Дело № 3а-79/2021
№ 88а-5920/2022
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
город Владивосток 29 июня 2022 года
Мотивированное кассационное определение изготовлено 12.07.2022
Судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Кудриной Я.Г.
судей Зайцевой О.А. и Туктамышевой О.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании с использованием системы видеоконференц-связи кассационную жалобу ФИО1 на решение Амурского областного суда от 29 сентября 2021 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции от 19 января 2022 года по административному делу по административному исковому заявлению ФИО1 к Тындинской городской Думе, заинтересованное лицо администрация города Тынды об оспаривании в части нормативных правовых актов.
Заслушав доклад судьи Зайцевой О.А., объяснения ФИО1, поддержавшей доводы кассационной жалобы, заключение прокурора Генеральной прокуратуры РФ ФИО2, возражавшей против удовлетворения кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
решением Тындинской городской Думы от 22 апреля 2021 года № 347-Р-ТГД-VII принят нормативный правовой акт города Тынды № 6-НПА «О назначении и проведении опроса граждан муниципального образования города Тынды по вопросу определения общественной территории города Тынды для участия во Всероссийском конкурсе лучших проектов создания комфортной городской среды и других государственных программах» (далее – нормативный правовой акт от 22 апреля 2021 года № 6-НПА). Опубликован в официальном периодическом печатном издании города Тынды газете «Авангард» от 23 апреля 2021 года № 8(52).
Частью 2 нормативного правового акта от 22 апреля 2021 года № 6-НПА установлен период проведения опроса – с 26 мая 2021 года по 30 мая 2021 года.
Решением Тындинской городской Думы от 01 июня 2021 года № 372-Р-ТГД-VII принят нормативный правовой акт города Тынды от 11 июня 2021 года № 13-НПА «О внесении изменений в нормативный правовой акт города Тынды от 22 апреля 2021 года № 6-НПА «О назначении и проведении опроса граждан муниципального образования города Тынды по вопросу определения общественной территории города Тынды для участия во Всероссийском конкурсе лучших проектов создания комфортной городской среды и в других государственных программах» (далее – нормативный правовой акт от 11 июня 2021 года № 13-НПА). Опубликован в официальном периодическом печатном издании города Тынды газете «Авангард» от 15 июня 2021 года №12(56).
Нормативным правовым актом от 11 июня 2021 года № 13-НПА изменён срок проведения опроса граждан, и установлен период - с 26 мая 2021 года по 17 июня 2021 года (включительно) с 08.00 часов до 18.00 часов.
ФИО1 обратилась в Амурский областной суд с вышеназванным административным исковым заявлением и, с учётом уточнения исковых требований, просила признать не действующими со дня принятия: нормативный правовой акт от 22 апреля 2021 года № 6-НПА, а именно: часть 2 статьи 1, в той мере, в которой согласно статье 4 Положения «О порядке назначения и проведения опроса граждан в городе Тынде», утверждённого решением Тындинской городской Думы от 28 июня 2012 года № 523 (далее – Положение об опросе), не определена форма опроса (тайно или поименно); часть 1 статьи 3, как противоречащую части 3 статьи 3 Закона Амурской области от 05 октября 2015 года № 588-ОЗ «О порядке назначения и проведения опроса граждан в Амурской области» (далее - Закон Амурской области от 05 октября 2015 года № 588-ОЗ) и части 3 статьи 3 Положения об опросе; части 2 и 3 статьи 3 вместе с приложениями №№2 и 3, как противоречащие Положению об опросе; нормативный правовой акт от 11 июня 2021 года № 13-НПА, как противоречащий части 6 статьи 31 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», части 5 статьи 4 и части 3 статьи 6 Закона Амурской области от 05 октября 2015 года № 588-ОЗ «О порядке назначения и проведения опроса граждан в Амурской области».
Определением судьи от 28 июля 2021 года к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечена администрация города Тынды.
Решением Амурского областного суда от 29 сентября 2021 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции от 19 января 2022 года, в удовлетворении административного искового заявления ФИО1 отказано.
В обоснование своей позиции кассатор сослался на нарушение судами первой и апелляционной инстанции норм материального права, несоответствие выводов судов обстоятельствам административного дела. Так, по мнению кассатора, решения судов не соответствуют требованиям части 1 статьи 176 КАС РФ, постановлению Верховного Суда РФ от 19 декабря 2003 года № 23 «О судебном решении». Судами не дана оценка доводам административного истца, что выносимые на опрос жителей города Тынды вопросы не относятся к вопросам местного значения, что решение о назначении опроса подлежит официальному опубликованию (обнародованию) и размещению на официальном сайте муниципального образования не менее чем за 10 дней до его проведения, и о том, что не допускается изменение периода проведения опроса путём его продления после даты окончания проведения опроса, с нарушением порядка опубликования. Оспариваемый нормативный правовой акт от 11 июня 2021 года № 13-НПА опубликован 15 июня 2021 года и вступил в законную силу 16 июня 2021 года, то есть за день до окончания опроса. При этом, в оспариваемом нормативном правовом акте не содержатся правовые предписания о распространении его действия на правоотношения, возникшие, в частности, с 31 мая по 15 июня 2021 года, в связи с чем, проведение опроса в этот период было осуществлено незаконно. Также, судами не учтено, что пунктом 3 части 6 Положения об опросе от 28 июня 2012 года № 523 чётко определено, что опрос проводится не ранее одного месяца и не позднее шести месяцев со дня принятия решения о проведении опроса. Судами также не учтены положения части 3 статьи 6 Закона Амурской области от 05 октября 2015 года № 588-ОЗ, которой определено, что опрос может проводиться в рабочие и выходные дни (за исключением праздничных дней и дня, предшествующему праздничному) с 08 часов до 20 часов местного времени. Следовательно, не исключение из срока проведения опроса 11 и 12 июня 2021 года, также свидетельствует о незаконности нормативного правового акта от 11 июня 2021 года № 13-НПА. В нарушение части 1 статьи 8 Положения об опросе от 28 июня 2012 года № 523 опросный лист, форма которого утверждена частью 3 статьи 3 нормативного правового акта от 22 апреля 2021 года № 6-НПА и являющегося приложением № 3, не содержит дату проведения опроса, которая к тому же была изменена нормативным правовым актом от 11 июня 2021 года № 13-НПА. Методика проведения опроса, утверждённая частью 2 статьи 3 нормативного правового акта от 22 апреля 2021 года № 6-НПА и являющаяся приложением № 3, не отвечает критерию правовой определённости и допускает неоднозначность её толкования. Не отвечает критерию правовой определённости и допускает множественность толкования и часть 1 статьи 3 нормативного правового акта от 22 апреля 2021 года № 6-НПА. Кроме этого, кассатор сослался на нарушение судами норм процессуального права, поскольку судами не разрешены административные исковые требования относительно приложений №№ 2 и 3 к частям 2 и 3 статьи 3 нормативного правового акта от 22 апреля 2021 года № 6-НПА.
Определением судьи судебной коллегии по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции от 27 мая 2022 года кассационная жалоба ФИО1 передана для рассмотрения в судебном заседании судебной коллегии по административным делам суда кассационной инстанции посредством использования видеоконференц-связи Девятого кассационного суда общей юрисдикции и Тындинского районного суда Амурской области.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы с использованием системы видеоконференц-связи извещены своевременно и в надлежащей форме, представители административного ответчика и заинтересованного лица в судебное заседание не явились, в соответствии с частью 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) судебная коллегия полагает возможным рассмотреть кассационную жалобу в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, изучив письменные возражения первого заместителя прокурора Амурской области, выслушав объяснения ФИО1, заключение прокурора Генеральной прокуратуры РФ ФИО2, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Частью 2 статьи 329 КАС РФ предусмотрено, что при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
В соответствии с частью 2 статьи 328 КАС РФ основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких оснований для пересмотра обжалуемых судебных постановлений в кассационном порядке по результатам изучения доводов кассационной жалобы и административного дела не усматривается.
В Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление, которое в пределах своих полномочий самостоятельно (статья 12 Конституции Российской Федерации).
Статьёй 130 Конституции Российской Федерации установлено, что местное самоуправление осуществляется гражданами путём референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, через выборные и другие органы местного самоуправления.
Федеральный законодатель, реализуя возложенные на него Конституцией Российской Федерации полномочия, установил в Федеральном законе от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ) общие правовые, территориальные и организационные принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, а также государственные гарантии его осуществления (преамбула).
Федеральный закон от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ, устанавливая в главе 5 формы непосредственного осуществления населением местного самоуправления и участия населения в осуществлении местного самоуправления, перечень которых не является исчерпывающим, и определяя какие вопросы подлежат разрешению на местном референдуме (статья 22), сходе граждан (статьи 25, 25.1), собрании граждан (статья 29), прямо указал в части 1 статьи 31, что мнение населения с целью его учёта при принятии решений органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления, а также органами государственной власти выявляется путём опроса граждан, проводимого на всей территории муниципального образования или на части его территории.
Согласно абзацу второму части 1 статьи 31 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ, результаты опроса носят рекомендательный характер.
Пунктом 1 части 3 статьи 31 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ установлено, что опрос граждан проводится по инициативе представительного органа муниципального образования или главы муниципального образования - по вопросам местного значения.
В части 4 статье 31 Федерального закона от 06 октября 2003 года №131-ФЗ закреплена обязанность органа местного самоуправления определить порядок назначения и проведения опроса граждан уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования в соответствии с законом субъекта Российской Федерации.
Согласно части 5 статьи 31 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ, решение о назначении опроса граждан принимается представительным органом муниципального образования. Для проведения опроса граждан может использоваться официальный сайт муниципального образования в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет». В нормативном правовом акте представительного органа муниципального образования о назначении опроса граждан устанавливаются: дата и сроки проведения опроса; формулировка вопроса (вопросов), предлагаемого (предлагаемых) при проведении опроса; методика проведения опроса; форма опросного листа; минимальная численность жителей муниципального образования, участвующих в опросе; порядок идентификации участников опроса в случае проведения опроса граждан с использованием официального сайта муниципального образования в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
Частью 6 статьи 31 Федерального закона от 06 октября 2003 года №131-ФЗ предусмотрено, что информирование жителей муниципального образования о проведении опроса граждан не менее чем за 10 дней до его проведения.
Аналогичные нормы содержаться в статье 4 Закона Амурской области от 05 октября 2015 года № 588-ОЗ «О порядке назначения и проведения опроса граждан в Амурской области» (далее - Закон Амурской области от 05 октября 2015 года № 588-ОЗ)
В соответствии с частью 1 статьи 3 Закона Амурской области от 05 октября 2015 года № 588-ОЗ, на опрос могут быть вынесены вопросы, непосредственно затрагивающие интересы жителей муниципального образования области по месту их проживания и отнесённые федеральным законодательством, законами области, уставом муниципального образования области к вопросам местного значения.
Согласно части 1 статьи 27 Устава города Тынды от 26 декабря 2014 года № 42-НПА, принятого решением Тындинской городской Думы от 26 декабря 2014 № 42-НПА (далее - Устав города Тынды), опрос граждан проводится на всей территории или части территории города Тынды для выявления мнения населения и его учёта при принятии решений Тындинской городской Думой и мэром города Тынды, а также органами государственной власти. Результаты опроса носят рекомендательный характер.
В силу пункта 2 части 1 статьи 44 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ, уставом муниципального образования должен определяться перечень вопросов местного значения.
Так, пунктами 20, 24 Устава города Тынды установлено, что к вопросам местного значения относится: создание условий для организации досуга и обеспечения жителей города Тынды услугами организаций культуры; создание условий для массового отдыха жителей города Тынды и организация обустройства мест массового отдыха населения.
В соответствии со статьёй 6 Положения «О порядке назначения и проведения опроса граждан в городе Тында», утверждённого решением Тындинской городской Думы от 28 июня 2012 года № 523, решение о назначении опроса граждан принимается городской Думой простым большинством голосов от избранного числа депутатов. В решении городской Думы о назначении опроса граждан указываются: цель опроса, инициатор проведения опроса; дата и сроки проведения опроса; источники финансирования проведения опроса; формулировка вопроса (вопросов), предлагаемого (предлагаемых) при проведении опроса, варианты ответов, которые должен выбрать участник опроса; методика проведения опроса; форма опросного листа и (или) форма опросного списка; территория опроса (если опрос проводится на части территории города, указываются границы территории, где будет проводиться опрос граждан); минимальная численность граждан, участвующих в опросе (минимальная численность граждан, при соблюдении которой опрос признается состоявшимся). Опрос проводится не ранее одного месяца и не позднее шести месяцев со дня принятия решения о проведении опроса. Решение о назначении опроса подлежит обязательному опубликованию в средствах массовой информации не менее чем за 10 дней до его проведения.
Оценив представленные сторонами доказательства в соответствии со статьёй 84 КАС РФ, суды первой и апелляционной инстанции, принимая судебные акты, сослались на положения Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Закона Амурской области от 05 октября 2015 года № 588-ОЗ «О порядке назначения и проведения опроса граждан в Амурской области», Устава города Тынды, утверждённого решением Тындинской городской Думы от 26 декабря 2014 года № 221-Р-ТГД-VI, установили, что нормативные правовые акты от 22 апреля 2021 года № 6-НПА, от 11 июня 2021 года № 13-НПА приняты в пределах полномочий административного ответчика и в соответствии с его компетенцией, с соблюдением требований нормативных правовых актов к его форме и виду, процедуре принятия и правилам введения его в действие, и пришли к обоснованному выводу о соответствии их требованиям закона, имеющего большую юридическую силу, отсутствии нарушении прав и законных интересов административного истца.
Каких-либо убедительных доказательств, опровергающих эти выводы, либо иных доказательств в обоснование своей позиции, в том числе в кассационной жалобе, ФИО1 не представлено.
Вопреки доводам кассационной жалобы, судами первой и апелляционной инстанции применено соответствующее действующее законодательство, исследованы обстоятельства дела и все представленные сторонами доказательства по делу, а также все заявленные требования и доводы административного истца, доводы административного ответчика и заинтересованного лица, и сделаны соответствующие мотивированные выводы.
Между тем, в кассационной жалобе ФИО1 по существу просит дать иную оценку обстоятельствам дела, а также имеющимся в материалах дела доказательствам.
Судебная коллегия Девятого кассационного суда общей юрисдикции находит выводы судов первой и апелляционной инстанции правильными, мотивированными, основанными на законе, и не опровергнутыми доводами кассационной жалобы.
Разрешая данный административный спор, суды правильно определили обстоятельства дела, характер спорных правоотношений, к которому применили нормы материального права, его регулирующие.
Все доводы кассационной жалобы, аналогичны позиции и доводам ФИО1 в судах первой и апелляционной инстанции, а её несогласие с оценкой судами имеющихся в деле доказательств по сути направлено на переоценку установленных судами фактических обстоятельств дела и имеющихся в деле доказательств, что в силу статьи 329 КАС РФ выходит за пределы полномочий суда кассационной инстанции.
Принцип правовой определённости предполагает, что стороны не вправе требовать пересмотра решения суда только в целях проведения повторного слушания и получения нового судебного постановления другого содержания. Иная точка зрения на то, как должно быть разрешено дело, не является поводом для отмены состоявшихся по делу судебных актов.
Фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судами первой и апелляционной инстанции на основании полного, всестороннего и объективного исследования имеющихся в деле доказательств с учётом всех доводов и возражений участвующих в деле лиц, а окончательные выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам и представленным доказательствам, основаны на правильном применении норм материального и процессуального права, в связи с чем, у суда кассационной инстанции отсутствуют основания для отмены либо изменения принятых по делу судебных актов, предусмотренные статьёй 328 КАС РФ.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 329-331 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Амурского областного суда от 29 сентября 2021 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции от 19 января 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу ФИО1 - без удовлетворения.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вступления решения по административному делу в законную силу.
Председательствующий
Судьи