ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Кассационное определение № 88А-10611/2022 от 29.06.2022 Третьего кассационного суда общей юрисдикции

№ 88а -10611/2022

ТРЕТИЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Санкт-Петербург 29 июня 2022 года

Судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе:

председательствующего Городкова А.В.,

судей Зеленского А.М., Бельмас Н.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Карпова М. И. на решение Ленинградского областного суда от 22 июня 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции от 27 октября 2021 года, по административному делу 3а - 180/2021 по административному исковому заявлению Карпова М. И. о признании не действующим в части Порядка предоставления отдельным категориям граждан жилых помещений в собственность бесплатно или по договору социального найма, утвержденного постановлением Правительства Ленинградской области от 17 августа 2011 года № 258 «О порядке обеспечения жилыми помещениями отдельных категорий граждан».

Заслушав доклад судьи Бельмас Н.А., выслушав пояснения Карпова М.И., его представителя адвоката Шишковой О.В., поддержавших доводы кассационной жалобы, пояснения представителя Правительства Ленинградской области Вилаевой М.А., возражавшей против удовлетворения кассационной жалобы, заключение прокурора Леонтьева С.А. об оставлении без изменения судебных актов, изучив материалы дела, судебная коллегия

установила:

постановлением Правительства Ленинградской области от 17 августа 2011 года № 258 «О порядке обеспечения жилыми помещениями отдельных категорий граждан», опубликованным в «Вестнике Правительства Ленинградской области», № 75, 21 сентября 2011 года, утвержден Порядок предоставления отдельным категориям граждан жилых помещений в собственность бесплатно или по договору социального найма (приложение 1) (далее - Порядок).

Постановлением Правительства Ленинградской области от 31 марта 2014 года № 92, опубликованным на официальном интернет-портале администрации Ленинградской области http://www.lenobl.ru, 7 апреля 2014 года, внесены изменения в постановление Правительства Ленинградской области от 17 августа 2011 года № 258 «О порядке обеспечения жилыми помещениями отдельных категорий граждан».

Частью 5 Порядка установлено, что граждане, нуждающиеся в жилых помещениях, до 1 сентября 2011 года представляют в администрации муниципальных районов и городского округа заявление, подписанное гражданином и всеми совершеннолетними членами его семьи, по форме согласно приложению 1 к настоящему Порядку, к которому прилагают в том числе:

- обязательство о расторжении договора социального найма или о безвозмездном отчуждении занимаемого жилого помещения (в двух экземплярах) (пункт 8);

- документы с мест жительства граждан и членов их семей о наличии (отсутствии) у граждан и членов их семей жилых помещений в собственности и сделках с указанными жилыми помещениями, совершение которых привело к уменьшению размера занимаемых жилых помещений или к их отчуждению, за последние пять лет (справки (сообщения) уполномоченного органа) (пункт 11).

Карпов М.И. обратился в Ленинградский областной суд с административным иском, в котором просил признать недействующими пункт 8 части 5 Порядка в части слов «или о безвозмездном отчуждении», пункт 11 части 5 Порядка, указав, что оспариваемые им положения нормативного правового акта противоречат законодательству, имеющему большую юридическую силу и нарушают его права на получение жилого помещения.

Решением Ленинградского областного суда от 22 июня 2021 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции от 27 октября 2021 года, в удовлетворении административного иска отказано.

На судебный акты Карповым М.И. подана кассационная жалоба, в которой он ставит вопрос об их отмене, настаивая на доводах указанных в административном исковом заявлении, апелляционной жалобе и указывая на неправильное применение судами норм материального права, несоответствие выводов судов обстоятельствам дела.

Выслушав лиц участвующих в деле, проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему выводу.

Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (ч. 2 ст. 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).

Таких нарушений судами первой и апелляционной инстанций при рассмотрении настоящего административного дела не допущено.

Постановлением Правительства Ленинградской области от 17 августа 2011 года № 258 «О порядке обеспечения жилыми помещениями отдельных категорий граждан», опубликованным в «Вестнике Правительства Ленинградской области», № 75, 21 сентября 2011 года, утвержден Порядок предоставления отдельным категориям граждан жилых помещений в собственность бесплатно или по договору социального найма (приложение 1).

Постановлением Правительства Ленинградской области от 31 марта 2014 года № 92, опубликованным на официальном интернет-портале администрации Ленинградской области http://www.lenobl.ru, 7 апреля 2014 года, внесены изменения в постановление Правительства Ленинградской области от 17 августа 2011 года № 258 «О порядке обеспечения жилыми помещениями отдельных категорий граждан».

Судами установлено, что постановление Правительства Ленинградской области от 17 августа 2011 года № 258 и постановление Правительства Ленинградской области от 31 марта 2014 года № 92 приняты административным ответчиком в пределах его компетенции, установленной федеральным и региональным законодательством, с соблюдением формы нормативного правового акта, порядка принятия и введения в действие и по этим основаниям не оспариваются.

Частью 5 Порядка предоставления отдельным категориям граждан жилых помещений в собственность бесплатно или по договору социального найма, утвержденного постановлением Правительства Ленинградской области от 17 августа 2011 года № 258 (в редакции от 31 марта 2014 года) определено, что граждане, нуждающиеся в жилых помещениях, до 1 сентября 2011 года представляют в администрации муниципальных районов и городского округа заявление, подписанное гражданином и всеми совершеннолетними членами его семьи, по форме согласно приложению 1 к настоящему Порядку, к которому прилагают в том числе:

- обязательство о расторжении договора социального найма или о безвозмездном отчуждении занимаемого жилого помещения (в двух экземплярах) (пункт 8);

- документы с мест жительства граждан и членов их семей о наличии (отсутствии) у граждан и членов их семей жилых помещений в собственности и сделках с указанными жилыми помещениями, совершение которых привело к уменьшению размера занимаемых жилых помещений или к их отчуждению, за последние пять лет (справки (сообщения) уполномоченного органа) (пункт 11).

Судом первой инстанции установлено и следует из материалов дела, что на основании постановления администрации Гатчинского муниципального района Ленинградской области от 2 ноября 2017 года № 4756 Карпов М.И., состоящий на учете по списку граждан, уволенных с военной службы, и члены его семьи: супруга ФИО1, сын ФИО2, дочь ФИО3 сняты с учета нуждающихся в жилых помещениях, в виду наличия у членов семьи ФИО4, ФИО3 в собственности жилых помещений, в соответствии с частью 2 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Отказывая в удовлетворении требований Карпова М.И., суды правомерно применили положения статей 51, 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, статьи 15, 15.1 Федерального закона от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих», Федеральный закон от 8 декабря 2010 года № 342-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О статусе военнослужащих» и исходили из того, что оспариваемые Карповым М.И. положения не противоречат законодательству, имеющему большую юридическую силу, согласуются с положениями статей 51, 57 Жилищного кодекса Российской Федерации и не устанавливают какие - либо новые условия обеспечения жильем граждан, указанных в абзаце первом пункта 2.1 Федерального закона от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих».

Судебная коллегия Третьего кассационного суда общей юрисдикции соглашается с выводами судов.

В силу положений части 1 статьи 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета.

Как установлено частью 2.1 статьи 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» обеспечение жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более независимо от даты увольнения с военной службы и которые до 1 января 2005 года были приняты органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в том числе изменивших место жительства и принятых в связи с этим органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях по новому месту жительства после 1 января 2005 года, и совместно проживающих с ними членов их семей осуществляется за счет средств федерального бюджета по выбору гражданина, уволенного с военной службы, в форме предоставления: жилого помещения в собственность бесплатно; жилого помещения по договору социального найма; единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения.

При предоставлении в соответствии с настоящим Федеральным законом гражданам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, жилых помещений в собственность бесплатно или по договору социального найма размер общей площади жилых помещений определяется в соответствии с пунктами 1 - 3 статьи 15.1 настоящего Федерального закона.

При предоставлении в соответствии с настоящим Федеральным законом гражданам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения размер этой денежной выплаты определяется исходя из норматива общей площади жилого помещения, определенного в соответствии с пунктом 4 статьи 15.1 настоящего Федерального закона, и средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения, определяемой уполномоченным федеральным органом исполнительной власти для каждого субъекта Российской Федерации.

Согласно части 1 статьи 3 Федерального закона от 8 декабря 2010 года № 342-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О статусе военнослужащих» и об обеспечении жилыми помещениями некоторых категорий граждан» Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации для осуществления следующие полномочия по обеспечению граждан, указанных в абзаце первом пункта 2.1 статьи 15, абзаце третьем пункта 3.1 статьи 24 Федерального закона от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» и статье 2 настоящего Федерального закона (далее - граждане, обеспечиваемые жилыми помещениями в соответствии с настоящим Федеральным законом), жилыми помещениями:1) предоставление жилого помещения в собственность бесплатно; 2) предоставление жилого помещения по договору социального найма; 3) предоставление единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения.

В соответствии с частью 2 статьи 3 Федерального закона от 8декабря 2010 года № 342-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О статусе военнослужащих» и об обеспечении жилыми помещениями некоторых категорий граждан» порядок предоставления гражданам, обеспечиваемым жилыми помещениями в соответствии с настоящим Федеральным законом, жилых помещений в собственность бесплатно или по договору социального найма и предоставления им единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения определяется законодательством субъектов Российской Федерации.

В соответствии с частью 2 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации при наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.

Согласно частям 7 и 8 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, при определении общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма гражданину, имеющему в собственности жилое помещение, учитывается площадь жилого помещения, находящегося у него в собственности. При предоставлении гражданину жилого помещения по договору социального найма учитываются действия и гражданско-правовые сделки с жилыми помещениями, совершение которых привело к уменьшению размера занимаемых жилых помещений или к их отчуждению.

