ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Кассационное определение № 88А-10562/2022 от 29.06.2022 Третьего кассационного суда общей юрисдикции

Дело № 88а-10562/2022

ТРЕТИЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

К А С С А Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

Судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе

председательствующего: Городкова А.В.,

судей: Зеленского А.М., Бельмас Н.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Псковской таможни на решение Псковского городского суда Псковской области от 23 июля 2021 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Псковского областного суда от 28 октября 2021 года по административному делу 2а-2713/2021 по административному исковому заявлению Беспалько А. А.ча к Псковской таможне о признании уведомления незаконным.

Заслушав доклад судьи Зеленского А.М., объяснения представителя Псковской таможни – Зобниной К.А., поддержавшей доводы, изложенные в кассационной жалобе, пояснения представителя Беспалько А.А. – Ревтюка А.В., возражавшего против доводов, изложенных в кассационной жалобе, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Беспалько А.А. обратился в суд с административным иском к Псковской таможне о признании незаконным Уведомления о не уплаченных в установленный срок таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней от 05 марта 2021 г. № (далее Уведомление).

В обоснование заявленных требований указал, что 10 марта 2020 г. ввез на таможенную территорию Евразийского экономического союза (далее ЕЭС, Союз) гражданское воздушное судно «Socata ТВ 21», серийный , государственный регистрационный знак .

В связи с этим, в Псковскую таможню подал пассажирскую таможенную декларацию № и уплатил совокупный таможенный платеж в размере 424 717,44 руб.

05 марта 2021 г. Псковская таможня направила в адрес Беспалько А.А. Уведомление о не уплаченных в установленный срок суммах налога на добавленную стоимость (далее НДС) и пеней в размере 934 378,37 руб.

По мнению истца, Уведомление является незаконным, поскольку в соответствии с пунктом 20 статьи 150 Налогового кодекса РФ (далее НК РФ) не подлежит налогообложению ввоз на территорию РФ воздушных судов при условии предоставления в таможенный орган копии свидетельства о государственной регистрации гражданского воздушного судна в Государственном реестре гражданских воздушных судов РФ.

Такое свидетельство истцом было представлено в таможенный орган, соответственно, оснований для начисления НДС и пеней у таможенного органа не было.

Решением Псковского городского суда Псковской области от 23 июля 2021 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Псковского областного суда от 28 октября 2021 года, административный иск Беспалько А.А. удовлетворен, Уведомление Псковской таможни о не уплаченных в установленный срок таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней от 05 марта 2021 г. № 10209000/У2021/0000230 признано незаконным.

На вступившие в законную силу судебные постановления Псковская таможня подала кассационную жалобу, в которой ставится вопрос об их отмене. В обоснование жалобы приводятся доводы о нарушении судами норм материального права.

Согласно части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.

Таких нарушений судами первой и апелляционной инстанций не допущено.

Из материалов дела следует, что 02 декабря 2019 г. Беспалько А.А. приобрел за пределами территории ЕЭС в собственность бывший в употреблении гражданский самолет «Socata ТВ 21», серийный .

10 марта 2020 г. истец на указанном гражданском воздушном судне прибыл в Российскую Федерацию и подал в Псковскую таможню пассажирскую таможенную декларацию /А000085, а также свидетельство о регистрации гражданского воздушного судна от 03 февраля 2020 г. серия в Государственном реестре гражданских воздушных судов Российской Федерации.

В тот же день был произведен расчет подлежащих уплате таможенных пошлин, налогов, взимаемых в виде совокупного таможенного платежа, а именно: таможенная пошлина в соответствии с классификационным кодом товара по ставке 10%, НДС - 0% в соответствии с пунктом 20 статьи 150 НК РФ, таможенный сбор - 250 руб.

На основании таможенного приходного ордера / от 10 марта 2020 г. уплачен совокупный таможенный платеж в размере 424 717, 44 руб.

После выпуска товара в свободное обращение Псковской таможней проведена проверка, по результатам которой сделан вывод, что освобождение от уплаты НДС предоставлено необоснованно, уплате подлежит НДС в размере 934 378, 37 руб., пени в сумме 43 889, 84 руб.

В связи с этим, в адрес Беспаленко А.А. направлено Уведомление о не уплаченных в установленный срок таможенных платежей и пени на общую сумму 978 268, 21 руб.

Признавая Уведомление таможенного органа незаконным, суд первой инстанции исходил из того, что в совокупный таможенный платеж, подлежащий уплате при ввозе на таможенную территорию ЕЭС воздушных судов для личного пользования, включается НДС, освобождение от уплаты которого в соответствии с пунктом 20 статьи 150 НК РФ предоставляется в случае регистрации воздушного судна в Государственном реестре гражданских воздушных судов Российской Федерации; воздушное судно, ввезенное Беспаленко А.А., зарегистрировано в названном реестре, в таможенный орган представлено свидетельство о государственной регистрации воздушного суда, соответственно, оснований для начисления НДС не имеется.

Судебная коллегия по административным делам Псковского областного суда соглашаясь с выводами суда первой инстанции правильно указала, что судебное решение основано на верном применении норм материального права и исследованных в судебном заседании обстоятельств дела.

В ЕЭС осуществляется единое таможенное регулирование, включающее в себя установление порядка и условий перемещения товаров через таможенную границу Союза, их нахождения и использования на таможенной территории Союза или за ее пределами, а также их таможенным декларированием и выпуском, иных таможенных операций, порядка уплаты

таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин (часть 1 статьи 1 ТК ЕАЭС).

К таможенным платежам относятся: 1) ввозная таможенная пошлина, 2) вывозная таможенная пошлина; 3) налог на добавленную стоимость, взимаемый при ввозе товаров на таможенную территорию Союза; 4) акцизы (акцизный налог или акцизный сбор), взимаемые при ввозе товаров на таможенную территорию Союза; 5) таможенные сборы (часть 1 статьи 46 ТК ЕАЭС

Согласно части 2 статьи 46 ТК ЕАЭС в отношении товаров для личного пользования, ввозимых на таможенную территорию Союза, подлежат уплате таможенные пошлины, налоги, взимаемые по единым ставкам, либо таможенные пошлины, налоги, взимаемые в виде совокупного таможенного платежа, в соответствии с главой 37 настоящего Кодекса. Положения настоящей главы и глав 7-11 настоящего Кодекса применяются в случаях, предусмотренных главой 37 настоящего Кодекса.

Глава 37 ТК ЕАЭС определяет особенности порядка и условий перемещения через таможенную границу Союза товаров для личного пользования.

В силу части 1 статьи 266 ТК ЕАЭС в отношении товаров для личного пользования, ввозимых на таможенную территорию Союза, подлежат уплате таможенные пошлины, налоги, взимаемые по единым ставкам, либо таможенные пошлины, налоги, взимаемые в виде совокупного таможенного платежа, за исключением случаев, когда настоящей статьей в отношении таких товаров для личного пользования установлен иной порядок применения таможенных пошлин, налогов.

Единые ставки таможенных пошлин, налогов в зависимости от категорий товаров для личного пользования, стоимостных, весовых и (или) количественных норм и способа ввоза товаров для личного пользования на таможенную территорию Союза, а также категории товаров для личного пользования, в отношении которых подлежат уплате таможенные пошлины, налоги, взимаемые в виде совокупного таможенного платежа, определяются Евразийской экономической комиссией (далее Комиссия) (часть 2 статьи 266 ТК ЕАЭС).

Единые ставки таможенных пошлин, налогов, а также категории товаров для личного пользования, в отношении которых подлежат уплате таможенные пошлины, налоги, взимаемые в виде совокупного таможенного платежа, определены в приложении № 2 Решения Комиссии № 107.

Согласно приложению № 2 Решения Комиссии № 107 при ввозе воздушных судов для личного пользования уплате подлежат таможенные пошлины и налоги в виде совокупного таможенного платежа.

В пункте 39 части 1 статьи 2 ТК ЕАЭС дано определение понятия «таможенные пошлины, налоги, взимаемые в виде совокупного таможенного платежа» - сумма таможенных пошлин, налогов, исчисленная в отношении товаров для личного пользования по ставкам таможенных пошлин, налогов, применяемым в соответствии со статьей 53 настоящего Кодекса.

Статья 53 ТК ЕАЭС предусматривает, что для исчисления ввозных таможенных пошлин применяются ставки Единого таможенного тарифа Евразийского экономического союза, за исключением случаев, предусмотренных в соответствии с Договором о Союзе, а также случаев, когда в соответствии с международными договорами в рамках Союза или международными договорами Союза с третьей стороной для исчисления ввозных таможенных пошлин применяются ставки, отличные от ставок Единого таможенного тарифа Евразийского экономического союза (часть 2); для исчисления налогов применяются ставки, установленные законодательством государства-члена, в котором в соответствии со статьей 61 настоящего Кодекса они подлежат уплате (часть 4).

Согласно части 16 статьи 266 ТК ЕАЭС сумма подлежащих уплате и (или) взысканию таможенных пошлин, налогов, взимаемых в виде совокупного таможенного платежа, определяется путем сложения исчисленной суммы таможенных пошлин и исчисленных сумм налогов. Исчисление суммы таможенных пошлин, налогов, взимаемых в виде совокупного таможенного платежа, производится следующими способами:

исчисление суммы таможенных пошлин производится путем применения базы для исчисления таможенных пошлин и соответствующего вида ставки таможенных пошлин; исчисление сумм налогов производится в соответствии с законодательством государства-члена, таможенному органу которого подана пассажирская таможенная декларация.

Исходя из приведенных выше правовых норм, в случае ввоза на территорию Союза воздушного судна для личного пользования уплате подлежит совокупный таможенный платеж, включающий в себя налоги, исчисляемые в соответствии с законодательством государства-члена Союза, таможенному органу которого подана таможенная декларация.

Налогоплательщиками НДС признаются лица в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, определяемые в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством Российской Федерации о таможенном деле (часть 1 статьи 143 НК РФ).

Объектом налогообложения признаются операции по ввозу товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией (пункт 4 части 1 статьи 146 НК РФ).

В статье 150 НК РФ предусмотрены случаи ввоза товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, не подлежащие налогообложению (освобождаемые от налогообложения)

В частности, пунктом 20 статьи 150 НК РФ предусмотрено, что не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) ввоз на территорию Российской Федерации гражданских воздушных судов при условии представления в таможенный орган копии свидетельства о гражданского воздушного судна в Государственном реестре гражданских воздушных судов Российской Федерации.

В связи с тем, что при ввозе воздушного судна Беспалько А.А. предоставил в таможенный орган свидетельство о регистрации гражданского воздушного судна от 03 февраля 2020 г. серия АА в Государственном реестре гражданских воздушных судов Российской Федерации, то он имеет право на освобождение от уплаты НДС.

Учитывая изложенное, начисление таможенным органом НДС по ставке 20 процентов в рассматриваемом случае нельзя признать законным и обоснованным.

Доводы таможенного органа о том, что освобождение от уплаты НДС при ввозе на территорию Союза воздушного судна для личного пользования может быть предоставлено только Комиссией, противоречат требованиям части 4 статьи 53 и части 16 статьи 266 ТК ЕАЭС, согласно которым исчисление налогов, в т.ч. НДС, при взимании совокупного таможенного платежа осуществляется в соответствии с законодательством государства-члена, таможенному органу которого подана пассажирская таможенная декларация.

Таким образом, в совокупный таможенный платеж включается НДС, определяемый в соответствии с нормами НК РФ.

Доводы таможенного органа в той части, что льгота по уплате налогов при ввозе на территорию Союза товаров для личного пользования может быть предоставлена только Комиссией, также не соответствуют требованиям закона.

Так, статьей 49 ТК ЕАЭС дано понятие предоставление льгот по уплате таможенных платежей, в т.ч. и льгот по уплате налогов.

Часть 3 данной статьи предусматривает, что случаи и условия предоставления льгот по уплате ввозных таможенных пошлин (тарифных льгот), а также порядок их применения определяются в соответствии с Договором о Союзе, а льготы по уплате налогов устанавливаются законодательством государств-членов Союза.

Таким образом, исчисление налога в рассматриваемом случае осуществляется в соответствии с российским законодательством (НК РФ), которое вправе предусмотреть льготы по уплате НДС, что соотносится с пунктом 20 статьи 150 НК РФ.

Нельзя согласиться с доводами Псковской таможни в той части, что случаи и условия ввоза на таможенную территорию Союза товаров для личного пользования с освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов определяются на основании части 8 статьи 266 ТК ЕАЭС только по перечню приложения № 3 Решения Комиссии № 107, а поскольку воздушных судов в данном перечне не имеется, то и освобождение от уплаты НДС не может быть предоставлено.

В соответствии с частью 8 статьи 266 ТК ЕАЭС комиссия в зависимости от категорий товаров для личного пользования, лиц, ввозящих такие товары на таможенную территорию Союза, и (или) способов ввоза таких товаров для личного пользования на таможенную территорию Союза вправе определять случаи и условия ввоза на таможенную территорию Союза товаров для личного пользования с освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов, а также ограничения по пользованию и (или) распоряжению такими товарами для личного пользования. i

Исходя из данной нормы, Комиссия вправе определять случаи ввоза товаров для личного пользования с полным освобождением от уплаты пошлин и налогов.

Во исполнение данного положения в приложении № 3 Решения Комиссии № 107 установлен перечень лиц (дипломатические, консульские работники и др.), которым предоставляется полное освобождение от уплаты таможенных пошлин, налогов при ввозе товаров для личного пользования.

Согласно обстоятельствам настоящего дела, воздушное судно ввезено Беспалько А.А., который не относится к лицам, перечисленным в приложении № 3, соответственно, на него данное приложение не распространяется.

В рассматриваемом случае в соответствии с приложением 2 Решения Комиссии № 107 при ввозе воздушного судна для личного пользования уплачивается совокупный таможенный платеж.

Однако установленные национальным законодательством Российской Федерации налоги, в том числе и НДС, не могут исчисляться по нормам международного законодательства, поскольку установлены исключительно внутренним законодательством государства. При таких обстоятельствах нормы Налогового кодекса Российской Федерации, регулирующие порядок уплаты НДС, применены судами первой и апелляционной инстанций законно.

Необоснованы доводы таможенного органа и в той части, что положения пункта 20 статьи 150 НК РФ не распространяются на случаи ввоза воздушных судов физическими лицами для личного пользования.

Из содержания данного законоположения не усматривается каких-либо ограничений по его применению к физическим или юридическим лицам.

Более того, в Письме Минфина Российской Федерации от 08 мая 2020 г. разъяснено, что при ввозе физическим лицом воздушного средства, зарегистрированного в Государственном реестре гражданских воздушных судов РФ, применяется освобождение от НДС в случае предоставления в таможенный орган свидетельства о регистрации воздушного судна в названном реестре.

Разрешая заявленные требования, суды первой и апелляционной инстанций дали надлежащую оценку всем юридически значимым обстоятельствам по делу. Неправильного применения норм материального права, нарушений норм процессуального права, которые бы влекли отмену судебных актов, по настоящему административному делу не допущено. Суды правильно применили закон, подлежащий применению, и постановили судебные акты, отвечающие нормам материального права при соблюдении требований процессуального законодательства.

Доводы кассационной жалобы, по существу, направлены на переоценку обстоятельств, установленных судами при вынесении обжалуемых актов, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены ранее судами при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали изложенные выводы и выводы суда, в связи с чем, признаются судом кассационной инстанции несостоятельными, основанными на неправильном толковании норм процессуального права, и не могут служить основанием для отмены состоявшихся по делу судебных актов в кассационном порядке.

Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Псковского городского суда Псковской области от 23 июля 2021 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Псковского областного суда от 28 октября 2021 года по административному исковому заявлению Беспалько А. А.ча к Псковской таможне о признании уведомления незаконным оставить без изменения, кассационную жалобу Псковской таможни - без удовлетворения.

Решение Псковского городского суда Псковской области от 23 июля 2021 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Псковского областного суда от 28 октября 2021 года и настоящее кассационное определение могут быть обжалованы в судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который начинает исчисляться на следующий день после принятия апелляционного определения и из которого исключаются срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.

Мотивированное кассационное определение изготовлено 11 июля 2022 года.

Председательствующий:

Судьи: