ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Кассационное определение № 88А-10620/2022 от 01.06.2022 Второго кассационного суда общей юрисдикции

ВТОРОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД

ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

№ 88а-10620/2022

г. Москва 1 июня 2022 года

Судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе:

председательствующего Рахманкиной Е.П.,

судей Жудова Н.В., Войты И.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Урмана Марка Борисовича на решение Мещанского районного суда города Москвы от 17 мая 2021 года (дело № 2а-261/2021), апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Московского городского суда от 3 ноября 2021 года, вынесенные по административному делу по административному иску Урмана Марка Борисовича к Правительству Московской области, Министерству образования Московской области, Министерству просвещения Российской Федерации, Прокуратуре Московской области об оспаривании действий должностных лиц, выразившихся в отказе организовать получение среднего профессионального образования по одной из выбранных специальностей,

Заслушав доклад судьи Жудова Н.В., объяснения представителя прокуратуры Слободина С.А., возражавшего против доводов жалобы, судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции,

УСТАНОВИЛА:

Урман М.Б. обратился в суд с административным иском, в котором просил признать незаконным бездействие административных ответчиков, которые выразились в отказе организовать получение им среднего профессионального образования по одной из специальностей «Право и организация социального обеспечения», «Медицинская оптика», «Товароведение», обязать административных ответчиков принять меры к восстановлению нарушенных прав и организовать получение им бесплатного среднего профессионального образования с учетом выбранных специальностей.

Требования мотивированы тем, что Урман М.Б. с 2013 года является ребенком-инвалидом, имеет право на получение бесплатного среднего профессионального образования и желает обучаться в частности в ГАПОУ МО «Подмосковный колледж «Энергия». Однако на бюджетное отделение данного учебного заведения Урмана М.Б. не зачисляют ввиду непрохождения им так называемого конкурса аттестатов, из –за низкого среднего балла. Административные ответчики, к которым он обращался по вопросу содействия в получении образования, не предприняли необходимых мер к реализации указанного права.

Решением Мещанского районного суда города Москвы от 17 мая 2021 года в удовлетворении административного иска отказано.

Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Московского городского суда от 3 ноября 2021 года решение суда первой инстанции оставлено без изменения.

В кассационной жалобе, поступившей в суд первой инстанции 28 марта 2022 года, Урман М.Б. ставит вопрос об отмене судебных актов, как не соответствующих требованиям закона.

Иные лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в связи с чем судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему

В соответствии с частью 2 статьей 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее по тексту КАС РФ) основанием для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.

Таких нарушений судами при рассмотрении настоящего дела не допущено.

Правовые и организационные основы предоставления мер социальной поддержки инвалидов установлены Федеральным законом от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".

Согласно ч.1 ст.9 Закона №181-ФЗ, реабилитация инвалидов - система и процесс полного или частичного восстановления способностей инвалидов к бытовой, общественной, профессиональной и иной деятельности. Абилитация инвалидов - система и процесс формирования отсутствовавших у инвалидов способностей к бытовой, общественной, профессиональной и иной деятельности. Реабилитация и абилитация инвалидов направлены на устранение или возможно более полную компенсацию ограничений жизнедеятельности инвалидов в целях их социальной адаптации, включая достижение ими материальной независимости и интеграцию в общество.

Этой же статьей закона определены основные направления реабилитации и абилитации инвалидов, которые включают в себя в частности профессиональную ориентацию, общее и профессиональное образование, профессиональное обучение, содействие в трудоустройстве (в том числе на специальных рабочих местах), производственную адаптацию.

В силу положений статьи 19 Закона №181-ФЗ, государство поддерживает получение инвалидами образования и гарантирует создание инвалидам необходимых условий для его получения.

Поддержка общего образования, профессионального образования и профессионального обучения инвалидов направлена на:

1) осуществление ими прав и свобод человека наравне с другими гражданами;

2) развитие личности, индивидуальных способностей и возможностей;

3) интеграцию в общество.

Органы, осуществляющие управление в сфере образования, и образовательные организации совместно с органами социальной защиты населения и органами здравоохранения обеспечивают получение инвалидами общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования и среднего профессионального образования, а также бесплатного высшего образования.

Общее образование, профессиональное образование и профессиональное обучение инвалидов осуществляются в соответствии с адаптированными образовательными программами и индивидуальными программами реабилитации, абилитации инвалидов.

Органы, осуществляющие управление в сфере образования, и организации, осуществляющие образовательную деятельность, обеспечивают инвалидов и их родителей (законных представителей) информацией по вопросам получения общего образования, профессионального образования, профессионального обучения и реабилитации инвалидов.

