ПЕРВЫЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД
ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
Дело № 3а-804/2022
88а-22674/2023
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
город Саратов 25 июля 2023 года
Судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Желонкиной Г.А.,
судей Васляева В.С., Ендовицкой Е.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью (далее – ООО) «Транзит РВ» на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции от 4 апреля 2023 года по административному делу по административному исковому заявлению ООО «Транзит РВ» о признании недействующим решение региональной службы по тарифам Нижегородской области от 14 марта 2022 года №7/2.
Заслушав доклад судьи Желонкиной Г.А., объяснения представителя ООО «Транзит РВ» ФИО1, поддержавшей доводы кассационной жалобы, возражения на жалобу представителя региональной службы по тарифам Нижегородской области ФИО2, заключение прокурора четвертого отдела (апелляционно-кассационного) (с дислокацией в г. Самаре и г. Саратове) апелляционно-кассационного управления Главного гражданско-судебного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации ФИО3, полагавшего, что кассационная жалоба удовлетворению не подлежит, судебная коллегия
у с т а н о в и л а:
решением региональной службы по тарифам Нижегородской области от 14 марта 2022 года №7/2 регулируемой организации - обществу с ограниченной ответственностью (далее ООО) «Транзит РВ» установлены тарифы на транспортировку технической воды с использованием водопроводных сетей, находящихся на территории г. Дзержинска Нижегородской области, на период с 1 апреля 2022 года по 31 декабря 2022 года; утверждены производственная программа в сфере холодного водоснабжения и общий объем финансовых потребностей, направленных на реализацию производственной программы в размере 3 045,14 тыс.руб. на весь период реализации.
Решение опубликовано в сетевом издании газеты «Нижегородская правда» http//www/Pravda-nn/ru 4 апреля 2022 года и включено в реестр нормативных актов органов исполнительной власти Нижегородской области 30 марта 2022 года № 19550-516-007/2.
ООО «Транзит РВ» обратилось в суд с административным иском, в котором просило признать недействующим решение от 14 марта 2022 года №7/2, возложить обязанность принять заменяющий нормативный правовой акт.
Заявленные требования обоснованы тем, что при принятии оспариваемого решения тарифным органом нарушены требования Основ ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, в частности, заявленные Обществом затраты на покупку нормативных потерь воды не включены в состав производственных расходов и не учтены при расчете необходимой валовой выручки; не учтены подтвержденные расходы на арендную плату в полном объеме; в НВВ не включены расходы на текущий ремонт, что привело к существенному снижению величины необходимой валовой выручки, нарушило права административного истца и сделало невозможным осуществление регулируемого вида деятельности.
Решением Нижегородского областного суда от 23 декабря 2022 года административные исковые требования удовлетворены. Оспариваемое решение от 14 марта 2022 года №7/2 признано недействующим со дня принятия, на региональную службу по тарифам Нижегородской области возложена обязанность принять заменяющий нормативный правовой акт.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции от 4 апреля 2023 года решение суда первой инстанции отменено. По делу принято новое решение, которым в удовлетворении административного иска отказано.
В кассационной жалобе, поданной 6 июня 2023 года через Нижегородский областной суд, поступившей в Первый кассационный суд общей юрисдикции 21 июня 2023 года, ООО «Транзит РВ» просит отменить состоявшиеся судебные акты, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального и процессуального права, несоответствие выводов судов обстоятельствам дела. Указывает, что тарифным органом необоснованно не включены при расчете необходимой валовой выручки регулируемой организации расходы на возмещение потерь воды, тогда как административным истцом был представлен расчет потерь горячей, питьевой, технической воды в централизованных системах водоснабжения при ее производств, транспортировке, которым нормативные потери воды определены в 4%, что соответствует Методическим указаниям по расчету потерь горячей, питьевой, технической воды в централизованных системах водоснабжения при ее производстве и транспортировке, утвержденных приказом Минстроя России от 17 октября 2014 года № 640/пр. Договор по транспортировке холодной воды с гарантирующей организацией был представлен. Обращает внимание, что инвестиционная программа разрабатывается не менее чем на три года и может ежегодно корректироваться, с учетом изменения объективных условий деятельности организации. ООО «Транзит РВ» был установлен тариф с использованием метода экономически обоснованных расходов с 1 апреля 2022 года по 31 декабря 2022 года, однако инвестиционная программа не может быть разработана для общества в период действия тарифа на 9 месяцев. В подтверждение экономической обоснованности размера арендной платы административным истцом представлены расчет стоимости амортизации, земельного налога за 1 месяц, сведения об объектах основных средств, ведомость амортизации основных средств, в связи с чем экономически обоснованные затраты на арендную плату составили за период 1 апреля 2022 года по 31 декабря 2022 года 465,26 тыс.руб., тарифным органом учтена сумма затрат в размере 134,25 тыс.руб. Начисление амортизации по объектам основных средств, сданным в аренду, производится арендодателем. Амортизационные отчисления не являются источниками капитальных вложений административного истца, в связи с чем пункт 43 Основ ценообразования в части необходимости их указания в инвестиционной программе, не применимы. Планируемый объем ремонтных работ и суммы на выполнение данных работ содержаться в проекте производственной программы по оказанию услуг холодного водоснабжения за период с 1 января 2022 года по 31 декабря 2024 года и подтверждаются локальными сметными расчетами и дефектными ведомостями. ООО «Транзит РВ» является вновь созданной организацией и ранее не осуществляло деятельность в сфере транспортировки технической воды. Полагает, что при применении метода экономически обоснованных расходов необходимая валовая выручка регулируемой организации определяется на базе фактически понесенных расходов в 2021 году с учетом индекса дефлятора, в связи с чем была запланирована сумма расходов на период регулирования из производственных, ремонтных, административных расходов, сбытовых расходов гарантирующей организации, расходов на амортизацию основных средств и нематериальных активов, расходов на арендную плату, лизинговые платежи, концессионную плату, расходов по оплате налогов и сборов, нормативной прибыли. При таких обстоятельствах, не включение в необходимую валовую выручку расходов на покупку потерь воды, расходов на арендную плату, расходов на текущий ремонт привело к тому, что установленный тариф не покрывает экономически обоснованные затраты административного истца.
На кассационную жалобу региональной службой по тарифам Нижегородской области поданы письменные возражения.
В соответствии со статьей 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалуемом судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Проверив материалы административного дела, изучив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции оснований для пересмотра в кассационном порядке по доводам жалобы и отмены либо изменения судебных актов, не находит.
Для признания оспариваемого нормативного правового акта недействующим суд должен установить наличие одновременно двух условий: нормативный правовой акт не соответствует закону или иному нормативному правовому акту в совокупности с нарушением прав, свобод и законных интересов лиц, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом (постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами»).
Правовые основы экономических отношений, возникающих в связи с водоподготовкой, транспортировкой и подачей питьевой или технической воды физическим либо юридическим лицам с использованием централизованных или нецентрализованных систем холодного водоснабжения, приемом, транспортировкой и очисткой сточных вод с использованием централизованной системы водоотведения, созданием, функционированием и развитием таких систем, а также полномочия органов государственной власти, органов местного самоуправления по регулированию и контролю в сфере водоснабжения и водоотведения, права и обязанности потребителей данных услуг, организаций, осуществляющих водоснабжение и водоотведение, устанавливает Федеральный закон от 7 декабря 2011 года N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении".
К общим принципам государственной политики в сфере водоснабжения и водоотведения Закон о водоснабжении и водоотведении в части 2 статьи 3 относит, в частности, достижение и соблюдение баланса экономических интересов организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, и их абонентов (пункт 4); установление тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения исходя из экономически обоснованных расходов организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, необходимых для осуществления водоснабжения и (или) водоотведения (пункт 5); обеспечение стабильных и недискриминационных условий для осуществления предпринимательской деятельности в сфере водоснабжения и водоотведения (пункт 6).
В соответствии с пунктом 3 части 2, пунктом 2 части 8 статьи 31 Федерального закона от 7 декабря 2011 года N 416-ФЗ государственному регулированию в сфере холодного водоснабжения и водоотведения подлежат, кроме прочих, тарифы на транспортировку воды, на транспортировку сточных вод.
Пунктом 1 части 1 статьи 5 Федерального закона от 7 декабря 2011 года N 416-ФЗ к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере водоснабжения и водоотведения отнесено установление тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения.
На основании части 2 статьи 32 Федерального закона от 7 декабря 2011 года N 416-ФЗ порядок формирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения с применением методов регулирования тарифов, предусмотренных настоящей статьей, устанавливается основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 мая 2013 года N 406 утверждены Основы ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения (далее - Основы ценообразования), Правила регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения (далее - Правила регулирования), которыми определены система, принципы и методы регулирования, в том числе, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов, тарифов на товары (работы, услуги) организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности в сфере водоснабжения и водоотведения, тарифы которых подлежат государственному регулированию в соответствии с Федеральным законом от 7 декабря 2011 года N 416-ФЗ, а также порядок установления регулируемых тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения.
В силу пункта 4 Основ ценообразования в систему регулируемых тарифов входят, кроме прочих, тарифы на транспортировку воды, на транспортировку сточных вод.
Согласно пункту 5 части 2 статьи 3 Федерального закона от 7 декабря 2011 года N 416-ФЗ одним из общих принципов государственной политики в сфере водоснабжения и водоотведения является установление тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения исходя из экономически обоснованных расходов организаций, осуществляющих холодное водоснабжение и водоотведение, необходимых для осуществления водоснабжения и водоотведения.
Предложение об установлении тарифов состоит из заявления регулируемой организации об установлении тарифов, в том числе по отдельным регулируемым видам деятельности, и необходимых материалов (пункт 17 Правил регулирования), в числе которых предусмотрены правоустанавливающие документы, расчеты, экономическое обоснование и метод регулирования тарифов.
На основании пунктов 24, 25 Правил регулирования выбор метода регулирования тарифов осуществляется органом регулирования в соответствии с Основами ценообразования с учетом предложения регулируемой организации. Орган регулирования проводит экспертизу предложений об установлении тарифов.
Судами установлено, что ООО «Транзит РВ» является вновь созданной и ранее не осуществлявшей деятельность в сфере водоснабжения (транспортировка технической воды с использованием водопроводных сетей, находящихся на территории г. Дзержинска Нижегородской области) организацией; осуществляет услуги по транспортировке технической воды на территории Нижегородской области (в зоне деятельности гарантирующей организации <данные изъяты>, на территории промышленной зоны <данные изъяты>), включено в Информационную базу организаций Нижегородской области, в отношении которых осуществляется государственное регулирование, в раздел 4.1. «Водоснабжение».
11 января 2022 года ООО «Транзит РВ» обратилось в орган регулирования за утверждением производственной программы и установлением тарифов на транспортировку технической воды с использованием водопроводных сетей, находящихся на территории г. Дзержинска Нижегородской области на период 2022-2024 годы.
Решением региональной службы по тарифам Нижегородской области от 14 марта 2022 года №7/2 для ООО «Транзит РВ» установлены тарифы на транспортировку технической воды с использованием водопроводных сетей, находящихся на территории г. Дзержинска Нижегородской области, расчет тарифов произведен органом регулирования методом экономически обоснованных расходов (затрат).
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что тарифный орган в нарушение требований пункта 27 Основ ценообразования и Методических указаний по расчету потерь горячей, питьевой, технической воды в централизованных системах водоснабжения при ее производстве и транспортировке (утв. приказом Минстроя России от 17 октября 2014 года №640/пр), не вправе был определять расходы на возмещение потерь воды в размере равном «0».
Суд апелляционной инстанции отменяя решение суда и отказывая в удовлетворении административного иска, пришел к выводу о том, что расчет тарифов осуществлен органом регулирования в соответствии с Основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, Правилами регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13 мая 2013 года № 406, Методическими указаниями по расчету регулируемых тарифов, утвержденных приказом Федеральной службы по тарифам от 27 декабря 2013 года №1746-э и оснований для признания недействующим нормативного правового акта не имеется. Экспертное заключение тарифного органа содержит обоснование снижение заявленных регулируемой организацией расходов на покупку потерь воды, на арендную плату и на текущий ремонт ввиду их экономической необоснованности. Причины исключения части заявленных расходов на арендную плату при определении размера неподконтрольных расходов для определения тарифа также были предметом обсуждения правления тарифного органа и учтены при определении тарифов.
Судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции соглашается с выводами апелляционной инстанции, которые соответствуют установленным по делу обстоятельства и нормам материального права.
Необходимая валовая выручка (далее - НВВ) регулируемых организаций определяется исходя из экономически обоснованных расходов, необходимых им для осуществления регулируемого вида деятельности в течение периода регулирования и обеспечения достижения плановых значений показателей надежности, качества и энергетической эффективности объектов централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения, установленных на соответствующий период регулирования в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации в сфере водоснабжения и водоотведения (пункт 24 Основ ценообразования).
Согласно пунктам 74, 76 и 65 Основ ценообразования при установлении тарифов с применением названного метода НВВ регулируемой организации включает в себя в том числе неподконтрольные расходы, в частности расходы на арендную плату, размер которых определяется с учетом требований, предусмотренных пунктом 44 Основ ценообразования.
Экономически обоснованный размер арендной платы определяется исходя из принципа возмещения арендодателю амортизации, налогов на имущество, в том числе на землю, и других обязательных платежей собственника передаваемого в аренду имущества, связанных с владением указанным имуществом (пункт 44 Основ ценообразования).
При применении метода экономически обоснованных расходов (затрат) необходимая валовая выручка регулируемой организации определяется как сумма планируемых на очередной период регулирования: производственных расходов; ремонтных расходов, включая расходы на текущий и капитальный ремонт; административных расходов; сбытовых расходов гарантирующих организаций; расходов на амортизацию основных средств и нематериальных активов; расходов на арендную плату, лизинговые платежи, концессионную плату с учетом особенностей, предусмотренных пунктом 44 настоящего документа; расходов, связанных с оплатой налогов и сборов; нормативной прибыли; расчетной предпринимательской прибыли гарантирующей организации (пункт 38 Основ ценообразования).
Регулирующий орган определяет НВВ, учитываемую при установлении тарифов, по результатам экспертизы предложений и обосновывающих материалов организаций, осуществляющих регулируемую деятельность (пункты 25, 26 Правил регулирования тарифов). При этом данный государственный орган принимает меры, направленные на исключение из расчетов экономически необоснованных расходов организаций, осуществляющих регулируемую деятельность.
Согласно пункту 22 Основ ценообразования, пункту 7 Методических указаний N 760-э тарифы устанавливаются на основании НВВ, определенной для соответствующего регулируемого вида деятельности, и расчетного объема полезного отпуска соответствующего вида продукции (услуг) на расчетный период регулирования.
Согласно пункту 22 Правил регулирования тарифов для организации, в отношении которой государственное регулирование тарифов ранее не осуществлялось, тарифы на текущий год определяются в случае, если предложение об установлении тарифов подано не позднее 1 ноября текущего года. В этом случае тарифы для организации устанавливаются в течение 30 календарных дней со дня поступления в орган регулирования тарифов предложения об установлении тарифов и необходимых обосновывающих материалов в полном объеме.
Для организации, впервые обратившейся с предложением об установлении тарифов, сведения об экономически обоснованных расходах, фактически понесенных в период со дня подачи документов, указанных в пунктах 14, 16 и 17 настоящих Правил, до начала очередного периода регулирования, рассматриваются органом регулирования тарифов и учитываются при установлении организации тарифов на последующий период регулирования.
В соответствии с пунктом 27 Основ ценообразования при расчете необходимой валовой выручки регулируемой организации учитываются расходы на возмещение потерь воды.
Согласно экспертному заключению по предложению об установлении тарифов объем потерь холодной воды на период регулирования определён тарифным органом в соответствии с Методическими указания по расчету потерь горячей, питьевой, технической воды в централизованных системах водоснабжения при ее производстве и транспортировке, утвержденными приказом Минстроя России от 17 октября 2014 года № 640/пр, в размере 19,11 тыс. куб (2.52 %).
Данные методические указания определяют механизм расчета потерь воды, но не определяют расчетные значения расходов на оплату таких потерь.
Судом установлено, что утвержденный тариф, подлежащий применению при расчете расходов на возмещение потерь воды, отсутствует, как и договор между административным истцом и <данные изъяты> на покупку холодной воды в качестве компенсации потерь при транспортировке, что свидетельствует о непредставлении регулируемой организацией необходимых документов, подтверждающих ее расходы на покупку потерь воды.
Арендная плата определяется в составе неподконтрольных расходов в соответствии с пунктом 62 Основ ценообразования с учетом особенностей, предусмотренных пунктом 45 Основ ценообразования, то есть в размере, не превышающем экономически обоснованный уровень, который определяется органами регулирования исходя из принципа возмещения арендодателю или лизингодателю амортизации, налогов на имущество, землю и других установленных законодательством Российской Федерации обязательных платежей.
Как следует из пункта 43 Основ ценообразования и пункта 29 Методических указаний N 760-э, амортизация основных средств и нематериальных активов определяется в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в сфере бухгалтерского учета.
При этом результаты переоценки основных средств и нематериальных активов учитываются регулятором только в той части, в какой соответствующие амортизационные отчисления являются источником финансирования капитальных вложений в соответствии с инвестиционной программой регулируемой организации.
Как правильно указано апелляционной инстанцией расходы на амортизацию основных средств и нематериальных активов для расчета тарифов определяются на уровне, равном сумме отношений стоимости амортизируемых активов регулируемой организации к сроку полезного использования таких активов, принадлежащих ей на праве собственности или на ином законном основании.
При расчете экономически обоснованного размера амортизации на плановый период регулирования срок полезного использования активов и отнесение этих активов к соответствующей амортизационной группе определяются органами регулирования в соответствии с максимальными сроками полезного использования, установленными Классификацией основных средств, включаемых в амортизационные группы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 1 января 2002 г. N 1 "О Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы".
Максимальные сроки полезного использования арендуемого ООО «Транзит РВ» имущества, установленные Классификацией основных средств, включаемых в амортизационные группы, истекли. Инвестиционная программа у административного истца, являющегося регулируемой организацией, отсутствует.
Поскольку право самостоятельно определять срок полезного использования основного средства с учетом техники безопасности и других факторов, Обществом не использовано, указанное обстоятельство не исключают обязанность органа регулирования тарифов определять размер расходов на арендную плату не превышающий экономически обоснованный.
В отсутствие инвестиционной программой регулируемой организации, экономическая обоснованность заявленных ООО «Транзит РВ» затрат не подтверждена, данные, что в результате переоценки основных средств соответствующие амортизационные отчисления являются источником финансирования капитальных вложений в соответствии с инвестиционной программой регулируемой организации, также отсутствуют.
Следовательно, довод регулятора о том, что экономически обоснованная величина расходов на аренду не превышает учтенную в тарифном регулировании на спорный период, является заслуживающим внимание.
Административным истцом для подтверждения объема, подлежащих проведению ремонтных работ и их стоимость представлены: положение о проведении планово-предупредительного ремонта, план закупки товаров (работ, услуг) на 2022 год, пояснительная записка по планово-инженерным работам ООО «Транзит РВ», график ремонтных работ в сфере транзита технической (речной воды), локальные сметы, составленные третьими лицами, ведомости объемов работ, проект производственной программы по оказанию холодного водоснабжения за период с 1 января 2022 года по 31 декабря 2024 год, акты обследования, дефектные ведомости, сметы на планово-инженерные работы на 2023 год.
Согласно пункту 40 Основ ценообразования в составе ремонтных расходов учитываются расходы на текущий и капитальный ремонт централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения либо объектов, входящих в состав таких систем; расходы на оплату труда и страховые взносы на обязательное социальное страхование, выплачиваемые из фонда оплаты труда ремонтного персонала.
Размер ремонтных расходов определяется с использованием расчетных цен и экономически (технически, технологически) обоснованного объема ремонтных работ, предусмотренного производственной программой регулируемой организации (пункт 51 Основ ценообразования).
Возможность закрепления учитываемых при формировании НВВ цен в локальных сметах нормативными правовыми актами не предусмотрена, в связи с чем тарифным органом правомерно не учтены материалы, обосновывающие расходы на ремонт, представленные административным истцом.
Учитывая обстоятельства дела, нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции находит выводы суда апелляционной инстанций об отказе в удовлетворении заявленных требований основанными на требованиях действующего законодательства и установленных обстоятельствах.
В силу пункта 33 Правил регулирования цен орган регулирования отказывает регулируемой организации во включении в цены (тарифы) отдельных расходов, предложенных регулируемой организацией, в случае экономической необоснованности таких расходов в соответствии с Основами ценообразования и методическими указаниями.
По общему правилу регулируемая организация, являясь коммерческой организацией и профессиональным участником рынка, должна быть заинтересована в проявлении собственной инициативы по представлению обосновывающих материалов для установления на очередной год уровня тарифа, выгодного для осуществления своей деятельности. В этой связи законодательством на нее возложена обязанность предоставления соответствующего комплекта документов, содержащего необходимые и достаточные сведения для установления экономически обоснованного тарифа.
Доводы кассационной жалобы сводятся к несогласию административного истца с выводами суда первой и апелляционной инстанции, оценкой фактических обстоятельств дела, основаны на неверном толковании норм материального права и не могут служить предусмотренными статьей 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены оспариваемых судебных актов.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции
о п р е д е л и л а:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции от 4 апреля 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Транзит РВ» - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который исчисляется со следующего дня после принятия апелляционного определения и из которого исключаются срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 25 июля 2023 года.
Председательствующий
Судьи