№88а-11812/2020
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Челябинск 29 июля 2020 года
Судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Савельевой Л.А.,
судей Степанова П.В., Чирковой Т.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Главного управления «Государственная жилищная инспекция Челябинской области» на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Челябинского областного суда от 27 августа 2019 года, вынесенные по административному делу № 2а-1668/2019 по административному иску администрации Златоустовского городского округа к Главному управлению «Государственная жилищная инспекция Челябинской области» о признании незаконным предписания.
Заслушав доклад судьи Савельевой Л.А. об обстоятельствах дела и доводах кассационной жалобы, объяснение представителя ГУ «Государственная жилищная инспекция» Шуниной Д.В., поддержавшей доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции,
установила:
05 апреля 2019 года предписанием № 19-1927-1818 Главного управления «Государственная жилищная инспекция Челябинской области» в лице Поляковой Е.М., Манаковой Е.В., Токаревой Т.О. на администрацию Златоустовского городского округа (администрация) была возложена обязанность по утверждению в соответствии с постановлением Правительства РФ от 03.04.2013 № 290 перечня услуг и работ по содержанию и ремонту: общего имущества в многоквартирном доме; жилых помещений муниципального жилищного фонда, а также обязанность по предоставлению сведений (реестра) по каждому многоквартирному дому об избранных советах на территории городского округа.
Не согласившись с предписанием, администрация Златоустовского городского округа обратилась в суд с административным иском об отмене предписания, сославшись на то, что требование, изложенное в предписании, не основано на нормах права.
Решением Златоустовского городского суда от 05 июня 2019 года административное исковое заявление администрации Златоустовского городского округа оставлено без удовлетворения.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Челябинского областного суда от 27 августа 2019 года решение районного суда отменено в части отказа в удовлетворении требований об отмене пункта 1 предписания, обязывающего администрацию городского округа утвердить перечень услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме и жилых помещений муниципального жилищного фонда.
В кассационной жалобе, поданной 12 марта 2020 года в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции, представитель ГУ «ГЖИ Челябинской области», ссылаясь на неправильное применение норм материального права, просит отменить апелляционное определение в части признания незаконного предписания жилищной инспекции.
Заинтересованные лица в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме.
На основании статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (КАС РФ) судебная коллегия находит возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав объяснения представителя ГУ «ГЖИ Челябинской области» Шуниной Д.В., судебная коллегия Седьмого кассационного суда общей юрисдикции находит, что апелляционное определение подлежит отмене в части признания незаконным пункта 1 предписания жилищной инспекции в силу следующего.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статьи 328 КАС РФ).
Такие нарушения допущены судом апелляционной инстанции, а доводы кассационной жалобы заслуживают внимание судебной коллегии.
Из материалов дела следует и установлено судами, что в 2019 году Главным управлением «Государственная жилищная инспекция Челябинской области» была проведена плановая выездная проверка соблюдения обязательных требований к установлению размера платы за содержание и ремонт жилого помещения администрацией Златоустовского городского округа.
Как указано в Акте проверки, постановлением администрации городского округа от 28.05.2015 №190-п утверждены и введены в действие с 01 июля 2015 года цены на содержание и ремонт жилого помещения, плата за пользование жилым помещением (плата за наем).
Вопрос об утверждении примерного перечня услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, предусмотренного постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 №290 (минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества многоквартирном доме) администрацией городского округа не решен.
05.04.2019 государственным инспектором жилищной инспекции вынесено оспариваемое предписание, в пункте 1 которого администрации городского округа установлен срок до 06.06.2019 для выполнения обязанности утвердить перечень услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме и жилых помещений муниципального жилищного фонда.
Правовые основания вышеуказанного требования отражены в акте проверки от 05 апреля 2019 года № 19-1927-1818 и предписании от 05 апреля 2019 года № 19-1927-1818.
Поводом обращения администрации городского округа в суд послужил спор относительно обязанности органа местного самоуправления утверждать перечень работ и услуг по содержанию и ремонту жилых помещений муниципального жилищного фонда.
Отказывая в удовлетворении административного иска, суд первой инстанции исходил из того, что предписание об устранении выявленных нарушений жилищного законодательства Российской Федерации в части выявленного нарушения, касающегося не утверждения примерного перечня услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, возложении обязанности утвердить такой перечень услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме и жилых помещений муниципального жилищного фонда является законным, так как соответствует положениям жилищного Кодекса Российской Федерации (статьи 156, 158, 161 ЖК РФ), принято в рамках предоставленных полномочий.
Суд апелляционной инстанции не согласился с выводом суда первой инстанции в части законности пункта 1 оспариваемого предписания, указав на то, что предписание в указанной части нарушает интересы администрации городского округа, поскольку постановление Правительства Российской Федерации от 03 апреля 2013 года № 290 не содержит требование, обязывающее орган местного самоуправления утверждать примерный перечень услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме.
С выводом суда апелляционной инстанции нельзя согласиться.
Частью 1 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации (ЖК РФ) предусмотрено, что плата за содержание жилого помещения устанавливается в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства.
Собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме (статья 39 ЖК РФ).
Состав минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме услуг и работ, порядок их оказания и выполнения устанавливаются Правительством Российской Федерации (часть 1.2. статьи 156 ЖК РФ, постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 № 290 утвержден минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме.
В ходе судебного разбирательства установлено, что с 01.07.2015 постановлением администрации городского округа от 28.05.2015 №190-п утверждены и введены в действие цены на содержание и ремонт жилого помещения, плата за пользование жилым помещением (плата за наем) для следующих категорий граждан: нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений муниципального жилищного фонда; собственников жилых помещений, которые не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом; собственников жилых помещений, не принявших решение об установлении платы за содержание и ремонт жилого помещения либо делегировавших право ее установления главе Златоустовского городского округа.
Вместе с тем, примерный перечень услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, жилых помещений муниципального жилищного фонда, с учетом минимального перечня услуг и работ, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 03 апреля 2013 года № 290, администрацией Златоустовского городского округа не утвержден.
В соответствии со статьей 19 ЖК РФ собственником муниципального жилищного фонда является муниципальное образование.
В соответствии с данной правовой нормой, собственники помещений в многоквартирном доме должны определить перечень услуг и выполнения работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме.
Таким образом, предписание, возлагающее на административного истца обязанность по утверждению перечня услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме и жилых помещений муниципального жилищного фонда не противоречит положениям постановления Правительства РФ от 02 апреля 2013 года № 290 (Минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме).
Оспариваемое предписание выдано в рамках полномочий ГУ «Государственная жилищная инспекция Челябинской области», направлено на предотвращение и предупреждение нарушения прав собственников помещений в многоквартирных домах, не утвердивших на общем собрании размер платы за жилое помещение и, соответственно, не утвердивших перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме.
Вывод суда апелляционной инстанции о незаконности пункта 1 предписания в оспариваемой части сделан без должного анализа правовых норм, регулирующих спорные правоотношения.
При таких обстоятельствах вынесенное судебное постановление апелляционной инстанции не отвечает требованиям статьи 176 КАС РФ, в соответствии с которой судебный акт должен быть законным и обоснованным.
С учетом изложенного судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции пришла к выводам о том, что оспариваемый акт принят в соответствии с требованиями законодательства, как правомерно посчитал суд первой инстанции. В этой связи у суда апелляционной инстанции не было оснований для отмены законного и обоснованного решения суда в части.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 4 части 1 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции,
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Челябинского областного суда от 27 августа 2019 года в части признания незаконным пункта 1 предписания Главного управления «Государственная жилищная инспекция Челябинской области» от 05 апреля 2019 года №19-1927-1818 об утверждении перечня услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме и жилых помещений муниципального жилищного фонда отменить, решение Златоустовского городского суда Челябинской области от 05 июня 2019 года оставить в силе.
Председательствующий:
Судьи: