ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Кассационное определение № 88А-11292/2022 от 23.06.2022 Восьмого кассационного суда общей юрисдикции

ВОСЬМОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД

ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

№ 88А-11292/2022

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Кемерово

23 июня 2022 г.

Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:

председательствующего Евтифеевой О.Э.

судей Лукьяновой Т.Г., Никулиной И.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Хнытикова Василия Егоровича, поданную 27 апреля 2022 г., на решение Боготольского районного суда Красноярского края от 8 ноября 2021 г. и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Красноярского краевого суда от 15 марта 2022 г.,

по административному делу № 2а-737/2021 по административному исковому заявлению Хнытикова Василия Егоровича о признании отказа администрации Боготольского района Красноярского края в заключении договора купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд - незаконным.

Заслушав доклад судьи Евтифеевой О.Э.,

установила:

Хнытиков В.Е. обратился в Боготольский районный суд Красноярского края с административным исковым заявлением о признании незаконным отказа администрации Боготольского района Красноярского края в заключении договора купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд, возложении обязанности заключить договор.

В обоснование требований указано, что 25 августа 2021 г. Хнытиков В.Е. обратился в администрацию Боготольского района Красноярского края с заявлением о заключении договора купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд, однако в заключении такого договора ему было отказано.

Отказ в заключении договора полагает незаконным, поскольку данные насаждения на землях сельскохозяйственного назначения имеются и подлежат предоставлению гражданам для их собственных нужд, в том числе для отопления.

Решением Боготольского районного суда Красноярского края от 8 ноября 2021 г., оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Красноярского краевого суда от 15 марта 2022 г., в удовлетворении требований отказано.

В кассационной жалобе Хнытиков В.Е. ставит вопрос об отмене судебных актов, просит направить дело на новое рассмотрение.

В обоснование жалобы, ссылаясь на нормы Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, указывает на нарушение судом норм процессуального права, выразившихся в рассмотрении дела в отсутствие прокурора. Кроме того, указывает на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела. Полагает, что представленные им доказательства не приняты во внимание.

Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке, в судебное заседание не явились. На основании статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц.

Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.

Нарушения такого характера не были допущены судами первой и апелляционной инстанций.

Согласно части 1 статьи 30 Лесного кодекса Российской Федерации граждане вправе заготавливать древесину для целей отопления, возведения строений и иных собственных нужд.

Порядок и нормативы заготовки гражданами древесины для собственных нужд устанавливаются законами субъектов Российской Федерации, а порядок и нормативы заготовки гражданами древесины для собственных нужд, осуществляемой на землях особо охраняемых природных территорий федерального значения, - федеральным органом исполнительной власти, в ведении которого находятся особо охраняемые природные территории (часть 5 статьи 30 Лесного кодекса Российской Федерации).

Порядок заготовки гражданами древесины для собственных нужд согласно приложению 1 (далее - Порядок заготовки древесины) и также нормативы заготовки гражданами древесины для собственных нужд согласно приложению 2, утверждены Законом Красноярского края от 14 февраля 2007 г. N 21-5820 "О заготовке древесины на основании договоров купли-продажи лесных насаждений".

Заготовка гражданами древесины согласно Порядку заготовки древесины для целей отопления, возведения строений и иных собственных нужд осуществляется в соответствии с Лесным кодексом Российской Федерации. Граждане осуществляют заготовку древесины для собственных нужд на основании договора купли-продажи лесных насаждений.

Указанным Порядком заготовки древесины установлено также, что порядок осуществления рубок для заготовки гражданами древесины для собственных нужд осуществляется в соответствии с правилами заготовки древесины, правилами санитарной безопасности в лесах, правилами пожарной безопасности в лесах, порядком проведения лесосечных работ.

Согласно части 4 статьи 75 Лесного кодекса Российской Федерации в договоре купли-продажи лесных насаждений указываются местоположение лесных насаждений (лесной квартал и (или) лесотаксационный выдел) и объем подлежащей заготовке древесины.

Из указанных норм права следует, что заготовка древесины гражданами для собственных нужд осуществляется в лесных насаждениях лесного фонда с указанием их местоположения (лесничество, лесной квартал, лесотаксационный выдел). При этом установлено, что граждане осуществляют заготовку древесины для собственных нужд на основании договора купли-продажи лесных насаждений.

Указом Губернатора Красноярского края от 22 апреля 2008 г. N 60-уг в соответствии со статьей 3 Закона Красноярского края от 14 февраля 2007 г. N 21-5820 "О заготовке древесины на основании договоров купли-продажи лесных насаждений" утвержден "Порядок заключения с гражданами договоров купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд", согласно которому заключение договоров купли-продажи лесных насаждений, расположенных на землях, находящихся в государственной собственности, за исключением лесных насаждений, расположенных на землях особо охраняемых природных территорий федерального значения, производится краевыми государственными учреждениями, уполномоченными в области лесных отношений, а заключение договоров купли-продажи лесных насаждений, расположенных на землях, находящихся в собственности муниципальных образований, осуществляется органами местного самоуправления (пункт 2).

Полномочия органов государственной власти и местного самоуправления на заключение договоров купли – продажи лесных насаждений установлены частью 5 статьи 77, статьями 81-84 Лестного кодекса Российской Федерации.

В соответствии со статями 120 и 123 Лестного кодекса Российской Федерации использование, охрана, защита, воспроизводство лесов, расположенных на землях, не относящихся к землям лесного фонда, в том числе, лесов, расположенных на землях сельскохозяйственного назначения, осуществляется с соблюдением целевого назначения таких земель.

Во исполнение требований части 2 статьи 123 Лесного кодекса Российской Федерации Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 сентября 2020 г. № 1509 утверждено «Положение об особенностях использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных на землях сельскохозяйственного назначения» (далее - Положение).

Согласно пункту 5 Положения использование, охрана, защита лесов, расположенных на землях сельскохозяйственного назначения, а также уход за такими лесами осуществляются собственниками земельных участков или землепользователями, землевладельцами и арендаторами таких земельных участков.

В соответствии с пунктом 7 Положения правообладатель либо уполномоченное им лицо до 1 октября 2023 г. или в течение 2 лет со дня возникновения права на соответствующий земельный участок вправе направить по форме согласно приложению заявление об использовании земельного участка в целях использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных на землях сельскохозяйственного назначения, в территориальный орган Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору с указанием сведений о количественных и качественных характеристиках лесных насаждений, расположенных на соответствующих земельных участках, составленных по форме приложения к заявлению.

По результатам рассмотрения заявления межведомственной комиссией принимается положительное решение о возможности использования земельного участка для использования лесов или отрицательное решение о невозможности использования земельного участка для использования лесов (пункт 7 (4) Положения).

Использование лесов, расположенных на находящихся в государственной, муниципальной собственности землях сельскохозяйственного назначения или на земельных участках, не предоставленных в пользование третьим лицам, в целях заготовки древесины гражданами для собственных нужд осуществляется в порядке, предусмотренном частью 5 статьи 30 Лесного кодекса Российской Федерации (пункт 14 Положения).

Из указанного следует, что использование лесов, расположенных на землях сельскохозяйственного назначения, в том числе для целей заготовки древесины гражданами для собственных нужд, допускается только при наличии положительного решения межведомственной комиссии о возможности использования земельного участка.

Руководствуясь указанными нормам материального права, установив, что Хнытиков В.Е., проживающий в принадлежащем ему на праве собственности жилом доме в <адрес>ФИО2 края обратился в администрацию Боготольского района Красноярского края с заявлением о заключении договора купли-продажи лесных насаждений, расположенных на землях сельскохозяйственного назначения, для заготовки древесины для собственных нужд (отопления жилого дома, в объеме 15 куб.м.), суд первой инстанции пришел к выводу о законности оспариваемого ответа администрации Боготольского района Красноярского края, изложенного в письме от 8 сентября 2021 г. , согласно которому указано на невозможность заключить договор купли-продажи лесных насаждений в связи с отсутствием на территории Боготольского района Красноярского края зарегистрированных муниципальных лесных насаждений и уведомлений об использовании лесов, расположенных на землях сельскохозяйственного назначения, а также в связи с проведением работ по выявлению лесных насаждений на землях сельскохозяйственного назначения.

Проверяя законность решения, суд апелляционной инстанции с выводами суда первой инстанции согласился.

Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции полагает выводы судов по существу правильными, доводы кассационной жалобы не могут являться основанием для отмены судебных актов, поскольку не содержат указаний на обстоятельства, опровергающие выводы судов об отсутствии оснований для удовлетворения требований в пределах избранного заявителем способа защиты нарушенного права.

Указание в кассационной жалобе статистических сведений о посевных площадях в Боготольском районе Красноярского края, а также сведений об их сокращении вследствие зарастания деревьями, не могут повлечь отмену судебных актов, поскольку о нарушении судами норм материального права, не свидетельствуют, не подтверждают наличие оснований для заключения договора купли – продажи лесных насаждений в порядке, установленном Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 сентября 2020г. N 1509 "Об особенностях использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных на землях сельскохозяйственного назначения".

Обстоятельства, связанные с проведением работ по выявлению лесов, расположенных на землях сельскохозяйственного назначения, не являются предметом судебной проверки и оценки при рассмотрении настоящего дела в пределах заявленного административным истцом предмета и оснований, однако неверное указание суда апелляционной инстанции на отсутствие должных мер, направленных на проведение работ по выявлению лесных насаждений на землях сельскохозяйственного назначения, не повлекли неправильные выводы суда.

Не могут повлечь отмену судебных актов выводы, изложенные судом апелляционной инстанции, по оценке соответствия заявления требованиям пункта 3 "Порядка заключения с гражданами договоров купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд", поскольку предметом настоящего спора правоотношения, связанные с заключением договора купли-продажи лесных насаждений в соответствии с указанным Порядком не являются.

Указанные в кассационной жалобе нормы Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении настоящего дела, подлежащего разрешению в порядке административного судопроизводства, не подлежали применению, доводы жалобы о нарушении норм процессуального права не свидетельствуют.

С учетом изложенного, судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции полагает, что доводы кассационной жалобы не подтверждают существенных нарушений норм материального права и норм процессуального права, повлиявших на исход дела, основаны на ошибочном толковании положений законодательства применительно к фактическим обстоятельствам дела, ввиду чего не могут служить достаточным основанием для пересмотра судебных актов в кассационном порядке. Безусловных оснований для отмены судебных актов не установлено. Кассационная жалоба Хнытикова В.Е. удовлетворению не подлежит.

Руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,

определила:

решение Боготольского районного суда Красноярского края от 8 ноября 2021 г. и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Красноярского краевого суда от 15 марта 2022 г. оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.

Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок со дня принятия апелляционного определения, из которого исключается время рассмотрения кассационной жалобы кассационным судом общей юрисдикции.

Мотивированное кассационное определение изготовлено 24 июня 2022 г.

Председательствующий:

Судьи: