ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Кассационное определение № 88А-10565/2022 от 29.06.2022 Третьего кассационного суда общей юрисдикции

№ 88а - 10565/2022

ТРЕТИЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Санкт-Петербург 29 июня 2022 года

Судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе:

председательствующего Городкова А.В.,

судей Зеленского А.М., Бельмас Н.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Совета депутатов городского поселения Мурмаши Кольского района Мурманской области на решение Кольского районного суда Мурманской области от 06 октября 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Мурманского областного суда от 19 января 2022 года по административному делу № 2а - 1497/2021 по административному исковому заявлению заместителя прокурора Кольского района Мурманской области и Письмака А. А.ича к Совету депутатов городского поселения Мурмаши Кольского района Мурманской области о признании незаконным и отмене муниципального правового акта.

Заслушав доклад судьи Бельмас Н.А., выслушав представителя прокуратуры Яковлеву Н.В., возражавшую против удовлетворения кассационной жалобы, изучив материалы дела, судебная коллегия

установила:

прокурор Кольского района Мурманской области, действуя в интересах Российской Федерации, обратился в суд с административным исковым заявлением к Совету депутатов городского поселения Мурмаши Кольского района Мурманской области о признании незаконным и отмене решения Совета депутатов г.п. Мурмаши от 02 июня 2021 года № 20/5.

В обоснование заявленных требований указал, что Советом депутатов г.п. Мурмаши принято решение №20/5 от 02 июня 2021 года, которым признаны обоснованными и одобрены выплаты в виде премий главе г.п. Мурмаши Даниловой О.А. за 2019-2020 год. Решением Кольского районного суда Мурманской области от 04 мая 2021 года распоряжения о премировании главы г.п. Мурмаши Даниловой О.А., изданные ею с нарушением требований Бюджетного кодекса РФ, Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации органов местного самоуправления в Российской Федерации», Федерального закона от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» были признаны незаконными и отменены, с Даниловой О.А. взысканы денежные средства в размере . Ссылаясь на положения статьи 53 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации органов местного самоуправления в Российской Федерации», статьи 5 Бюджетного кодекса Российской Федерации, полагал, что оспариваемое решение направлено на установление расходного обязательства муниципального образования, учитываемого при формировании расходов местного бюджета, а потому также, как и акты бюджетного законодательства, регулировать отношения за период, когда местный бюджет исполнен, данное решение не может.

Оспариваемый акт не имеет обратной силы и может применяться к отношениям, возникшим после введения его в действие, поскольку иное не предусмотрено федеральным законом.

В период с 2019 по 2020 год у Совета депутатов г.п. Мурмаши ежегодно имелась возможность вынести на обсуждение вопрос о выплате главе г.п. Мурмаши премии, а также о законности её выплаты, однако обсуждение данных вопросов не инициировалось, соответствующие решения представительным органом не принимались.

Таким образом, оспариваемым решением регулируются правоотношения, возникшие в 2019 - 2020 годах, тем самым муниципальному правовому акту придана обратная сила, что противоречит требованиям бюджетного законодательства.

Кроме того, оспариваемое решение принято за пределами срока, установленного пунктом 6 «Положения о денежном содержании, ежегодном оплачиваемом отпуске, порядке и размерах премирования главы г.п. Мурмаши», утвержденного решением Совета депутатов г.п. Мурмаши от 25 февраля 2021 года № 17/2, которым предусмотрено, что решение о выплате премии по результатам работы за год принимается не позже окончания месяца, следующего за отчетным периодом.

Также в производстве Кольского районного суда Мурманской области находилось административное дело №2 а-1524/2021 по административному исковому заявлению Письмака А.А. к Совету депутатов городского поселения Мурмаши Кольского района Мурманской области о признании незаконным и отмене решения № 20/5 от 02 июня 2021 года «Об одобрении выплат премий главе городского поселения Мурмаши Кольского района Мурманской области Даниловой О.А. за период с декабря 2019 года по ноябрь 2020 года», в обоснование которого указано, что проект указанного решения не был включен в предварительную повестку заседания Совета депутатов, до сведения административного истца не доводился, противоречит действующему бюджетному законодательству, поскольку оспариваемым решением регулируются бюджетные отношения, возникшие в период 2019 - 2020 годов, тем самым муниципальному акту придана обратная сила.

Кроме того, данное решение принято за пределами срока, установленного решением №17/2 от 25 февраля 2021 года «Об утверждении Положения о денежном содержании, ежегодном оплачиваемом отпуске, порядке и размерах премирования главы муниципального образования городское поселение Мурмаши».

Определением суда от 14 сентября 2021 года административные дела №2а- 1497/2021 и 2а-1524/2021 объединены в одно производство.

Решением Кольского районного суда Мурманской области от 06 октября 2021 года, административные исковые требования прокурора Кольского района Мурманской области и ФИО1 удовлетворены в полном объеме

Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Мурманского областного суда от 19 января 2022 года решение Кольского районного суда города Мурманска от 06 октября 2021 года в части удовлетворения требований ФИО1 ича к Совету депутатов городского поселения Мурмаши Кольского района Мурманской области о признании незаконным и отмене решения от 02 июня 2021 года № 20/5 отменено, производство по делу в указанной части прекращено.

В остальной части решение Кольского районного суда города Мурманска от 06 октября 2021 года оставлено без изменения.

В кассационной жалобе, поступившей в Третий кассационный суд общей юрисдикции 06 мая 2022 года, Совет депутатов городского поселения Мурмаши Кольского района Мурманской области просит об отмене судебных постановлений, полагая, что они постановлены с неправильным применением норм материального права, несоответствием выводов суда обстоятельствам дела. Указали, что оспариваемое решение является актом частного характера и принято по инициативе депутатов с целью оценки деятельности Главы. Решение не устанавливает новых расходных обязательств, учитываемых при формировании местного бюджета и, соответственно не влечет дополнительных расходов из бюджета муниципального образования.

Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.

Согласно статье 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.

Таких нарушений судами допущено не было.

Судами установлено и следует из материалов дела, что решением Совета депутатов г.п. Мурмаши Кольский район Мурманской области №8 от 26 сентября 2019 года главой г.п. Мурмаши Кольского района Мурманской области избрана ФИО2

В 2019 - 2020 годах на территории муниципального образования г.п. Мурмаши Кольского района Мурманской области действовало Положение о денежном содержании, ежегодном оплачиваемом отпуске, порядке и размерах премирования Главы муниципального образования г.п, Мурмаши, утвержденное решением Совета депутатов г.п. Мурмаши №5 от 28 января 2010 года, которым в целях стимулирования профессиональной деятельности главы г.п. Мурмаши, в том числе были определены порядок, размер и условия его премирования.

Решением Совета депутатов г.п. Мурмаши № 17/2 от 25 февраля 2021 года утверждено новое Положение о денежном содержании, ежегодном оплачиваемом отпуске, порядке и размерах премирования главы г.п. Мурмаши, в связи с чем Положение №5 от 28 января 2010 года (с учётом последней редакции) признано утратившим силу.

Пунктом 4 Положения №5 от 28 января 2010 года была предусмотрена возможность установления в целях стимулирования профессиональной деятельности главы г.п. Мурмаши премирования по результатам работы за кварталы. Также данным пунктом было установлено, что решение о выплате премии по результатам работы за квартал принималось главой г.п. Мурмаши и оформлялось распоряжением.

02 июня 2021 года Советом депутатов г.п. Мурмаши Кольского района Мурманской области принято решение № 20/5 об одобрении выплат премий главе г.п. Мурмаши, которым постановлено:

«В целях реализации пп. 2 пункта 1 статьи 26, пп. 8 пункта 1 статьи 26 Устава муниципального образования городское поселение Мурмаши Кольского района Мурманской области, Совет депутатов городского поселения Мурмаши Кольского района Мурманской области решил:

1. В связи с безупречной работой главы городского поселения Мурмаши Кольского района Мурманской области ФИО2, добросовестным исполнением своих обязанностей, признать обоснованной и одобрить выплаты поощрения в виде премий в следующие периоды и в следующих размерах:

- премия по итогам работы за 4 квартал 2019 года - рубля (с учетом НДФЛ), выплаченная па основании распоряжения главы г.гт Мурмаши от 23.12.2019 № 31-л/с;

- премия по итогам работы за январь 2020 года - (с учетом НДФЛ), выплаченная на основании распоряжения главы г.п. Мурмаши от 18.02.2020 № 05-л/с;

- премия по итогам работы за февраль 2020 года - (с учетом НДФЛ), выплаченная на основании распоряжения главы г.п. Мурмаши от 05.03.2020 № 06-л/с;

- премия по итогам работы за март 2020 года - (с учетом НДФЛ), выплаченная на основании распоряжения главы г.п. Мурмаши от 02.04.2020 № 10-л/с;

- премия по итогам работы за апрель 2020 года - рублей (с учетом НДФЛ), выплаченная на основании распоряжения главы г.п. Мурмаши от 14.05.2020 № 11-л/с;

- премия по итогам работы за май 2020 года - рублей (с учетом НДФЛ), выплаченная на основании распоряжения главы г.п. Мурмаши от 28.05.2020 № 12-л/с;

- премия по итогам работы за июнь 2020 года - рублей (с учетом НДФЛ), выплаченная на основании распоряжения главы г.п. Мурмаши от 06.07.2020 № 20-л/с;

- премия по итогам работы за сентябрь 2020 года - (с учетом НДФЛ), выплаченная на основании распоряжения главы г.п. Мурмаши от 15.10.2020 № 26-л/с;

- премия по итогам работы за октябрь 2020 года - (с - учетом НДФЛ), выплаченная на основании распоряжения главы г.п. Мурмаши от 10.11.2020 № 29-л/с;

- премия по итогам работы за ноябрь 2020 года - 16 (с учетом НДФЛ), выплаченная на основании распоряжения главы г.п. Мурмаши от 26.11.2020 № 30-л/с.

2. Установить, что п. 1 решения не влечет новых расходных обязательств бюджета г.п. Мурмаши Кольского района за 2019 - 2020 гг.».

Решением Кольского районного суда Мурманской области от 04 мая 2021 года по делу № 2-550/2021, вступившим в законную силу 18 августа 2021 года, удовлетворены исковые требования прокурора Кольского района Мурманской области к ФИО2, указанные распоряжения главы г.п. Мурмаши «О выплате главе городского поселения Мурмаши Кольского района Мурманской области» признаны недействительными, с ФИО2 в бюджет Кольского района Мурманской области взысканы полученные премиальные выплаты в общей сумме .

Удовлетворяя требования административного истца, суд первой инстанции, с выводам которого согласилась апелляционная инстанция, исходил из того, что решение Совета депутатов г.п. Мурмаши № 20/5 от 02 июня 2021 года как муниципальный правовой акт, регулирующий бюджетные правоотношения, распространяет свое действие на правоотношения, возникшие в 2019 - 2020 годах, что противоречит нормам Бюджетного кодекса Российской Федерации, регламентирующих, что образование и расходование бюджета происходит в расчете на финансовый год, который соответствует календарному году и длится с 1 января по 31 декабря.

Судебная коллегия Третьего кассационного суда общей юрисдикции соглашается с выводами суда первой и апелляционной инстанций

На основании части 3 статьи 17 Федерального закона от 6 октября 2003 года № ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» полномочия органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения осуществляются органами местного самоуправления самостоятельно

03 мая 2011 года Советом депутатов муниципального образования городское поселение Мурмаши Кольского района Мурманской области принят Устав данного муниципального образования.

Статьями 23-26 Устава определено, что структуру органов местного самоуправления муниципального образования г.п. Мурмаши Кольского района Мурманской области составляют: глава г.п. Мурмаши, Совет депутатов г.п. Мурмаши, администрация г.п. Мурмаши.

В силу части 3 статьи 24 Устава основной формой работы Совета депутатов является заседание.

Положениями статьи 26 Устава определена компетенция Совета депутатов, к которой кроме прочего отнесены, определение порядка материально- технического и организационного обеспечения деятельности органов местного самоуправления, контроль за исполнением органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения.

Совет депутатов муниципального образования городское поселение Мурмаши Кольского района Мурманской области осуществляет свою деятельность в соответствии с утвержденным решением Совета депутатов муниципального образования городское поселение Мурмаши Кольского района Мурманской области от 21 декабря 2006 года № 120 Регламентом Совета депутатов городского поселения Мурмаши Кольского района Мурманской области.

Частью 1 статьи 2 Регламента предусмотрено, что Совет депутатов г.п. Мурмаши самостоятельно решает вопросы, относящиеся к его компетенции, в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами Мурманской области, Уставом муниципального образования городское поселение Мурмаши Кольского района Мурманской области.

Согласно статье 6 Устава правовую основу местного самоуправления составляют общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры РФ, Конституция РФ, федеральные конституционные законы, федеральный закон от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», другие федеральные законы, издаваемые в соответствии с ними иные нормативные акты РФ (указы и распоряжения Президента РФ, постановления и распоряжения Правительства РФ, иные нормативные правовые акты федеральных - органов исполнительной власти), Устав, законы и иные нормативные правовые акты Мурманской области, настоящий Устав, решения принятые на местных референдумах и иные муниципальные правовые акты.

В силу статьи 53 Федерального закона № 131-ФЗ формирование расходов местных бюджетов осуществляется в соответствии с расходными обязательствами муниципальных образований, устанавливаемыми и исполняемыми органами местного самоуправления данных муниципальных образований в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации. Исполнение расходных обязательств муниципальных образований осуществляется за счет средств соответствующих местных бюджетов в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации.

Согласно пункту 1 статьи 5 Бюджетного кодекса Российской Федерации закон (решение) о бюджете вступает в силу с 1 января и действует по 31 декабря финансового года, если иное не предусмотрено данным Кодексом и (или) законом (решением) о бюджете.

Наряду с изложенным, в статьях 12 и 242 (части 1 и 3) Бюджетного кодекса российской Федерации также установлено, что финансовый год соответствует календарному году и длится с 1 января по 31 декабря, при этом операции по исполнению бюджета завершаются 31 декабря, за исключением операций, указанных в пункте 2 статьи 242 указанного Кодекса. Бюджетные ассигнования, лимиты бюджетных обязательств и предельные объемы финансирования текущего финансового года прекращают свое действие 31 декабря.

В силу статьи 86 Бюджетного кодекса Российской Федерации расходные обязательства муниципального образования возникают в результате принятия муниципальных правовых актов по вопросам местного значения и иным вопросам, которые в соответствии с федеральными законами вправе решать органы местного самоуправления, а также заключения муниципальным образованием (от имени муниципального образования) договоров (соглашений) по данным вопросам (пункт 1); при этом органы местного самоуправления самостоятельно определяют размеры и условия оплаты труда депутатов, выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, муниципальных служащих, работников муниципальных учреждений с соблюдением требований, установленных настоящим Кодексом (пункт 4).

Суды правомерно пришли к выводам о том, что обжалуемое решение Совета депутатов г.п. Мурмаши от 02 июня 2021 года № 20/5 об одобрении выплат по распоряжениям главы муниципального образования городское поселение Мурмаши Кольского района от 23 декабря 2019 года № 31 -л/с, от 18 февраля 2020 года № 05- л/с, от 05 марта 2020 года № 06-л/с, от 02 апреля 2020 года № 10-л/с, от 14 мая 2020 года № 11-л/с, от 28 мая 2020 года № 12-л/с, от 06 июля 2020 года № 20-л/с, от 15 октября 2020 года № 26-л/с, от 10 ноября 2020 года № 29-л/с, от 26 ноября 2020 года № 30-л/с на общую сумму , фактически направлено на их нормативное обоснование и повлечет расходные обязательства муниципального образования на прошлое время (за истекшие финансовые годы), что противоречит требованиям части 2 статьи 5, статей 12, 15, 65, 242 Бюджетного кодекса Российской Федерации.

Доводы кассационной жалобы основаны на ошибочном толковании норм материального права, были предметом изучения судов и им дана надлежащая оценка, они направлены на оспаривание выводов судов первой и апелляционной инстанций об установленных обстоятельствах дела и не служат предусмотренными статьей 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены судебных актов.

Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции

определила:

решение Кольского районного суда Мурманской области от 06 октября 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Мурманского областного суда от 19 января 2022 года по административному делу № 2а - 1497/2021 - оставить без изменения, кассационную жалобу Совета депутатов городского поселения Мурмаши Кольского района Мурманской области - без удовлетворения.

Решение Кольского районного суда Мурманской области от 06 октября 2021 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Мурманского областного суда от 19 января 2022 года, кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который исчисляется со следующего дня после принятия апелляционного определения и из которого исключаются срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.

Мотивированное кассационное определение изготовлено 08 июля 2022 года.

Председательствующий

Судьи