ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Кассационное определение № 88А-11139/2021 от 12.05.2021 Второго кассационного суда общей юрисдикции

ВТОРОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД

ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

№ 88а-11139/2021

г. Москва 12 мая 2021 года

Судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе:

председательствующего Склярука С.А.,

судей Репиной Е.В., Смирновой Е.Д.,

с участием прокурора Русакова И.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании кассационные жалобы представителя общества с ограниченной ответственностью «Меланжевый комбинат», индивидуального предпринимателя Тороповой Любови Викторовны - Павловой Ольги Борисовны, Правительства Ивановской области, администрации города Иваново на решение Ивановского областного суда от 23 июля 2020 г. (дело № 3а-34/2020), апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции от 17 декабря 2020 г. (дело № 66а-6161/2020), вынесенные по административному делу по административному иску общества с ограниченной ответственностью «Меланжевый комбинат», индивидуального предпринимателя Тороповой Любови Викторовны о признании недействующим в части постановления Правительства Ивановской области от 21 декабря 2016 г. № 427-п «О внесении изменений в постановление Правительства Ивановской области от 25 августа 2008 года № 225-п «Об утверждении порядка определения размера арендной платы за предоставленные в аренду без торгов земельные участки, находящиеся в собственности Ивановской области, и земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена»,

заслушав доклад судьи Репиной Е.В., объяснения представителя ООО «Меланжевый комбинат», ИП Тороповой Л. В. - Павловой О. Б., представителей Правительства Ивановской области, администрации города Иваново Соколова Д.В., Ворониной М.А., Волковой Е.Е., судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции,

у с т а н о в и л а:

Постановлением Правительства Ивановской области от 25 августа 2008 г. № 225-п утвержден Порядок определения размера арендной платы за предоставленные в аренду без торгов земельные участки, находящиеся в собственности Ивановской области, и земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена.

21 декабря 2016 г. Правительством Ивановской области принято Постановление № 427-п «О внесении изменений в постановление Правительства Ивановской области от 25 августа 2008 г. № 225-п «Об утверждении порядка определения размера арендной платы за предоставленные в аренду без торгов земельные участки, находящиеся в собственности Ивановской области, и земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена». Действие положений пункта 2.1 Приложения к постановлению Правительства Ивановской области от 25 августа 2008 г. № 225-п, Приложения 1 к Порядку (в редакции настоящего постановления), структурных единиц Приложения № 2 распространено на правоотношения, возникшие с 01.08.2016.

Общество с ограниченной ответственностью «Меланжевый комбинат» (далее – ООО «Меланжевый комбинат») и ИП Торопова Л.В. обратились в суд с административным иском о признании недействующим пунктов 1 и 2 Приложения № 1 к Порядку в части установления коэффициента «К» в формуле расчета арендной платы и формулы определения этого коэффициента, признание недействующим Приложение № 1 к Порядку в той мере, в какой позволяет использовать коэффициент (К) для расчета арендной платы без учета даты начала применения кадастровой стоимости земельного участка при её изменении по решению комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, и в части абзаца 2 пункта 2 постановления Правительства Ивановской области № 427-п от 21 декабря 2016 г. в той мере, в какой указанные в ней правовые положения распространяются на правоотношения, возникшие с 1 августа 2016 г.

Требования мотивированы тем, что административные истцы являются арендатором земельного участка. В настоящее время в производстве Арбитражного суда Ивановской области находится дело по исковым заявлениям администрации г. Иваново о взыскании неосновательного обогащения. Расчет суммы арендной платы по договору аренды и неосновательного обогащения за пользование земельными участками выполнен с применением оспариваемых в настоящем административном деле положений Постановления № 427-п, с применением коэффициента К, соответствующего произведению годовых индексов потребительских цен (тарифов) на товары и платные услуги по Ивановской области по официальным данным территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Ивановской области.

Оспариваемые положения, которым необоснованно придана обратная сила, не отвечают принципу экономической обоснованности, формальной определенности, оспариваемый коэффициент «К» не отражает изменение цен в производственной сфере, порядок его исчисления не предусматривает изменение порядка его определения при пересмотре кадастровой стоимости земельного участка, тем самым нормативный правовой акт в оспариваемой части противоречит нормам федерального законодательства, имеющего большую юридическую силу.

Решением Ивановского областного суда от 23 июля 2020 г., оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции от 17 декабря 2020 г., признан недействующим со дня вступления решения в законную силу абзац 2 пункта 2 постановления Правительства Ивановской области от 21 декабря 2016 г. № 427-п «О внесении изменений в постановление Правительства Ивановской области от 25 августа 2008 года № 225-п «Об утверждении порядка определения размера арендной платы за предоставленные в аренду без торгов земельные участки, находящиеся в собственности Ивановской области, и земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена» в той мере, в какой устанавливает распространение действия пункта 2 Приложения № 1 к Порядку «Методика расчета арендной платы за пользование земельными участками», утвержденного постановлением Правительства Ивановской области от 21 декабря 2016 года № 427-п на правоотношения, возникшие с 01 августа 2016 г.

Признан недействующим со дня вступления решения в законную силу пункт 1 Приложения № 1 к Порядку «Методика расчета арендной платы за пользование земельными участками», утвержденного постановлением Правительства Ивановской области от 21 декабря 2016 г. № 427-п «О внесении изменений в постановление Правительства Ивановской области от 25 августа 2008 года № 225-п «Об утверждении порядка определения размера арендной платы за предоставленные в аренду без торгов земельные участки, находящиеся в собственности Ивановской области, и земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена» в той мере, в какой содержащиеся в нем положения позволяют определить арендную плату с применением коэффициента (К), соответствующего произведению годовых индексов потребительских цен (тарифов) на товары и платные услуги по Ивановской области, без учета даты начала применения кадастровой стоимости земельного участка при её изменении по решению комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.

В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.

В кассационных жалобах представитель ООО «Меланжевый комбинат», ИП Тороповой Л.В. – Павлова О.Б. (жалоба подана 24 марта 2021 г.), представители Правительства Ивановской области (жалоба подана 23 марта 2021 г.), администрации города Иваново (жалоба подана 22 апреля 2021 г.), ставят вопрос об отмене решения суда и апелляционного определения, указывая на неверное применение судами норм процессуального и материального права.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в связи с чем судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (статья 328 КАС РФ).

При рассмотрении настоящего дела такого рода нарушений действующего законодательства судами допущено не было.

Исходя из положений статьи 72 Конституции Российской Федерации, Закона Ивановской области от 2 марта 2015 г. № 10-ОЗ «Об арендной плате за предоставленные в аренду без торгов земельные участки, находящиеся в собственности Ивановской области, и земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена», Устава Ивановской области, принятого Ивановской областной Думой 29 января 2009 г., Закона Ивановской области «О порядке обнародования (официального опубликования) правовых актов Ивановской области, иной официальной информации» от 23 ноября 1994 г. № 27-ОЗ, суды первой и апелляционной инстанций пришли к верному выводу, что оспариваемый административным истцом нормативный правовой акт принят уполномоченным органом - Правительством Ивановской области, в пределах предоставленных федеральным законодательством полномочий, с соблюдением требований законодательства Российской Федерации и Ивановской области к его форме, порядку принятия и введения в действие, с соблюдением порядка принятия и опубликования нормативного правового акта.

Из материалов дела следует, что 29 июля 2019 г. между администрацией города Иваново (арендодатель) и ООО «Меланжевый комбинат», индивидуальным предпринимателем Тороповой Л.В., Пановым И.Н., Раскатовым А.В., заключен договор № 03-6627, согласно которому арендодатель передал в пользование арендатора без торгов земельный участок с кадастровым номером , площадью107840 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, категория земли: из земель населенных пунктов, с видом разрешенного использования: для легкой промышленности.

В соответствии с расчетом арендной платы на 2019 год по вышеуказанному договору аренды, администрацией города Иваново начислена ООО «Меланжевый комбинат» арендная плата в размере 1 200 852,54 рублей, исчисляемая из кадастровой стоимости земельного участка с применением корректирующего коэффициента, а также оспариваемого коэффициента К, который на указанный период составляет «1,3045».

Аналогичным образом начислена арендная плата за вышеупомянутый земельный участок за 2019 год ИП Тороповой Л.В.

Обоснованием базового размера арендной платы является Постановление Правительства Ивановской области от 25 августа 2008 г. № 225-п «Об утверждении порядка определения размера арендной платы за предоставленные в аренду без торгов земельные участки, находящиеся в собственности Ивановской области, и земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена».

Постановлением Правительства Ивановской области 21 декабря 2016 г. № 427-п «О внесении изменений в постановление Правительства Ивановской области от 25 августа 2008 г. № 225-п «Об утверждении порядка определения размера арендной платы за предоставленные в аренду без торгов земельные участки, находящиеся в собственности Ивановской области, и земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена», внесены изменения, в новой редакции утверждена Методика, являющаяся Приложением № 1 к Порядку, предусматривающая установление в формуле расчета годовой арендной платы коэффициента (К).

В соответствии с пунктом 1 Методики арендная плата за год за пользование земельным участком рассчитывается ежегодно по формуле:

АП = КСЗУ x Ккор. x К, где:

АП - арендная плата за год, руб.;

КСЗУ - кадастровая стоимость земельного участка, руб.;

Ккор. - корректирующий коэффициент, устанавливаемый и дифференцируемый в зависимости от категории и разрешенного использования земельного участка;

К - коэффициент, соответствующий произведению годовых индексов потребительских цен (тарифов) на товары и платные услуги по Ивановской области по официальным данным территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Ивановской области (по состоянию на декабрь предыдущего года) за период, начинающийся с года, следующего за годом введения в действие результатов государственной кадастровой оценки земель.

Значение К в первый год применения результатов государственной кадастровой оценки земель для определения величины арендной платы за земельный участок принимается в размере, равном 1.

В остальных случаях значение К определяется по формуле:

К = К1 x К2 x... x Кn, где:

К1, К2,..., Кn - годовые индексы потребительских цен (тарифов) на товары и платные услуги по Ивановской области по официальным данным территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Ивановской области (установленные по состоянию на декабрь предыдущего года и опубликованные на официальном сайте Федеральной службы государственной статистики www.gks.ru) за период, начинающийся с года, следующего за годом введения в действие результатов государственной кадастровой оценки земель.

Пунктом 2 Методики предусмотрен аналогичный порядок исчисления арендной платы при наличии удельного показателя кадастровой стоимости земельного участка.

Абзацем 2 пункта 2 оспариваемого постановления предусмотрено, что действие положений пункта 2.1 Приложения к постановлению Правительства Ивановской области № 225-п от 25 августа 2008 г., Приложения № 1 к Порядку (в редакции настоящего постановления), а также структурных единиц Приложения № 2 распространяется на правоотношения, возникшие с 1 августа 2016 года.

Проверяя оспариваемый нормативный акт на предмет его соответствия нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд первой инстанции установил, что оспариваемый административными истцами порядок расчета арендной платы с применением коэффициента К и механизм исчисления этой величины, предусмотренный пунктами 1 и 2 Методики, в указанной части отвечает принципу правовой определенности и не противоречит нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, прав административных истцов не нарушает.

Судебная коллегия находит указанные выводы правильными основанными на обстоятельствах дела, поскольку приведенные показатели для расчета арендной платы за пользование земельным участком представляют собой объективно необходимые элементы для определения размера арендной платы с учетом принципов экономической обоснованности и предсказуемости расчета размера арендной платы; механизм определения арендной платы за пользование земельным участком с учетом показателя инфляции, исчисляемого в зависимости от года начала применения результатов государственной кадастровой оценки земель, направлен непосредственно на актуализацию на очередной год базовой величины (кадастровой стоимости) посредством учета инфляционных процессов, возникших после установления кадастровой стоимости; формула расчета арендной платы содержит, в том числе корректирующий коэффициент (Ккор), устанавливаемый и дифференцируемый в зависимости от вида категории и разрешенного использования земельного участка, с учетом его специфических индивидуальных характеристик.

Удовлетворяя требования административных истцов в части, суд исходил из того, что вышеуказанный механизм расчета оспариваемого коэффициента К, и, как следствие, арендной платы за пользование земельным участком, не отражает возможности изменения такого порядка при пересмотре кадастровой стоимости земельного участка в установленных законом случаях.

Оспариваемыми положениями Методики предусмотрено исчисление оспариваемого коэффициента К исключительно в зависимости от года введения в действие результатов государственной кадастровой оценки, которой в силу положений статей 24.11, 24.12 Федерального закона «Об оценочной деятельности», статей 3, 6 Федерального закона «О государственной кадастровой оценке» является массовая оценка кадастровой стоимости объектов недвижимости, производящаяся по решению органа государственной власти субъекта Федерации.

Кадастровая стоимость указанного земельного участка определена актом ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» от 28 марта 2019 г. в размере 214943452, 8 рублей, исходя из удельного показателя кадастровой стоимости земель, утвержденного приказом Департамента управления имуществом Ивановской области № 105 от 25 ноября 2014 г., а также площади вновь образованного земельного участка.

В соответствии с заявлением ООО «Меланжевый комбинат» о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости земельного участка и установлении в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости, решением комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Ивановской области от 6 июня 2019 г. № 11 предписано определить кадастровую стоимость земельного участка, в размере, установленном в представленном заявителем отчете об оценке, то есть в сумме 73974000 рублей по состоянию на 28 марта 2019 г.

Как следует из расчета арендной платы за указанный земельный участок за 2019 и 2020 годы исчисление размера годовой арендной платы административным истцам производится с применением пункта 1 Методики, исходя из размера пересмотренной кадастровой стоимости земельного участка (73 974 000 рублей), но с применением повышающего коэффициента К, исчисляемого нарастающим итогом в виде произведения годовых индексов потребительских цен, начиная с 2016 года, то есть со следующего года после года начала применения результатов государственной кадастровой оценки 2015 г. (за 2019 год – 1,3045; 2020 – 1,3417), что противоречит принципу предсказуемости расчета размера арендной платы, утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации № 582 от 16 июля 2009 г., а также положениям пункта 11 Методических рекомендаций, предписывающим запрет на применение поправочных коэффициентов, в том числе коэффициента инфляции, даже в год изменения кадастровой стоимости арендуемого земельного участка, учитывая, что изменение кадастровой стоимости содержит в себе некоторое опережающее повышение стоимости земельного участка.

Принимая во внимание установленные обстоятельства, суды пришли к обоснованному выводу, что оспариваемые положения Методики, предусматривающие исчисление поправочного коэффициента К, отражающего уровень инфляции, за период, предшествующий дате начала применения новой кадастровой стоимости земельного участка при её пересмотре, позволяют определить арендную плату с применением упомянутого коэффициента инфляции К без учета даты начала применения кадастровой стоимости земельного участка при её изменении по решению комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, что может повлечь неопределенность в применении правовой нормы, а также противоречит принципу предсказуемости расчета арендной платы.

Поскольку оспариваемые положения абзаца 2 пункта 2 Постановления Правительства Ивановской области № 427-п, предусматривающие распространение действия Приложения № 1 (Методики), в частности его пункта 2, на правоотношения, возникшие с 01 августа 2016 г., то есть более чем за 4 месяца до принятия рассматриваемого нормативного правового акта, ухудшают правовое положение административного истца – ИП Тороповой Л.В., суд правомерно признал недействующим абзац 2 пункта 2 постановления Правительства Ивановской области от 21 декабря 2016 г. № 427-п в той мере, в какой устанавливает распространение действия пункта 2 Методики на правоотношения, возникшие с 01 августа 2016 г.

Доводы кассационной жалобы администрации г. Иваново и Правительства Ивановской области о том, что обязательность применения коэффициента инфляции установлена Правилами определения размера арендной платы, а также порядком условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства РФ № 582, не могут служить основанием для отмены решения.

Согласно пунктам 8, 9 Правил в рамках существующего правового механизма регулирования арендной платы за земельные участки ее изменение может производиться в связи с изменением уровня инфляции, установленного в федеральном законе о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период (пункт 8), и в связи с изменением кадастровой стоимости земельного участка (пункт 9). Причем в последнем случае, исходя из содержания данного пункта, изменение уровня инфляции не учитывается в году, следующем за годом, в котором произошло изменение кадастровой стоимости земельного участка.

В силу изложенного довод жалобы о том, что применение коэффициента инфляции возможно вне зависимости от даты пересмотра кадастровой стоимости земельного участка, основан на ошибочном толковании норм материального права.

Отклоняя доводы административного истца, суд первой инстанции правильно указал, что с учетом разъяснений, содержащихся в пункте 11 утвержденных приказом Министерства экономического развития Российской Федерации (далее - Минэкономразвития России) от 29 декабря 2017 г. № 710 Методических рекомендаций по применению основных принципов определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 г. № 582, согласно которым при определении в порядке определения размера арендной платы расчета арендной платы на основе кадастровой стоимости земельного участка рекомендуется учитывать, что изменение кадастровой стоимости содержит некоторое опережающее повышение стоимости земельного участка, основанное на предположении о вероятности роста кадастровой стоимости в ближайшем будущем, вследствие чего рекомендуется исключить случаи применения поправочных коэффициентов, например коэффициента инфляции, в год изменения кадастровой стоимости арендуемого земельного участка, следует вывод, что само по себе изменение арендной платы на уровень инфляции не противоречит нормам федерального законодательства, поскольку призвано приводить размер арендной платы в соответствие с текущим уровнем инфляции и системой цен, то есть направлено на сохранение реальной арендной платы на прежнем уровне.

Приведенные в кассационной жалобе доводы о невозможности привязки индекса потребительских цен к размеру арендной платы на земельные участки, судебная коллегия признает необоснованным, поскольку индекс потребительских цен рассчитывается в соответствии с официальной статистической методологией организации статистического наблюдения за потребительскими ценами на товары и услуги и расчета индексов потребительских цен, является одним из важнейших показателей, характеризующих фактически сложившийся уровень инфляции, который может быть использован для целей государственной политики, анализа и прогноза ценовых процессов в экономике.

Ссылка в кассационной жалобе административных истцов о том, что предусмотренный механизм применения коэффициента К в зависимости от периода введения в действие результатов государственной кадастровой оценки, не отвечает принципу правовой определенности и придает обратную силу действию оспариваемого правового акта, подлежит отклонению, поскольку предусмотренный оспариваемыми положениями механизм определения арендной платы за пользование земельным участком, исчисляемого в зависимости от года начала применения результатов государственной кадастровой оценки земель, направлен непосредственно на актуализацию на очередной год базовой величины (кадастровой стоимости) посредством учета инфляционных процессов, возникших после установления кадастровой стоимости. Механизм исчисления оспариваемого коэффициента и, как следствие, арендной платы за пользование земельным участком, не свидетельствует о придании в этой части оспариваемому нормативному акту обратной силы.

Из материалов дела следует, что на момент рассмотрения спора на территории Ивановской области действовали результаты государственной кадастровой оценки земель в составе земель населенных пунктов, утвержденные Приказом Департамента управления имуществом Ивановской области от 25 ноября 2014 г.№ 105, которые подлежат применению с 01 января 2015 г.

Положениями пунктов 1 и 2 Методики предусмотрено исчисление оспариваемого коэффициента К в виде произведения годовых индексов потребительских цен, которое начинается с года, следующего за годом введения в действие результатов государственной кадастровой оценки земель; при этом значение К в первый год применения результатов государственной кадастровой оценки земель принимается в размере, равном 1.

Расчет оспариваемого коэффициента К для целей определения арендной платы за землю производится с 1 января 2015 года, который на этот год принимается за 1, а с 2016 года упомянутый показатель рассчитывается как произведение годовых индексов потребительских цен, установленных по данным официальной статистики со состоянию на декабрь предыдущего года, тем самым с его учетом увеличивается размер арендной платы.

Таким образом, выводы суда о том, что предусмотренный оспариваемыми положениями механизм определения арендной платы за пользование земельным участком с учетом показателя инфляции, исчисляемого в зависимости от года начала применения результатов государственной кадастровой оценки земель, являются правомерными, поскольку такой механизм направлен непосредственно на актуализацию на очередной год базовой величины (кадастровой стоимости) посредством учета инфляционных процессов, возникших после установления кадастровой стоимости.

Приведенные заявителями иные доводы кассационных жалоб основаны на несогласии с результатами оценки судами имеющихся в деле доказательств и установленных по делу обстоятельств, предполагают их переоценку, которая в силу положений статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации недопустима в кассационной инстанции и не может являться основанием для отмены судебных актов.

Судебная коллегия, исходя из доводов рассматриваемых кассационных жалоб, не находит оснований к отмене обжалуемых судебных актов, поскольку иная оценка установленных по делу обстоятельств не может служить основанием к отмене обжалуемых решений.

Нарушений норм материального и процессуального права судебными инстанциями не допущено.

В силу изложенного, руководствуясь ст. ст. 327, 329, 330 КАС РФ, судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции,

о п р е д е л и л а:

решение Ивановского областного суда от 23 июля 2020 г., апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции от 17 декабря 2020 г. - оставить без изменения, кассационные жалобы представителя общества с ограниченной ответственностью «Меланжевый комбинат», индивидуального предпринимателя Тороповой Любови Викторовны - Павловой Ольги Борисовны, Правительства Ивановской области, администрации города Иваново – без удовлетворения.

Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в срок, установленный частью 2 статьи 318 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Мотивированное кассационное определение составлено 18 мая 2021 г.

Председательствующий

Судьи