ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Кассационное определение № 3А-97/2023 от 13.12.2023 Девятого кассационного суда общей юрисдикции

Дело № 3а-97/2023

№ 88а-11870/2023

К А С С А Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

город Владивосток 13 декабря 2023 года

Мотивированное кассационное определение изготовлено 25.12.2023.

Судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе

председательствующего Зиганшина И.К.

судей Туктамышевой О.В., Ровенко П.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу муниципального унитарного предприятия «Производственное предприятие тепловых сетей» на решение Хабаровского краевого суда от 31 марта 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции от 19 июля 2023 года, принятые по административному делу № 3а-97/2023, по административному иску муниципального унитарного предприятия «Производственное предприятие тепловых сетей» к комитету по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края об оспаривании нормативного правового акта.

Заслушав доклад судьи Туктамышевой О.В., пояснения представителя административного истца МУП «Производственное предприятие тепловых сетей» Паначевой О.Н., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Нишоновой Ф.А., судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции

у с т а н о в и л а:

комитетом по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края 23 ноября 2022 года (далее - Комитет) принято постановление № 45/4 «О внесении изменений в постановление комитета по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края от 27 ноября 2019 года № 37/1 «Об установлении тарифов на услуги по передаче тепловой энергии, теплоносителя по сетям муниципального унитарного предприятия «Производственное предприятие тепловых сетей» в г. Комсомольске-на-Амуре на 2019 - 2023 годы» (далее - Постановление № 45/4).

Муниципальное унитарное предприятие «Производственное предприятие тепловых сетей» (далее - МУП «ППТС», Предприятие) обратилось с административным исковым заявлением в Хабаровский краевой суд о признании недействующим с даты принятия Постановления № 45/4.

В обоснование иска истец ссылается на то, что Предприятие осуществляет по своим сетям передачу тепловой энергии, вырабатываемой АО «ДГК», для абонентов-потребителей АО «ДГК» в городе Комсомольске-на-Амуре. Постановлением комитета по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края от 27 ноября 2019 года № 37/1 «Об установлении тарифов на услуги по передаче тепловой энергии, теплоносителя по сетям муниципального унитарного предприятия «Производственное предприятие тепловых сетей» в городе Комсомольске-на-Амуре на 2019-2023 годы» установлены тарифы. В целях корректировки ранее установленных тарифов органом регулирования принято Постановление № 45/4, которое по мнению заявителя противоречит требованиям тарифного законодательства. При тарифном регулировании на 2023 год Комитетом учтена протяжённость тепловых сетей в размере 228,815 км, однако не включены тепловые сети протяженностью 55 906,5 м, переданные им органом местного самоуправления на обслуживание как бесхозяйные сети.

Представленным в орган регулирования постановлением администрации города Комсомольска-на-Амуре от 19 июля 2021 года № 1282-па «О внесении изменений в постановление администрации г. Комсомольска-на-Амуре от 10 ноября 2020 года № 2346-па «Об определении организаций по содержанию и обслуживанию бесхозяйственных тепловых сетей» подтверждается включение спорных сетей в перечень бесхозяйных тепловых сетей. Бесхозяйные тепловые сети, переданные на обслуживание МУП «ППТС», включены в утвержденную схему теплоснабжения города Комсомольска-на-Амуре на период до 2037 года. Однако Комитет исключил из расчета количества условных единиц, относящихся к активам, необходимым для осуществления регулируемой деятельности, бесхозяйные тепловые сети, тем самым снизил валовую выручку на сумму затрат, касающихся содержания указанных сетей, со ссылкой на отсутствие документов, подтверждающих регистрацию бесхозяйных сетей и соответствие требованиям безопасности, необходимых для эксплуатации данных объектов, со ссылкой на положения Федерального закона от 2 июля 2021 года № 348-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О теплоснабжении». Поскольку валовая выручка напрямую зависит от показателя - количество условных единиц, относящихся к активам, необходимым для осуществления регулируемой деятельности, предприятием рассчитан данный показатель с учетом бесхозяйных объектов и составляет 13 502,83 единиц. При данном значении расчетная валовая выручка должна составить 664 070,75 тыс.руб., поскольку произведен перерасчет операционных (подконтрольных) расходов и неподконтрольных расходов в части отчислений на социальные нужды. Таким образом предприятие при тарифном регулировании на 2023 год недополучило валовую выручку в сумме 13 045,93 тыс.руб..

Решением Хабаровского краевого суда от 31 марта 2023 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции от 19 июля 2023 года, в удовлетворении требований Предприятия отказано.

15 ноября 2023 года в Девятый кассационный суд общей юрисдикции поступила кассационная жалоба МУП «ППТС», поданная через Хабаровский краевой суд 30 октября 2023 года, в которой ставится вопрос об отмене судебных актов, и принятии иного решения.

В обоснование кассационной жалобы МУП «ППТС» указывает, что на основании постановления администрации г. Комсомольска-на-Амуре от 19 июля 2021 года №1282-па на обслуживание МУП «ППТС» переданы бесхозяйные тепловые сети, которые включены в утвержденную схему теплоснабжения города на период до 2037 года. Однако несмотря на это и на наличие решения Центрального районного суда г.Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края от 20 августа 2019 года, которым на администрацию г. Комсомольска-на-Амуре возложена обязанность поставить на учет в Росреестре 718 бесхозяйных сетей теплоснабжения, ответчиком при установлении тарифов необоснованно полностью исключен расчет затрат по содержанию бесхозяйных сетей. Указывают, что непринятие органами местного самоуправления мер по учету спорного теплопровода не лишает этот объект признаков бесхозяйной вещи, значимыми обстоятельствами являются наличие непосредственного соединения с этими сетями тепловых сетей выбранной теплосетевой организации.

Определением судьи судебной коллегии по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции от 21 ноября 2023 года кассационная жалоба МУП «ППТС» передана для рассмотрения в судебном заседании судебной коллегии по административным делам суда кассационной инстанции.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в судебное заседание помимо представителя административного истца МУП «Производственное предприятие тепловых сетей», прокурора, не явились, в соответствии с частью 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) судебная коллегия полагает возможным рассмотреть кассационную жалобу в их отсутствие.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, заслушав представителя административного истца, заключение прокурора, полагавшего о наличии оснований для отмены судебных актов, с учетом требований части 2 статьи 329 КАС РФ, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.

В соответствии с частью 2 статьи 328 КАС РФ основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.

В данном случае судами первой и апелляционной инстанций допущены нарушения норм материального и процессуального права, влекущие отмену принятых по делу судебных актов в кассационном порядке.

В силу части 1 статьи 208 КАС РФ с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применён этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

Государственное регулирование тарифов осуществляется в сфере теплоснабжения - в соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2010 года № 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон о теплоснабжении), Основами ценообразования в сфере теплоснабжения (далее - Основы ценообразования в сфере теплоснабжения) и Правилами регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения (далее - Правила регулирования тарифов в сфере теплоснабжения), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 22 октября 2012 года № 1075 "О ценообразовании в сфере теплоснабжения", а также Методическими указаниями по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденными приказом Федеральной службы по тарифам от 13 июня 2013 года (далее - Методические указания № 760-э).

Полномочиями на установление тарифов в указанных сферах наделены соответствующие органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) (пункт 1 части 3 статьи 7 Закона о теплоснабжении).

Согласно пункту 4 части 1 статьи 8 Закона о теплоснабжении, тарифы на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям, в соответствии с установленными федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов в сфере теплоснабжения предельными (минимальным и (или) максимальным) уровнями указанных тарифов, а также тарифы на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями другим теплоснабжающим организациям подлежат государственному регулированию.

В соответствии с пунктом 4.1.3 Положения о комитете по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края, утвержденного постановлением Правительства Хабаровского края от 4 июня 2010 года № 142-пр, Комитет устанавливает тарифы в сфере теплоснабжения для потребителей теплоснабжающих организаций в соответствии с установленными федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов в сфере теплоснабжения предельными (минимальным и (или) максимальным) уровнями указанных тарифов, а также тарифы на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями другим теплоснабжающим организациям.

Как установлено судами и следует из материалов дела, оспариваемое постановление принято уполномоченным органом, с соблюдением порядка его принятия, опубликования и введения в действие и по этим основаниям не оспаривается.

К числу общих принципов организации отношений в сфере теплоснабжения относится соблюдение баланса экономических интересов теплоснабжающих организаций и интересов потребителей, обеспечение экономически обоснованной доходности текущей деятельности теплоснабжающих организаций и используемого при осуществлении регулируемых видов деятельности в сфере теплоснабжения инвестированного капитала, обеспечение недискриминационных и стабильных условий осуществления предпринимательской деятельности в сфере теплоснабжения (часть 1 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2010 города № 190-ФЗ «О теплоснабжении»), а также принципы обеспечения доступности тепловой энергии (мощности), теплоносителя для потребителей (часть 1 статьи 7 названного Федерального закона).

Согласно пункту 52 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 22 октября 2012 года № 1075, орган регулирования ежегодно в течение долгосрочного периода регулирования осуществляет корректировку долгосрочного тарифа, ранее установленного на год, следующий за текущим годом, в соответствии с методическими указаниями с учетом отклонения значений параметров регулирования деятельности регулируемой организации за истекший период регулирования от значений таких параметров, учтенных при расчете долгосрочных тарифов, за исключением долгосрочных параметров регулирования.

В соответствии с пунктом 16 Правил регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 22 октября 2012 года №1075 при установлении (корректировке) тарифов регулируемая организация должна представить, в том числе копии правоустанавливающих документов (копии гражданско- правовых договоров, концессионных соглашений, при реорганизации юридического лица - передаточных актов), подтверждающих право собственности, иное законное право в отношении недвижимых объектов (зданий, строений, сооружений, земельных участков), используемых для осуществления регулируемой деятельности, права на которые не зарегистрированы в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (в случае если такие права зарегистрированы в указанном реестре, представляются сведения об этих зданиях, строениях, сооружениях, земельных участках).

Согласно пункту 33 Правил регулирования орган регулирования отказывает регулируемой организации во включении в цены (тарифы) отдельных расходов, предложенных регулируемой организацией, в случае экономической необоснованности таких расходов в соответствии с Основами ценообразования и методическими указаниями.

Как следует из материалов дела МУП «ППТС» осуществляет деятельность по передаче тепловой энергии, теплоносителя в городе Комсомольск-на-Амуре.

Постановлением комитета по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края от 27 ноября 2019 года № 37/1 установлены тарифы на услуги по передаче тепловой энергии, теплоносителя по сетям МУП «ППТС» на второй долгосрочный период регулирования 2019-2023 годы.

4 мая 2022 года МУП «ППТС» обратилось в Комитет с заявлением о корректировке тарифов на передачу тепловой энергии, теплоносителя, представив документы в подтверждение нахождения на балансе Предприятия тепловых сетей, протяженность которых на 2022 год составила 225,459 км, на 2023 год - 228,815 км, в том числе : постановление администрации города Комсомольск-на Амуре от 19 июля 2021 года № 1282-па «О внесении изменений в постановление администрации города Комсомольска-на-Амуре от 10 ноября 2020 года № 2346-па «Об определении организаций по содержанию и обслуживанию бесхозяйных тепловых сетей» (далее - Постановление № 1282-па), в Приложении № 2 к которому представлен перечень бесхозяйных участков теплотрасс, подключенных от МУП «ППТС». Согласно указанному постановлению протяженность бесхозяйных теплотрасс, переданных на обслуживание административному истцу составляет 55, 907 км.. А также предоставили акт готовности от 29 октября 2021 года № 31, выданный Ростехнадзором; паспорт готовности города Комсомольска-на-Амуре к прохождению отопительного периода 2021/2022 от 29 октября 2021 года № 32, выданный Ростехнадзором.

По результатам рассмотрения предложения МУП «ППТС» составлено экспертное заключение о пересмотре цен (тарифов) на 2023 год, проводимой с целью корректировки долгосрочных, тарифов, установленных на 2019-2023 годы, согласно которому административному истцу отказано в увеличении объема условных единиц на величину бесхозяйных объектов, поскольку администрацией города Комсомольска-на-Амуре нарушен порядок передачи бесхозяйных объектов на обслуживание, Комитет считает положения Постановления № 1282-па противоречащими федеральному законодательству.

Принимая решение об отказе в удовлетворении административного искового заявления МУП «ППТС», суд первой инстанции, с выводами которого согласился апелляционный суд, пришел к выводу, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, в связи с чем, отсутствуют основания для удовлетворения требований административного истца.

При этом суды исходили из того, что административным истцом не предоставлены документы, подтверждающие, что переданные на обслуживание МУП «ППТС» тепловые сети протяженностью 55 906,5 м, имеют статус бесхозяйственных тепловых сетей; материалы тарифного дела не содержат сведений, подтверждающих, что указанные тепловые сети поставлены на учет как бесхозяйные в установленном законом порядке, кроме того, указанные сети переданы на обслуживание истцу до момента регистрации объектов как бесхозяйных, в связи с чем, они правомерно не включены в тарифы на тепловую энергию, поставляемую данной организацией; кроме того, заявителем в материалы тарифного дела не предоставлены документы, подтверждающие, что МУП «ППТС» ведет раздельный учет затрат на бесхозяйные и зарегистрированные тепловые сети, находящиеся в пользовании, что предусмотрено пунктом 11 Основ ценообразования, п.119 Методических указаний.

Судебная коллегия Девятого кассационного суда общей юрисдикции не может согласиться с такими выводами судов по следующим основаниям.

Согласно постановлению администрации города Комсомольска-на-Амуре от 19 июля 2021 года № 1282-па «О внесении изменений в постановление администрации г. Комсомольска-на-Амуре от 10 ноября 2020 года № 2346-па «Об определении организаций по содержанию и обслуживанию бесхозяйственных тепловых сетей», приложению № 2 главы 1 схемы теплоснабжения города Комсомольска-на-Амуре, утвержденной в 2021 году, спорные сети включены в перечень бесхозяйных тепловых сетей.

Бесхозяйные тепловые сети, переданные на обслуживание МУП «ППТС» в соответствии с указанным постановлением, включены в утвержденную схему теплоснабжения города на период до 2037 года.

Кроме того, в материалы дела представлены: акт готовности к отопительному сезону от 29 октября 2021 года № 31, паспорт готовности города Комсомольска-на-Амуре к прохождению отопительного периода 2021/2022 от 29 октября 2021 года № 32, выданные Ростехнадзором.

Решением Центрального районного суда г.Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края от 20 августа 2019 года исковые требования прокурора города Комсомольска-на Амуре удовлетворены, на администрацию г. Комсомольска-на-Амуре возложена обязанность в течении шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу подать в уполномоченный орган в области государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав заявление по установленной форме о постановке на учет бесхозяйной недвижимой вещи с последующим принятием объектов в муниципальную собственность - 718 бесхозяйных сетей теплоснабжения, расположенным по указанным адресам.

Ссылаясь на указанные документы, административный истец в судебных заседаниях настаивал на том, что указанные бесхозяйные тепловые сети переданы Предприятию и используются для передачи тепловой энергии, вырабатываемой АО «ДГК» для абонентов-потребителей АО «ДГК» в г.Комсомольске-на-Амуре, а указанным решением суда от 20 августа 2019 года спорные сети фактически признаны бесхозяйными.

В соответствии с пунктами 4, 5 части 6 статьи 14 Федерального закона от 23 ноября 2009 года № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» перечень мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, подлежащих включению в региональные, муниципальные программы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, должен включать в себя предусмотренные настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации мероприятия по выявлению бесхозяйных объектов недвижимого имущества, используемых для передачи энергетических ресурсов (включая газоснабжение, тепло- и электроснабжение), организации постановки в установленном порядке таких объектов на учет в качестве бесхозяйных объектов недвижимого имущества и затем признанию права муниципальной собственности на такие бесхозяйные объекты недвижимого имущества, организации управления бесхозяйными объектами недвижимого имущества, используемыми для передачи энергетических ресурсов, с момента выявления таких объектов, в том числе определению источника компенсации возникающих при их эксплуатации нормативных потерь энергетических ресурсов (включая тепловую энергию, электрическую энергию), в частности за счет включения расходов на компенсацию данных потерь в тариф организации, управляющей такими объектами.

Согласно пунктам 1, 3 статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности, на которую собственник отказался. Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.

В соответствии с пунктом 3 приказа Минэкономразвития России от 10 декабря 2015 года № 931 «Об установлении Порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей» на учет принимаются здания, сооружения, помещения, которые не имеют собственников, или собственники которых неизвестны, или от права собственности, на которые собственники отказались (пункт 3 Порядка).

В силу части 6 статьи 15 Закона о теплоснабжении ( в редакции Федерального закона от 02.07.2021 N 348-ФЗ), в течение шестидесяти дней с даты выявления бесхозяйного объекта теплоснабжения орган местного самоуправления городского округа обязан, в том числе, обеспечить: проведение проверки соответствия бесхозяйного объекта теплоснабжения требованиям промышленной безопасности, экологической безопасности, пожарной безопасности, требованиям безопасности в сфере теплоснабжения, требованиям к обеспечению безопасности в сфере электроэнергетики, проверки наличия документов, необходимых для безопасной эксплуатации объекта теплоснабжения; обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию права на недвижимое имущество, для принятия на учет бесхозяйного объекта теплоснабжения; обеспечить выполнение кадастровых работ в отношении такого объекта теплоснабжения.

Датой выявления бесхозяйного объекта теплоснабжения считается дата составления акта выявления бесхозяйного объекта теплоснабжения по форме, утвержденной органом местного самоуправления поселения, городского округа или муниципального округа.

В течение тридцати дней с даты принятия органом регистрации прав на учет бесхозяйного объекта теплоснабжения, но не ранее приведения его в соответствие с требованиями безопасности, подготовки и утверждения документов, необходимых для безопасной эксплуатации объекта теплоснабжения, и до даты регистрации права собственности на бесхозяйный объект теплоснабжения орган местного самоуправления городского округа обязан определить теплосетевую организацию, тепловые сети которой непосредственно соединены с тепловой сетью, являющейся бесхозяйным объектом теплоснабжения, либо единую теплоснабжающую организацию в системе теплоснабжения, в которую входят тепловая сеть и (или) источник тепловой энергии, являющиеся бесхозяйными объектами теплоснабжения, и которая будет осуществлять содержание и обслуживание указанных объектов теплоснабжения, если органом государственного энергетического надзора выдано разрешение на допуск в эксплуатацию указанных объектов теплоснабжения (часть 6.4 статьи 15 Закона о теплоснабжении).

Проанализировав указанные положения части 6 статьи 15 Закона о теплоснабжении, положения пункта 9 приказа Минэкономразвития России от 10 декабря 2015 №931 «Об установлении порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей», поскольку Предприятием не представлены документы, подтверждающие факт постановки администрацией города Комсомольска-на-Амуре в установленном законом порядке указанных сетей на учет как бесхозяйных, суды пришли к выводу о том, что у спорных сетей отсутствует статус «бесхозяйных» в связи с чем, указанные сети правомерно не включены в тарифы на тепловую энергию, поставляемую Предприятием.

Вместе с тем при этом, судами не дана оценка доводам истца о том, что указанные бесхозяйные тепловые сети переданы Предприятию и используются им для передачи тепловой энергии, вырабатываемой АО «ДГК» для абонентов-потребителей АО «ДГК» в г.Комсомольске-на-Амуре, а не учтено решение Центрального районного суда г.Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края от 20 августа 2019 года, не проверено входят ли спорные сети в те сети, в отношении которых принято указанное решение суда.

Между тем, само по себе не оформление администрацией г.Комсомольска-на-Амуре в установленном порядке спорных сетей как бесхозяйных не свидетельствует о том, что указанные тепловые сети не являются бесхозяйными, не переданы теплосетевой организации и не используются ею по назначению.

Согласно части 4 статьи 8 Закона о теплоснабжении в случае, если организации, осуществляющие регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения, осуществляют содержание и обслуживание объекта теплоснабжения, который не имеет собственника или собственник которого неизвестен либо от права собственности на который собственник отказался (далее - бесхозяйный объект теплоснабжения), затраты на содержание, ремонт, эксплуатацию такого объекта теплоснабжения учитываются при установлении тарифов в отношении указанных организаций в порядке, установленном основами ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации.

Согласно пункту 91 Основ ценообразования, в случае если регулируемая организация осуществляет эксплуатацию тепловых сетей, собственник или иной законный владелец которых не установлен (бесхозяйные тепловые сети), затраты на содержание, ремонт и эксплуатацию таких тепловых сетей до момента признания права собственности на указанные бесхозяйные тепловые сети включаются в необходимую валовую выручку при установлении тарифов на услуги по передаче тепловой энергии для такой регулируемой организации в расчетный период регулирования, следующем за тем, в котором бесхозяйные тепловые сети приняты такой регулируемой организацией на содержание и обслуживание, и в последующие расчетные периоды регулирования, в которых регулируемая организация осуществляет эксплуатацию таких сетей.

Размер затрат на содержание, ремонт и эксплуатацию бесхозяйных тепловых сетей включается в необходимую валовую выручку при установлении тарифов на услуги по передаче тепловой энергии в размере, предусмотренном методическими указаниями.

Пунктом 119 Методических указаний по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденных приказом Федеральной службы по тарифам от 13 июня 2013 года № 760-э, предусмотрено, что в случае если регулируемая организация осуществляет эксплуатацию бесхозяйных тепловых сетей, то при установлении тарифов на услуги по передаче тепловой энергии для такой регулируемой организации в расчетном периоде регулирования, следующем за тем, в котором бесхозяйные тепловые сети приняты такой регулируемой организацией на содержание и обслуживание, учитываются затраты на содержание, ремонт, эксплуатацию таких тепловых сетей до момента признания права собственности на указанные бесхозяйные тепловые сети. При этом регулируемая организация ведет раздельный учет затрат на содержание, ремонт, эксплуатацию бесхозяйных тепловых сетей и расходов, связанных с содержанием, ремонтом и эксплуатацией тепловых сетей, которыми регулируемая организация владеет на праве собственности или ином законном основании.

Размер затрат на содержание, ремонт и эксплуатацию бесхозяйных тепловых сетей, включаемый в необходимую валовую выручку регулируемой организации при установлении тарифов на услуги по передаче тепловой энергии, определяется по решению органа регулирования одним из следующих способов: в соответствии с пунктами 97, 99, 100 настоящих Методических указаний;

равным расходам на содержание, ремонт и эксплуатацию собственных тепловых сетей регулируемой организации в расчете на 1 условную единицу, умноженным на количество условных единиц, относящихся к бесхозяйным тепловым сетям, принятым такой регулируемой организацией на содержание и обслуживание.

В силу пункта 6.6 статьи 15 Закона о теплоснабжении орган регулирования обязан включить затраты на содержание, ремонт, эксплуатацию бесхозяйных объектов теплоснабжения, тепловая мощность которых распределена в отношении тепловой нагрузки потребителей тепловой энергии, подключенных к системе теплоснабжения в соответствии с утвержденной схемой теплоснабжения, в тарифы соответствующей организации на следующий период регулирования в порядке, установленном основами ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации.

Таким образом, отказывая в удовлетворении административных исковых требований, суды не учли указанные положения действующего законодательства, именно, части 6.6. статьи 15 Закона о теплоснабжении, пункта 119 Методических указаний по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденных приказом Федеральной службы по тарифам от 13 июня 2013 года № 760-э, не установили все обстоятельства по делу, в том числе, входят ли спорные сети в число тепловых сетей, признанных решением Центрального районного суда г. Комсомольска-на-Амуре от 20 августа 2019 года бесхозяйными, не дали оценку доводам истца о том, что указанные бесхозяйные тепловые сети переданы Предприятию и используются им для передачи тепловой энергии, вырабатываемой АО «ДГК» для абонентов-потребителей АО «ДГК» в г.Комсомольске-на-Амуре.

Согласно пункту 3 статьи 3 КАС РФ одной из задач административного судопроизводства является правильное и своевременное рассмотрение и разрешение административных дел.

В соответствии с частью 1 статьи 176 КАС РФ решение суда должно быть законным и обоснованным.

Пленум Верховного Суда Российской Федерации в пунктах 2 и 3 постановления от 19 декабря 2003 года № 23 "О судебном решении" разъяснил, что судебный акт является законным в том случае, когда он принят при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, и обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, а также тогда, когда он содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.

Вопреки приведенному законоположению суды первой и апелляционной инстанций не установили все обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения спора, а также неправильно применили нормы материального права.

В силу положений пункта 2 части 1 статьи 329 КАС РФ суд кассационной инстанции, рассмотрев кассационные жалобу, представление с административным делом, вправе отменить судебный акт суда первой, апелляционной или кассационной инстанции полностью либо в части и направить дело на новое рассмотрение в соответствующий суд с указанием при необходимости на обязанность рассмотреть дело в ином составе судей.

Учитывая, что допущенные судами нарушения норм материального и процессуального права являются существенными, повлекли принятие незаконных судебных постановлений, без отмены которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав и законных интересов административного истца, постановленные по делу судебные акты подлежат отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение в суд первой инстанции.

При новом рассмотрении административного дела суду первой инстанции следует учесть изложенное выше, установить все обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения спора, разрешить административное дело в соответствии с установленными по административному делу обстоятельствами и требованиями закона.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 329-330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции

о п р е д е л и л а:

решение Хабаровского краевого суда от 31 марта 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции от 19 июля 2023 года отменить. Направить административное дело на новое рассмотрение в Хабаровский краевой суд в ином составе.

Кассационное определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вступления решения по административному делу в законную силу.

Председательствующий

Судьи