ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Кассационное определение № 88А-10485/2022 от 22.06.2022 Третьего кассационного суда общей юрисдикции

Дело № 88а-10485/2022

ТРЕТИЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

К А С С А Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

Судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе

председательствующего: Кулешовой Е.А.,

судей: Зеленского А.М., Бельмас Н.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Мовсисяна С. Г. на решение Тосненского городского суда Ленинградской области от 22 июля 2021 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Ленинградского областного суда от 21 октября 2021 года по административному делу № 2а-2040/2021, по административному исковому заявлению Мовсисяна С. Г. к администрации муниципального образования Тосненский район Ленинградской области об оспаривании отказа в утверждении схемы расположения земельного участка.

Заслушав доклад судьи Зеленского А.М., Мовсисяна С.Г., поддержавшего доводы кассационной жалобы, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Мовсисян С.Г. обратился в Тосненский городской суд Ленинградской области с административным иском к администрации муниципального образования Тосненский район Ленинградской области (далее - администрация МО Тосненский район, администрация) о признании незаконным постановления от 11.03.2021 №474-па. В обоснование административного иска указал, что 05.02.2021 г. обратился в администрацию МО Тосненский район с заявлением об утверждении и выдаче схемы расположения земельного участка площадью 1500 кв.м, с кадастровым номером :ЗУ 1, местоположение: между участками, расположенными по адресам: , , и , , . Заявление было направлено в электронном виде, через портал государственных и муниципальных услуг Ленинградской области, заявлению был дан номер №8372429 от 05.02.2021. Однако, в нарушение требований действующего законодательства, регулирующего порядок предоставления государственных и муниципальных услуг, услуга по заявлению не была оказана. Вместо утверждения и выдачи схемы расположения земельного участка, обжалуемым постановлением от 11.03.2021 №474-па было отказано в предварительном согласовании предоставления земельного участка, однако с заявлением о предварительном согласовании он не обращался. Также, в указанном постановлении отсутствует подпись главы администрации в нарушение п. 3.2 Инструкции по делопроизводству администрации МО Тосненский район. 16.03.2021 г. при личном приёме, под роспись истцу было выдано две копии вышеуказанного постановления без подписи главы администрации, заверенные заместителем главы администрации МО Тосненский район по вопросам земли, имущества, строительства и архитектуры Ануфриевым О.А. В ответ на требование ознакомить его с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы при предоставлении государственной услуги, администрация документов, полученных посредством межведомственного взаимодействия и послуживших основанием для отказа, ему не предоставила.

В дальнейшем Мовсисян С.Г. дополнил административный иск требованиями о признании незаконными постановлений администрации МО Тосненский район от 27.04.2021 №921-па, от 02.06.2021 №1178-па и №1179- па. В обоснование дополнительных требований указал, что постановлением администрации МО Тосненский район от 27.04.2021 №921- па внесены изменения в преамбулу обжалуемого постановления от 11.03.2021 №474-па. Тосненская городская прокуратура проводила проверку по его жалобе от 30.03.2021, по итогам которой в адрес главы администрации внесено представление от 28.04.2021 №07-55-2021. Указанное представление явилось основанием для внесения изменений и последующей отмены обжалуемого постановления, что подтверждается протоколом от 03.06.2021 рассмотрения представления Тосненского городского прокурора от 28.04.2021 №07-55-2021. Постановление администрации №474-па было отменено постановлением администрации от 02.06.2021 №1179-па вместе с изменениями, внесенными постановлением администрации от 27.04.2021 №921-па. При этом, 02.06.2021 администрация вынесла очередное постановление №1 178-па об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка по его заявлению от 05.02.2021, зарегистрированному в администрации 12.02.2021. Истец полагает, что действия администрации являются незаконными и нарушают его права и законные интересы, поскольку схема расположения земельного участка была изготовлена в электронном виде, с помощью Личного кабинета пользователя на сайте Росреестра, соответствует требованиям Приказа №762, и была приложена к электронному заявлению. Охранные зоны газопроводов высокого и низкого давления не являются ограничением для строительства индивидуального жилого дома на земельном участке, поскольку, согласно ответу газораспределительной организации, перед началом строительства необходимо за три дня пригласить специалиста этой организации, чтобы согласовать место строительства. Также, по мнению истца, отсутствие подъезда к участку не является основанием для отказа, поскольку, согласно ответу комитета по архитектуре и градостроительству, к участку отсутствует организованный подъезд, не проложен асфальт или какое-то другое покрытие, однако имеется свободный доступ к участку.

Решением Тосненского городского суда Ленинградской области от 22 июля 2021 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Ленинградского областного суда от 21 октября 2021 года, в удовлетворении административного иска отказано.

На вступившие в законную силу судебные постановления ФИО1 подал кассационную жалобу, в которой ставится вопрос об их отмене. В обоснование жалобы приводятся доводы о нарушении судами норм материального и процессуального права.

Согласно части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.

Таких нарушений судами первой и апелляционной инстанции не допущено.

Образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется, в том числе, в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории (подпункт 3 пункта 1 статьи 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации).

В соответствии с пунктом 9 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется в форме электронного документа. В случае, если подготовку схемы расположения земельного участка обеспечивает гражданин в целях образования земельного участка для его предоставления гражданину без проведения торгов, подготовка данной схемы может осуществляться по выбору указанного гражданина в форме электронного документа или в форме документа на бумажном носителе.

Согласно п.16 ст.1 1.10 ЗК РФ основаниями для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка являются, среди прочего: несоответствие схемы расположения земельного участка ее форме, формату или требованиям к ее подготовке, которые установлены в соответствии с пунктом 12 настоящей статьи (пункт 1); разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса требований к образуемым земельным участкам (пункт 3).

В соответствии с пунктом 6 Требований к подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории и формату схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории при подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории в форме электронного документа, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 27.11.2014 N 762 (далее - Требования), в схеме расположения земельного участка приводятся:

условный номер каждого земельного участка, образуемого в соответствии со схемой расположения земельного участка (в случае, если предусматривается образование двух и более земельных участков);

проектная площадь каждого земельного участка, образуемого в соответствии со схемой расположения земельного участка;

список координат характерных точек границы каждого образуемого в соответствии со схемой расположения земельного участка в системе координат, применяемой при ведении государственного кадастра недвижимости;

изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков, изображение границ учтенных земельных участков, в том числе исходных земельных участков, надписи (включая кадастровые номера земельных участков, условные номера образуемых участков, кадастровый номер кадастрового квартала, систему координат), условные обозначения, примененные при подготовке изображения (далее - графическая информация);

сведения об утверждении схемы расположения земельного участка: в случае утверждения схемы расположения земельного участка решением уполномоченного органа указываются наименование вида документа об утверждении схемы расположения земельного участка (приказ, постановление, решение и тому подобное), наименование уполномоченного органа, дата, номер документа об утверждении схемы расположения земельного участка; в случае утверждения схемы соглашением между уполномоченными органами указываются наименование вида документа об утверждении схемы расположения земельного участка (соглашение), наименования уполномоченных органов, дата (даты), номер (номера) соглашения о перераспределении земельных участков.

Согласно пункту 6 статьи 11.9 ЗК РФ, образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами.

Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 05.02.2021 г. ФИО1 обратился в администрацию МО Тосненский район с заявлением в электронном виде, об утверждении схемы расположения земельного участка площадью 1500 кв.м, местоположение: между участками, расположенными по адресам: Российская Федерация, , и , . Категория земель: земли населённых пунктов. Цель использования: для индивидуального жилищного строительства. К заявлению прилагалась схема земельных участков и список координат характерных точек границы - четыре точки. Заявление было зарегистрировано в администрации 12.02.2021 г. за № 01-09- 158/2021 (л.д.45-48). Электронный носитель информации, содержащий схему земельного участка, ФИО1 в администрацию не предоставлялся.

По сообщению комитета по архитектуре и градостроительству администрации МО Тосненский район от 20.02.2021, испрашиваемый ФИО1 земельный участок площадью 1500 кв.м в соответствии с генеральным планом Тосненского городского поселения отнесен: категория земель - земли населённого пункта - г.Тосно, функциональная зона - индивидуальной жилой застройки; в соответствии с правилами землепользования и застройки Тосненского городского поселения отнесен к зоне индивидуальной жилой застройки (Ж-2). Максимальный размер земельного участка для ИЖС - 0,15 га, минимальный - 0,6 га. Организованный подъезд к участку отсутствует. По испрашиваемому участку проходит охранная зона газопровода низкого давления (л.д.49).

Постановлением администрации МО Тосненский район от 11.03.2021 №474-па ФИО1 отказано в предварительном согласовании предоставления и в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории для индивидуального жилищного строительства площадью 1500 кв.м, расположенного в кадастром квартале , в связи с тем, что образование земельного участка приводит к нерациональному использованию земель, в связи с отсутствием подъезда к земельному участку; невозможность размещения объектов недвижимости в связи с нахождением земельного участка в охранной зоне газопровода низкого давления; схема расположения земельного участка не соответствует форме и требованиям к её подготовке, утвержденным приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 27.11.2015 №762, а именно не приведена система координат характерных точек границы образуемого земельного участка в системе координат, применяемой при ведении государственного кадастра недвижимости (л.д. 50).

Постановлением администрации МО Тосненский район от 27.04.2021 №921-па внесены изменения в постановление от 11.03.2021 №474-па «Об отказе ФИО1 в предварительном согласовании предоставления земельного участка площадью 1500 кв.м, расположенного в кадастром квартале », в преамбуле постановления слова «на основании п.6 ст.11.9, пп.1, пп.З п.16 ст.11.10, пп.1 п.8 ст.39.15, пп.2 п.1 ст.39.18» заменены словами «на основании и.6 ст. 1 1.9, пп.1, пп.З п. 16 ст. 11.10, пп.1 п.8 ст.39.15, пн.2 п.1 ст.39.18 Земельного кодекса Российской Федерации», далее по тексту (л.д. 51).

Постановлением администрации МО Тосненский район от 02.06.2021 №1179-па отменено постановление от 11.03.2021 №474-па «Об отказе ФИО1 в предварительном согласовании предоставления земельного участка площадью 1500 кв.м, расположенного в кадастром квартале » (с изменениями, внесенными постановлением администрации муниципального образования Тосненский район Ленинградской области от 27.04.2021 №921-па) (л.д. 52).

Постановлением администрации МО Тосненский район от 02.06.2021 №1178-па ФИО1 отказано в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории для индивидуального жилищного строительства площадью 1500 кв.м, расположенного в кадастром квартале , в связи с тем, что образование земельного участка приводит к нерациональному использованию земель, в связи с отсутствием подъезда к земельному участку; невозможность размещения объектов недвижимости в связи с нахождением земельного участка в охранной зоне газопровода низкого давления; схема расположения земельного участка не соответствует форме и требованиям к её подготовке, утвержденным приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 27.11.2015 №762, а именно в представленной схеме расположения земельного участка не приведено изображение границ образуемого земельного участка (л.д. 53).

Судебная коллегия по административным делам Ленинградского областного суда, проверяя законность решения суде первой инстанции согласилась с правомерностью отказа в удовлетворении административных исковых требований ФИО1

На представленной ФИО1 в администрацию схеме (л.д. 47) отсутствует графическое изображение границ образуемого земельного участка, сама схема состоит из четырёх точек координат, поэтому суд пришел к правильному выводу о том, что данная схема расположения земельного участка не соответствует форме, формату или требованиям к ее подготовке, которые установлены в соответствии с пунктом 12 статьи 11.10 ЗК РФ и п. 6 Требований, что является самостоятельным основанием для отказа в утверждении согласно п.п 1,3 п.16 ст.11.10 ЗК РФ.

Согласно подп. 4 п 7.5 Методических рекомендаций по проведению землеустройства при образовании новых и упорядочении существующих объектов землеустройства, утвержденных Росземкадастром 17.02.2003 г., в зависимости от целевого назначения и разрешенного использования земельный участок в обязательном порядке обеспечивается доступом - в виде прохода (шириной не менее 1 метра) или проезда (шириной не менее 3,5 метров). Земельный участок, на котором имеются капитальные строения или право на их возведение, обеспечивается проездом. Доступ к участку обеспечивается как за счет земель общего пользования, гак и за счет территории иных земельных участков путем установления частного сервитута.

В соответствии с представленными административным ответчиком публичной кадастровой карте, выкопировке из генерального плана Тосненского городского поселения Тосненского района Ленинградской области и выкопировке из правил землепользования и застройки Тосненского городского поселения , испрашиваемый земельный участок расположен в глубине территории, не имеет проезда ку и (л.д.56-58). По периметруа и уже образованы земельные участки, состоящие на кадастровом учёте.

Судом первой инстанции сделан обоснованный вывод о том, что невозможность размещения на испрашиваемом земельном участке объекта недвижимости ввиду отсутствия проезда противоречит разрешенному использованию земельного участка - для индивидуального жилищного строительства, в связи с чем, представленная ФИО1 схема разработана с нарушением предусмотренных п.6 статьи 11.9 ЗК РФ требований к образуемым земельным участкам.

Кроме того, судом был учтен запрет, установленный Правилами охраны газораспределительных сетей, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 20.11.2000 №878, огораживать и перегораживать охранные зоны газопроводов высокого и низкого давления, препятствовать доступу персонала эксплуатационных организаций к газораспределительным сетям, проведению обслуживания и устранению повреждений газораспределительных сетей.

Согласно письму филиала в г. Тосно АО «Газпром газораспределение Ленинградская область» от 21.07.2021, вблизиа и проходит газопровод высокого давления 2-й категории и низкого давления. Охранная зона сетей газораспределения в соответствии с Правилами охраны газораспределительных сетей (утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 20.11.2000 №878) является зона вдоль трасс наружных газопроводов - в виде территории, ограниченной условными линиями, проходящими на расстоянии двух метров от оси газопроводов с каждой стороны. В соответствии с пп. «е» п.14 указанных Правил запрещается огораживать и перегораживать охранные зоны, препятствовать доступу персонала эксплуатационных организаций к газораспределительным сетям, проведению обслуживания и устранению повреждений газораспределительных сетей. В соответствии с Приложением в актуализированной редакции СНиП 42-01-2002 «Газораспределительные системы» минимальные расстояния от подземных (надземных) газопроводов до зданий и сооружений, расстояние от газопровода высокого давления 2-й категории до фундаментов зданий и сооружений должно составлять не менее 7 метров. Для недопущения нарушений охранных зон газопроводов необходимо вызвать представителя филиала АО «Газпром газораспределение Ленинградская область» в г.Тосно не менее чем за 3 дня до начала производства работ. Место расположения и глубину заложения газопроводов определить шурфованием вручную (л.д.82).

Также суд обоснованно не нашел оснований для признания незаконным постановления администрации от 11.03.2021 №474-па, поскольку отказ в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории также соответствует подпункту 3 пункта 16 статьи 11.10 ЗК РФ, а решение об отказе в предварительном согласовании предоставления этого же земельного участка впоследствии было отменено.

Постановление администрации от 27.04.2021 №921-па исправляет описку, допущенную в постановлении №474-па, а постановление от 02.06.2021 №1179-па отменяет постановление от 11.03.2021 №474-иа с внесенными изменениями, поэтому оснований для признания этих постановлений незаконными также не имеется.

Кассационная жалоба не содержит доводов, которым бы не была дана подробная и мотивированная оценка судами первой и второй инстанций.

Доводы кассационной жалобы сводятся к переоценке исследованных судами доказательств и оспариванию обоснованности выводов судов об установленных ими по делу фактических обстоятельствах при том, что суд кассационной инстанции в силу своей компетенции, установленной положениями частей 2 и 3 статьи 329, а также применительно к статье 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, при рассмотрении жалоб должен исходить из признанных установленными судом первой и второй инстанций фактических обстоятельств дела, проверять лишь правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, и правом устанавливать новые обстоятельства по делу и давать самостоятельную оценку собранным по делу доказательствам не наделен.

Учитывая, что основанием отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта, а в данном случае таких нарушений судами не допущено, оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.

Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Тосненского городского суда Ленинградской области от 22 июля 2021 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Ленинградского областного суда от 21 октября 2021 года по административному исковому заявлению ФИО1 к администрации муниципального образования Тосненский район Ленинградской области об оспаривании отказа в утверждении схемы расположения земельного участка, оставить без изменения, кассационную жалобу ФИО1 - без удовлетворения.

Решение Тосненского городского суда Ленинградской области от 22 июля 2021 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Ленинградского областного суда от 21 октября 2021 года и настоящее кассационное определение могут быть обжалованы в судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который начинает исчисляться на следующий день после принятия апелляционного определения и из которого исключаются срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.

Мотивированное кассационное определение изготовлено 04 июля 2022 года.

Председательствующий:

Судьи: