ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Кассационное определение № 88А-10166/2021 от 16.06.2021 Восьмого кассационного суда общей юрисдикции

ВОСЬМОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД

ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

№ 88А-10166/2021

г. Кемерово 16 июня 2021 года

Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе

председательствующего Конаревой И.А.

судей Евтифеевой О.Э., Пушкаревой Н.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Матвеева Евгения Петровича, поданную в суд первой инстанции 19 апреля 2021 года на решение Ингодинского районного суда города Читы года от 29 июля 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Забайкальского краевого суда от 3 марта 2021 года

по административному делу № 2а-1362/2020 по административному исковому заявлению Матвеева Евгения Петровича к ФКУ ИК-5 УФСИН России по Забайкальскому краю, ФКУЗ МСЧ-75 ФСИН России, ФСИН России о признании действий незаконными, компенсации морального вреда.

Заслушав доклад судьи Конаревой И.А., судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции

установила:

Матвеев Евгений Петрович обратился в суд с административным иском к ФКУ ИК-5 УФСИН России по Забайкальскому краю, ФКУЗ МСЧ-75 ФСИН России, ФСИН России УФСИН России по Забайкальскому краю о признании незаконными действия ФКУ ИК-5 в части содержания в ненадлежащих условиях; признании незаконными действия ФКУЗ МСЧ-75 ФСИН России в части оказания ненадлежащего лечения, отсутствия священнослужителя, и взыскании компенсации морального вреда в сумме 500 000 руб.

В обоснование заявленных требований указал, что он отбывает наказание в местах лишения свободы, в период времени с 7 августа 2019 года по 26 августа 2019 года он находился в ФКУ ИК-5 УФСИН России по Забайкальскому краю для прохождения стационарного обследования и лечения в филиале Больница № 1 ФКУЗ МСЧ-75 ФСИН России. В указанный период условия его содержания в стационаре больницы были ненадлежащими, что выражалось в недостаточности места для передвижения в палате, горячая вода подавалась с перебоями, могла длительное время отсутствовать, посещение бани было предусмотрено 1 раз в 7 дней, отсутствовала возможность просмотра телепередач, отсутствовали прогулки, ему не были предоставлены средства личной гигиены, предоставляемое питание было плохого качества, постельные принадлежности были выданы грязные, ветхие, имеющие дыры, отсутствовало место для курения. В камере № 10 при общей площади 11 кв.м содержалось 4 человека, стояли две двухъярусные кровати, стол, табуретки, в связи с чем, не было достаточно места для передвижения, туалет отгорожен метровой стеной, запах от него распространялся на всю камеру, не была включена приточная вентиляция, что причиняло дискомфорт, поскольку находящиеся в камере были заядлыми курильщиками, холодная вода подавалась с перебоями, горячей воды не было. Ассортимент в магазине был скудный. В камере отсутствовала кнопка вызова врача, лечение ему было оказано ненадлежащего качества.

Решением Ингодинского районного суда города Читы года от 29 июля 2020 года заявленные требования оставлены без удовлетворения.

Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Забайкальского краевого суда от 3 марта 2021 года решение суда первой инстанции отменено, принято новое решение которым заявленные требования удовлетворены частично: признаны незаконными действия ФКУ ИК-5 УФСИН России по Забайкальскому краю выраженные в нарушении в отношении Матвеева Е.П. нормы жилой площади в расчете на одного осужденного к лишению свободы. Возложена обязанность на ФКУ ИК-5 УФСИН России по Забайкальскому краю соблюдать установленную действующим законодательством норму жилой площади на одного осужденного в отношении находящихся в учреждении осужденных. Взыскана с Российской Федерации в лице ФСИН России за счет средств казны Российской Федерации в пользу Матвеева Евгения Петровича компенсацию за нарушение установленных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания в исправительном учреждении в сумме 10 000 руб. В остальной части заявленные требования оставлены без удовлетворения.

В кассационной жалобе Матвеев Е.П. ставит вопрос об отмене или изменении судебных актов: решения Ингодинского районного суда города Читы года от 29 июля 2020 года и апелляционного определения судебной коллегии по административным делам Забайкальского краевого суда от 3 марта 2021 года, удовлетворении требований в полном объеме. В обоснование доводов кассационной жалобы указывает на неправильное определение судом юридически значимых обстоятельств, несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, ссылается на непредоставление возможности пребывания на открытом воздухе; затрудненный доступ к местам общего пользования; невозможность поддержания в удовлетворительном состоянии личной гигиены; содержание совместно с лицами, употребляющими никотин; не учет состояния здоровья истца при отсутствии надлежащего ухода со стороны сотрудников административных ответчиков. Полагает, что присужденный судом апелляционной инстанции размер компенсации не может считаться справедливым и отвечающим принципам и практике Европейского суда по правам человека.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в судебное заседание не явились, о причинах неявки не известили, возражений против рассмотрения жалобы в их отсутствие, в том числе по причине невозможности обеспечить явку представителей в судебное заседание, не заявили, ходатайств об отложении заседания не представили. В соответствии с частью 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации кассационная жалоба рассмотрена в отсутствие неявившихся в заседание представителей участвующих в деле лиц.

В кассационной жалобе административный истец просит отменить или изменить решение суда первой инстанции от 29 июля 2020 года и постановление суда апелляционной инстанции от 3 марта 2021 года, однако заявитель не учел, что постановлением апелляционной инстанции решение суда уже отменено и по делу принят новый судебный акт, в связи с чем судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции проверяет законность только постановления апелляционной инстанции.

Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.

Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).

Нарушения такого характера были допущены судом апелляционной инстанций.

Судами установлено и подтверждается материалами дела, что Матвеев Е.П. по приговору суда отбывает уголовное наказание в ФКУ ИК-2 УФСИН России по Забайкальскому краю. Матвеев Е.П. этапирован из ФКУ ИК-2 УФСИН России по Забайкальскому краю в ФКУ ИК-5 УФСИН России по Забайкальскому краю для прохождения стационарного обследования и лечения в филиале Больницы № 1 ФКУЗ МСЧ-75 ФСИН России в период с 7 августа 2019 года по 26 августа 2019 года.

Из представленных суду административными ответчиками доказательств, пояснений представителей административных ответчиков следует, что в связи с тем, что Матвеев Е.П. является осужденным, отбывающим наказание в колонии особого режима и относится к категории осужденных указанных в пункте 133 Правил, при прохождении лечения он содержался изолированно от других категорий осужденных в специально выделенных и оборудованных палатах.

По представленным сведениям, в Больнице № 1 (ФКУЗ МСЧ-75), расположенной на территории ФКУ ИК-5 УФСИН России по Забайкальскому краю имеется три отделения - терапевтические, хирургическое и психоневрологическое, которые располагаются в отдельно стоящих зданиях. Общая площадь палат составляет 866,11 кв.м, лимит наполняемости 110 человек.

Учет сведений количественной проверки лиц, проходящих лечение в отделениях филиала Больница № 1 ФКУЗ МСЧ-75 ФСИН России отдельно по каждому отделению не ведется, только в целом по Больнице № 1. Согласно сводке на питание осужденных, ежедневно подаваемой главной медицинской сестрой Больницы № 1 в бухгалтерию ФКУ ИК-5 УФСИН России по Забайкальскому краю, численность осужденных в период с 7 августа 2019 года по 26 августа 2019 года составляла: наименьшее количество - 92 человека (13.08.2019), наибольшее количество - 108 человек (07.08.2019).

Учет движения осужденных по отделениям и распределение по палатам не предусмотрено нормативной документацией.

В отделении, где проходил лечение Матвеев Е.П. имеется всего девятнадцать палат общей площадью 294,00 кв.м, для размещения осужденных особого режима. Также имеются аналогичные палаты в отделении хирургии № 1 - 28,2 кв.м, в отделении терапии - 30,4 кв.м., в ПНО - 12,8 кв.м. Площадь каждой палаты указана на поэтажном плане Технического паспорта объекта недвижимости «Многофункциональное здание». Осужденный Матвеев Е.П. в период лечения находился в палате № 10 оборудованной одноярусными кроватями, тумбочками, табуретами.

Палаты ежедневно подвергаются необходимой санитарной обработке и проветриванию. Туалет отгорожен в соответствии с требованиями обеспечения приватности и безопасности режима в ИК.

Приказом начальника ФКУ ИК-5 УФСИН России по Забайкальскому краю от 11.01.2017 №12 запрещено курение в кабинетах и помещениях административного здания, помещениях медицинской части, краевой больницы, школы, клуба, библиотеки, ПУ, БПК, столовой для осужденных, столовой для сотрудников, вещевых и продовольственных складов, водонасосных станций, овощехранилища, ВГ1Ч, штаба-ОВРО, ШИЗО, ПКТ, ЕПКТ, дежурной части, караульных помещениях, помещениях кинологической службы, отдела охраны, ПФРСИ, комнаты психологической разгрузки, зданиях общежитий отрядов, зданиях производственной зоны, стояночных боксах для автотехники; определены места для курения в соответствии с приложением № 1 и № 2 к настоящему приказу.

Помывка больных, находящихся на излечении в лечебных учреждениях, и смена им белья производится в соответствии с медицинскими показаниями, но не реже одного раза в неделю. Помывка больных заразными инфекциями выполняется в последнюю очередь с последующим проведением заключительной дезинфекции в помещениях бани.

Осужденные, находящиеся на стационарном лечении в Больнице № 1 принимают пищу, согласно распорядку дня, в специально оборудованном месте для приема пищи (столовая), в котором установлены семь четырехместных столов. Дополнительно в каждом отделении больницы имеются комнаты для приема пищи, оборудованные столами, шкафчиками и холодильником для хранения продуктов. Данные помещения предполагаются для приема пищи осужденными, которые по состоянию здоровья не имеют возможности посетить столовую и для дополнительного приема пищи больными (продукты питания, приобретаемые осужденными за собственные средства).

Организация питания спецконтингента осуществляется в соответствии с требованиями постановления Правительства Российской Федерации от 11.04.2005 № 205 «О минимальных нормах питания и материально-бытового обеспечения осужденных к лишению свободы, а также о нормах питания и материально-бытового обеспечения подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, находящихся в следственных изоляторах Федеральной службы исполнения наказаний, в изоляторах временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел Российской Федерации и пограничных органов федеральной службы безопасности, лиц, подвергнутых административному аресту, задержанных лиц в территориальных органах Министерства внутренних дел Российской Федерации на мирное время» и приказа МЮ РФ от 17.09.2018 № 189 «Об установлении повышенных норм питания, рациона питания и норм замены одних продуктов питания другими, применяемых при организации питания осужденных к лишению свободы, а также подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, находящихся в учреждениях ФСИН, на мирное время» и приказа ФСИН России от 2.09.2016 № 696 «Об утверждении Порядка организации питания осужденных, подозреваемых и обвиняемых, содержащихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы».

До начала раздачи готовой пищи поварами ее качество проверяется медицинским работником и дежурным помощником начальника учреждения. Они производят контрольное взвешивание порций, а также проверяют санитарное состояние помещений столовой, технологического оборудования, столово-кухонной посуды и инвентаря и проводят органолептическую оценку качества приготовленных блюд при этом пробу пищи берут из каждого котла. Кроме того, учреждением ежегодно заключаются контракты на проведение лабораторных исследований смывов, воды, приготовляемых блюд и хлеба с Центром гигиены и эпидемиологии Забайкальского края (ГК № 59/2019 от 4.04.2019, ГК № 225/2019 от 3.09.2019).

По прибытию в ФКУ ИК-5 УФСИН России по Забайкальскому краю осужденному Матвееву Е.П. было выдано со склада следующее вещевое имущество: матрас, подушка, одеяло, простынь, наволочка, пижама (костюм больничный).

Согласно представленным документам, в том числе журналам дезинфекции, вся постельная группа проходит специальную обработку в прачечной Больницы с применением порошкообразных моющих средств, получаемых со складов ФКУ БМТ и ВС, а также в дезинфекционной камере, находится в удовлетворительном состоянии.

Выдача постельных принадлежностей производится по мере необходимости, а выбраковка и списание по мере их накопления. Согласно нормам приказа МЮ РФ от 3 декабря 2013 г. №216 «Об утверждении норм вещевого довольствия осужденных к лишению свободы и лиц, содержащихся в следственных изоляторах» предусмотрена выдача одеял полушерстяных или с синтетическим наполнителем (в учреждении в наличии имеются только полушерстяные, полученные со склада ФКУ БМТ и ВС).

Нормы обеспечения и сроки эксплуатации постельных принадлежностей предусмотрены Приказом Минюста России от о. 12.2013 № 216 «Об утверждении норм вещевого довольствия осужденных к лишению свободы и лиц, содержащихся в следственных изоляторах» (вместе с «Порядком обеспечения вещевым довольствием осужденных к лишению свободы, отбывающих наказание в исправительных учреждениях, и лиц, содержащихся в следственных изоляторах», «Правилами ношения предметов вещевого довольствия осужденных к лишению свободы, отбывающих наказания в исправительных учреждениях»).

В соответствии с решением Ингодинского районного суда города Читы от 3.05.2012 года по делу №2-450/2012 администрацию исправительной колонии обязали оборудовать в помещениях хирургического, терапевтического отделений централизованное горячее водоснабжение и систему вентиляции с механическим и естественным побуждением.

Учреждением был заключен государственный контракт от 28.12.2013 на выполнение работ по капитальному ремонту системы вентиляции хирургического отделения. Вентиляция находилась в исправном состоянии, что подтверждается ежедневными техническими осмотрами, проводимыми сотрудниками ФКУ ИК-5 УФСИН России по Забайкальскому краю (Журнал учета рапортов о приеме-сдаче дежурств и выявленных недостатках в секторе №3 ФКУ ИК-5 УФСИН России по Забайкальскому краю).

Учреждением в 2019 году были заключены государственные контракты на санитарную обработку зданий (дератизация, дезинсекция — государственный контракт от 11.04.2019, от 10.06.2019, от 16.07.2019)

Приказом ФСИН России от 27.07.2006 №512 «Об утверждении номенклатуры, норм обеспечения и сроков эксплуатации мебели, инвентаря, оборудования и предметов хозяйственного обихода (имущества) для учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, и следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы» предусмотрены нормы обеспечения мебелью, инвентарем и предметами хозяйственного обихода медицинских частей учреждений (Приложение № 4). Нормы обеспечения палаты не предусматривают наличия телевизора. Также Распорядком дня Учреждения не предусмотрено в Больнице № 1 время для просмотра телепередач осужденными.

В соответствии со статьей 93 УИК РФ прогулка осужденных предусмотрена в запираемых помещениях, штрафных изоляторах, дисциплинарных изоляторах, помещениях камерного типа, единых помещениях камерного типа, общих и одиночных камерах, осужденным, находящимся на лечении в медицинских учреждениях УИС прогулка не предусмотрена. Несмотря на нормы уголовно-исполнительного законодательства, прогулочные дворики имеются во всех отделениях филиала «Больница №1» ФКУЗ МСЧ-75 ФСИН России, осужденный Матвеев Е.П. с заявлением, согласованным медицинскими работниками, о том, что ему по медицинскими показаниям разрешена прогулка, к администрации ФКУ ИК-5 УФСИН России по Забайкальскому краю не обращался.

Суд первой инстанции отказывая в удовлетворении заявленных требований исходил из того, что оснований для удовлетворения требований о признании ненадлежащими условий содержания не имеется, нарушений порядка организации оказания медицинской помощи административному ответчику допущено не было. Суд не нашел оснований для удовлетворения требования о взыскании денежной компенсации как требования, вытекающего из основного. Также суд нашел обоснованным указание административных ответчиков о пропуске административным истцом трехмесячного срока обращения в суд.

Суд апелляционной инстанции, проверяя законность обжалуемого судебного акта выводы суда о пропуске срока обращения в суд, признал ошибочными. Принимая новое решение о частичном удовлетворении заявленных административным истцом требований, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о наличии нарушения ФКУ ИК-5 УФСИН России по Забайкальскому краю нормы жилой площади. В удовлетворении остальной части требований к административным ответчикам отказал. Исходя из оценки характера допущенных нарушений, учитывая период содержания административного истца в ненадлежащих условиях, степени причинённых ему нравственных страданий, его индивидуальных особенностей, отсутствия последствий, а также иных обстоятельств дела, с учётом принципов разумности и справедливости, суд апелляционной инстанции определил размер компенсации в сумме 10000 рублей.

Вместе с тем судом апелляционной инстанции не было учтено следующее.

Административным истцом в обоснование заявленного требования было указано на отсутствие в камере горячей воды и неосуществление регулярной подачи холодной воды.

Данные обстоятельства судом первой инстанции не были проверены.

При рассмотрении дела в апелляционном порядке судебная коллегия ограничилась пояснениями представителя административного ответчика о надлежащем обеспечении камер водоснабжением и незначительных перебоях в подаче холодной воды, доказательства соблюдения прав осужденного в данной части административным ответчиком не были представлены.

Давая оценку указанным доводам, суд апелляционной инстанции указал, что ситуация с временными перебоями подачи воды не была настолько неудовлетворительной, чтобы приравнивать к нарушению положений статьи 3 Конвенции о защите прав и основных свобод. Отсутствие в палате 10 горячего водоснабжения не повлияло на возможность поддерживать личную гигиену, ввиду организации помывки осужденных в бане.

Вместе с тем, не были определены периоды отсутствия подачи холодной воды, причины отсутствия горячего водоснабжения, обеспечение права осужденного на посещение помывочного отделения, периодичность помывки, вследствие чего выводы об отсутствии нарушения прав осужденного в данной части являются преждевременными.

Доводам административного ответчика о непредоставлении средств личной гигиены, ненадлежащем уходе за больными, ввиду нехватки медицинского персонала оценка не дана.

Изложенное позволяет сделать вывод о том, что предусмотренные Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации меры для всестороннего и полного установления всех фактических обстоятельств по административному делу в указанной части, судом апелляционной инстанции не выполнены.

В силу изложенного, судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции приходит к выводу, что судом апелляционной инстанции в данной части допущены нарушения норм процессуального права, которые привели к принятию неправильного судебного акта и которые не могут быть устранены без отмены апелляционного определения судебной коллегии по административным делам Забайкальского краевого суда от 3 марта 2021 года и направления дела на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции, поскольку оценка доказательств и установление фактических обстоятельств дела в силу статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.

При новом рассмотрении спора суду следует учесть правовые нормы, регулирующие спорные правоотношения, исследовать и оценить все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности и взаимосвязи и разрешить дело, в том числе вопрос о компенсация за нарушение условий содержания в исправительном учреждении, в соответствии с требованиями закона.

Руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции

определила:

апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Забайкальского краевого суда от 3 марта 2021 года отменить, административное дело направить на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.

Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и в срок, предусмотренные статьями 318, 319 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Мотивированное кассационное определение изготовлено 17 июня 2021 года.

Председательствующий

Судьи