ТРЕТИЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
№ 88а-11250/2022
К А С С А Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
город Санкт-Петербург 22 июня 2022 года
Судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Кулешовой Е.А.,
судей Зеленского А.М., Бельмас Н.А.,
с участием прокурора Яковлевой Н.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по кассационной жалобе Задорожновой Н.Р., Кокорина Р.Н. на решение Архангельского областного суда от 13 января 2022 года (№ 3а-4/2022) и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции от 29 марта 2022 года (№ 66а-331/2022) по административному исковому заявлению Задорожновой Н.Р., Кокорина Р.Н. о признании не действующими отдельных положений Порядка предоставления лицам, являющимся собственниками жилых помещений в многоквартирных домах, расположенных на территории Архангельской области и признанных в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции, дополнительных мер поддержки в виде субсидии, утвержденного постановлением Правительства Архангельской области от 26 марта 2019 года № 153-пп.
Заслушав доклад судьи Кулешовой Е.А., заключение прокурора отдела Генеральной прокуратуры Российской Федерации Яковлевой Н.В., полагавшей судебные акты подлежащими оставлению без изменения, судебная коллегия по административным делам ФИО3 кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Правительством Архангельской области 26 марта 2019 года принято постановление № 153-пп «Об утверждении адресной программы Архангельской области «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на 2019 - 2025 годы» (далее постановление от 26 марта 2019 года № 153-пп), пунктом 1 которого постановлено утвердить адресную программу Архангельской области «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на 2019 - 2025 годы».
Пунктом 1 постановления Правительства Архангельской области от 22 июля 2021 года № 372-пп «О внесении изменений в постановление Правительства Архангельской области от 26 марта 2019 года №153-пп» утверждены прилагаемые изменения, которые вносятся в постановление от 26 марта 2019 года № 153-пп.
В частности, пункт 1 постановления от 26 марта 2019 года № 153-пп дополнен новыми подпунктами 3 и 4 следующего содержания:
«3) Порядок предоставления лицам, являющимся собственниками жилых помещений в многоквартирных домах, расположенных на территории Архангельской области и признанных в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции, дополнительных мер поддержки по обеспечению жилыми помещениями в форме субсидии;
4) Порядок предоставления и расходования субвенций из областного бюджета бюджетам муниципальных образований Архангельской области на осуществление государственных полномочий по предоставлению лицам, являющимся собственниками жилых помещений в многоквартирных домах, расположенных на территории Архангельской области и признанных в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в период с 1 января 2012 года до 1 января 2017 года, дополнительных мер поддержки по обеспечению жилыми помещениями.».
В постановление от 26 марта 2019 года № 153-пп также внесены изменения постановлениями Правительства Архангельской области от 17 августа 2021 года № 424-пп, от 28 сентября 2021 года № 527-пп.
Постановления о внесении изменений в постановление от 26 марта 2019года № 153-пп опубликованы на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru:
-постановление от 22 июля 2021 года № 372-пп - 28 июля 2021 года,
-постановление от 17 августа 2021 года№424-пп - 18 августа 2021 года,
-постановление от 28 сентября 2021 года №527-пп - 1 октября 2021 года.
В оспариваемое постановление также внесены изменения постановлением Правительства Архангельской области от 15 ноября 2021 года № 633-пп, которое опубликовано на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru 16 ноября 2021 года.
На дату принятия решения судом оспариваемое постановление действовало в редакции постановления от 15 ноября 2021 года № 633-пп.
Пунктом 1 Порядка предоставления лицам, являющимся собственниками жилых помещений в многоквартирных домах, расположенных на территории Архангельской области и признанных в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции, дополнительных мер поддержки по обеспечению жилыми помещениями в форме субсидии (далее - Порядок предоставления мер поддержки в форме субсидии), предусмотрено, что данный Порядок, разработанный в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 21 июля 2007 года № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства», главой XXVI областного закона от 20 сентября 2005 года № 84-5-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Архангельской области отдельными государственными полномочиями», определяет правила и условия предоставления дополнительных мер поддержки по обеспечению собственников жилых помещений в многоквартирных домах, расположенных на территории Архангельской области и признанных в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в период с 2012 года до 1 января 2017 года, заключивших с органами местного самоуправления муниципальных образований Архангельской области соглашения об изъятии жилого помещения в рамках реализации адресной программы Архангельской области «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на 2019 - 2025 годы», утвержденной постановлением Правительства Архангельской области от 26 марта 2019 года № 153-пп, начиная с этапа реализации программы с 1 января 2020 года жилыми помещениями в форме субсидии, предоставляемой за счет средств областного бюджета в пределах средств финансовой поддержки, предоставляемой Архангельской области государственной корпорацией - Фондом содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства, на переселение граждан из аварийного жилищного фонда.
Пунктом 2 Порядка предоставления мер поддержки в форме субсидии установлено, что получателями субсидий являются собственники аварийных помещений, расселение которых осуществляется в рамках реализации мероприятий адресной программы начиная с этапа реализации программы 2020 года.
Пункт 3 этого же Порядка регламентирует, что субсидии предоставляются органами местного самоуправления, являющимися участниками адресной программы, принявшими решение об изъятии аварийного помещения в соответствии со статьей 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, в рамках реализации мероприятий адресной программы начиная с этапа реализации программы 2020 года.
Пунктом 4 данного Порядка установлены условия, при которых предоставляется субсидия однократно, среди которых поименовано, что субсидия предоставляется однократно в рамках реализации мероприятий адресной программы, начиная с этапа реализации программы 2020 года (подпункт 3).
В силу подпункта 5 пункта 16 Порядка основанием для принятия решения об отказе в предоставлении субсидии является заключение соглашения об изъятии жилого помещения в рамках реализации мероприятий адресной программы в период этапа 2019 года (с 1 апреля 2019 года по 31 декабря 2020 года).
Абзацем 2 пункта 19 Порядка установлено, что собственники аварийного помещения, заключившие в текущем финансовом году с органом местного самоуправления соглашение об изъятии жилого помещения в рамках реализации мероприятий адресной программы начиная с этапа реализации программы 2020 года, вправе обратиться за предоставлением субсидии на приобретение (строительство) жилого помещения не позднее срока, установленного пунктом 21 настоящего Порядка.
Кокорин Р.Н. обратился в Архангельский областной суд с административным исковым заявлением, в котором просил признать не действующими пункты 1, 2, 3, подпункт 3 пункт 4, подпункт 5 пункта 16, абзац 2 пункта 19 Порядка предоставления мер поддержки в форме субсидии, в той мере, в которой они устанавливают пресекательный критерий предоставления субсидий в виде условия участия в программе, начиная с этапа ее реализации 2020 года, исключая при этом из адресатов субсидии тех граждан, которые заключили соглашения об изъятии жилого помещения в рамках реализации мероприятий адресной программы в период этапа 2019 года (с 1 апреля 2019 года по 31 декабря 2020 года).
Административный иск Кокорина Р.Н. мотивирован несоответствием оспариваемых положений Порядка статье 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, статье 16 Федерального закона от 21 июля 2007 года № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства», предусматривающей содержание региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда. Административный истец указал, что оспариваемые положения определяют получателями субсидий только граждан, заключивших с органами местного самоуправления муниципальных образований Архангельской области соглашения об изъятии жилого помещения, начиная с января 2020 года, конкретизируют условия предоставления субсидии, начиная с этапа реализации программы 2020 года, и основания для отказа в предоставлении субсидии. Вместе с тем, нормы федерального законодательства не предполагают дифференциацию предоставляемых гарантий по основанию их реализации в разные временные периоды в рамках действия одной и той же программы.
Административный истец Кокорин Р.Н. также указал на несоответствие оспариваемых норм общеправовым принципам равенства, справедливости, дополнительно отметив, что данные нормы создают ситуацию, при которой лица, изначально согласные с предлагаемой государством гарантией, в итоге ее лишились, в то время как лица, не выразившие по разным причинам согласие на нее в 2019 году, получили право на нее в последующие годы.
Задорожнова Н.Р. обратилась в Архангельский областной суд с аналогичным административным исковым заявлением, просила проверить на соответствие нормам, имеющим большую юридическую силу, эти же нормы Порядка.
Административный иск Задорожновой Н.Р. мотивирован тем, что положения Порядка в части определения получателями субсидий граждан, заключивших с органами местного самоуправления муниципальных образований Архангельской области соглашения об объятии жилого помещения, и собственников аварийных помещений, расселение которых осуществляется в рамках реализации мероприятий адресной программы, начиная только с этапа реализации программы 2020 года (пункты 2 и 3), а также условия предоставления субсидий и основания для отказа в предоставлении субсидии, предусмотренные подпунктом 3 пункта 4, подпунктом 5 пункта 16, пункта 19 Порядка, ограничивающие предоставление субсидий этапом реализации программы 2020 года, противоречат федеральному законодательству.
Определением Архангельского областного суда от 16 декабря 2021 года административные дела по административным исковым заявлениям Кокорина Р.Н. и Задорожновой Н.Р. объединены в одно производство.
Административные истцы в окончательной форме просили признать не действующими пункты 1, 2, 3, подпункт 3 пункта 4, подпункт 5 пункта 16, абзац 2 пункта 19 Порядка предоставления мер поддержки в форме субсидии в части исключения из числа адресатов субсидий граждан, заключивших соглашения об изъятии жилого помещения в рамках реализации мероприятий адресной программы в период этапа 2019 года (с 1 апреля2019 года по 31 декабря 2020 года) в действующей редакции, включая изменения, внесенные вышеуказанными постановлениями Правительства Архангельской области.
Решением Архангельского областного суда от 13 января 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции от 29 марта 2022 года, в удовлетворении административных исков Кокорина Р.Н. и Задорожновой Н.Р. отказано.
В кассационной жалобе на решение Архангельского областного суда от 13 января 2022 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции от 29 марта 2022 года, поступившей в суд первой инстанции 4 мая 2022 года, Кокорин Р.Н. и Задорожнова Н.Р. ставят вопрос об отмене судебных актов, полагая их незаконными, настаивая на доводах административных исков.
В соответствии с частью 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
По данному административному делу нарушений, влекущих отмену судебных постановлений в кассационном порядке, допущено не было.
При рассмотрении и разрешении настоящего административного дела суд установил, что административные истцы являлись собственниками жилых помещений, расположенных в домах, признанных аварийными и подлежащими сносу и включенными в адресную программу Архангельской области «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на 2019-2025 годы».
Из заключения от 20 декабря 2013 года № 32 следует, что межведомственной комиссией по результатам голосования принято решение по жилому дому: <адрес>: о признании многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес> аварийным и подлежащим сносу (на основании раздела III пункта 34 и раздела IV пункта 47 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года № 47).
В целях реализации адресной программы Архангельской области «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на 2019-2025 годы» между Управлением городского хозяйства администрации городского округа Архангельской области «Котлас» и Кокориным Р.Н. 28 сентября 2020 года заключено соглашение № 7 об изъятии недвижимости для муниципальных нужд, в силу пункта 1 которого управление изымает для муниципальных нужд путем предоставления возмещения собственнику Кокорину Р.Н. за изымаемую квартиру, расположенную по адресу: <адрес>, кадастровый №.
Право собственности за муниципальным образованием на данное жилое помещение зарегистрировано 13 октября 2020 года.
Постановлением администрации городского округа Архангельской области «Котлас» от 23 августа 2021 года № 1684 Кокорину Р.Н, собственнику аварийного жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, отказано в предоставлении дополнительных мер поддержки по обеспечению жилым (ми) помещением (ями) в форме субсидии (пункт 1).
В целях реализации адресной программы Архангельской области «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на 2019-2025 годы» между Управлением городского хозяйства администрации городского округа Архангельской области «Котлас» и Задорожновой Н.Р. 19 августа 2019 года заключено соглашение № 22 об изъятии недвижимости для муниципальных нужд, в силу пункта 1 которого управление изымает для муниципальных нужд путем предоставления возмещения собственнику Задорожновой Н.Р. за изымаемую квартиру, расположенную по адресу: <адрес>, кадастровый №.
Право собственности на это жилое помещение зарегистрировано за муниципальным образованием «Котлас» 23 августа 2019 года.
Постановлением администрации городского округа Архангельской области «Котлас» от 23 августа 2021 года № 1685 Задорожновой Н.Р., собственнику аварийного жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, отказано в предоставлении дополнительных мер поддержки по обеспечению жилым (ми) помещением (ями) в форме субсидии (пункт 1).
Основанием для принятия решений об отказе в предоставлении административным истцам субсидий явилось заключение ими соглашения об изъятии жилого помещения в рамках реализации мероприятий адресной программы в период этапа 2019 года.
Отказывая в удовлетворении административных исков, суд первой инстанции, принимая во внимание положения пунктов «ж», «к» части 1 статьи 72, части 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации, пункта 6 статьи 13, части 8.1 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, положения Федерального закона от 27 декабря 2019 года № 473-Ф3 «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства», пункта 5 статьи 1 Областного закона от 10 ноября 2004 года № 262-33-ОЗ «О мерах социальной поддержки ветеранов, граждан, пострадавших от политических репрессий, и иных категорий граждан», положения Областного закона от 30 марта 2021 года № 396-24-ОЗ, исходил из того, что оспариваемое правовое регулирование принято в пределах полномочий компетентного органа публичной власти - Правительства Архангельской области, с соблюдением требований законодательства к форме нормативных правовых актов, порядку их принятия и введения в действие.
Проверив оспариваемый в части Порядок на соответствие нормам, имеющим большую юридическую силу, суд не усмотрел оснований для признания его не действующим, с чем согласился суд апелляционной инстанции.
Данные выводы основаны на правильном применении судами норм действующего законодательства и соответствуют обстоятельствам административного дела.
Согласно пункту «к» части 1 статьи 72, а также частям 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации вопросы жилищного законодательства находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Принимаемые по ним законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральному законодательству.
Согласно части 2 статьи 5 Жилищного кодекса Российской Федерации жилищное законодательство состоит из настоящего Кодекса, принятых в соответствии с настоящим Кодексом других федеральных законов, а также изданных в соответствии с ними указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, принятых законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления.
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации могут принимать законы и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы, регулирующие жилищные отношения, в пределах своих полномочий на основании настоящего Кодекса, принятых в соответствии с настоящим Кодексом других федеральных законов (часть 6 статьи 5 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В силу части 1 статьи 6 Жилищного кодекса Российской Федерации акты жилищного законодательства не имеют обратной силы и применяются к жилищным отношениям, возникшим после введения его в действие.
Из разъяснений, содержащихся в пункте 5 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 года № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации», часть 1 статьи 6 Жилищного кодекса Российской Федерации закрепляет общеправовой принцип действия законодательства во времени: акт жилищного законодательства не имеет обратной силы и применяется к жилищным отношениям, возникшим после введения его в действие.
Как следует из правовых позиций, неоднократно изложенных Конституционным Судом Российской Федерации, преобразование отношений в той или иной сфере жизнедеятельности не может осуществляться вопреки нашедшему отражение в статье 4 Гражданского кодекса Российской Федерации общему (основному) принципу действия закона во времени, который имеет целью обеспечение правовой определенности и стабильности законодательного регулирования в России как правовом государстве (статья 1, часть 1, Конституции Российской Федерации) и означает, что действие закона распространяется на отношения, права и обязанности, возникшие после введения его в действие, и только законодатель вправе распространить новые нормы на факты и порожденные ими правовые последствия, возникшие до введения соответствующих норм в действие, то есть придать закону обратную силу (постановления от 22 апреля 2014 года № 12-П, от 15 февраля 2016 года № 3-П, определения от 18 января 2005 года № 7-О, от 29 января 2015 года № 211-О и др.)
По общему правилу, жилищные права собственника жилого помещения в доме, признанном в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу, обеспечиваются в порядке, предусмотренном статьей 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, то есть в случае, когда собственники жилых помещений в таком доме в предоставленный им срок не осуществили его снос или реконструкцию, органом местного самоуправления принимается решение об изъятии земельного участка, на котором расположен указанный аварийный дом, для муниципальных нужд и, соответственно, об изъятии каждого жилого помещения в данном доме путем выкупа.
Другое жилое помещение взамен изымаемого в таком случае может быть предоставлено собственнику только при наличии соответствующего соглашения, достигнутого с органом местного самоуправления, и только с зачетом его стоимости в выкупную цену (часть 8 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Вместе с тем, если жилой дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, то собственник жилого помещения в таком доме в силу пункта 3 статьи 2, статьи 16 Федерального закона «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» имеет право на предоставление другого, равнозначного, жилого помещения либо его выкуп.
При этом собственник жилого помещения имеет право выбора любого из названных способов обеспечения его жилищных прав.
Федеральным законом от 21 июля 2007 года «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» (далее - Закон о Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства) установлены правовые и организационные основы предоставления финансовой поддержки субъектам Российской Федерации на проведение капитального ремонта многоквартирных домов, переселение граждан из аварийного жилищного фонда, модернизацию систем коммунальной инфраструктуры путем создания некоммерческой организации, осуществляющей функции по предоставлению такой финансовой поддержки.
Из пунктов 2, 3 статьи 2 Закона о Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства следует, что аварийный жилищный фонд совокупность жилых помещений в многоквартирных домах, которые признаны в установленном порядке до 1 января 2017 года или применительно к положениям главы 6.5 данного Федерального закона после 1 января 2017 года аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации; переселение граждан из аварийного жилищного фонда - принятие решений и проведение мероприятий в соответствии со статьями 32, 86, частями 2 и 3 статьи 88 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Под предоставлением финансовой поддержки за счет средств Фонда понимается, среди прочего, предоставление Фондом целевых средств бюджетам субъектов Российской Федерации на безвозвратной безвозмездной основе на переселение граждан из аварийного жилищного фонда на условиях, предусмотренных этим же федеральным законом (пункт 4 этой же правовой нормы).
В силу пункта 11 части 1 статьи 14 Закона о Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства, одним из условий предоставления финансовой поддержки за счет средств Фонда является наличие региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, утвержденной в соответствии со статьей 16 настоящего Федерального закона.
Пунктом 5 части 2 статьи 16 Закона о Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства определено, что региональная адресная программа должна содержать планируемые показатели выполнения указанной программы, отражающие общую площадь аварийного жилищного фонда, из которого предусмотрено переселение граждан программой в целом и каждым ее этапом. При этом под этапом понимается часть программы, финансируемая с использованием финансовой поддержки за счет средств фонда, решение о предоставлении которой принимается на основании поданных субъектами Российской Федерации заявок в одном календарном году и которая должна быть реализована не позднее срока, установленного частью 11 указанной статьи.
Исходя из части 11 этой же нормы, этапы региональных адресных программ по переселению граждан из аварийного жилищного фонда (за исключением этапа 2024 года) должны быть реализованы не позднее чем 31 декабря года, следующего за годом, в котором осуществляется соответствующее этому этапу увеличение лимита предоставления финансовой поддержки субъекту Российской Федерации, а в случае, если такое увеличение не осуществляется, - не позднее чем 31 декабря года, следующего за годом принятия Фондом решения о предоставлении финансовой поддержки на реализацию соответствующего этапа.
Частью 6 статьи 16 Закона о Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства регламентировано, что полученные за счет средств Фонда средства бюджета субъекта Российской Федерации и (или) средства местных бюджетов могут расходоваться, среди прочего, на приобретение жилых помещений в многоквартирных домах, а также в домах блокированной застройки, указанных в пункте 2 части 2 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации (в том числе в многоквартирных домах, строительство которых не завершено), и строительство таких домов (включая подготовку проектной документации в целях строительства таких домов), строительство индивидуальных жилых домов по проектам, отобранным в соответствии с методикой, утверждённой федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищной политики и жилищно-коммунального хозяйства, а также приобретение таких индивидуальных жилых домов, в том числе для целей последующего предоставления гражданам жилых помещений по договору социального найма, или договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования, или договору найма жилого помещения маневренного фонда в связи с переселением из аварийного жилищного фонда, или договору мены с собственником жилого помещения аварийного жилищного фонда (подпункт 1); выплату гражданам, в чьей собственности находятся жилые помещения, входящие в аварийный жилищный фонд, возмещения за изымаемые жилые помещения в соответствии с частью 7 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации (подпункт 2).
Проанализировав приведенное законодательство и правовые позиции, сформулированные относительно его толкования Конституционным Судом Российской Федерации, суды пришли к верному выводу об отсутствии противоречий оспариваемого регионального правового регулирования нормам, имеющим большую юридическую силу, указав, что на момент заключения соглашения с Задорожновой Н.Р. дополнительные меры поддержки в виде субсидии не предусматривались федеральным и региональным законодательством, а на момент заключения соглашения с Кокориным Р.Н. - региональное законодательство не относило лиц, являющихся собственниками жилых помещений в многоквартирных домах, расположенных на территории Архангельской области и признанных в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в период с 1 января 2012 года до 1 января 2017 года, к категории граждан, получающих социальную поддержку; административные истцы имели право выбора способа обеспечения своих жилищных прав только в соответствии с положениями законодательства, действовавшими на момент заключения соглашений:
-предоставление другого жилого помещения в собственность, либо
-изъятие жилого помещения путем выкупа.
Реализация истцами способа обеспечения своих жилищных прав путем выкупа принадлежащих им жилых помещений достоверно подтверждается материалами дела.
Решение о предоставлении финансовой поддержки Фондом принято 24 апреля 2019 года (протокол № 910).
Из адресной программы Архангельской области «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на 2019 - 2025 годы» следует, что ее реализация проводится поэтапно, в том числе:
этап 2019 года - с 1 апреля 2019 года по 31 декабря 2020 года;
этап 2020 года - с 1 января 2020 года по 31 декабря 2021 года.
Пунктом 4.3.1 статьи 3 Областного закона от 10 ноября 2004 года № 262-33-ОЗ «О мерах социальной поддержки ветеранов, граждан, пострадавших от политических репрессий, и иных категорий граждан» предусмотрено, что дополнительная мера поддержки по обеспечению граждан жилыми помещениями в форме субсидии предоставляется за счет средств областного бюджета в пределах средств финансовой поддержки, предоставляемой Архангельской области государственной корпорацией - Фондом содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства на переселение граждан из аварийного жилищного фонда в рамках соответствующего этапа адресной программы Архангельской области «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на 2019 - 2025 годы», утвержденной постановлением Правительства Архангельской области от 26 марта 2019 года № 153-пп, в соответствии с порядком принятия решений о предоставлении финансовой поддержки, установленным статьей 19 Федерального закона от 21 июля 2007 года № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства».
Частью 1 статьи 159 Закона Архангельской области от 20 сентября 2005 года № 84-5-03 «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Архангельской области отдельными государственными полномочиями» установлено, что органы местного самоуправления муниципальных образований наделяются государственными полномочиями по предоставлению лицам, являющимся собственниками жилых помещений в многоквартирных домах, расположенных на территории Архангельской области и признанных в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции, дополнительных мер поддержки по обеспечению жилыми помещениями в форме субсидии.
Дополнительные меры поддержки по обеспечению жилыми помещениями представляют собой возмещение, предоставляемое собственнику жилого помещения в многоквартирном доме, расположенном на территории Архангельской области и признанном в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, и рассчитанное в порядке, установленном пунктом 4.3.1 статьи 3 областного закона от 10 ноября 2004 года № 262-33-ОЗ «О мерах социальной поддержки ветеранов, граждан, пострадавших от политических репрессий, и иных категорий граждан».
С учетом изложенных положений федерального и регионального законодательства, предусматривающих право собственников жилых помещений в многоквартирных домах, признанных в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу, расположенных на территории Архангельской области, на дополнительные меры поддержки в форме субсидии после завершения этапа адресной программы переселения 2019 года, оспариваемые пункты Порядка, предусматривающие начало ее предоставления только с этапа реализации адресной программы 2020 года, не противоречат нормам, имеющим большую юридическую силу.
Всем доводам административных истцов судами первой и апелляционной инстанций дана надлежащая оценка, оснований не согласиться с которой суд кассационной инстанции не усматривает.
Суды первой и апелляционной инстанций дали надлежащую оценку всем обстоятельствам по делу, неправильного применения норм материального права, нарушений норм процессуального права, которые бы влекли отмену судебных постановлений, по настоящему административному делу не допущено.
Выводы судебных инстанций являются верными, в решении суда и апелляционном определении мотивированными, в кассационной жалобе по существу не опровергнутыми.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Архангельского областного суда от 13 января 2022 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции от 29 марта 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу Задорожновой Н.Р., Кокорина Р.Н. - без удовлетворения.
Решение Архангельского областного суда от 13 января 2022 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции от 29 марта 2022 года и настоящее кассационное определение могут быть обжалованы в судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который начинает исчисляться на следующий день после принятия апелляционного определения и из которого исключаются срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Председательствующий
Судьи
Кассационное определение в полном
объеме изготовлено 1 июля 2022 года.