ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Кассационное определение № 88А-1192/2022 от 19.01.2022 Третьего кассационного суда общей юрисдикции

ТРЕТИЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

№ 88а-1192/2022

К А С С А Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

город Санкт-Петербург 19 января 2022 года

Судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе:

председательствующего Кулешовой Е.А.,

судей Корнюшенкова Г.В., Широковой Е.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по кассационной жалобе Комитета по природным ресурсам Ленинградской области на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Ленинградского областного суда от 3 июня 2021 года по административному делу № 2а-183/2021 по административному исковому заявлению Комитета по природным ресурсам Ленинградской области к администрации муниципального образования Приозерский муниципальный район Ленинградской области о признании незаконными уведомлений о соответствии параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке.

Заслушав доклад судьи Корнюшенкова Г.В., объяснения представителя Комитета по природным ресурсам Ленинградской области - Ивановой Л.О., возражения против кассационной жалобы представителей заинтересованного лица Морозова Д.В. - Ланчава Д.Г., Урякина Д.А., заинтересованных лиц Осипенко В.В., Петрова А.Ю., изучив материалы дела, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции

установила:

Комитет по природным ресурсам Ленинградской области обратился в суд с административным исковым заявлением к администрации муниципального образования Приозерский муниципальный район Ленинградской области (далее также - Администрация), в котором просил признать незаконными уведомления Администрации о соответствии указанных в уведомлении о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке от 12 августа 2020 года , выданное Кайдалову В.С. в связи со строительством жилого дома на земельном участке , от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, выданные Морозову Д.В. в связи со строительством жилого дома на земельных участках с кадастровыми номерами соответственно .

В обоснование заявленных требований административным истцом указано, что на территории Красноозерного сельского поселения Приозерского муниципального района Ленинградской области и Красносельского сельского поселения Выборгского муниципального района Ленинградской области расположена особо охраняемая природная территория регионального значения - памятник природы «Озеро Красное». В соответствии с пунктами 6, 10, 11, 14 Паспорта особо охраняемой природной территории для памятника природы, в целях его охраны и охраны гидрологического режима озера Красное, установлена охранная зона. В границах охранной зоны памятника природы допускается проведение земляных, гидротехнических и строительных работ только с целью осуществления мер пожарной безопасности в лесах, обеспечения эксплуатации, ремонта и реконструкции сооружений и коммуникаций систем жизнеобеспечения населенных пунктов и объектов инфраструктуры рекреации.

Согласно карте градостроительного зонирования в составе правил землепользования и застройки деревни Четверяково территория, на которой расположены земельные участки с кадастровыми номерами 47, находится в границах охранной зоны памятника природы.

Таким образом, в соответствии с требованиями режима особой охраны охранной зоны памятника природы на указанных земельных участках не допускается проведение земляных, гидротехнических и строительных работ, кроме работ, проводимых с целью осуществления мер пожарной безопасности в лесах, обеспечения строительства, эксплуатации, ремонта и реконструкции сооружений и коммуникаций систем жизнеобеспечения населенных пунктов и объектов инфраструктуры рекреации, в том числе, не допускается строительство объектов индивидуального жилищного строительства.

Оспариваемые уведомления противоречат режиму особой охраны охранной зоны памятника природы.

В настоящее время земельный участок с кадастровым номером принадлежит Кайдалову В.С., с кадастровым номером - Морозову Д.В., с кадастровым номером - Осипенко В.В., с кадастровым номером - Петрову А.Ю.

Морозов Д.В., Кайдалов В.С., Осипенко В.В., Петров А.Ю. привлечены к участию в деле в качестве заинтересованных лиц.

Решением Приозерского городского суда Ленинградской области от 1 февраля 2021 года требования удовлетворены. Признаны незаконными уведомления администрации муниципального образования Приозерский муниципальный район Ленинградской области о соответствии указанных в уведомлении о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ.

Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Ленинградского областного суда от 3 июня 2021 года решение Приозерского городского суда Ленинградской области от 1 февраля 2021 года отменено с принятием по делу нового решения, которым в удовлетворении административных исковых требований Комитета по природным ресурсам Ленинградской области отказано.

В кассационной жалобе Комитета по природным ресурсам Ленинградской области на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Ленинградского областного суда от 3 июня 2021 года, поданной через Приозерский городской суд Ленинградской области 18 ноября 2021 года и поступившей в Третий кассационный суд общей юрисдикции 25 ноября 2021 года, ставится вопрос об отмене указанного апелляционного определения в связи с неправильным применением норм материального права, несоответствием выводов суда апелляционной инстанции обстоятельствам дела, с оставлением без изменений решения Приозерского городского суда Ленинградской области от 1 февраля 2021 года.

В обоснование кассационной жалобы ее податель указывает, что в границах охранной зоны Памятника природы допускается предоставление на землях населенных пунктов земельных участков, в том числе под жилищное строительство, но отсутствует допуск на проведение строительных работ с целью дачного или индивидуального жилищного строительства, в связи с чем новое индивидуальное жилищное строительство не допускается. Полагает, что предусмотренное режимом охранной зоны Памятника природы разрешение на формирование и предоставление земельных участков для индивидуального жилищного строительства относится только к земельным участкам, на которых на момент утверждения паспорта Памятника природы были построены жилые дома, но документы на земельные участки не были оформлены надлежащим образом, - для завершения оформления прав на земельные участки.

На кассационную жалобу Комитета по природным ресурсам Ленинградской области заинтересованными лицами Морозовым Д.В, Осипенко В.В., Петровым А.Ю. представлены возражения

Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, возражений на кассационную жалобу, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.

В соответствии с частью 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.

Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.

Судебный акт подлежит безусловной отмене кассационным судом общей юрисдикции в случаях, указанных в части 1 статьи 310 настоящего Кодекса (части 2, 3 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).

По данному административному делу нарушений, влекущих отмену апелляционного определения судебной коллегии по административным делам Ленинградского областного суда от 3 июня 2021 года в кассационном порядке, допущено не было.

Материалами дела установлено, что Кайдалов В.С. является собственником земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: Ленинградская область, Приозерский район, Красноозерное сельское поселение, д. Четверяково, категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - для размещения индивидуальных жилых домов с приусадебными земельными участками без права содержания мелкого скота и птицы, для иных видов жилой застройки, дата государственной регистрации права - 25 июля 2019 года.

Морозов Д.В. является собственником земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: Ленинградская область, Приозерский район, Красноозерное сельское поселение, д. Четверяково, категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - для размещения индивидуальных жилых домов с приусадебными земельными участками без права содержания мелкого скота и птицы, для иных видов жилой застройки, дата государственной регистрации права - 21 декабря 2017 года.

Осипенко В.В. является собственником земельного участка с кадастровым номером расположенного по адресу: Ленинградская область, Приозерский район, Красноозерное сельское поселение, д. Четверяково, категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - для размещения индивидуальных жилых домов с приусадебными земельными участками без права содержания мелкого скота и птицы, для иных видов жилой застройки, дата государственной регистрации права - ДД.ММ.ГГГГ.

Петров А.Ю. является собственником земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: Ленинградская область, Приозерский район, Красноозерное сельское поселение, д. Четверяково, категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - для размещения индивидуальных жилых домов с приусадебными земельными участками без права содержания мелкого скота и птицы, для иных видов жилой застройки, дата государственной регистрации права - 13 августа 2020 года.

12 августа 2020 года Администрацией по результатам рассмотрения уведомления о планируемом строительстве объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома Кайдалову В.С. направлено уведомление о соответствии указанных в уведомлении параметров объекта индивидуального жилищного строительства установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке с кадастровым номером расположенном по адресу: Ленинградская область, Приозерский район, Красноозерное сельское поселение, д. Четверяково.

15 июля 2020 года Администрацией по результатам рассмотрения уведомления о планируемом строительстве объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома Морозову Д.В. направлено уведомление о соответствии указанных в уведомлении параметров объекта индивидуального жилищного строительства установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке с кадастровым номером , расположенном по адресу: Ленинградская область, Приозерский район, Красноозерное сельское поселение, д. Четверяково.

15 июля 2020 года Администрацией по результатам рассмотрения уведомления о планируемом строительстве объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома Морозову Д.В. направлено уведомление о соответствии указанных в уведомлении параметров объекта индивидуального жилищного строительства установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке с кадастровым номером , расположенном по адресу: Ленинградская область, Приозерский район, Красноозерное сельское поселение, д. Четверяково.

24 июля 2020 года Администрацией по результатам рассмотрения уведомления о планируемом строительстве объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома Морозову Д.В. направлено уведомление о соответствии указанных в уведомлении параметров объекта индивидуального жилищного строительства установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке с кадастровым номером , расположенном по адресу: Ленинградская область, Приозерский район, Красноозерное сельское поселение, д. Четверяково.

Постановлением Правительства Ленинградской области от 22 апреля 2010 года № 99 «Об утверждении Паспорта особо охраняемой природной территории «Озеро Красное» и внесении изменений в постановление Правительства Ленинградской области от 26.12.1996 года № 494 «О приведении в соответствие с новым природоохранным законодательством Российской Федерации существующей сети особо охраняемых природных территорий Ленинградской области» утвержден Паспорт особо охраняемой природной территории «Озеро Красное» регионального статуса.

В соответствии с пунктом 9 Паспорта особо охраняемой природной территории граница территории памятника природы проходит по периметру озера Красное на расстоянии 50 метров от береговой линии.

В соответствии с пунктами 6, 10, 11, 14 Паспорта особо охраняемой природной территории для памятника природы, в целях его охраны и охраны гидрологического режима озера Красное, установлена охранная зона.

Земельные участки с кадастровыми номерами исходя из установленного (в текстовой форме) описания границ охранной зоны памятника природы расположены в границах охранной зоны памятника природы.

Согласно правилам землепользования и застройки на территории муниципального образования Красноозерное сельское поселение муниципального образования Приозерский муниципальный район Ленинградской области, утвержденным решением совета депутатов муниципального образования Красноозерное сельское поселение муниципального образования Приозерский муниципальный район Ленинградской области от 30 мая 2013 года № 132, вышеуказанные земельные участки относятся к территориальной зоне застройки индивидуальными отдельно стоящими жилыми домами с участками (ТЖ2.1).

В отношении указанных земельных участков установлена также зона с особым режимом использования территории в границах земельного участка - охранная зона памятника природы «Озеро Красное».

Разрешая административное дело и удовлетворяя требования административного истца, суд первой инстанции сослался на пункты 14.1, 14.2 Паспорта памятника природы, которыми установлены связанные с особым режимом территории ограничения, запрещено проведение всех видов земляных, гидротехнических и строительных работ, кроме работ, проводимых с целью осуществления мер пожарной безопасности в лесах, обеспечения строительства, эксплуатации, ремонта и реконструкции сооружений и коммуникаций систем жизнеобеспечения населенных пунктов и объектов инфраструктуры рекреации по согласованию с уполномоченным органом и на основании проекта, утвержденного в установленном порядке.

Отменяя решение суда первой инстанции с принятием по делу нового решения, которым в удовлетворении административных исковых требований Комитета по природным ресурсам Ленинградской области отказано, суд апелляционной инстанции, проанализировав положения действующего законодательства и Паспорта особо охраняемой природной территории «Озеро Красное», исходил из того, что само по себе нахождение земельных участков, на которые выданы оспариваемые уведомления, в границах охранной зоны особо охраняемой природной территории регионального значения «Озеро Красное» не является основанием для запрета индивидуального жилищного строительства, т.к. земельные участки расположены в пределах границ населенного пункта. Администрацией не были нарушены требования действующего законодательства при выдаче оспариваемых уведомлений о соответствии параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке, в связи с чем оснований для удовлетворения административных исковых требований у суда первой инстанции не имелось.

Вопреки доводам кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции не усматривает оснований не согласиться с выводами суда апелляционной инстанции, которые соответствуют обстоятельствам дела, основаны на правильном применении норм материального и процессуального права.

В соответствии со статьей 51.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации в целях строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома застройщик подает на бумажном носителе посредством личного обращения в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления, в том числе через многофункциональный центр, либо направляет в указанные органы посредством почтового отправления с уведомлением о вручении или единого портала государственных и муниципальных услуг уведомление о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома (далее также - уведомление о планируемом строительстве).

Уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления в течение семи рабочих дней со дня поступления уведомления о планируемом строительстве, за исключением случая, предусмотренного частью 8 данной статьи: 1) проводит проверку соответствия указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома предельным параметрам разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, установленным правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, и обязательным требованиям к параметрам объектов капитального строительства, установленным указанным Кодексом, другими федеральными законами и действующим на дату поступления уведомления о планируемом строительстве, а также допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома в соответствии с разрешенным использованием земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации; 2) направляет застройщику способом, определенным им в уведомлении о планируемом строительстве, уведомление о соответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке либо о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке. Формы уведомления о соответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке, уведомления о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства (часть 7 статьи 51.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

Уведомление о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке направляется застройщику только в случае, если: 1) указанные в уведомлении о планируемом строительстве параметры объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома не соответствуют предельным параметрам разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, установленным правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, или обязательным требованиям к параметрам объектов капитального строительства, установленным данным Кодексом, другими федеральными законами и действующим на дату поступления уведомления о планируемом строительстве; 2) размещение указанных в уведомлении о планируемом строительстве объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома не допускается в соответствии с видами разрешенного использования земельного участка и (или) ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации и действующими на дату поступления уведомления о планируемом строительстве; 3) уведомление о планируемом строительстве подано или направлено лицом, не являющимся застройщиком в связи с отсутствием у него прав на земельный участок (часть 10 статьи 51.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

Статьей 27 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что оборот земельных участков осуществляется в соответствии с гражданским законодательством и названным Кодексом; земельные участки, отнесенные к землям, изъятым из оборота, не могут предоставляться в частную собственность, а также быть объектами сделок, предусмотренных гражданским законодательством; земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами (пункты 1 и 2).

Статья 27 Земельного кодекса Российской Федерации также определяет закрытый перечень земельных участков, изъятых из оборота и (или) ограниченных в обороте. К таким объектам отнесены в том числе земельные участки, занятые находящимися в федеральной собственности государственными природными заповедниками и национальными парками, а также находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки в пределах особо охраняемых природных территорий (подпункт 1 пункта 4 и подпункт 1 пункта 5).

Земельные участки, находящиеся в границах охранных зон особо охраняемых природных территорий, в указанный перечень не включены.

В соответствии с положениями пунктов 1, 3, 10 статьи 95 Земельного кодекса Российской Федерации к землям особо охраняемых природных территорий относятся земли государственных природных заповедников, в том числе биосферных, государственных природных заказников, памятников природы, национальных парков, природных парков, дендрологических парков, ботанических садов.

На землях государственных природных заповедников, в том числе биосферных, национальных парков, природных парков, государственных природных заказников, памятников природы, дендрологических парков и ботанических садов, включающих в себя особо ценные экологические системы и объекты, ради сохранения которых создавалась особо охраняемая природная территория, запрещается деятельность, не связанная с сохранением и изучением природных комплексов и объектов и не предусмотренная федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. В пределах земель особо охраняемых природных территорий изменение целевого назначения земельных участков или прекращение прав на землю для нужд, противоречащих их целевому назначению, не допускается (пункт 3 статьи 95 Земельного кодекса Российской Федерации).

Земельные участки, занятые природными комплексами и объектами, объявленными в установленном порядке памятниками природы, могут быть изъяты у собственников этих участков, землепользователей, землевладельцев (пункт 10 статьи 95 Земельного кодекса Российской Федерации).

Согласно подпункту 11 пункта 1 статьи 105 Земельного кодекса Российской Федерации в качестве зоны с особыми условиями использования территорий может быть установлена охранная зона особо охраняемой природной территории (государственного природного заповедника, национального парка, природного парка, памятника природы).

В силу пункта 10 статьи 2 Федерального закона от 14 марта 1995 года № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» для предотвращения неблагоприятных антропогенных воздействий на государственные природные заповедники, национальные парки, природные парки и памятники природы на прилегающих к ним земельных участках и водных объектах устанавливаются охранные зоны. Положение об охранных зонах указанных особо охраняемых природных территорий утверждается Правительством Российской Федерации. Ограничения использования земельных участков и водных объектов в границах охранной зоны устанавливаются решением об установлении охранной зоны особо охраняемой природной территории.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 февраля 2015 года № 138 утверждены Правила создания охранных зон отдельных категорий особо охраняемых природных территорий, установления их границ, определения режима охраны и использования земельных участков и водных объектов в границах таких зон (далее - Правила), которые определяют порядок создания охранных зон государственных природных заповедников, национальных парков, природных парков и памятников природы (далее - охранные зоны), установления их границ, определения режима охраны и использования земельных участков и водных объектов в границах таких зон.

Охранные зоны создаются для предотвращения неблагоприятных антропогенных воздействий на государственные природные заповедники, национальные парки, природные парки и памятники природы на прилегающих к ним земельных участках и водных объектах (пункт 2 Правил).

Земельные участки, которые включены в границы охранной зоны, у собственников, землепользователей, землевладельцев и арендаторов не изымаются и используются ими с соблюдением установленного для таких земельных участков особого правового режима (пункт 3 Правил).

Режим охраны и использования земельных участков и водных объектов в границах охранных зон (далее - режим охранных зон) устанавливается положением о соответствующей охранной зоне, которое утверждается органом государственной власти, принимающим решение о ее создании (пункт 5 Правил).

Согласно положениям пунктов 29, 30 Правил в границах охранных зон запрещается деятельность, оказывающая негативное (вредное) воздействие на природные комплексы государственного природного заповедника, национального парка, природного парка или памятника природы. В границах охранных зон хозяйственная деятельность осуществляется с соблюдением положений о соответствующей охранной зоне и требований по предотвращению гибели объектов животного мира при осуществлении производственных процессов, а также при эксплуатации транспортных магистралей, трубопроводов, линий связи и электропередачи, утвержденных в соответствии со статьей 28 Федерального закона «О животном мире».

Согласно Паспорту особо охраняемой природной территории «Озеро Красное», утвержденному постановлением Правительства Ленинградской области от 22 апреля 2010 года № 99, на территории охранной зоны в целях защиты памятника природы от неблагоприятного антропогенного воздействия введен режим ограниченного хозяйственного пользования.

В частности, пунктом 14.1 Паспорта особо охраняемой природной территории предусмотрены запреты на формирование и предоставление земельных участков, строительство промышленных предприятий и сооружений, формирование и предоставление земельных участков под организацию садоводств, огородничеств, жилищного строительства, ведение личного подсобного хозяйства, кроме земель населенных пунктов (абзац 5).

Абзацами 3, 4 пункта 14.2 Паспорта охраняемой природной территории предусмотрено, что на территории охранной зоны разрешается: формирование и предоставление земельных участков под строительство, эксплуатацию, реконструкцию и ремонт систем жизнеобеспечения населенных пунктов при условии проведения природоохранных мероприятий по снижению негативного воздействия строительных работ на природные комплексы и объекты по согласованию с уполномоченным органом и на основании проекта, утвержденного в установленном порядке; формирование и предоставление земельных участков на землях населенных пунктов под организацию садоводств, огородничеств, жилищного строительства, ведение личного подсобного хозяйства,

Проанализировав указанные положения Паспорта охраняемой природной территории судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции находит верными выводы суда апелляционной инстанции о том, что исходя из содержания приведенных положений предусмотренные указанным Паспортом запреты, касающиеся строительства, не распространяются на земли населенных пунктов. Запрет на строительство индивидуальных жилых домов на землях населенных пунктов отсутствует. Более того, на землях населенных пунктов прямо предусмотрено формирование и предоставление земельных участков под организацию жилищного строительства.

Доводы кассационной жалобы о том, что предусмотренное режимом охранной зоны разрешение на формирование и предоставление земельных участков для индивидуального жилищного строительства относится только к земельным участкам, на которых на момент утверждения паспорта памятника природы были построены жилые дома, но документы на земельные участки не были оформлены надлежащим образом, не основаны на положениях как указанного Паспорта охраняемой природной территории, так и иных нормах действующего законодательства, в связи с чем подлежат отклонению.

Как установлено судом апелляционной инстанции, все вышеперечисленные земельные участки, принадлежащие заинтересованным лицам, расположены на землях населенных пунктов - в пределах границы деревни Четверяково Красноозерного сельского поселения, имеют вид разрешенного использования «для размещения индивидуальных жилых домов с приусадебными земельными участками без права содержания мелкого скота и птицы», согласно Правилам землепользования и застройки МО Красноозерное сельское поселение, утвержденным решением Совета депутатов МО Красноозерное сельское поселение от 30 мая 2013 года № 131 расположены в территориальной зоне ТЖ2.1 (зона застройки индивидуальными отдельно стоящими жилыми домами с участками).

При таких обстоятельствах, вывод суда апелляционной инстанции о том, что нахождение вышеуказанных земельных участков, расположенных на землях населенных пунктов, в границах охранной зоны особо охраняемой природной территории не является основанием для запрета индивидуального жилищного строительства, следует признать правомерным.

Вопреки доводам кассационной жалобы, не могут рассматриваться как запрет индивидуального жилищного строительства и положения абзаца 6 пункта 14.1 Паспорта охраняемой природной территории, которыми на территории охранной зоны запрещается проведение всех видов земляных, гидротехнических и строительных работ, кроме работ с целью осуществления мер пожарной безопасности в лесах, обеспечения эксплуатации, ремонта и реконструкции сооружений и коммуникаций систем жизнеообеспечения населенных пунктов и объектов инфраструктуры рекреации по согласованию с уполномоченным органом и на основании проекта, утвержденного в установленном порядке. Указанные положения в отношении земель населенных пунктов подлежат применению в системной взаимосвязи с вышеприведенными положениями абзаца 5 пункта 14.1 и абзацами 3, 4 пункта 14.2 Паспорта охраняемой природной территории строительства предусматривающими возможность строительства индивидуальных жилых домов.

В связи с изложенным, поскольку нарушение администрацией муниципального образования Приозерский муниципальный район Ленинградской области при выдаче оспариваемых уведомлений о соответствии параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке требований действующего законодательства не установлено, основания для удовлетворения административных исковых требований отсутствуют.

Юридически значимые обстоятельства дела определены судом апелляционной инстанции верно, собранным по делу доказательствам в их совокупности дана надлежащая правовая оценка в соответствии с требованиями статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Несогласие подателя кассационной жалобы с выводами суда апелляционной инстанции, иная оценка им фактических обстоятельств дела, а также иное толкование положений законодательства, не означает допущенной при рассмотрении дела судебной ошибки и не подтверждает существенных нарушений судом апелляционной инстанции норм права.

Учитывая, что основанием отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта, а в данном случае таких нарушений судом апелляционной инстанции не допущено, оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.

Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции

определила:

апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Ленинградского областного суда от 3 июня 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу Комитета по природным ресурсам Ленинградской области - без удовлетворения.

Апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Ленинградского областного суда от 3 июня 2021 года и настоящее кассационное определение могут быть обжалованы в судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который начинает исчисляться на следующий день после принятия апелляционного определения и из которого исключаются срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.

Кассационное определение в полном объеме изготовлено 31 января 2022 года.

Председательствующий

Судьи