верно, исследованы, доказательства оценены в соответствии с требованиями статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Доводы кассационной жалобы сводятся к переоценке установленных апелляционным судом обстоятельств, имеющихся в материалах доказательств и сделанных на их основе выводов.

В соответствии с частью 3 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в полномочия суда кассационной инстанции не входит переоценка доказательств по делу и основанием для отмены обжалуемых судебных актов в кассационном порядке являться не может.

Кассационная жалоба каких-либо иных доводов, обосновывающих необходимость отмены принятых по делу судебных актов, не содержит, сводится к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки областного и апелляционного судов, и выражению несогласия с произведенной оценкой обстоятельств дела и представленных по делу доказательств.

Предусмотренных частью 3 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации безусловных оснований к отмене судебного постановления не установлено.

Руководствуясь статьями 328, 329 и 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции

о п р е д е л и л а:

решение Саратовского областного суда от 20 декабря 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Четвёртого апелляционного суда общей юрисдикции от 28 марта 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Новый век – Облака Сити» – без удовлетворения.

Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который начинает исчисляться на следующий день после принятия апелляционного определения и из которого исключается срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции в случае, когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.

Мотивированное кассационное определение изготовлено 17 октября 2023 года.

Председательствующий

Судьи