Устанавливая порядок обеспечения жилыми помещениями граждан, указанных в абзаце первом пункта 2.1 статьи 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих», Правительство Ленинградской области определило порядок учета имеющегося в собственности у гражданина и членов его семьи жилого помещения, а также порядок учета совершенных гражданином и членами его семьи действий и гражданско - правовых сделок с жилыми помещениями, совершение которых привело к уменьшению размера занимаемых жилых помещений или к их отчуждению, при предоставлении гражданину жилого помещения.

В соответствии с пунктом 12 Порядка предоставления отдельным категориям граждан жилых помещений в собственность бесплатно или по договору социального найма, при предоставлении жилого помещения учитываются следующие обстоятельства:

гражданином и членами его семьи, проживающими на основании договора социального найма в жилом помещении, находящемся в государственном или муниципальном жилищных фондах, принимается обязательство о расторжении указанного договора и об освобождении занимаемого жилого помещения (приложение 4 к настоящему Порядку);

гражданином и членами его семьи, проживающими в жилом помещении, принадлежащем ему и(или) членам его семьи на праве собственности и не имеющем обременений, принимается обязательство о безвозмездном отчуждении этого жилого помещения в государственную или муниципальную собственность (приложение 4 к настоящему Порядку).

В случае отчуждения (продажи, дарения) гражданином принадлежащего ему и(или) членам его семьи жилого помещения на праве собственности или принятия решения не отчуждать принадлежащее ему и(или) членам его семьи такое жилое помещение размер общей площади предоставляемого жилого помещения определяется как разница между общей площадью жилого помещения, установленной в соответствии с нормой, указанной в пункте 13 настоящего Порядка, и общей площадью жилого помещения, отчужденного или оставленного для дальнейшего проживания.

В случае если размер общей площади предоставляемого жилого помещения составит менее 36 квадратных метров, гражданину предоставляется единовременная денежная выплата на приобретение или строительство жилого помещения.

При определении общей площади жилого помещения, предоставляемого гражданам, имеющим в собственности жилые помещения, учитывается площадь жилых помещений, находящихся в собственности его и(или) членов его семьи (за исключением жилого помещения, признанного в установленном порядке непригодным для постоянного проживания).

Во взаимосвязи с пунктом 12 данного Порядка положения подпункта 8 и 11 пункта 5 Порядка предусматривают представление к заявлению, подписанному гражданином и всеми совершеннолетними членами его семьи, обязательство о безвозмездном отчуждении занимаемого жилого помещения и документов о наличии у гражданина и (или) членов его семьи в собственности помещений.

В этой связи, имеющиеся в собственности гражданина и (или) членов его семьи жилое помещение не могут учитываться при предоставлении жилого помещения, в том случае, если гражданином и (или) членами его семьи принимается обязательство о безвозмездном отчуждении имеющегося в собственности жилого помещения. При принятия решения не отчуждать принадлежащее гражданину и(или) членам его семьи жилое помещение размер общей площади такого помещения подлежит учету при предоставлении жилого помещения.

При этом в соответствии с подпунктом 11 пункта 5 Порядка при предоставлении гражданину жилого помещения подлежат учету и совершенные гражданином и членами его семьи действия и гражданско - правовые сделки с жилыми помещениями, совершение которых привело к уменьшению размера занимаемых жилых помещений или к их отчуждению за последние пять лет.

Поскольку в ходе рассмотрения административного дела не было установлено противоречий оспариваемых положений нормативным правовым актам Российской Федерации, имеющим большую юридическую силу, административное исковое заявление обоснованно оставлено без удовлетворения.

Суды первой и второй инстанций дали надлежащую оценку всем обстоятельствам по делу, неправильного применения норм материального права, нарушений норм процессуального права, которые бы влекли отмену судебных постановлений, по настоящему административному делу не допущено.

Доводы, содержащиеся в кассационной жалобе аналогичны доводам, заявлявшимся в суде первой инстанции и второй инстанции, которым дана надлежащая правовая оценка, с которой оснований не согласится у Судебной коллегии Третьего кассационного суда общей юрисдикции не имеется и не содержат оснований для отмены судебного акта, предусмотренных статьей 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции

определила:

решение Ленинградского областного суда от 22 июня 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции от 27 октября 2021 года, по административному делу 3а - 180/2021 - оставить без изменения, кассационную жалобу Карпова М. И. - без удовлетворения.

Решение Ленинградского областного суда от 22 июня 2021 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции от 27 октября 2021 года, кассационное определение могут быть обжалованы в судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который начинает исчисляться на следующий день после принятия апелляционного определения и из которого исключаются срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.

Мотивированное кассационное определение изготовлено 08 июля 2022 года.

Председательствующий

Судьи