№ 88а-11423/2022
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
город Челябинск 19 июля 2022 года
Судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Печенкиной Н.А.,
судей Тетюева С.В., Трапезниковой И.И.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Галицкого Дениса Григорьевича, Мерзляковой Людмилы Ивановны на решение Свердловского районного суда города Перми от 07 декабря 2021 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Пермского краевого суда от 21 марта 2022 года, вынесенные по административному делу № 2а-8383/2021 по административному исковому заявлению Галицкого Дениса Григорьевича, Мерзляковой Людмилы Ивановны к Министерству по управлению имуществом и градостроительной деятельности Пермского края о признании действий незаконными.
Заслушав доклад судьи Тетюева С.В., судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Галицкий Д.Г., Мерзлякова Л.И. обратились в суд с административным исковым заявлением к Министерству по управлению имуществом и градостроительной деятельности Пермского края (далее – Министерство) о признании незаконными общественного обсуждения проекта изменений в Схему территориального планирования Пермского края, утвержденную Постановлением Правительства Пермского края от 27 октября 2009 года № 780-п, проведенного Министерством в период с 30 августа 2021 года по 06 сентября 2021 года, и результатов этого общественного обсуждения.
В обоснование иска указано, что на интернет-сайте Министерства были опубликованы информация о проведении общественных обсуждений проекта изменений в Схему территориального планирования Пермского края, утвержденную Постановлением Правительства Пермского края от 27 октября 2009 года № 780-п, в период с 30 августа по 06 сентября 2021 года, информация о результатах общественных обсуждений в виде PDF-файла с пустой таблицей предложений и замечаний за подписью главного специалиста отдела планирования градостроительной деятельности Министерства. При этом ни в одном средстве массовой информации не было информации о прошедших общественных обсуждениях, хотя схема территориального планирования определяет места строительства важных объектов региона: галерея, оперный театр, третий мост через реку Кама, соответственно очень многих жителей края заинтересовало бы такое обсуждение. По мнению административных истцов, общественное обсуждение не было надлежащим образом организовано и фактически не состоялось.
Определением суда первой инстанции от 08 ноября 2021 года к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено Правительство Пермского края.
Решением Свердловского районного суда города Перми от 07 декабря 2021 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Пермского краевого суда от 21 марта 2022 года, в удовлетворении административных исковых требований Галицкого Д.Г., Мерзляковой Л.И. отказано.
В кассационной жалобе, поданной 31 мая 2022 года, административные истцы Галицкий Д.Г., Мерзлякова Л.И. просили указанные судебные акты отменить, административный иск удовлетворить. По их мнению, судебные акты приняты с нарушением норм материального и процессуального права. Суды посчитали, что не имеет правового значения и не подлежит оценке совокупность установленных судом обстоятельств, не позволивших истцам принять участие в общественном обсуждении проекта. Общественное обсуждение было организовано так, чтобы в нем никто не смог принять участие. Решение о поведении общественного обсуждения уполномоченным должностным лицом не принималось. Ответчиком нарушено конституционное право истцов на участие в управлении делами государства. Суды не учли дискриминацию Мерзляковой Л.И. по причине отсутствия навыков пользования сетью Интернет.
Определениями судьи Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от 05 июля 2022 года, от 11 июля 2022 года отказано в удовлетворении ходатайств Галицкого Д.Г., Мерзляковой Л.И., Министерства о проведении судебного заседания суда кассационной инстанции с использованием систем видеоконференц-связи.
В соответствии с ч. 2 ст. 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) кассационная жалоба рассмотрена в отсутствие не явившихся в заседание лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции пришла к следующему.
Согласно ч. 2 ст. 328 КАС РФ основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких оснований по данному административному делу не имеется.
Как установлено судами и подтверждается собранными доказательствами, 23 июня 2021 года Правительством Пермского края издано распоряжение № 153-рп «О внесении изменений в Схему территориального планирования Пермского края, утвержденную Постановлением Правительства Пермского края от 27 октября 2009 года № 780-п», согласно которому Министерство по управлению имуществом и градостроительной деятельности Пермского края определено как орган государственной власти Пермского края, обеспечивающий подготовку проекта о внесении изменений в Схему территориального планирования. Министерству определено обеспечить подготовку проекта о внесении изменений в Схему территориального планирования, обеспечить согласование проекта решения о внесении изменений в Схему территориального планирования в установленном законодательством порядке.
В Министерство экономического развития Российской Федерации направлено письмо от 12 июля 2021 года № И31-02-1-20-91 об обеспечении доступа к проекту документа территориального планирования и материалам по его обоснованию для его согласования.
В адрес высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации направлено письмо от 12 июля 2021 года № И31-02-1-20-92 об обеспечении доступа к проекту документа территориального планирования и материалам по его обоснованию для его согласования.
Проект изменений в Схему территориального планирования Пермского края размещен в сиcтеме ГАС «Управление» на интернет-сайте gasu.gov.ru 20 июля 2021 года. Определен период общественного обсуждения проекта: с 26 июля по 01 августа 2021 года.
На интернет-сайте Министерства migd.permkrai.ru 30 августа 2021 года размещена информация о проведении общественных обсуждений проекта документа «О внесении изменений в Схему территориального планирования Пермского края, утвержденную Постановлением Правительства Пермского края от 27 октября 2009 года № 780-п» в период с 30 августа по 06 сентября 2021 года.
22 сентября 2021 года Правительством Пермского края издано распоряжение № 266-рп «О создании согласительной комиссии по урегулированию замечаний по проекту изменений в Схему территориального планирования Пермского края», которым создана согласительная комиссия и утвержден порядок деятельности комиссии, ее состав. 18 октября 2021 года комиссией принято решение согласовать проект изменений в Схему территориального планирования Пермского края с внесенными в него изменениями, учитывающими все замечания (поступившие в предусмотренном законодательством срок и соответствующие предмету согласования).
17 ноября 2021 года Постановлением Правительством Пермского края № 886-п внесены изменения в Схему территориального планирования Пермского края, утвержденную Постановлением Правительства Пермского края от 27 октября 2009 года № 780-п, на Министерство возложена обязанность обеспечить доступ к Схеме территориального планирования Пермского края в редакции настоящего постановления и материалам по ее обоснованию в федеральной государственной информационной системе территориального планирования в срок, не превышающий 10 дней со дня принятия постановления.
Разрешая спор по существу и отказывая в удовлетворении административного иска, суд первой инстанции, с которым согласился и суд апелляционной инстанции, исходил из того, что действия Министерства по проведению общественного обсуждения проекта документа соответствуют закону, форма, порядок и сроки общественного обсуждения соблюдены, при этом факт нарушения прав административных истцов своего подтверждения не нашел.
Судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции полагает, что выводы судов основаны на правильном применении норм материального права и подтверждаются собранными по делу доказательствами.
Согласно ч. 1 ст. 15 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее – ГрК РФ) схема территориального планирования субъекта Российской Федерации, в том числе внесение изменений в такую схему, утверждается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
В силу ч. 5 ст. 15 ГрК РФ заинтересованные лица вправе представить свои предложения по проекту схемы территориального планирования субъекта Российской Федерации.
На основании ч. 4 ст. 11 Федерального закона от 28 июня 2014 года № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 172-ФЗ) схема территориального планирования субъекта Российской Федерации отнесена к документам стратегического планирования.
Проекты документов стратегического планирования выносятся на общественное обсуждение с учетом требований законодательства Российской Федерации, в том числе законодательства Российской Федерации о государственной, коммерческой, служебной и иной охраняемой законом тайне. Форма, порядок и сроки общественного обсуждения проекта документа стратегического планирования определяются согласно полномочиям Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления (ч. 1, 2 ст. 13 Федерального закона № 172-ФЗ).
В соответствии с ч. 4 ст. 13 Федерального закона № 172-ФЗ в целях обеспечения открытости и доступности информации об основных положениях документов стратегического планирования их проекты подлежат размещению на официальном сайте органа, ответственного за разработку документа стратегического планирования, а также на общедоступном информационном ресурсе стратегического планирования в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
Согласно ч. 3, 4 ст. 8 Закона Пермского края от 14 сентября 2011 года № 805-ПК «О градостроительной деятельности в Пермском крае» Правительство Пермского края обеспечивает доступ к проекту схемы территориального планирования Пермского края и материалам по ее обоснованию в информационной системе территориального планирования с использованием официального сайта в сети «Интернет», определенного федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля за соблюдением порядка ведения информационной системы территориального планирования, не менее чем за три месяца до ее утверждения. Заинтересованные лица вправе представить свои предложения по проекту схемы территориального планирования Пермского края, а также предложения о внесении изменений в схему территориального планирования Пермского края. Указанные предложения направляются в письменном виде в Правительство Пермского края и подлежат рассмотрению в тридцатидневный срок. Заинтересованное лицо должно быть в письменной форме уведомлено о результатах рассмотрения его предложения.
Постановлением Правительства Пермского края от 20 мая 2020 года № 328-п утверждено Положение о проведении общественного обсуждения проектов схемы территориального планирования Пермского края, схемы территориального планирования двух и более субъектов Российской Федерации (далее – Положение).
На основании п. 2.2 Положения общественное обсуждение проекта документа проводится посредством размещения его на официальном сайте Разработчика, а также в федеральной информационной системе стратегического планирования в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» с указанием следующей информации: наименование Разработчика; наименование проекта документа; проект документа; дата начала и окончания проведения общественного обсуждения проекта документа; юридический и электронный адреса Разработчика, контактный телефон сотрудника Разработчика, ответственного за свод предложений.
Положением предусмотрено, что участниками общественного обсуждения проекта документа являются физические и юридические лица. Участники общественного обсуждения проекта документа вправе ознакомиться с проектом документа в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на сайтах, указанных в пункте 2.2 настоящего Положения, и направить свои предложения (п. 3.1 Положения).
Срок проведения общественного обсуждения проекта документа определяется Разработчиком и должен составлять не менее 5 календарных дней со дня размещения проекта документа в соответствии с пунктом 2.2 настоящего Положения (п. 3.2 Положения).
Разработчик в течение 30 календарных дней со дня истечения срока проведения общественного обсуждения проекта документа рассматривает предложения, направленные участниками общественного обсуждения проекта документа посредством почтового отправления на юридический адрес и (или) на адрес электронной почты Разработчика (п. 3.3 Положения).
Разработчик в течение 30 календарных дней со дня истечения срока проведения общественного обсуждения проекта документа готовит сводную информацию о поступивших предложениях с указанием позиции Разработчика по каждому предложению либо о том, что предложения не поступали (п. 3.5 Положения).
Результаты проведения общественного обсуждения проекта документа оформляются по форме согласно приложению к настоящему Положению и размещаются на официальных сайтах, указанных в пункте 2.2 настоящего Положения, в срок, не превышающий 35 календарных дней со дня истечения срока проведения общественного обсуждения проекта документа. Предложения носят рекомендательный характер (п. 3.6 Положения).
Установив, что общественное обсуждение проекта документа в период с 30 августа по 06 сентября 2021 года проведено в порядке, предусмотренном Федеральным законом № 172-ФЗ и Положением, суды нижестоящих инстанций пришли к правильному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения административного иска. При этом были соблюдены установленные нормативными правовыми актами требования об уведомлении заинтересованных лиц, продолжительности общественного обсуждения.
Размещение информации об общественных обсуждениях проекта документа в средствах массовой информации, издание уполномоченным органом (должностным лицом) правового акта о проведении общественных обсуждений законом не предусмотрены.
Проведение общественных обсуждений на интернет-сайтах gasu.gov.ru и migd.permkrai.ru в разные периоды, не свидетельствует о незаконности действий административного ответчика, поскольку закон не содержит требований о необходимости одновременного проведения общественных обсуждений на сайте разработчика и «ГАС «Управление».
Градостроительный кодекс Российской Федерации не требует обязательного проведения общественного обсуждения проекта документа о внесении изменений в схему территориального планирования субъекта Российской Федерации. При этом согласно ч. 10 ст. 15 ГрК РФ порядок подготовки проектов схем территориального планирования субъекта Российской Федерации, порядок внесения изменений в такие схемы устанавливаются в соответствии с настоящим Кодексом законами субъектов Российской Федерации. Необходимость проведения общественных обсуждений в этих случаях вытекает из положений ст. 8 Закона Пермского края от 14 сентября 2011 года № 805-ПК «О градостроительной деятельности в Пермском крае», закрепляющей право заинтересованных лиц представить свои предложения по проекту схемы территориального планирования Пермского края, а также предложения о внесении изменений в схему территориального планирования Пермского края, и прямо предусмотрена Положением.
Принятие Положения исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации обусловлено положениями ч. 2 ст. 13 Федерального закона № 172-ФЗ.
Материалами дела подтверждается, что порядок проведения общественного обсуждения проекта документа, определенный Положением, административным ответчиком соблюден, права истцов на участие в общественном обсуждении проекта документа о внесении изменений в схему территориального планирования Пермского края, а также на участие в управлении делами государства не нарушены.
Доводы жалобы о недобросовестности административного ответчика основаны на субъективной оценке истца и опровергаются собранными по делу доказательствами.
Судами при рассмотрении дела по существу правильно определены и установлены обстоятельства, имеющие значение для разрешения спора, им дана надлежащая оценка с учетом норм права, регулирующих возникшие правоотношения, в результате чего постановлено законное и обоснованное решение.
Доводы, приведенные в кассационной жалобе, повторяют позицию административных истцов при рассмотрении дела, не опровергают установленные по делу обстоятельства и не могут повлиять на выводы о правильности применения судами норм материального и процессуального права. При этом аналогичные доводы были тщательно проверены судом апелляционной инстанции, обоснованно отвергнуты им как несостоятельные с приведением убедительных мотивов в апелляционном определении.
Каких-либо доводов, способных поставить под сомнение законность состоявшихся по делу судебных постановлений и повлечь их отмену, в кассационной жалобе не приведено. Поэтому оснований для ее удовлетворения не имеется.
Руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Свердловского районного суда города Перми от 07 декабря 2021 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Пермского краевого суда от 21 марта 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу Галицкого Дениса Григорьевича, Мерзляковой Людмилы Ивановны – без удовлетворения.
Принятые по настоящему делу судебные акты могут быть обжалованы путем подачи кассационной жалобы в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня принятия апелляционного определения (за вычетом срока рассмотрения кассационной жалобы Седьмым кассационным судом общей юрисдикции).
Мотивированное кассационное определение изготовлено 20 июля 2022 года.
Председательствующий
Судьи