ВОСЬМОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД
ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
№ 88А-11204/2021
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Кемерово 21 июля 2021 г.
Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Зиновьевой К.В.
судей Никулиной И.А., Мишиной И.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Службы государственного жилищного надзора Иркутской области, поданную через суд первой инстанции 30 апреля 2021 г., на решение Ангарского городского суда Иркутской области от 3 сентября 2020 г. и апелляционное определение Судебной коллегии по административным делам Иркутского областного суда от 23 декабря 2020 г.,
по административному делу №а-4433/2020 по административному исковому заявлению Общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Иркутская» к Управлению Федеральной службы судебных приставов по <адрес>, судебному приставу-исполнителю <адрес> отдела судебных приставов Управления Федеральной службы судебных приставов по <адрес> ФИО1 о признании незаконным постановления судебного пристава-исполнителя.
Заслушав доклад судьи Зиновьевой К.В., Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
ООО «УК «Иркутская» обратилось в суд с административным иском к УФССП России по <адрес>, судебному приставу-исполнителю Ангарского РОСП УФССП России по <адрес> ФИО1, в котором просила признать незаконным постановление судебного пристава-исполнителя Ангарского РОСП УФССП России по <адрес> от 10 апреля 2020 г.
В обоснование требований указала, что в производстве Ангарского РОСП УФССП России по <адрес> находится сводное исполнительное производство №-СД в отношении должника ООО «УК «Иркутская», в рамках которого ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом-исполнителем вынесено постановление о запрете на внесение изменений в реестр лицензий, в соответствии с которым объявлен запрет ООО «УК «Иркутская» на совершение действий, направленные на досрочное прекращение деятельности по управлению многоквартирными домами, в том числе производить расторжение договоров в одностороннем порядке или по соглашению сторон, направлять уведомления о прекращении действия договоров в связи с истечением их срока действия, совершать действия по переводу жилого фонда, находящегося на обслуживании у должника ООО «УК «Иркутская», на обслуживание к иной управляющей компании, запрещено Службе государственного жилищного надзора <адрес> вносить изменения в реестр лицензий, направленные на исключение из реестра и закрепление за иной управляющей компанией домов, закрепленных за ООО «УК «Иркутская». Полагает, что данное постановление является незаконным.
Решением Ангарского городского суда Иркутской области от 3 сентября 2020 г., оставленным без изменения апелляционным определением Судебной коллегии по административным делам Иркутского областного суда от 23 декабря 2020 г., в удовлетворении административных исковых требований отказано.
В кассационной жалобе Служба государственного жилищного надзора Иркутской области ставит вопрос об отмене судебных актов, просит принять по делу новое решение, которым признать незаконным постановление судебного пристава-исполнителя Ангарского РОСП УФССП России по Иркутской области от 10 апреля 2020 г. в части запрета Службе государственного жилищного надзора <адрес> вносить изменения в реестр лицензий <адрес>, направленные на исключение из реестра лицензий и закрепление за иной управляющей компанией домов, закрепленных за ООО «УК «Иркутская».
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке, в судебное заседание не явились. На основании статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Нарушения такого характера были допущены судами первой и апелляционной инстанций.
Судом установлено и следует из материалов дела, что в Ангарском РОСП УФССП России по <адрес> находится сводное исполнительное производство №-СД в отношении должника ООО «УК «Иркутская» в пользу взыскателей: ИФНС России по <адрес>, ПАО «Иркутскэнерго», ООО «Иркутская Энергосбытовая Компания», ООО «Эгида», Службы государственного жилищного надзора, ООО «РТ-НЭО Иркутск», ФИО6, Управления Федеральной службы судебных приставов по <адрес>. По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ сумма задолженности по сводному исполнительному производству составила <данные изъяты> руб.
Постановлением судебного пристава-исполнителя от ДД.ММ.ГГГГ с указанием на статью 64 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» установлен запрет должнику ООО «УК «Иркутская» совершать действия, направленные на досрочное прекращение деятельности по управлению многоквартирными домами, в том числе производить расторжение договоров в одностороннем порядке или по соглашению сторон, направлять уведомления о прекращении действия договоров в связи с истечением их срока действия, совершать действия по переводу жилого фонда, находящегося на обслуживании у должника ООО «УК «Иркутская» на обслуживание к иной управляющей компании (пункт 1 постановления). Кроме того, пунктом 2 постановления поручено Службе государственного жилищного надзора <адрес> с момента получения постановления не вносить в реестр лицензий <адрес> изменения, направленные на исключение из реестра лицензий и закрепление за иной управляющей компанией домов, закрепленных за ООО «УК «Иркутская».
Отказывая в удовлетворении административных исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, что принятые судебным приставом-исполнителем меры являются законными и обоснованными, запрет должнику на совершение действий, направленных на досрочное прекращение деятельности по управлению многоквартирными домами, и запрет Службе государственного жилищного надзора <адрес> вносить изменения в реестр лицензий <адрес>, направленные на исключение из реестра лицензий и закрепление за иной управляющей компанией домов, закрепленных за ООО «УК «Иркутская», приняты в целях сохранения ликвидных активов должника, его способности к погашению финансовых обязательств, принятие данных мер способствует предотвращению возможного недобросовестного поведения должника. Постановление не содержит запретов, адресованных жильцам многоквартирных домов, направлено на ограничение целенаправленного лишения должника источников дохода. Доказательств нарушения прав административного истца не представлено.
