ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Кассационное определение № 88А-11352/2021 от 07.07.2021 Восьмого кассационного суда общей юрисдикции

ВОСЬМОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД

ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

№ 88А-11352/2021

город Кемерово 7 июля 2021 года

Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе

председательствующего Мишиной И.В.,

судей Зиновьевой К.В., Конаревой И.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании с использованием системы видеоконференцсвязи, обеспечиваемой Красноярским краевым судом, кассационную жалобу Министерства промышленности, энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Красноярского края на решение Красноярского краевого суда от 13 августа 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции от 24 ноября 2020 года по административному делу № 3а-558/2020 по административному исковому заявлению Западно-Сибирского транспортного прокурора о признании Инвестиционной программы общества с ограниченной ответственностью «Аэропорт Емельяново» в сфере водоотведения п. Емельяново Емельяновского района на 2020-2023 годы, утвержденной приказом Министерства промышленности, энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Красноярского края от 11 ноября 2019 года № 11-38н, недействующей в части.

Заслушав доклад судьи Мишиной И.В., пояснения представителей Министерства промышленности, энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Красноярского края Сивова К.Ю. и Приходько В.Л., поддержавших доводы кассационной жалобы, возражения прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Волковой А.Г., судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции

установила:

приказом Министерства промышленности, энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Красноярского края от 11 ноября 2019 года № 11-38н утверждена «Инвестиционная программа общества с ограниченной ответственностью «Аэропорт Емельяново» в сфере водоотведения п. Емельяново Емельяновского района на 2020-2023 годы» (далее - Инвестиционная программа).

Приказ опубликован 12 ноября 2019 года на официальном интернет- портале правовой информации Красноярского края по адресу: http://www.zakon.krskstate.ru. и в соответствии с пунктом 3 данного Приказа вступил в силу, в день, следующий за днем его официального опубликования - 13 ноября 2019 года.

Полагая, что неопубликование предварительного расчета тарифов в сфере водоотведения в составе Инвестиционной программы общества с ограниченной ответственностью «Аэропорт Емельяново» в сфере водоотведения п. Емельяново Емельяновского района на 2020 - 2023 годы» (далее - Инвестиционная программа) нарушает права жителей поселка Емельяново Красноярского края на получение информации и может привести в заблуждение население в связи с возможным расхождением предварительного расчета тарифов в сфере водоотведения с установленными Министерством тарифной политики Красноярского края тарифами на водоотведение, Западно-Сибирский транспортный прокурор обратился в суд с административным иском о признании указанной Инвестиционной программы недействующей в части, не содержащей предварительного расчета тарифов в сфере водоотведения.

К участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено общество с ограниченной ответственностью «Аэропорт Емельяново» Аэропорт «Красноярск».

Решением Красноярского краевого суда от 13 августа 2020 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции от 24 ноября 2020 года, административный иск удовлетворен.

В кассационной жалобе, поданной через суд первой инстанции 30 апреля 2021 года, административным ответчиком ставится вопрос об отмене состоявшихся по делу судебных постановлений, принятии нового судебного акта об отказе в удовлетворении заявленных требований со ссылкой на неправильное применение судами норм материального и процессуального права, несоответствие выводов судов обстоятельствам административного дела. По доводам, положенным в обоснование заявленных по существ иска возражений, административный ответчик настаивает, что оспариваемая Инвестиционная программа не является нормативным правовым актом. Указывает, что судами первой и апелляционной инстанций сделан вывод о том, что инвестиционная программа должна содержать, в том числе предварительный расчет тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения на период реализации инвестиционной программы, его отсутствие является существенным и самостоятельным основанием для признания недействующей Инвестиционной программы со дня принятия, вместе с тем, не действующей Инвестиционная программа признана лишь в части, не содержащей предварительного расчета тарифов в сфере водоотведения; оценка наличия/отсутствия в инвестиционной программе иных сведений судами не дана.

Западно-Сибирской транспортной прокуратурой принесены возражения на кассационную жалобу.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме. Представители заинтересованного лица в судебное заседание не явились, о причинах неявки не известили, возражений против рассмотрения жалобы в их отсутствие, в том числе по причине невозможности обеспечить явку представителей в судебное заседание, не заявили, ходатайств об отложении заседания не представили. В соответствии с частью 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации кассационная жалоба рассмотрена в отсутствие неявившихся в заседание представителей участвующих в деле лиц.

Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований к отмене судебных постановлений судов первой и апелляционной инстанций по настоящему делу.

В силу статьи 2 Федерального закона от 7 декабря 2011 года № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее – Федеральный закон № 416-ФЗ) под инвестиционной программой организации, осуществляющей горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение (далее также - инвестиционная программа), понимается программа мероприятий по строительству, реконструкции и модернизации объектов централизованной системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 5 названного Федерального закона к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере водоснабжения и водоотведения относится утверждение инвестиционных программ и контроль за выполнением инвестиционных программ, в том числе за достижением в результате реализации мероприятий инвестиционных программ плановых значений показателей надежности, качества, энергетической эффективности.

На основании статьи 40 Федерального закона № 416-ФЗ инвестиционная программа должна содержать: плановые значения показателей надежности, качества, энергетической эффективности; перечень мероприятий по строительству новых, реконструкции и (или) модернизации существующих объектов централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения, включая мероприятия, необходимые для подключения (технологического присоединения) новых абонентов; объем финансовых потребностей, необходимых для реализации инвестиционной программы, с указанием источников финансирования; график реализации мероприятий инвестиционной программы; расчет эффективности инвестирования средств; предварительный расчет тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения; иные сведения (часть 3).

Порядок разработки, согласования, утверждения и корректировки инвестиционных программ, а также критерии принятия решения о согласовании и утверждении инвестиционной программы и порядок рассмотрения разногласий по вопросам согласования и утверждения инвестиционной программы устанавливаются Правительством Российской Федерации (часть 11).

Во исполнение данной обязанности постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июля 2013 года № 641 утверждены Правила разработки, согласования, утверждения и корректировки инвестиционных программ организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведения (далее - Правила), пунктом 2 которых предусмотрено, что проект инвестиционной программы разрабатывается регулируемой организацией, инвестиционная программа утверждается уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или уполномоченным органом местного самоуправления поселения (городского округа), в случае если законом субъекта Российской Федерации ему переданы полномочия по утверждению инвестиционной программы (далее - уполномоченный орган местного самоуправления поселения (городского округа), по согласованию с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов (в случае утверждения инвестиционных программ органами местного самоуправления или органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, в полномочия которых не входит установление регулируемых цен (тарифов).

Вопросы, связанные с согласованием, утверждением и корректировкой инвестиционной программы регулируются разделом 4 Правил.

Подпунктом «ж» пункта 10 Правил предусмотрено, что инвестиционная программа должна содержать, в том числе, предварительный расчет тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения на период реализации инвестиционной программы.

Постановлением Правительства Красноярского края от 18 мая 2010 года № 270-п утверждено Положение о министерстве промышленности, энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Красноярского края.

Пунктом 1.1 данного Положения предусмотрено, что Министерство промышленности, энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Красноярского края (далее - Министерство) является органом исполнительной власти Красноярского края.

К компетенции Министерства относится осуществление нормативного правового регулирования по вопросам утверждения инвестиционных программ организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, и контроль за выполнением инвестиционных программ, в том числе за достижением в результате реализации мероприятий инвестиционных программ плановых значений показателей надежности, качества, энергетической эффективности (подпункт 10 пункта 3.1 Положения); издание приказов по вопросам, входящим в компетенцию Министерства, если иное не предусмотрено федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (пункт 3.60 Положения).

Согласно части 1 статьи 5 Закона Красноярского края от 18 декабря 2008 года № 7-2627 «О порядке опубликования и вступления в силу нормативных правовых актов Красноярского края» официальное опубликование законов края производится на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru), на «Официальном интернет-портале правовой информации Красноярского края» (www.zakon.krskstate.ru), входящем в состав официального сайта Красноярского края - единого краевого портала «Красноярский край. Официальное опубликование иных нормативных правовых актов края производится на краевом портале правовой информации. Источник официального опубликования нормативного правового акта края определяется органом государственной власти, принимающим нормативный правовой акт.

Согласно пункту 2 части 8 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет, в частности, соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов; форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты; процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта; правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу.

Названные требования закона судом при рассмотрении административного искового заявления Западно-Сибирского транспортного прокурора о признании недействующей Инвестиционной программы в части выполнены.

Судом установлено, что Инвестиционная программа ООО «Аэропорт Емельяново» в сфере водоотведения п. Емельяново Емельяновского района на 2020-2023 годы разработана регулируемой организацией, утверждена уполномоченным на то органом, в установленной форме, официально частично опубликована для всеобщего сведения и вступила в законную силу в день, следующий за днем ее официального опубликования.

Приказ министерства промышленности, энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Красноярского края от 11 ноября 2019 года № 11-38н об утверждении «Инвестиционной программы общества с ограниченной ответственностью «Аэропорт Емельяново» в сфере водоотведения п. Емельяново Емельяновского района на 2020-2023 годы», содержит: приложение № 1 Паспорт инвестиционной программы общества с ограниченной ответственностью «Аэропорт Емельяново» в сфере водоотведения п. Емельяново Емельяновского района на 2020-2023 годы; приложение № 2 Инвестиционная программа общества с ограниченной ответственностью «Аэропорт Емельяново» в сфере водоотведения п. Емельяново Емельяновского района на 2020-2023 годы; приложение № 3 Показатели надежности, качества и энергетической эффективности объектов водоотведения общества с ограниченной ответственностью «Аэропорт Емельяново» в сфере водоотведения п. Емельяново Емельяновского района на 2020-2023 годы; приложение № 4 Источники финансирования инвестиционной программы общества с ограниченной ответственностью «Аэропорт Емельяново» в сфере водоотведения п. Емельяново Емельяновского района на 2020-2023 годы.

Приказ с приложениями опубликован на официальном интернет-портале правовой информации Красноярского края 12 ноября 2019 года.

При этом, предварительный расчет тарифа на водоотведение в результате реализации Инвестиционной программы, приложенный к Инвестиционной программе, при направлении ее в Министерство промышленности, энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Красноярского края, не был опубликован, в то время как в силу пункта 36 Правил разработки, согласования, утверждения и корректировки инвестиционных программ решения уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или уполномоченного органа местного самоуправления поселения (городского округа) об утверждении инвестиционной программы, о корректировке инвестиционной программы подлежат официальному опубликованию в порядке, предусмотренном для опубликования актов органов государственной власти субъекта Российской Федерации или актов органов местного самоуправления (в случае наделения органа местного самоуправления полномочиями по утверждению инвестиционных программ).

Приведенный в кассационной жалобе довод административного ответчика о том, что неопубликование Инвестиционной программы в части предварительного расчета не является основанием для признания ее недействующей в соответствующей части, поскольку нормативным правовым актом Инвестиционная программа не является, подлежит отклонению.

В соответствии с пунктом 2 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами» признаками, характеризующими нормативный правовой акт, являются: издание его в установленном порядке управомоченным органом государственной власти, органом местного самоуправления, иным органом, уполномоченной организацией или должностным лицом, наличие в нем правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений (абзац 1).

Вместе с тем, признание того или иного акта нормативным правовым во всяком случае зависит от анализа его содержания, который осуществляется соответствующим судом (абзац 2).

Существенными признаками, характеризующими акты, содержащие разъяснения законодательства и обладающие нормативными свойствами, являются: издание их органами государственной власти, органами местного самоуправления, иными органами, уполномоченными организациями или должностными лицами, наличие в них результатов толкования норм права, которые используются в качестве общеобязательных в правоприменительной деятельности в отношении неопределенного круга лиц (пункт 3 Постановления № 50).

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации нормативный правовой акт - это акт общего действия, адресованный неопределенному кругу лиц, рассчитанный на многократное применение, который содержит конкретизирующие нормативные предписания, общие правила и является официальным государственным предписанием, обязательным для исполнения (постановление от 31 марта 2015 года № 6-П «По делу о проверке конституционности пункта 1 части 4 статьи 2 Федерального конституционного закона «О Верховном Суде Российской Федерации» и абзаца третьего подпункта 1 пункта 1 статьи 342 Налогового кодекса Российской Федерации в связи с жалобой открытого акционерного общества «Газпром нефть»).

Проанализировав содержание оспариваемой Инвестиционной программы и представленные в материалы дела доказательства по правилам, установленным статьей 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суды пришли к правильному выводу о том, что названная программа обладает признаками нормативного правового акта, поскольку, являясь в силу Федерального закона от 7 декабря 2011 года № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» программой мероприятий по строительству, реконструкции и модернизации объектов централизованной системы водоотведения, подлежащей утверждению и контролю за исполнением со стороны органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, в том числе за достижением в результате реализации мероприятий инвестиционных программ плановых значений показателей надежности, качества, энергетической эффективности, вопреки утверждению подателя кассационной жалобы, адресована неопределенному кругу лиц и является для них обязательной, принята уполномоченным на то органом и отражает его властное волеизъявление, рассчитана на неоднократное применение и регулирует общественные отношения в сфере организации водоотведения.

Довод административного ответчика об обратном не соответствует приведенным выше правовым позициям Верховного Суда Российской Федерации и Конституционного Суда Российской Федерации.

Разрешая по существу возникший спор, суд первой инстанции, руководствуясь приведенными выше положениями действующего законодательства, исходя из установленных по делу обстоятельств, оценив представленные доказательства в их совокупности и взаимосвязи, пришел к выводу, с которым согласился апелляционный суд, о том, что допущенное нарушение порядка опубликования оспариваемого нормативного правового акта в части входящего в состав программы предварительного расчета тарифов в сфере водоотведения является существенным и самостоятельным основанием для признания недействующей Инвестиционной программы со дня принятия в указанной части.

Указание суда на признание Инвестиционной программы недействующей в части, не содержащей предварительного расчета тарифов в сфере водоотведения, при установленных судом и не опровергнутых участвующими в деле лицами обстоятельствах, свидетельствующих о фактическом наличии названных сведений в составе утвержденной приказом от 11 ноября 2019 года № 11-38-н Инвестиционной программы основанием к отмене правильных по существу судебных постановлений в кассационном порядке не является.

Вместе с тем, не отменяя обжалуемые судебные постановления, кассационный суд считает необходимым уточнить редакцию резолютивной части решения суда в названной части, указав на признание недействующей со дня принятия Инвестиционной программы общества с ограниченной ответственностью «Аэропорт Емельяново» в сфере водоотведения п. Емельяново Емельяновского района на 2020 - 2023 годы», утвержденной приказом Министерства промышленности, энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Красноярского края от 11 ноября 2019 года № 11-38н, в части предварительного расчета тарифов в сфере водоотведения.

Довод подателя кассационной жалобы о необходимости оценки судом наличия/отсутствия в инвестиционной программе иных сведений исходя из предмета настоящего административного иска несостоятелен.

Поскольку выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, нормы материального права применены судами правильно, оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы нет.

Иное толкование подателем жалобы положений действующего законодательства, а также иная оценка обстоятельств спора не свидетельствуют о неправильном применении судами норм права.

Нарушений при рассмотрении дела норм материального и процессуального права, которые являются основанием для отмены или изменения судебного акта, не установлено.

Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции

определила:

решение Красноярского краевого суда от 13 августа 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции от 24 ноября 2020 года изменить, изложив абзац второй резолютивной части решения суда первой инстанции в следующей редакции:

«Признать недействующей со дня принятия Инвестиционную программу общества с ограниченной ответственностью «Аэропорт Емельяново» в сфере водоотведения п. Емельяново Емельяновского района на 2020-2023 годы, утвержденную приказом министерства промышленности, энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Красноярского края от 11.11.2019 года № 11-38н, в части предварительного расчета тарифов в сфере водоотведения».

Обязать Министерство промышленности, энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Красноярского края опубликовать сообщение о принятии настоящего решения в течение одного месяца со дня его вступления в законную силу на официальном интернет- портале правовой информации Красноярского края по адресу: http://www.zakon.krskstate.ru.

В остальной части судебные акты оставить без изменения, кассационную жалобу Министерства промышленности, энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Красноярского края – без удовлетворения.

Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и в срок, предусмотренные статьями 318, 319 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Мотивированное кассационное определение изготовлено 7 июля 2021 года.

Председательствующий

Судьи