В Российской Федерации гарантируется право каждого человека на образование. Право на образование в Российской Федерации гарантируется независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного, социального и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. В Российской Федерации реализация права каждого человека на образование обеспечивается путем создания федеральными государственными органами, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления соответствующих социально-экономических условий для его получения, расширения возможностей удовлетворять потребности человека в получении образования различных уровня и направленности в течение всей жизни (части 1, 2, 4 статьи 5 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации").

В соответствии с частью 3 статьи 5 Закона №273-ФЗ (в первоначальной редакции) в Российской Федерации гарантируются общедоступность и бесплатность в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования, среднего профессионального образования, а также на конкурсной основе бесплатность высшего образования, если образование данного уровня гражданин получает впервые.

Положениями статьи 55 Закона №273-ФЗ предусмотрено, что прием на обучение в организацию, осуществляющую образовательную деятельность, проводится на принципах равных условий приема для всех поступающих, за исключением лиц, которым в соответствии с настоящим Федеральным законом предоставлены особые права (преимущества) при приеме на обучение (часть 1).

Прием на обучение по основным общеобразовательным программам и образовательным программам среднего профессионального образования за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов проводится на общедоступной основе, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом (часть 3).

Порядок приема на обучение по основным общеобразовательным программам, образовательным программам среднего профессионального образования (в том числе порядок приема иностранных граждан и лиц без гражданства), перечень вступительных испытаний при приеме на обучение по образовательным программам среднего профессионального образования по профессиям и специальностям, требующим у поступающих наличия определенных творческих способностей, физических и (или) психологических качеств, форма и (или) система оценки результатов указанных вступительных испытаний, особенности проведения вступительных испытаний для лиц с ограниченными возможностями здоровья при приеме на обучение по образовательным программам среднего профессионального образования устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере общего образования, если иное не установлено настоящим Федеральным законом (часть 8).

Правила приема в конкретную организацию, осуществляющую образовательную деятельность, на обучение по образовательным программам устанавливаются в части, не урегулированной законодательством об образовании, организацией, осуществляющей образовательную деятельность, самостоятельно (часть 9).

Согласно статье 68 Закона №272-ФЗ, среднее профессиональное образование направлено на решение задач интеллектуального, культурного и профессионального развития человека и имеет целью подготовку квалифицированных рабочих или служащих и специалистов среднего звена по всем основным направлениям общественно полезной деятельности в соответствии с потребностями общества и государства, а также удовлетворение потребностей личности в углублении и расширении образования (часть 1).

К освоению образовательных программ среднего профессионального образования допускаются лица, имеющие образование не ниже основного общего или среднего общего образования, если иное не установлено настоящим Федеральным законом (часть 2).

Прием на обучение по образовательным программам среднего профессионального образования за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов является общедоступным, если иное не предусмотрено настоящей частью. Прием на обучение по образовательным программам среднего профессионального образования по профессиям и специальностям, требующим у поступающих наличия определенных творческих способностей, физических и (или) психологических качеств, осуществляется на основании результатов вступительных испытаний в порядке, установленном в соответствии с частью 8 статьи 55 настоящего Федерального закона. В случае, если численность поступающих превышает количество мест, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, образовательная организация в соответствии с порядком приема, установленным в соответствии с частью 8 статьи 55 настоящего Федерального закона, учитывает результаты освоения поступающими образовательной программы основного общего или среднего общего образования, указанные в представленных поступающими документах об образовании и (или) документах об образовании и о квалификации, результаты вступительных испытаний (при наличии), результаты индивидуальных достижений, сведения о которых поступающий вправе представить при приеме, а также наличие договора о целевом обучении с организациями, указанными в части 1 статьи 71.1 настоящего Федерального закона (часть 4).

Положения, аналогичные приведенным в части 4 названной статьи, содержаться и в пункте 44 Порядка приема на обучение по образовательным программам среднего профессионального образования, утвержденного приказом Минпросвещения России от 2 сентября 2020 г. № 457 (далее - Порядок).

Данным Порядком (в пункте 33), также предусмотрено, что инвалиды и лица с ограниченными возможностями здоровья при поступлении в образовательные организации сдают вступительные испытания с учетом особенностей психофизического развития, индивидуальных возможностей и состояния здоровья таких поступающих.

По смыслу приведенных нормативных положений, в их взаимосвязи, инвалиды участвуют в поступлении на обучение по программам среднего профессионального образования на равных условиях с иными поступающими, однако с учетом выбора специальности, соотносимой с индивидуальной программой реабилитации такого инвалида, а также с учетом права на специальную помощь в рамках приемной кампании проводимой конкретной образовательной организации, методика оказания которой разработана Минобрнауки России 18 мая 2017 года за №06-517.

Из дела усматривается, что Урман М.Б., 05.03.1999 г.р., проживающий в г.Балашиха Московской области, с 2013 года является инвалидом.

Урман М.Б. в 2016 году окончил девять классов средней школы и затем безуспешно пытался поступить в учебное заведение, реализующее образовательные программы среднего профессионального образования, за счет средств бюджета.

Как указывает административный истец и это в частности подтверждается письмом ГАПОУ МО «ПК «Энергия» от 25.08.2021 г., основной причиной незачисления в число учащихся образовательной организации на бюджетной основе, является недостаточный результат освоения заявителем образовательной программы основного общего образования (непрохождение заявителем т.н. этапа «конкурса аттестатов»).

Суды установили, что апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Московского городского суда от 28 января 2019 года было принято решение, которым признаны незаконными действия Министерства образования Московской области, связанные с обеспечением права Урмана М.Б. на получение среднего профессионального образования и на данный орган исполнительной власти была возложена обязанность обеспечить указанное право в соответствии с адаптированными образовательными программами и с учетом индивидуальной программы реабилитации.

Кроме этого, суды установили, что в рамках обеспечения права Урмана М.Б. на получение среднего профессионального образования Министерством образования Московской области рассмотрена программа индивидуальной реабилитации или абилитации инвалида № 1559.1.50/2018 к протоколу проведения медико-социальной экспертизы гражданина от 13.07.2018 года № 1987.1.50/2018, с учетом которой в адрес Урмана М.Б. направлен перечень рекомендуемых специальностей/профессий образовательных организаций, осуществляющих обучение по программам среднего профессионального образования, который учитывал низкий аттестационный балл, разъяснялось, что в приемных комиссиях определяется специалист, ответственный за сопровождение абитуриентов из числа лиц с ограниченными возможностями и инвалидностью.

Установив указанные обстоятельства, суды пришли к выводу о том, что незаконного бездействия со стороны профильного органа исполнительного власти - Министерства образования Московской области, в отношении Урмана М.Б., не допущено; административным ответчиком предложены специальности, которые доступны административному истцу, отказ от предложенных направлений не возлагает на административного ответчика обязанность предоставить Урману М.Б. возможность обучения в выбранных им направлениях, минуя установленные для всех категорий граждан требования действующего законодательства, в частности, условия приема.

Мотивы, по которым суды первой и апелляционной инстанций пришли к вышеуказанным выводам, подробно со ссылкой на установленные судом обстоятельства и нормы права изложены в оспариваемых судебных актах.

Вопреки доводам жалобы, упомянутая Методика от 18 мая 2017 года за №06-517 не содержит правил, на основании которых Урман М.Б., в силу ограничения своего здоровья, приобретает исключительные права при поступлении в учебное заведение. При этом данная Методика, равно как приведенные выше иные нормативные правовые акта, обязывая создавать условия для получения инвалидом среднего профессионального образования, в то же время не возлагают обязанность на орган образования обеспечить заявителю преимущественное перед иными лицами право зачисления в учебное заведение.

Что касается довода жалобы о проверке соответствия предложенных Министерством образования Московской области специальностей программе реабилитации, то данный вопрос подлежит разрешению на стадии исполнения апелляционного определения Московского городского суда от 28 января 2019 года в процедуре, установленной Федеральным законом от 2 октября 2007 года № 229-ФЗ "Об исполнительном производстве".

В свою очередь проверка того обстоятельства, подлежал ли Урман М.Б., имея средний балл аттестата 3,27, зачислению в учебное заведение по одной из предложенных ему специальностей, выходит за предмет настоящего спора и зависит в том числе от действий конкретной избранной заявителем образовательной организации, осуществляющей обучение по соответствующим образовательным программам с низким средним баллом поступающего.

При изложенных обстоятельствах судебная коллегия находит судебные постановления законными и обоснованными, поскольку они вынесены в соответствии с правильно примененным судами законом и с учетом представленных сторонами доказательств.

В кассационной жалобе обоснованность выводов судебных инстанций не опровергнута.

Предусмотренные статьей 328 КАС РФ основания для отмены или изменения решения суда первой инстанции и апелляционного определения отсутствуют.

Нарушений процессуального закона влекущих безусловную отмену обжалуемых судебных актов судами также не допущено.

Руководствуясь статьями 327, 329, 330 КАС РФ, судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции

определила:

решение Мещанского районного суда города Москвы от 17 мая 2021 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Московского городского суда от 3 ноября 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу Урмана Марка Борисовича – без удовлетворения.

Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в срок, установленный частью 2 статьи 318 КАС РФ.

Мотивированное кассационное определение изготовлено 15 июня 2022 года

Председательствующий

Судьи