ВТОРОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ № 88а-10925/2020 г. Москва 03 июня 2020 года Судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе: председательствующего Рахманкиной Е.П., судей Анатийчук О.М., Войты И.В., рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Жданова Ивана Юрьевича и Политической партии «РОССИЯ БУДУЩЕГО» на решение Замоскворецкого районного суда г. Москвы от 15 октября 2019 года (дело № 2а-902/2019), апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Московского городского суда от 20 января 2020 года (дело № 33а-482/2019) по административному делу по административному исковому заявлению Жданова И.Ю. и Политической партии «РОССИЯ БУДУЩЕГО» об оспаривании решения Минюста России об отказе в государственной регистрации партии и возложении обязанности зарегистрировать партию. Заслушав доклад судьи Второго кассационного суда общей юрисдикции Войты И.В., судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции установила: 12 февраля 2019 года в Министерство юстиции Российской Федерации представлено Уведомление от 11 февраля 2019 года об образовании организационного комитета с целью подготовки, созыва и проведения учредительного съезда политической партии с предполагаемым названием Политическая партия «РОССИЯ БУДУЩЕГО» (л.д. 8, 9). Сведения о намерении создать политическую партию опубликованы в периодическом печатном издании (л.д. 10). Решением от 28 марта 2919 года учредительного съезда создана Политическая партия «РОССИЯ БУДУЩЕГО» и региональные отделения Партии, уполномоченным лицом Политической партии избран Жданов Иван Юрьевич. 15 мая 2019 г. документы о создании политической партии переданы в Минюст России для государственной регистрации. Распоряжением Первого заместителя Министра юстиции Российской Федерации от 03 июня 2019 года № 11-662-р отказано в государственной регистрации вновь созданной Политической партии «РОССИЯ БУДУЩЕГО» на основании подпункта «б» пункта 1 статьи 20 Федерального закона от 11.07.2001 № 95-ФЗ «О политических партиях»» (далее – Закон о политических партиях). Минюст России установил, что наименование политической партии не соответствует требованиям статьи 6 Закона о политических партиях, а именно, в Едином государственном реестре юридических лиц содержались сведения о политической партии с аналогичным наименованием - Политическая партия «РОССИЯ БУДУЩЕГО» (ОГРН 1127799011075). 04 июня 2019 года соответствующее уведомление направлено Жданову И.Ю. (л.д. 11-12). Считая отказ Минюста России в регистрации политической партии незаконным, Жданов И.Ю. и Политическая партия «РОССИЯ БУДУЩЕГО» обратились в суд с административным исковым заявлением, в котором просили возложить обязанность на Минюст России принять решение о государственной регистрации Политической партии «РОССИЯ БУДУЩЕГО». В обоснование заявленных требований, административные истцы указали, что правовые основания для отказа в регистрации отсутствовали, поскольку сведения о подготовке, созыву и проведению учредительного съезда политической партии с предполагаемым названием Политическая партия «РОССИЯ БУДУЩЕГО» были заблаговременно доведены до Минюста России. Решением Замоскворецкого районного суда г. Москвы от 15 октября 2019 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Московского городского суда от 20 января 2020 года, в удовлетворении административного иска отказано. В кассационной жалобе Жданов И.Ю. и Политическая партия «РОССИЯ БУДУЩЕГО» просят об отмене судебных актов, в виду неправильного установления фактических обстоятельств дела, существенного нарушения норм материального и процессуального права, повлиявших на исход административного дела. Полагают, что оспариваемым отказом нарушены права административных истцов, гарантированные статьёй 11 Конвенции о защите прав человека и основных свобод. Определением судьи Второго кассационного суда общей юрисдикции от 1 апреля 2020 года кассационная жалоба передана для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции. Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в связи с чем, судебная коллегия, на основании части 2 статьи 326 КАС РФ, определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса. Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения кассационной жалобы, в связи со следующим. В соответствии с частями 2 и 3 статьи 328, пунктом 1 части 1 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее по тексту – КАС РФ) основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта. Судебный акт подлежит безусловной отмене кассационным судом общей юрисдикции в случаях, указанных в части 1 статьи 310 настоящего Кодекса. Суд кассационной инстанции, рассмотрев кассационные жалобу, представление с административным делом, вправе оставить судебный акт суда первой, апелляционной или кассационной инстанции без изменения, кассационные жалобу, представление без удовлетворения. Таких оснований для отмены или изменения принятых судебных актов по делу не имеется. Конституция Российской Федерации, закрепляя право каждого на объединение (часть 1 статьи 30), одновременно предписывает гражданам и их объединениям соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы (часть 2 статьи 15). Юридическая природа права граждан на объединение в политическую партию характеризуется сочетанием индивидуальных и коллективных начал: если право на участие в деятельности политической партии имеет в своей основе индивидуальный характер, то право на создание политической партии может быть реализовано лишь общими усилиями граждан, объединенных общностью политических интересов на коллективной, совместной основе. Соответственно, федеральный законодатель вправе и обязан в рамках своих полномочий, вытекающих из статей 71 (пункт «в») и 76 (часть 1) Конституции Российской Федерации, урегулировать правовое положение политических партий, в том числе решить вопрос о процедуре государственной регистрации и об условиях признания политической партии в качестве юридического лица, не искажая при этом само существо права граждан на объединение в политические партии; возможные же ограничения, затрагивающие конституционные права граждан, должны быть оправданными и в силу статьи 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации - соразмерными конституционно значимым целям. Это предполагает, что вводимые федеральным законодателем в отношении политических партий государственные контрольно-регистрационные процедуры, связанные, в частности, с учреждением политических партий, не могут создавать необоснованные и непреодолимые препятствия для реализации конституционного права на объединение и свободы создания политических партий как общественных объединений. Законом о политических партиях предусмотрено, что политическая партия и её региональные отделения в установленном законом порядке подлежат государственной регистрации, в процессе которой оценивается соответствие наименования политической партии требованиям статьи 6 данного Федерального закона. В соответствии с пунктом 1 статьи 6 Закона о политических партиях в наименовании политической партии, как полном, так и сокращенном, не допускается использование наименований иных существующих в Российской Федерации политических партий и других общероссийских общественных объединений, наименований, схожих с этими наименованиями до степени смешения, либо наименований политических партий, прекративших свою деятельность вследствие ликвидации в связи с нарушением пункта 1 статьи 9 настоящего Федерального закона. Наименование политической партии должно соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации об охране интеллектуальной собственности и (или) авторских прав (пункт 5 статьи 6 Закона о политических партиях). На основании пункта 3 статьи 54 Гражданского кодекса Российской Федерации политическая партия как любое юридическое лицо закрепляет своё наименование в учредительном документе - уставе партии (подпункт «б» пункта 2 статьи 21 Закона о политических партиях). Наименование политической партии включается в регистрационное свидетельство и иные документы. Политическая партия считается созданной со дня принятия учредительным съездом решений о создании политической партии, об образовании её региональных отделений не менее чем в половине субъектов Российской Федерации, о принятии устава политической партии и о принятии ее программы, о формировании руководящих и контрольно-ревизионных органов политической партии (пункт 2 статьи 11 Закона о политических партиях). Согласно пункту 1 статьи 15 указанного закона политическая партия и её региональные отделения подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" с учётом установленного Законом о политических партиях специального порядка государственной регистрации политической партии и её региональных отделений. Подтверждением государственной регистрации политической партии или её регионального отделения является документ, подтверждающий факт внесения записи о политической партии или её региональном отделении в единый государственный реестр юридических лиц. Если наименование политической партии не соответствуют требованиям статьи 6 названного Федерального закона, это является основанием для отказа в государственной регистрации политической партии (подпункт «б» пункта 1 статьи 20 Закона о политических партиях). В силу диспозитивного характера приведенных законоположений, допускающих определенную свободу усмотрения и оценки при принятии регистрирующими органами решений, связанных с государственной регистрацией политической партии, предполагается, что препятствием для государственной регистрации политической партии могут выступать не любые формальные недостатки, а лишь имеющие прямо противоречащие закону. Использование политической партией наименования, тождественного наименованию иной политической партии или другого общероссийского общественного объединения, противоречит закону и является основанием для отказа политической партии в государственной регистрации. Как видно из материалов административного дела, решением № 1 от 27 марта 2019 года II Внеочередного Съезда Всероссийской политической партии «Партия свободных граждан» название данной политической партии переименовано в Политическую партию «РОССИЯ БУДУЩЕГО». Этим же решением утверждена новая редакция Устава Политической партии «РОССИЯ БУДУЩЕГО» (л.д. 64). 30 апреля 2019 года необходимые для государственной регистрации политической партии документы переданы в Минюст России (л.д. 63). Распоряжением Первого заместителя Министра юстиции Российской Федерации от 8 мая 2019 № 558-р в связи с внесением изменений в учредительные документы и сведения о Всероссийской политической партии «Партия свободных граждан» внесено изменение в наименование этой политической партии – полное наименование: Политическая партия «РОССИЯ БУДУЩЕГО» (л.д. 28). Сведения об изменении наименования данной политической партии внесены в Единый государственный реестр юридических лиц (ОГРН 1127799011075). Решение о государственной регистрации политической партии и её региональных отделений принимается соответственно федеральным уполномоченным органом и его территориальными органами (далее - уполномоченные органы). Внесение в единый государственный реестр юридических лиц (далее – ЕГРЮЛ) сведений о создании, реорганизации и ликвидации политической партии и ее региональных отделений, а также иных предусмотренных федеральными законами сведений осуществляется уполномоченным в соответствии со статьёй 2 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" федеральным органом исполнительной власти на основании принимаемого федеральным уполномоченным органом или его территориальным органом решения о соответствующей государственной регистрации (пункт 2 статьи 15 Закона о политических партиях). Таким образом, на момент подачи 15 мая 2019 года документов о государственной регистрации вновь созданной политической партии «РОССИЯ БУДУЩЕГО», в Минюсте России существовало распоряжение от 8 мая 2019 № 558-р о государственной регистрации другой политической партии с аналогичным наименованием. На основании этого распоряжения в ЕГРЮЛ были внесены сведения о государственной регистрации Политической партии «РОССИЯ БУДУЩЕГО». При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришёл к правильному выводу об отказе в удовлетворении административного иска, поскольку законных оснований для регистрации политической партии с аналогичным наименованием у административного ответчика не имелось. Оспариваемые действия административного ответчика соответствуют нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения, и не нарушают права административных истцов на объединение в политическую партию, в том числе гарантированных статьёй 11 Конвенции о защите прав человека и основных свобод. Отказ в государственной регистрации не является препятствием для повторного обращения с аналогичными требованиями при условии устранения недостатков, послуживших основанием для отказа в государственной регистрации политической партии. С данными выводами правомерно согласился суд апелляционной инстанции, оставив решение суда первой инстанции без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения. Доводы кассационной жалобы о том, что информация о подготовке, созыву и проведению учредительного съезда политической партии с предполагаемым названием Политическая партия «РОССИЯ БУДУЩЕГО» была заблаговременно доведена до Минюста России, не являются правовым основанием для отмены либо изменения состоявшихся судебных актов. Статья 20 Закона о политических партиях содержит исчерпывающий перечень оснований для приостановления и отказа в государственной регистрации политической партии. Пунктом 2 статьи 12 названного закона предусмотрена обязанность организационного комитета направить в уполномоченный орган информацию о намерении создать политическую партию с предполагаемым наименованием. Для уполномоченного органа данная информация носит уведомительный характер и не порождает обязанность для Минюста приостановить либо отказать в государственной регистрации другой политической партии на том основании, что она использует аналогичное наименование политической партии, которая уведомила Минюст о намерении создать политическую партию с предполагаемым наименованием. Судебная коллегия, исходя из иных доводов рассматриваемой кассационной жалобы, которые, по сути, повторяют доводы апелляционной жалобы, не находит оснований к отмене обжалуемых судебных актов. Процессуальных нарушений влекущих безусловную отмену обжалуемых судебных актов также не установлено. В силу изложенного, руководствуясь ст. ст. 329, 330 КАС РФ, судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции, определила: решение Замоскворецкого районного суда г. Москвы от 15 октября 2019 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Московского городского суда от 20 января 2020 года оставить без изменения, кассационную жалобу Жданова И.Ю. и Политической партии «РОССИЯ БУДУЩЕГО» – без удовлетворения. Председательствующий Судьи |