ШЕСТОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
№ 88а-10917/2021
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
19 мая 2021 года город Самара
Судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Ляпина Н.А.,
судей Белова В.И. и Алексеева Д.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи поданную 31 марта 2021 года кассационную жалобу филиала федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Ульяновской области на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Ульяновского областного суда от 4 февраля 2021 года по административному делу № 2а-3358/2020 по административному исковому заявлению войсковой части 3706 к филиалу федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Ульяновской области о признании решения незаконным, возложении обязанности предоставить сведения из Единого государственного реестра недвижимости.
Заслушав доклад судьи Белова В.И., изложившего обстоятельства дела, доводы кассационной жалобы, объяснения в ее поддержку представителя федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Ульяновской области по доверенности ФИО1, а также представителя войсковой части 3706 по доверенности ФИО2, возражавшего против удовлетворения жалобы, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
войсковая часть 3706 Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации (далее - войсковая часть 3706, административный истец) обратилась с административным иском к федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Ульяновской области (далее - филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по Ульяновской области) о признании решения незаконным, возложении обязанности предоставить сведения из Единого государственного реестра недвижимости (далее - ЕГРН).
В обоснование административного иска указано, что 3 февраля 2020 года войсковая часть 3706 запросила в филиале ФГБУ «ФКП Росреестра» по Ульяновской области сведения, а именно выписки из ЕГРН в отношении 5 военнослужащих и 11 членов их семей для реализации мер социальной защиты военнослужащих в сфере жилищных отношений.
27 февраля 2020 года получены уведомления об отказе в предоставлении запрашиваемых сведений, поскольку войсковая часть 3706 не входит в перечень лиц, которым такие сведения предоставляются бесплатно.
Судом к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено Управление Росреестра по Ульяновской области.
Решением Ленинского районного суда г. Ульяновска от 8 сентября 2020 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Ульяновского областного суда от 4 февраля 2021 года решение Ленинского районного суда г. Ульяновска от 8 сентября 2020 года отменено, по делу принято новое решение об удовлетворении заявленных требований.
Не согласившись с принятым апелляционным определением, административный ответчик обратился в Шестой кассационный суд общей юрисдикции с кассационной жалобой, в которой просит его отменить, оставить в силе решение суда первой инстанции.
Давая собственный анализ обстоятельствам дела и нормам законодательства, податель жалобы ссылается на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела и неправильное применение норм материального и процессуального права, указывает, что перечень лиц, которым такие сведения могут быть предоставлены, закреплен в части 13 статьи 62 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее - Закон о регистрации недвижимости), является исчерпывающим и не содержит отсылочных норм на другие нормы законодательства, позволяющие расширить перечень указанных лиц.
Из письма ФГБУ «ФКП Росреестра» от 7 декабря 2017 года № 05-0107-ИШ следует, что воинские (войсковые) части не являются территориальными органами федеральных органов исполнительной власти - Министерства обороны и Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации, следовательно, при рассмотрении запросов командиров войсковых частей о представлении обобщенных сведений о правах военнослужащих на имеющиеся или имевшиеся у них объекты недвижимости подлежит применению часть 12 статьи 62 Закона о регистрации недвижимости.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, что согласно части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) не препятствует ее рассмотрению.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В силу частей 2 и 3 статьи 328 КАС РФ основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта. Судебный акт подлежит безусловной отмене кассационным судом общей юрисдикции в случаях, указанных в части 1 статьи 310 настоящего Кодекса.
Однако таких нарушений по данному делу допущено не было, апелляционное определение сомнений в законности не вызывает.
Основания и мотивы, по которым суд апелляционной инстанции пришел к поставленным под сомнение в жалобе выводам, доказательства, принятые судом во внимание, примененные нормы материального и процессуального права подробно приведены в оспариваемом акте и судебная коллегия суда кассационной инстанции не усматривает оснований считать его неправильным.
Разрешая заявленные требования и отказывая в их удовлетворении, суд первой инстанции счел законным и обоснованным отказ в предоставлении запрашиваемых сведений из ЕГРН филиалом ФГБУ «ФКП Росреестра» по Ульяновской области, поскольку с запросом о предоставлении сведений из ЕГРН ограниченного доступа на безвозмездной основе обратилась войсковая часть 3706, которой в силу части 13 статьи 62 Закона о регистрации недвижимости такие сведения предоставлены быть не могут, так как войсковые части не принадлежат к исчерпывающему перечню лиц, обладающих правом на бесплатное получение запрашиваемых сведений, не подлежащему расширительному толкованию.
Суд апелляционной инстанции, отменяя указанное решение и принимая новое решение об удовлетворении заявленных требований, указал, что действующее законодательство, предоставляя военнослужащим гарантии обеспечения жилыми помещениями, возлагает на государство в лице уполномоченных органов, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, обязанность по учету нуждающихся в жилье военнослужащих в соответствии с требованиями, в том числе и жилищного законодательства.
Таким образом, запрошенные войсковой частью 3706 в филиале ФГБУ «ФКП Росреестра» по Ульяновской области сведения были необходимы для осуществления полномочий войсковой части 3706 (жилищной комиссии) в той сфере деятельности, которая направлена на обеспечение военнослужащих жилыми помещениями, в связи с чем оснований для отказа в предоставлении таких сведений, в том числе бесплатно, у административного ответчика не имелось.
Судебная коллегия Шестого кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований для отмены или изменения принятого апелляционного определения, поскольку оно является верным, основанным на фактических обстоятельствах дела, на всестороннем, полном и объективном исследовании имеющихся в деле доказательств, правовая оценка которым дана в соответствии с требованиями статей 62 и 84 КАС РФ, на нормах действующего законодательства – статьях 40, 59, 71 Конституции Российской Федерации, статьях 1, 49, 52 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), части 13 статьи 62 Закона о регистрации недвижимости, а также на статье 2 Федерального закона от 28 марта 1998 года № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», статьях 2 и 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих», закрепляющих, что военная служба - это особый вид федеральной государственной службы, исполняемой гражданами в Вооруженных Силах и в войсках национальной гвардии Российской Федерации, а также иных войсках. Социальные гарантии и компенсации, которые предусмотрены федеральными конституционными законами и федеральными законами, устанавливаются военнослужащим и членам их семей; гражданам, уволенным с военной службы в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, в том числе войсках национальной гвардии Российской Федерации, и членам их семей. Государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями за счет средств федерального бюджета. Военнослужащие-граждане признаются федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, нуждающимися в жилых помещениях по основаниям, предусмотренным статьей 51 ЖК РФ, в порядке, утверждаемом Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 63 Закона о государственной регистрации сведения, содержащиеся в ЕГРН, предоставляются бесплатно по запросам о предоставлении сведений федеральных органов исполнительной власти, их территориальных органов, федеральных государственных органов.
Пунктом 13 статьи 62 Закона о государственной регистрации определен перечень лиц, обладающих правом получать сведения, содержащиеся в ЕГРН, о правах отдельного лица на имеющиеся или имевшиеся у него объекты недвижимости, который является исчерпывающим. Обобщенные сведения о правах отдельного лица на имеющиеся или имевшиеся у него объекты недвижимости являются сведениями ограниченного доступа.
Согласно пунктам 8 и 16 Правил признания нуждающимися в жилых помещениях военнослужащих - граждан Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июня 2011 года № 512 (действовавших в период спорных отношений), уполномоченные органы ведут списки нуждающихся в жилых помещениях и вносят в них данные о военнослужащих, принятых на учет, и членах их семей. На основании этих списков федеральные органы в целях определения потребности в жилых помещениях ведут реестр военнослужащих, состоящих на учете, и членов их семей. Федеральные органы осуществляют проверку данных по учету, а также сведений, послуживших основанием для признания военнослужащих нуждающимися в жилых помещениях, в порядке, устанавливаемом федеральными органами.
В настоящее время аналогичные обязанности определены пунктами 14 и 19 Правил признания военнослужащих - граждан Российской Федерации, проходящих военную службу по контракту, нуждающимися в жилых помещениях, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30 октября 2020 года № 1768, в соответствии с которыми уполномоченный орган ведет список (реестр) нуждающихся в жилых помещениях и вносит в него данные о военнослужащих, принятых на учет, и членах их семей. На основании указанного списка (реестра) федеральный орган формирует потребность в жилых помещениях и (или) денежных средствах на приобретение или строительство жилых помещений. Уполномоченные органы осуществляют проверку данных по учету, а также сведений, послуживших основанием для признания военнослужащих нуждающимися в жилых помещениях.
Более того, из пункта 7 данных Правил следует, что уполномоченный орган самостоятельно запрашивает в органе, осуществляющем государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, сведения из ЕГРН о правах военнослужащих и членов их семей на жилые помещения на всей территории Российской Федерации.
Согласно части 4 статьи 52 ЖК РФ органом, осуществляющим принятие на учет, самостоятельно запрашиваются документы (их копии или содержащиеся в них сведения), необходимые для принятия гражданина на учет, в органах государственной власти, органах местного самоуправления и подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях, в распоряжении которых находятся данные документы (их копии или содержащиеся в них сведения) в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами, если такие документы не были представлены заявителем по собственной инициативе.
Указом Президента Российской Федерации от 5 апреля 2016 года № 157 образована Федеральная служба войск национальной гвардии Российской Федерации (пункт 1 Указа). Внутренние войска Министерства внутренних дел Российской Федерации преобразованы в войска национальной гвардии Российской Федерации (пункт 2 Указа).
В силу положений Федерального закона от 3 июля 2016 года № 226-ФЗ «О войсках национальной гвардии Российской Федерации» (далее - Закон о войсках национальной гвардии Российской Федерации) следует, что войсковые части входят в структуру (состав) Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации, являющейся федеральным органом исполнительной власти, и административный истец отнесен к системе федеральных органов исполнительной власти и входит в нее.
Согласно пункту 31 статьи 9 Закона о войсках национальной гвардии Российской Федерации войска национальной гвардии наделены полномочиями получать на безвозмездной основе от государственных органов и их должностных лиц информацию, необходимую для выполнения возложенных на уполномоченный федеральный орган исполнительной власти обязанностей, за исключением случаев, если федеральными законами установлен запрет на передачу такой информации.
Согласно пункту 18 Инструкции об организации работы по обеспечению жилыми помещениями во внутренних войсках МВД России, утвержденной Приказом МВД России от 12 февраля 2010 года № 75 «Об организации работы по обеспечению жилыми помещениями во внутренних войсках МВД России» (действовавшей в период спорных отношений), в целях соблюдения законности при распределении жилья и использовании жилой площади, всестороннего и объективного рассмотрения вопросов по улучшению жилищных условий военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, обеспечения социальных гарантий в области прав на жилище в каждой воинской части создается жилищная комиссия, на которую возлагается контроль за ведением учета личного состава подчиненных воинских частей, нуждающегося в улучшении жилищных условий, и распределение поступающей жилой площади.
Военнослужащие включаются в списки очередников, нуждающихся в жилых помещениях, на основании решений жилищных комиссий, оформляемых протоколами и утверждаемых командирами воинских частей (п. 22 Инструкции).
Судами установлено, что в войсковой части 3706 образована жилищная комиссия, утверждено Положение о ней.
Учитывая вышеизложенное, следует прийти к выводу о том, что войсковые части войск национальной гвардии входят в структуру федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба, их жилищные комиссии уполномочены на признание военнослужащих нуждающимися в жилых помещениях, вследствие чего на данный орган военного управления возложена обязанность по проверке и контролю за достоверностью сведений, служащих основанием для постановки военнослужащих на учет как нуждающихся в предоставлении жилых помещений; административный истец, входящий в систему органов исполнительной власти, был вправе на основании статей 62, 63 Закона о государственной регистрации недвижимости, статьи 52 ЖК РФ бесплатно получать сведения, содержащиеся в ЕГРН, ограниченного доступа, поэтому оснований для отказа в предоставлении таких сведений, в том числе бесплатно, у административного ответчика не имелось, о чем к верному выводу пришел суд апелляционной инстанции.
Позиция суда апелляционной инстанции также согласуется с разъяснениями, данными в пункте 25 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 мая 2014 года № 8 «О практике применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих».
Исходя из положений части 2 статьи 227 КАС РФ, суд удовлетворяет заявленные требования об оспаривании решений и действий (бездействия) должностного лица, если установит, что оспариваемые решения, действия, бездействие нарушают права и свободы административного истца, а также не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту. В случае отсутствия указанной совокупности суд отказывает в удовлетворении требований.
Необходимо констатировать, что по данному административному делу выводы суда апелляционной инстанции являются верными, что судебная коллегия кассационного суда, исходя из доводов кассационной жалобы, находит законным и обоснованным, приходя к выводу о том, что суд апелляционной инстанции правильно определил юридически значимые обстоятельства дела, дал надлежащую правовую оценку совокупности собранных и исследованных в судебных заседаниях доказательств, его позиция не противоречит нормам законов, подлежащих применению и регулирующих спорные правоотношения.
Суждения, приведенные в кассационной жалобе, с иным толкованием положений приведенного выше законодательства, лишены бесспорных правовых аргументов, не могут служить основаниями для отмены законного и обоснованного решения суда апелляционной инстанции, который при известных позициях сторон дал им объективную оценку с приведением убедительных мотивов в апелляционном определении.
Руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Ульяновского областного суда от 4 февраля 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу филиала федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Ульяновской области - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Кассационное определение в полном объеме изготовлено 21 мая 2021 года.
Председательствующий:
Судьи:
Постановление26.05.2021