ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Кассационное определение № 88А-10393/2021 от 28.05.2021 Третьего кассационного суда общей юрисдикции

ТРЕТИЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

№ 88а-10393/2021

К А С С А Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

город Санкт-Петербург 28 мая 2021 года

Судья Третьего кассационного суда общей юрисдикции Кулешова Е.А., рассмотрев в порядке, предусмотренном частью 2 статьи 327.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, единолично без проведения судебного заседания кассационную жалобу администрации муниципального образования «Коношский муниципальный район» на определение Коношского районного суда Архангельской области от 25 января 2021 года (№ 2а-129/2020) и апелляционное определение судьи Архангельского областного суда от 24 марта 2021 года (№ 33а-1998/2020),

установил:

администрация муниципального образования «Коношский муниципальный район» обратилась в суд с заявлением об отсрочке исполнения решения Коношского районного суда Архангельской области от 1 июня 2020 года по административному делу № 2а-129/2020 по административному исковому заявлению прокурора Коношского района Архангельской области в защиту прав и интересов неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «Коношский муниципальный район» о признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии мер по проведению работ по межеванию, определению границ, постановке на кадастровый учет земельного участка, на котором размещено общественное кладбище, расположенное вблизи деревни Поповка муниципального образования «Ерцевское» (далее - общественное кладбище), по организации мест захоронения в соответствии с требованиями действующего законодательства, по созданию специализированной службы по вопросам похоронного дела, о возложении обязанности устранить допущенные нарушения в срок до 1 сентября 2022 года.

В обоснование заявления указала, что в целях исполнения решения суда администрация обратилась в Росреестр с заявлением о постановке на государственный кадастровый учет земельного участка, на котором расположено общественное кладбище. После рассмотрения данного заявления и постановки земельного участка на государственный кадастровый учет, администрация сможет обратиться в территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека с заявлением и необходимыми документами об установлении санитарно-защитной зоны общественного кладбища. Остальные мероприятия, указанные в решении суда, администрация планирует выполнить в 2021-2022 годах, в связи со значительной финансовой затратностью этих мероприятий и недостаточным финансированием должника в 2020 году. Необходимые расходы на исполнение решения суда заложены в муниципальную программу «Мероприятия в сфере жилищно-коммунального хозяйства в муниципальном образовании «Коношский муниципальный район» на 2021-2023 годы» и в бюджет муниципального образования «Коношский муниципальный район» 2021-2023 годов.

Определением Коношского районного суда Архангельской области от 25 января 2021 года, оставленным без изменения апелляционным определением судьи Архангельского областного суда от 24 марта 2021 года, администрации муниципального образования «Коношский муниципальный район» в удовлетворении заявления отказано.

В кассационной жалобе, поступившей в суд первой инстанции 20 апреля 2021 года, в Третий кассационный суд общей юрисдикции 30 апреля 2021 года, администрация муниципального образования «Коношский муниципальный район» ставит вопрос об отмене вышеуказанных судебных постановлений, полагая их постановленными с неправильным применением закона.

В соответствии с частью 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.

Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.

Судебный акт подлежит безусловной отмене кассационным судом общей юрисдикции в случаях, указанных в части 1 статьи 310 настоящего Кодекса (части 2, 3 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).

Изучив кассационную жалобу и материалы административного дела, не нахожу оснований для пересмотра обжалуемых судебных актов в кассационном порядке.

Согласно части 1 статьи 189, части 1 статьи 358 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при наличии обстоятельств, затрудняющих исполнение судебного акта, суд, рассмотревший административное дело, в соответствии с заявлениями лиц, участвующих в деле, судебного пристава-исполнителя вправе отсрочить или рассрочить исполнение решения суда.

Как разъяснено в пункте 25 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 ноября 2015 года № 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства», основаниями для предоставления отсрочки или рассрочки исполнения исполнительного документа могут являться неустранимые на момент обращения в суд обстоятельства, препятствующие исполнению должником исполнительного документа в установленный срок.

Вопрос о наличии таких оснований решается судом в каждом конкретном случае с учетом всех имеющих значение фактических обстоятельств, к которым, в частности, могут относиться тяжелое имущественное положение должника, причины, существенно затрудняющие исполнение, возможность исполнения решения суда по истечении срока отсрочки.

При предоставлении отсрочки или рассрочки судам необходимо обеспечивать баланс прав и законных интересов взыскателей и должников таким образом, чтобы такой порядок исполнения решения суда отвечал требованиям справедливости, соразмерности и не затрагивал существа гарантированных прав лиц, участвующих в исполнительном производстве, в том числе права взыскателя на исполнение судебного акта в разумный срок.

Таким образом, основания для отсрочки исполнения решения суда должны носить действительно исключительный характер, возникать при серьезных препятствиях к исполнению требований исполнительного документа, с обязательным обеспечением баланса интересов должника и взыскателя, соблюдением требований справедливости и соразмерности. При этому следует учитывать, что несмотря на то что отсрочка исполнения решения суда предполагает наступление в будущем обстоятельств, способствующих исполнению судебного решения, она отдаляет реальную защиту нарушенных прав или охраняемых законом интересов взыскателя, часто - на неопределенный срок.

Материалами дела установлено, что вступившим в законную силу решением Коношского районного суда Архангельской области от 1 июня 2020 года удовлетворены исковые требования прокурора Коношского района Архангельской области в защиту прав и интересов неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия администрации муниципального образования «Коношский муниципальный район», выразившегося в непринятии мер по межеванию, определению границ, постановке на государственный кадастровый учет земельного участка вблизи деревни Поповка муниципального образования «Ерцевское», на котором расположено общественное кладбище, по организации мест захоронения на данном кладбище в соответствии с требованиями действующего законодательства, по созданию специализированной службы по вопросам похоронного дела.

На администрацию муниципального образования «Коношский муниципальный район» возложена обязанность в течение шести месяцев со дня вступления решения в законную силу провести работы по межеванию и постановке на государственный кадастровый учет земельного участка, на котором размещено общественное кладбище, расположенное вблизи деревни Поповка муниципального образования «Ерцевское»; обратиться в территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека с заявлением и необходимыми документами об установлении санитарно-защитной зоны общественного кладбища, расположенного вблизи деревни Поповка муниципального образования «Ерцевское», в соответствии с требованиями СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» и Правилами установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон», утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 марта 2018 года № 222; создать специализированную службу по вопросам похоронного дела; организовать устройство кладбища, расположенного вблизи деревни Поповка муниципального образования «Ерцевское», в соответствии с требованиями СанПиН 2.1.2882-11 «Гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий, сооружений похоронного назначения», а именно: произвести разделение территории кладбища на функциональные зоны; произвести систему дренажа, обваловку территории; определить характер и площадь зеленых насаждений; организовать подъездные пути и автостоянки; организовать устройство шахтных колодцев для полива и строительство общественных туалетов выгребного типа в соответствии с требованиями санитарных норм и правил; оборудовать площадки для мусоросборников с ограждениями и твердым покрытием (асфальтирование, бетонирование); произвести благоустройство территории кладбища.

Во исполнение решения суда 8 июня 2020 года между администрацией муниципального образования «Коношский муниципальный район» (Заказчик) и обществом с ограниченной ответственностью «ЛУЧ» (Исполнитель) (далее - ООО «ЛУЧ») заключен муниципальный контракт на оказание услуг по содержанию и обслуживанию мест захоронений в деревне Поповка на территории муниципального образования «Ерцевское».

Согласно Техническому заданию, являющемуся Приложением № 1 к вышеуказанному контракту, ООО «ЛУЧ» обязалось оказать Заказчику следующие услуги: изготовление и размещение информационного стенда (Приложение № 2) в срок не позднее 11 июня 2020 года; приобретение и ведение книги регистрации захоронений с момента заключений муниципального контракта до окончания срока действия муниципального контракта (Приложение № 3); устройство контейнерной площадки в срок не позднее 29 июня 2020 года и содержание площадки накопления мусора и подъездных путей к ним (постоянно) (Приложение № 4); санитарная очистка, сбор и вывоз мусора и ритуальных принадлежностей, пришедших в негодность, с территории кладбища на площадку временного накопления (по мере необходимости (наполнения контейнеров), по заявке администрации); проведение услуг по облагораживанию неухоженных могил; окрашивание территории кладбища, вырубка кустов (по мере необходимости, но не менее 2 раз или по заявке администрации); устройство ограждения территории кладбища (в срок не позднее 13 июля 2020 года) (Приложение № 5).

Все вышеуказанные услуги по заключенному муниципальному контракту ООО «ЛУЧ» выполнены, приняты Заказчиком на основании актов о приемке выполненных работ (КС-2) от 30 июня 2020 года, от 31 июля 2020 года и от 23 декабря 2020 года.

Постановлением администрации муниципального образования «Коношский муниципальный район» от 30 июня 2020 года № 323 функции специализированной службы по вопросам похоронного дела на территории муниципального образования «Коношский муниципальный район» с 1 августа 2020 года возложены на МУП «Ерцевские теплосети».

В материалы административного дела представлено постановление администрации муниципального образования «Коношский муниципальный район» от 12 октября 2020 года № 576 «Об утверждении муниципальной программы «Мероприятия в сфере жилищно-коммунального хозяйства в муниципальном образовании «Коношский муниципальный район» на 2021 - 2023 годы».

В данной программе указана подпрограмма № 4 «Благоустройство», в рамках которой предусмотрено выделение денежных средств на проведение мероприятий по организации ритуальных услуг и содержания мест захоронения; в 2021 году запланировано выделение денежных средств в размере 302 000 рублей, в 2022 году - 1 302 000 рублей.

Администрацией муниципального образования «Коношский муниципальный район» с привлечением кадастрового инженера также проведены работы по межеванию земельного участка, на котором расположено общественное кладбище.

Заявление о постановке на государственный кадастровый учет названного земельного участка находится на рассмотрении Росреестра, плановая дата предоставления услуги 14 января 2021 года.

Таким образом, решение суда в полном объеме администрацией муниципального образования «Коношский муниципальный район» не исполнено.

Из заявления о предоставлении отсрочки следует, что администрация муниципального образования «Коношский муниципальный район» сможет обратиться в территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека с заявлением и необходимыми документами об установлении санитарно-защитной зоны общественного кладбища в соответствии с требованиями СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий сооружений и иных объектов» и Правилами установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 3 марта 2018 года № 222, только после постановки на государственный кадастровый учет вышеуказанного земельного участка.

Отказывая в предоставлении отсрочки исполнения решения суда, суд первой инстанции, оценив указанные должником обстоятельства невозможности исполнения решения суда, пришел к выводу об отсутствии оснований для предоставления отсрочки, с которым согласился суд апелляционной инстанции исходя из того, что приведенные в заявлении основания для отсрочки исполнения решения суда не свидетельствуют о наличии обстоятельств, которые носят исключительный характер, свидетельствуют о невозможности или крайней затруднительности исполнения решения суда.

Доводы об отсутствии финансовой возможности, как правильно указано судами, к таковым не относятся, поскольку не исключают реальную возможность исполнения решения суда. Действующее законодательство не связывает реализацию полномочий органов местного самоуправления с наличием финансовой возможности. Отсутствие либо недостаточность бюджетного финансирования органа местного самоуправления при реализации им возложенных федеральным законодательством полномочий не могут влиять на исполнение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения. Действующим законодательством не предусмотрено в качестве основания для отказа от исполнения обязательств отсутствие достаточного финансирования.

Суд апелляционной инстанции также принял во внимание, что при надлежащем исполнении возложенных законом обязанностей по вопросам местного значения должник располагал реальной возможностью заблаговременно прогнозировать несение необходимых расходов для решения данных вопросов и выступать с инициативой включения этих расходов в соответствующий муниципальный бюджет.

О длительном бездействии администрации муниципального образования «Коношский муниципальный район» в решении вопросов местного значения свидетельствует внесенное прокурором Коношского района представление от 27 апреля 2017 года об устранении выявленных нарушений в сфере организации ритуальных услуг и содержания мест захоронения, а также факт привлечения должника к административной ответственности по статье 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий.

Кроме того, администрацией муниципального образования «Коношский муниципальный район» судам не было представлено убедительных доказательств недостаточности выделенных в 2020-2021 годах денежных средств для исполнения решения Коношского районного суда Архангельской области от 1 июня 2020 года в установленный срок, как и не представлено доказательств, свидетельствующих о том, что в новые сроки будут преодолены обстоятельства, препятствующие исполнению решения в настоящее время, в то время как исполнение возложенных на нее обязанностей направлено на защиту прав неопределенного круга лиц в сфере санитарно-эпидемиологической, экологической безопасности, предупреждения причинения вреда здоровью граждан.

При таких обстоятельствах выводы судебных инстанций об отсутствии оснований для удовлетворения заявления администрации муниципального образования «Коношский муниципальный район» являются верными, в кассационной жалобе по существу не опровергнутыми.

Доводы кассационной жалобы были предметом подробного изучения судов первой и апелляционной инстанций, которым дана надлежащая оценка, они направлены на оспаривание обоснованности выводов судов этих инстанций об установленных обстоятельствах, и не могут служить предусмотренными статьей 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены состоявшихся по делу судебных постановлений.

На основании изложенного, руководствуясь статями 327.1, 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,

определил:

определение Коношского районного суда Архангельской области от 25 января 2021 года и апелляционное определение судьи Архангельского областного суда от 24 марта 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу администрации муниципального образования «Коношский муниципальный район» - без удовлетворения.

Определение Коношского районного суда Архангельской области от 25 января 2021 года, апелляционное определение судьи Архангельского областного суда от 24 марта 2021 года и настоящее кассационное определение могут быть обжалованы в судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который начинает исчисляться на следующий день после принятия апелляционного определения и из которого исключаются срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.

Судья