Судебная коллегия апелляционной инстанции с выводами суда первой инстанции согласилась, полагая их обоснованными.
Вместе с тем судами не учтено следующее.
Согласно части 1 статьи 64 Федерального закона от 2 октября 2007 г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» исполнительными действиями являются совершаемые судебным приставом-исполнителем в соответствии с настоящим Федеральным законом действия, направленные на создание условий для применения мер принудительного исполнения, а равно на понуждение должника к полному, правильному и своевременному исполнению требований, содержащихся в исполнительном документе.
Перечень исполнительных действий в силу пункта 17 части 1 статьи 64 Федерального закона от 2 октября 2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» не является исчерпывающим, однако их применение должно быть направлено на достижение задач исполнительного производства, которыми являются правильное и своевременное исполнение исполнительных документов. Их применение должно соответствовать принципам законности и соотносимости объема требований взыскателя и мер принудительного исполнения (пункты 1 и 5 статьи 4 Федерального закона от 2 октября 2007 г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве»).
Согласно части 1 статьи 192 Жилищного кодекса Российской Федерации деятельность по управлению многоквартирными домами осуществляется управляющими организациями на основании лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, предоставленной органом государственного жилищного надзора на основании решения лицензионной комиссии субъекта Российской Федерации.
Под деятельностью по управлению многоквартирным домом понимаются выполнение работ и (или) оказание услуг по управлению многоквартирным домом на основании договора управления многоквартирным домом (часть 2 статьи 192).
Согласно части 3 указанной статьи лицензирование деятельности по управлению многоквартирными домами включает в себя деятельность органов государственного жилищного надзора по лицензированию деятельности по управлению многоквартирными домами, осуществление лицензионного контроля.
В соответствии с требованиями части 1 статьи 195 Жилищного кодекса Российской Федерации сведения о лицензировании деятельности по управлению многоквартирными домами, лицензиатах, осуществляющих или осуществлявших данный вид деятельности, содержатся, в частности, в реестрах: 1) реестр лицензий субъекта Российской Федерации; 2) сводный федеральный реестр лицензий на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами.
В силу части 2 статьи 195 Жилищного кодекса Российской Федерации реестр лицензий субъекта Российской Федерации должен содержать раздел, который включает в себя сведения об адресе многоквартирного дома или адресах многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат.
Порядок и сроки внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации установлены Приказом Минстроя России от 25 декабря 2015 г. № 938/пр «Об утверждении Порядка и сроков внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации» (далее - Порядок).
Согласно пункту 2 Порядка изменения в реестр вносятся органом государственного жилищного надзора субъекта Российской Федерации на основании решения органа государственного жилищного надзора, принятого в соответствии с частью 17 статьи 161, частями 3, 3.1, 5 - 5.4 статьи 198 Жилищного кодекса Российской Федерации или при непоступлении в установленный срок заявления о продлении срока действия лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, либо на основании представленного лицом, осуществляющим деятельность по управлению многоквартирным домом, заявления о внесении изменений в реестр, а в случаях, предусмотренных частями 6 и 7 статьи 110, частями 7 и 8 статьи 135 Жилищного кодекса Российской Федерации, - уведомления о начале осуществления деятельности по управлению многоквартирным домом или сведений о прекращении управления многоквартирным домом.
В силу требований пункта 5 Порядка, в ходе рассмотрения заявления и документов органом государственного жилищного надзора осуществляется проверка заявления и документов на предмет соблюдения следующих условий, в том числе: соответствия заявления и документов положениям пунктов 2 и 3 настоящего Порядка (подпункт «а»); выполнения заявителем требования, установленного частью 2 статьи 198 Жилищного кодекса Российской Федерации, о размещении указанной в заявлении информации в системе, в случае наличия данной обязанности у заявителя (подпункт «г»); отсутствия вступившего в законную силу решения суда о признании заявителя банкротом в соответствии с Федеральным законом от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (подпункт «д»); отсутствия признаков ничтожности решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по основаниям, установленным гражданским законодательством Российской Федерации, а также в случае принятия на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме решения о выборе непосредственного способа управления таким многоквартирным домом в нарушение положения пункта 1 части 2 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (подпункт «е»).
Согласно части 7 Порядка по результатам рассмотрения заявления и документов орган государственного жилищного надзора принимает одно из следующих решений: а) о внесении изменений в реестр; б) об отказе во внесении изменений в реестр и возврате заявления и документов; в) о приостановлении рассмотрения заявления.
В силу положений части 2 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом, одним из которых является управление управляющей организацией.
При этом согласно части 3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации способ управления многоквартирным домом выбирается на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме и может быть выбран и изменен в любое время на основании его решения.
В соответствии с пунктом 1 Положения о службе государственного жилищного надзора Иркутской области, утвержденного Постановлением Правительства Иркутской области от 26 ноября 2014 г. № 594-пп «О реорганизации службы государственного жилищного и строительного надзора Иркутской области», в соответствии с которым были установлены полномочия административного истца на момент принятия оспариваемого постановления судебным приставом-исполнителем (далее – Положение), Служба государственного жилищного надзора Иркутской области является исполнительным органом государственной власти Иркутской области, осуществляющим функции по региональному государственному жилищному надзору, лицензионному контролю.
Согласно пункту 7 Положения Служба в соответствии с возложенной на нее задачей выполняет функции, в том числе: осуществляет лицензирование деятельности по управлению многоквартирными домами, лицензионный контроль (пп. 11); вносит изменения в реестр лицензий субъекта Российской Федерации (пп. 11(3)); исключает сведения о многоквартирном доме или многоквартирных домах из реестра лицензий субъекта Российской Федерации (пп. 11(4)).
В связи с проведенной реорганизацией службы государственного жилищного надзора Иркутской области в форме присоединения к ней службы государственного строительного надзора Иркутской области, в соответствии с Положением о службе государственного жилищного и строительного надзора Иркутской области, утвержденным Постановление Правительства Иркутской области от 1 марта 2021 г. № 124-пп «О реорганизации службы государственного жилищного надзора Иркутской области» выполнение указанных функций передано Службе государственного жилищного и строительного надзора Иркутской области.
С учетом изложенного, внесение изменений в реестр лицензий Иркутской области является функцией исполнительного органа государственной власти Иркутской области, осуществляемой при реализации полномочий по региональному государственному жилищному надзору и лицензионному контролю, при выполнении которой указанный орган проводит, в том числе проверку обоснованности и законности прекращения управления многоквартирным домом, изменения способа управления многоквартирным домом, что влечет наличие оснований для внесения изменений в реестр лицензий Иркутской области, при этом выполнение указанной функций не поставлено в зависимость от наличия или отсутствия возбужденных в отношении управляющей организации исполнительных производств. Соответственно, поручение судебного пристава-исполнителя Службе государственного жилищного надзора Иркутской области, изложенное в оспариваемом постановлении, устанавливающее запрет вносить изменения в реестр лицензий Иркутской области, направленные на исключение из реестра лицензий и закрепление за иной управляющей компанией домов, закрепленных за ООО «УК «Иркутская», не может быть признано законным и обоснованным, не соответствует целям совершения исполнительных действий.
Указанное не было принято во внимание судами при разрешении административного спора, нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, применены неправильно.
Выводы суда, основанные на том, что постановление в оспариваемой части не устанавливает запретов для собственников жилых помещений, не могут быть признаны обоснованными, поскольку не соответствуют содержанию оспариваемого постановления, которое таких исключений не содержит. Из содержания постановления в обжалуемой части не следует, что Службе государственного жилищного надзора <адрес> запрещено вносить изменения в реестр лицензий, инициатором внесения которых является управляющая компания – должник.
При таких данных судебные акты в обжалуемой части нельзя признать законными и обоснованными.
Учитывая, что неправильное применение норм материального права повлекло принятие неправильных в обжалуемой части судебных актов, Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции полагает необходимым судебные акты в обжалуемой части отменить, и, не передавая дело на новое рассмотрение, принять в отмененной части новое решение о признании незаконным постановления судебного пристава-исполнителя от 10 апреля 2020 г. в части поручения Службе государственного жилищного надзора <адрес> не вносить в реестр лицензий <адрес> изменения, направленные на исключение из реестра лицензий и закрепление за иной управляющей компанией домов, закрепленных за ООО «УК «Иркутская».
Руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
определила:
решение Ангарского городского суда Иркутской области от 3 сентября 2020 г. и апелляционное определение Судебной коллегии по административным делам Иркутского областного суда от 23 декабря 2020 г. отменить в части отказа в удовлетворении административных исковых требований о признании незаконным постановления судебного пристава-исполнителя Ангарского районного отдела судебных приставов Управления Федеральной службы судебных приставов по Иркутской области от 10 апреля 2020 г. в части поручения Службе государственного жилищного надзора Иркутской области не вносить в реестр лицензий Иркутской области изменения, направленные на исключение из реестра лицензий и закрепление за иной управляющей компанией домов, закрепленных за ООО «УК «Иркутская» ИНН №, в отмененной части принять новое решение.
Признать незаконным постановление судебного пристава-исполнителя Ангарского районного отдела судебных приставов Управления Федеральной службы судебных приставов по Иркутской области от 10 апреля 2020 г. в части поручения Службе государственного жилищного надзора Иркутской области не вносить в реестр лицензий Иркутской области изменения, направленные на исключение из реестра лицензий и закрепление за иной управляющей компанией домов, закрепленных за ООО «УК «Иркутская» ИНН №.
Определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок со дня принятия апелляционного определения, из которого исключается время рассмотрения кассационной жалобы кассационным судом общей юрисдикции.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 4 августа 2021 г.
Председательствующий:
Судьи: