ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Кассационное определение № 88А-11039/2022 от 26.05.2022 Шестого кассационного суда общей юрисдикции

ШЕСТОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

УИД 16RS0025-01-2021-003994-52

№ 88а-11039/2022

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

26 мая 2022 года город Самара

Судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:

председательствующего Сказочкина В.Н.

судей Алексеева Д.В., Кувшинова В.Е.

рассмотрела в открытом судебном заседании поданную 11 апреля 2022 года кассационную жалобу Сахабутдиновой А.Ш. на решение Пестречинского районного суда Республики Татарстан от 28 декабря 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Татарстан от 25 марта 2022 года по административному делу № 2а-1835/2021 по административному исковому заявлению Сахабутдиновой А.Ш. к Палате имущественных и земельных отношений Пестречинского муниципального района Республики Татарстан, председателю Палаты имущественных и земельных отношений Пестречинского муниципального района Республики Татарстан Давлетханову И.Р. о признании действий незаконными.

Заслушав доклад судьи Сказочкина В.Н., изложившего обстоятельства административного дела, содержание обжалуемых судебных постановлений, доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции

установила:

Сахабутдиновой А.Ш. на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером расположенный по адресу: <адрес>, Конское сельское поселение, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешённый вид использования - сельскохозяйственное производство.

27 сентября 2021 года проведено обследование указанного земельного участка, в ходе которого установлено, что земельный участок зарос сорной травой, работы по возделыванию сельскохозяйственных культур и обработке почвы не производятся.

На основании представления от 30 сентября 2021 года о выявленных в ходе обследования земельного участка нарушений 5 октября 2021 года председателем Палаты имущественных и земельных отношений Пестречинского муниципального района Республики Татарстан Давлетхановым И.Р. вынесено распоряжение № 108 о проведении внеплановой проверки соблюдения земельного законодательства в отношении земельного участка с кадастровым номером

Сахабутдинова А.Ш. обратилась в суд с названным административным иском, просила признать незаконными действия председателя Палаты имущественных и земельных отношений Пестречинского муниципального района Республики Татарстан Давлетханова И.Р. по вынесению распоряжения № 108 от 5 октября 2021 года, а также признать незаконным само распоряжение, вынесенное в результате этих действий.

Решением Пестречинского районного суда Республики Татарстан от 28 декабря 2021 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Татарстан от 25 марта 2022 года, в удовлетворении административных исковых требований Сахабутдиновой А.Ш. отказано.

Не согласившись с принятыми судебными актами, Сахабутдинова А.Ш. в кассационной жалобе просит обжалуемые судебные акты отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении административных исковых требований в полном объёме. Указывает, что внеплановая проверка может проводиться лишь в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, каковым она не является. Кроме того, плановая проверка может проводиться не чаще, чем раз в три года. При этом проверка в отношении неё проводилась в 2020 году.

Лица, участвующие в деле, извещены о времени и месте судебного заседания надлежащим образом.

Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.

В силу части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалуемом судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.

Таких нарушений судами первой и апелляционной инстанций не допущено.

В соответствии с абзацем вторым статьи 42 Земельного кодекса Российской Федерации собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту.

Согласно пункту 1 статьи 78 Земельного кодекса Российской Федерации земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей.

Согласно пункту 26 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» осуществление муниципального земельного контроля в границах муниципального, городского округа отнесено к числу вопросов местного значения городского округа.

Муниципальный земельный контроль осуществляется уполномоченными органами местного самоуправления в соответствии со статьёй 72 Земельного кодекса Российской Федерации в порядке, установленном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления с учётом положений настоящей статьи; предметом муниципального земельного контроля является соблюдение юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, гражданами обязательных требований земельного законодательства в отношении объектов земельных отношений, а нарушение которых законодательством предусмотрена административная ответственность (пункты 1, 2 статьи 72 Земельного кодекса Российской Федерации).

На территории Республики Татарстан в юридически значимый период действовал Закон Республики Татарстан от 13 октября 2015 года № 83-ЗPT «О порядке осуществления муниципального земельного контроля на территории Республики Татарстан» (окончание действия документа - 2 ноября 2021 года).

Согласно положениям статьи 3 названного закона муниципальный земельный контроль в отношении граждан осуществляется посредством проведения плановых и внеплановых проверок соблюдения гражданами требований законодательства Российской Федерации, законодательства Республики Татарстан при использовании ими объектов земельных отношений (оспариваемое распоряжение вынесено 5 октября 2021 года).

Так, внеплановая проверка проводится в случае поступления в органы муниципального земельного контроля обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации о следующих фактах:

а) возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

б) причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, а также возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (часть 5 статьи 3 Закона Республики Татарстан от 13 октября 2015 года № 83-ЗPT).

В силу статьи 4 Закона Республики Татарстан от 13 октября 2015 года № 83-ЗРТ «О порядке осуществления муниципального земельного контроля на территории Республики Татарстан» проверки в рамках осуществления муниципального земельного контроля в отношении граждан проводятся на основании распоряжения (приказа) руководителя (заместителя руководителя) органа муниципального земельного контроля о назначении проверки.

В распоряжении (приказе) руководителя (заместителя руководителя) органа муниципального земельного контроля о назначении проверки указываются: 1) наименование органа муниципального земельного контроля; 2) фамилии, имена, отчества, должности должностного лица или должностных лиц, уполномоченных на проведение проверки, а также привлекаемых к проведению проверки экспертов, представителей экспертных организаций; 3) фамилия, имя, отчество гражданина, в отношении которого проводится проверка; 4) идентификационные признаки земельного участка (адрес земельного участка или при отсутствии адреса земельного участка иное описание местоположения земельного участка, его кадастровый номер, категория земель, в состав которых входит земельный участок), который является объектом проверки (далее - проверяемый земельный участок); 5) правовые основания проведения проверки; 6) вид проверки (плановая или внеплановая) и форма её проведения (документарная или выездная); 7) перечень документов, необходимых для представления гражданином; 8) даты начала и окончания проведения проверки.

Постановлением Исполнительного комитета Пестречинского муниципального района Республики Татарстан от 10 апреля 2017 года № 507 утвержден Административный регламент по осуществлению муниципального земельного контроля на территории Пестречинского муниципального района (далее - Административный регламент).

В соответствии с пунктом 1.4 Административного регламента председатель Палаты имущественных и земельных отношений Пестречинского муниципального района является главным муниципальным земельным инспектором. Должностные лица, специалисты Палаты имущественных и земельных отношений Пестречинского муниципального района, в должностные обязанности которых входит осуществление муниципального земельного контроля, являются муниципальными земельными инспекторами.

Муниципальные земельные инспектора на территории муниципального образования осуществляют контроль в том числе за использованием земельных участков по их целевому назначению (пункт 1.7).

Объектами муниципального земельного контроля являются все земельные участки, расположенные в границах Пестречинского муниципального района (пункт 1.8).

Муниципальные земельные инспектора при выполнении возложенных на них обязанностей имеют право проводить плановые, внеплановые, документарные, выездные проверки (пункт 1.9).

В силу пункта 2.9 Административного регламента основанием для проведения внеплановой проверки является:

1) истечение срока исполнения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем ранее выданного предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований и (или) требований, установленных муниципальными правовыми актами;

2) поступление в орган муниципального земельного контроля обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации о следующих фактах:

а) возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

б) причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, а также возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

в) нарушение прав потребителей (в случае обращения граждан, права которых нарушены);

3) приказ (распоряжение) руководителя органа государственного контроля (надзора), изданный в соответствии с поручениями Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, и на основании требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям.

При рассмотрении настоящего спора, суд первой инстанции исходил из того, что земельный участок, принадлежащий на праве собственности административному истцу, не используется в соответствии с его целевым назначением, что ведёт к негативному воздействию на него, а также к возникновению угрозы причинения вреда окружающей среде.

В этой связи суд первой инстанции пришёл к выводу, а суд апелляционной инстанции с данным выводом согласился, что действия по вынесению оспариваемого распоряжения являются законными, права административного истца не нарушают.

Данный вывод является правильным, в полной мере согласуется с приведёнными выше законоположениями и установленными по делу обстоятельствами.

Доводы жалобы о том, что внеплановая проверка к гражданам - собственникам земельных участков неприменима, плановая проверка проводится не чаще одного раза в три года, муниципальный земельный контроль в полномочия Палаты имущественных и земельных отношений Пестречинского муниципального района не входит, являются несостоятельными, поскольку основаны на неправильном толковании законоположений, регулирующих спорные правоотношения, в частности, положений действовавшего на момент вынесения спорного распоряжения Закона Республики Татарстан от 13 октября 2015 года № 83-ЗРТ «О порядке осуществления муниципального земельного контроля на территории Республики Татарстан», а также Административного регламента.

Оспариваемые действия, направленные на понуждение гражданина к соблюдению требований земельного законодательства, права административного истца не нарушают. При этом административный истец к ответственности не привлекалась.

При таких обстоятельствах оснований для отмены состоявшихся судебных постановлений не имеется.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции

определила:

решение Пестречинского районного суда Республики Татарстан от 28 декабря 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Татарстан от 25 марта 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу Сахабутдиновой А.Ш. - без удовлетворения.

Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Кассационное определение в полном объёме изготовлено 3 июня 2022 года.

Председательствующий:

Судьи:

Постановление08.06.2022