ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Кассационное определение № 3А-70/20 от 08.09.2021 Девятого кассационного суда общей юрисдикции

Дело № 3а-70/2020

№ 88а-7796/2021

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

город Владивосток 8 сентября 2021 года

Мотивированное кассационное определение изготовлено 21.09.2021

Судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе

председательствующего Зайцевой О.А.

судей Кудриной Я.Г., Римского Я.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании с использованием системы видеоконференц-связи кассационную жалобу председателя комитета по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края Орлова А.Л. на решение Хабаровского краевого суда от 9 июля 2020 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции от 5 марта 2021 года по административному делу по административному исковому заявлению ООО «Сфера» о признании недействующим постановления комитета по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края от 4 декабря 2019 года № 38/55 «О внесении изменений в постановление комитета по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края от 21 февраля 2018 года № 6/3» со дня его принятия.

Заслушав доклад судьи Кудриной Я.Г., объяснения представителя комитета по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края - Ларионовой И.Н., поддержавшего доводы кассационной жалобы, возражения прокурора Нишоновой Ф.А. относительно доводов кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции

установила:

представитель ООО «Сфера» обратился в Хабаровский краевой суд с вышеназванным исковым заявлением, просил признать недействующим постановление комитета по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края от 4 декабря 2019 года № 38/55 «О внесении изменений в постановление комитета по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края от 21 февраля 2018 года № 6/3» со дня его принятия.

В обоснование заявленных требований административный истец указал, что постановлением комитета по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края от 21 февраля 2018 года № 6/3 для ООО «Сфера» утверждены тарифы на тепловую энергию в пос.Эльбан на 2018-2021 годы. С целью ежегодной корректировки долгосрочного тарифа было принято постановление от 4 декабря 2019 года № 38/55 «О внесении изменений в постановление комитета по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края от 21 февраля 2018 года № 6/3», которое опубликовано на интернет портале 10 декабря 2019 года. В обжалуемом постановлении от 4 декабря 2019 года № 38/55 тариф на 2020 год скорректирован для потребителей, в случае отсутствия дифференциации тарифов по схеме подключения – 2 022 рубля 33 копейки без НДС, для населения – 2 426 рублей 80 копеек с НДС, что меньше, тарифов, действующих в 2018-2019 годах. Как следует из экспертного заключения об установлении тарифов на тепловую энергию на 2020 год для потребителей ООО «Сфера» в поселке Эльбан Амурского муниципального района, корректировка произошла ввиду следующего: в полном объеме исключена сумма амортизационных отчислений, тогда как фактически по итогам 2018 года сумма амортизации составила 230,5 тыс. руб.; снижены затраты на электроэнергию, холодную воду и теплоноситель, указанные затраты поставлены в зависимость от выработки тепловой энергии; снижен фонд оплаты труда; неверно применены индексы потребительских цен при корректировке НВВ в отношении излишне полученных доходов. В соответствии с пунктом 39 Методических указаний по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденных приказом ФСТ России от 13 июня 2013 года № 760-э неподконтрольные расходы включают в себя, в том числе амортизацию основных средств и нематериальных активов, определяемую в соответствии с положением 4.10 к настоящим методическим указаниям по данным бухгалтерского учета регулируемой организации. Исключение суммы амортизации из расчетов не соотносится с указанными выше нормами основ ценообразования и методическими указаниями. Изменение объемов энергетических ресурсов, холодной воды и теплоносителя при корректировке долгосрочного тарифа осуществляется в исключительных случаях, корректировка расходов на данные ресурсы должна производиться только за счет изменения цен на них и индексов изменения цен. Корректировка объемов электрической энергии, воды теплоносителя, произведенная комитетом и поставленная в зависимость от объема тепловой энергии, противоречит методическим указаниям и основам ценообразования в сфере теплоснабжения, а также не соотносится с технологическими особенностями работы оборудования котельной. Независимо от объема произведенной тепловой энергии, объем электроэнергии, холодной воды и теплоносителя остается практически неизменным. В комитет было предоставлено штатное расписание предприятия, где 47,8 единиц и только 2 работника имеют 1 разряд, средний разрядный коэффициент 3,2, из чего следует, что предприятие фактически не имеет возможности в 2020 году обеспечить выплату заработной платы в размерах, установленных законом, при установлении тарифа, не покрывающего расходы предприятия. Дополнительных средств для этого не имеется. Эксперты комитета применили индекс потребительских цен будущего периода (2019-2020 гг.) к доходам, полученным в предыдущем период (2019/2018-104,7%, 2020/2019-103%), в результате сумма излишне полученных доходов, исключенных из НВВ при ее корректировке, составила 27 282 рубля 61 копейку, таким образом, излишняя корректировка составила 1 983 рубля 69 копеек. Формулы расчета не предусматривают применение индексов потребительских цен будущего периода к доходам, подлежащим исключению из НВВ и полученным в предыдущем периоде.

Решением Хабаровского краевого суда от 9 июля 2020 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции от 5 марта 2021 года, административное исковое заявление ООО «Сфера» удовлетворено.

9 июля 2021 года в Девятый кассационный суд общей юрисдикции поступила кассационная жалоба комитета по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края, поданная через Хабаровский краевой суд 25 июня 2021 года, в которой ставится вопрос об отмене судебных постановлений и принятии нового решения об отказе в удовлетворении заявленных требований.

В обоснование своей позиции административный ответчик указал на несоответствие выводов судебных инстанций, содержащихся в оспариваемых судебных актах, фактическим обстоятельствам дела, со ссылкой на то, что в части требований по учету расходов по статье "Амортизация" судом первой инстанции сделан единственный вывод об обязанности органа регулирования по принятию данных за предшествующий период регулирования и о запросе у регулируемой организации необходимой информации. Судом первой инстанции было доподлинно установлено, что на момент принятия обжалуемого постановления комитет не располагал документами, подтверждающими амортизационные отчисления на имущество, находящееся в собственности ООО "Сфера". Сведения о наличии такого имущества были представлены только в суд первой инстанции, что и отражено в решении суда первой инстанции. Представление документов, подтверждающих право собственности на имущество, только в ходе судебного заседания является злоупотреблением правом ООО "Сфера" и не может служить основанием для признания выводов комитета, сделанных по имеющимся документам, незаконными.

Определением судьи судебной коллегии по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции от 12 августа 2021 года кассационная жалоба председателя комитета по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края Орлова А.Л. передана для рассмотрения в судебном заседании судебной коллегии по административным делам суда кассационной инстанции.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в судебное заседание не явился административный истец. В соответствии с частью 2 статьи 326 КАС РФ судебная коллегия полагает возможным рассмотреть кассационную жалобу в их отсутствие.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав объяснения представителя административного ответчика Ларионовой М.И., пояснения прокурора Нишоновой Ф.А., судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.

Частью 2 статьи 329 КАС РФ предусмотрено, что при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.

В соответствии с частями 2 и 3 статьи 328 КАС РФ основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта. Также судебный акт подлежит безусловной отмене кассационным судом общей юрисдикции в случаях, указанных в части 1 статьи 310 КАС РФ.

Таких оснований для пересмотра обжалуемых судебных постановлений в кассационном порядке по результатам изучения доводов кассационной жалобы и административного дела не усматривается.

Согласно пункту 2 части 1 статьи 20, части 1 статьи 208 КАС РФ с административным исковым заявлением в верховные суды республик, краевые, областные суды, суды городов федерального значения, суд автономной области и суды автономных округов об оспаривании нормативных правовых актов, актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами, принятых органами государственной власти субъектов Российской Федерации, вправе обратиться лица, в отношении которых применен такой акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

Государственное регулирование тарифов в сфере теплоснабжения осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2010 года N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Федеральный закон от 27 июля 2010 года N 190-ФЗ), Основами ценообразования в сфере в сфере теплоснабжения (далее - Основы ценообразования) и Правилами регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 октября 2012 года N 1075 "О ценообразовании в сфере теплоснабжения" (далее – Правила регулирования), а также Методическими указаниями по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденными Приказом Федеральной службы по тарифам от 13 июня 2013 года N 760-э (далее - Методические указания).

Подпунктом "а" пункта 18 статьи 2 Федерального закона от 27 июля 2010 года N 190-ФЗ предусмотрено, что реализация тепловой энергии (мощности), теплоносителя, за исключением установленных названным Законом случаев, при которых допускается установление цены реализации по соглашению сторон договора, в том числе установление по соглашению сторон договора цены на тепловую энергию (мощность) не выше предельного уровня цены на тепловую энергию (мощность), поставляемую потребителям единой теплоснабжающей организацией в ценовых зонах теплоснабжения, относится к регулируемому виду деятельности в сфере теплоснабжения, при ведении которой расчеты за товары, услуги в сфере теплоснабжения осуществляются по ценам (тарифам), подлежащим в соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2010 года N 190-ФЗ государственному регулированию.

Из содержания положений пункта 1 части 2 статьи 5, пункта 1 части 3 статьи 7 и пункта 4 части 1 статьи 8 Федерального закона от 27 июля 2010 года N 190-ФЗ следует, что полномочиями на установление тарифов на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям, в соответствии с установленными федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов в сфере теплоснабжения предельными (минимальным и (или) максимальным) уровнями указанных тарифов, а также тарифов на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями другим теплоснабжающим организациям, наделены органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения.

В соответствии с пунктом 39 Правил регулирования, решение о пересмотре цен (тарифов), проводимом с целью учета корректировок долгосрочных тарифов по основаниям, предусмотренным Основами ценообразования, принимается в соответствии с пунктами 13 - 35 настоящих Правил.

Согласно пункту 13 Правил регулирования, регулируемая организация до 1 мая года, предшествующего очередному расчетному периоду регулирования, представляет в орган регулирования предложение об установлении цен (тарифов) и заявление о выборе метода регулирования тарифов.

В случае непредставления регулируемыми организациями предложения об установлении цен (тарифов) и (или) материалов, предусмотренных настоящими Правилами, орган регулирования открывает дело об установлении цен (тарифов) в отношении указанных организаций на основании результатов проверки их хозяйственной деятельности, а также исходя из имеющихся данных за предшествующие периоды регулирования, использованных в том числе для установления действующих цен (тарифов), в том числе для этих организаций (пункт 14 Правил регулирования).

Пунктом 33 Основ ценообразования предусмотрено, что расходы, связанные с производством и реализацией продукции (услуг) по регулируемым видам деятельности, включаемые в необходимую валовую выручку, состоят из такой группы расходов как амортизация основных средств и нематериальных активов.

Из содержания пунктов 38 и 61 Основ ценообразования следует, что расходы на приобретение энергетических ресурсов, холодной воды и теплоносителя включаются в необходимую валовую выручку в соответствии с особенностями, предусмотренными пунктами 34 - 38 и 66 Основ ценообразования, и определяются как сумма произведений расчетных объемов приобретаемых энергетических ресурсов, холодной воды и теплоносителя, включающих потери при производстве и передаче тепловой энергии и теплоносителя, на соответствующие плановые (расчетные) цены (пункт 38 Основ ценообразования).

В соответствии с пунктом 40 Методических указаний, расходы на приобретение энергетических ресурсов, холодной воды и теплоносителя на каждый год долгосрочного периода регулирования рассчитываются до начала долгосрочного периода регулирования в соответствии с пунктами 26, 27 настоящих Методических указаний.

Из пункта 34 Методических указаний следует, что на каждый год долгосрочного периода регулирования определяются в соответствии с пунктом 40 настоящих Методических указаний и в течение этого периода не пересматриваются, если иное не предусмотрено пунктом 50 настоящих Методических указаний: объем потерь тепловой энергии, устанавливаемый для организаций, осуществляющих деятельность по передаче тепловой энергии, теплоносителя; объем потребления прочих энергетических ресурсов, холодной воды и теплоносителя в сопоставимых условиях.

Комитет по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края в силу пунктов 1.2, 3.1 Положения о Комитете по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края, утвержденного постановлением Правительства Хабаровского края от 4 июня 2010 года N 142-пр является органом исполнительной власти Хабаровского края, осуществляющим государственное регулирование цен (тарифов) в сфере тепло и электроснабжения на территории Хабаровского края.

Как установлено судами и следует из материалов дела, Постановлением администрации Эльбанского городского поселения Амурского муниципального района Хабаровского края от 15 августа 2016 года ООО «Сфера» присвоен статус единой теплоснабжающей организации с использованием централизованной системы теплоснабжения на территории поселка Эльбан Эльбанского городского поселения.

Комитетом по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края от 21 февраля 2018 года № 6/3 для ООО «Сфера» утверждены тарифы на тепловую энергию в пос.Эльбан на 2018-2021 годы.

При установлении тарифов на долгосрочный период 2018-2021 годы в необходимую валовую выручку регулируемой организацией включена амортизация основных средств и нематериальных активов ООО «Сфера» в размере 232,59 тысяч рублей.

29 октября 2019 года ООО «Сфера» обратилось в Комитет по ценам и тарифам с заявлением об установлении (пересмотре) тарифов на тепловую энергию на 2020 год (с целью корректировки установленных долгосрочных тарифов на 2018-2021 годы).

Вместе с заявлением Общество представило сведения о фактическом размере амортизационных отчислений в сумме 230,5 тысяч рублей.

С целью ежегодной корректировки долгосрочного тарифа было принято постановление от 4 декабря 2019 года № 38/55 «О внесении изменений в постановление комитета по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края от 21 февраля 2018 года № 6/3». При этом при корректировке тарифов на 2020 год амортизационные расходы из необходимой валовой выручки исключены в полном объеме. Основаниями для исключения амортизационных расходов явилось непредставление Обществом и отсутствие у тарифного органа документов, подтверждающих наличие у регулируемой организации имущества, на которые начисляются амортизационные расходы.

Также судом установлено, что Тарифный орган при формировании долгосрочного тарифа на 2018-2021 годы принял за основу объем вырабатываемой ООО «Сфера» тепловой энергии в размере 127 438,50 Гкал., исходя из нормативов выработки тепловой энергии по схеме теплотрассы.

До принятия решения о корректировке тарифов на 2020 год Обществом в регулирующий орган представлены сведения о том, что ООО «Сфера» за 2018 год произвело выработку тепловой энергии в количестве 107 537,12 Гкал.

Установив, что фактическая выработка тепловой энергии ООО «Сфера» ниже объема, учтенного при формировании тарифов на долгосрочный период, регулирующий орган принял решение о необходимости корректировки расходов на приобретение энергетических ресурсов, холодной воды и теплоносителя.

Разрешая вопрос о законности оспариваемого административным истцом нормативного правового акта, суды первой и апелляционной инстанций обоснованно пришли к выводу, что данный акт принят уполномоченным исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации (Комитетом по ценам и тарифам правительства Хабаровского края), в рамках его компетенции, с соблюдением требований к порядку его принятия и опубликованию.

Между тем, удовлетворяя административное исковое заявление ООО «Сфера», судебные инстанции, оценив представленные доказательства в их совокупности по правилам статьи 84 КАС РФ, а также проанализировав доводы сторон применительно к положениям действующего законодательства, регулирующего спорные правоотношения, исходили из того, что обсуждая при корректировке тарифов на 2020 год вопрос об исключении из необходимой валовой выручки амортизационных расходов органу регулирования следовало принять во внимание данные за предшествующий период регулирования, использованные при установлении действующих тарифов для ООО «Сфера» на долгосрочный период регулирования и запросить соответствующие документы у Общества; кроме того, на момент вынесения оспариваемого нормативного правого акта, Комитет по ценам и тарифам обладал информацией о наличии в собственности регулируемой организации имущества, на которое начисляется амортизационные расходы.

При данных обстоятельствах доводы кассационной жалобы о том, что на момент принятия обжалуемого постановления комитет не располагал документами, подтверждающими амортизационные отчисления на имущество, находящееся в собственности ООО "Сфера", подлежат отклонению как не ставящие под сомнение обоснованность выводов судов первой и апелляционной инстанций.

Кроме того, суд первой инстанции правомерно согласился с тарифным органом о необходимости корректировки расходов на приобретение энергетических ресурсов, холодной воды и теплоносителя, в связи со снижением выработки тепловой энергии ООО «Сфера» по сравнению с объемом, принятым при формировании тарифов на долгосрочный период.

Однако, проверяя решение суда первой инстанции в части выводов об обоснованности корректировки расходов на приобретение энергетических ресурсов, холодной воды и теплоносителя, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что произведенная регулирующим органом корректировка является неверной, поскольку Комитетом расходы на приобретение (производство) энергетических ресурсов, холодной воды и теплоносителя скорректированы в зависимости от фактической выработки тепловой энергии в размере 127 436,48 Гкал, учтенной при установлении тарифа, по отношению к объему фактической выработки тепловой энергии за 2018 год в размере 107 537,12 Гкал, тогда как согласно формуле 30 Методических указаний № 760-э расходы корректируются пропорционально изменившемуся объему полезного отпуска (без учета тепловой энергии на собственные нужды и потери тепла).

Судебная коллегия кассационной инстанции в пределах полномочий, предоставленных статьей 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, с учетом всей совокупности обстоятельств и исследованных доказательств соглашается с такими выводами суда апелляционной инстанции. Расчеты, представленные в апелляционном определении, судом кассационной инстанции проверены и признаны правильными.

В целом доводы кассационной жалобы направлены на переоценку доказательств и установленных по делу фактических обстоятельств. При этом приведенные административным ответчиком доводы не содержат в себе данных, которые не были бы проверены и учтены судами при рассмотрении дела, а также имели бы юридическое значение для отмены либо изменения обжалуемых судебных постановлений в кассационном порядке.

При рассмотрении настоящего административного дела судами первой и апелляционной инстанций были верно определены юридически значимые обстоятельства, нарушений норм материального и процессуального права, которые привели к неправильному разрешению дела, не допущено, обстоятельства, влекущие безусловную отмену апелляционного определения, по делу не установлены.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции

определила:

решение Хабаровского краевого суда от 9 июля 2020 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции от 5 марта 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу председателя комитета по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края – без удовлетворения.

Кассационное определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

Председательствующий

Судьи