ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Кассационное определение № 88А-11935/2022 от 08.06.2022 Второго кассационного суда общей юрисдикции

ВТОРОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД

ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

№ 88а-11935/2022

г. Москва 8 июня 2022 года

Судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе:

председательствующего Репиной Е.В.,

судей Смирновой Е.Д., Циркуновой О.М.,

рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу ФИО1 на решение Тушинского районного суда г. Москвы от 18 июня 2021 г. (дело № 2а-317/2021), апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Московского городского суда от 19 ноября 2021 г. (дело № 33а-5459/2021), вынесенные по административному делу по административному иску ФИО1 к ИФНС России № 33 по г. Москве, УФНС России по г. Москве, УФНС России по Камчатскому краю о признании действий незаконными,

заслушав доклад судьи Репиной Е.В., объяснения представителя УФНС России по г. Москве Старшиновой О.В., судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции,

у с т а н о в и л а:

Корчагин К.Ю. обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором просил признать незаконной постановку его на налоговый учет в ИФНС России по г. Петропавловску-Камчатскому; признать незаконным бездействие ИФНС России № 33 по г. Москве, выразившееся в неосуществлении постановки на налоговый учет по месту жительства; признать незаконной постановку его на налоговый учет в ИФНС России № 33 по г. Москве с оставлением ранее присвоенного ИНН; возложить на УФНС России по г. Москве обязанность поставить его на налоговый учет в налоговом органе по месту жительства с присвоением соответствующего ИНН.

В обоснование доводов указал, что с 15.07.2008 он постоянно проживает и зарегистрирован в г. Москве. В налоговые органы с заявлением о получении ИНН не обращался. 20.03.2012 ИФНС России по г. Петропавловску-Камчатскому на основании сведений, поступивших от Управления Росреестра по Камчатскому краю, он был поставлен на налоговый учет, как собственник налогооблагаемого объекта недвижимого имущества с присвоением ИНН . Считает такие действия налогового органа незаконными, поскольку налоговый учет осуществляется исключительно по месту жительства. Он подлежал постановке на налоговый учет в ИФНС № 33 по г. Москве, которая в нарушение действующего законодательства проявила бездействие и не осуществила необходимые действия. Также полагает незаконной постановку его на налоговый учет в ИФНС № 33 по г. Москве с применением ранее присвоенного ИНН.

Решением Тушинского районного суда г. Москвы от 18 июня 2021 г., оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Московского городского суда от 19 ноября 2021 г., в удовлетворении административного иска отказано.

В кассационной жалобе, поступившей в суд первой инстанции 18 апреля 2022 г., Корчагин К.Ю. ставит вопрос об отмене решения суда и апелляционного определения, указывая на неверное применение норм материального права.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, документов об уважительных причинах не явки не представили, в связи с чем судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (статья 328 КАС РФ).

Нарушения такого характера судами первой и апелляционной инстанций при рассмотрении указанного спора не допущены.

Как следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ Корчагин К.Ю. был поставлен на учет ИФНС России по г. Петропавловску - Камчатскому по месту нахождения принадлежащего ему недвижимого имущества - квартиры с кадастровым номером , расположенной в г. Петропавловске-Камчатском.

ДД.ММ.ГГГГ ИФНС России № 33 по г. Москве осуществлена постановка Корчагина К.Ю. на учет по месту жительства с учетом ранее присвоенного ИНН .

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции, с выводами которого согласился суд апелляционной инстанции, исходил из того, что действия административного ответчика соответствует закону, поскольку в налоговый орган поступили сведения о наличии у административного истца имущества, подлежащего налогообложению, то ИФНС России по г. Петропавловску-Камчатскому обоснованно осуществила постановку Корчагина К.Ю. на учет. При этом постановка на учет в налоговом органе по месту жительства также обоснованно произведена без изменения ранее присвоенного Корчагину К.Ю. ИНН.

Административный истец Корчагина К.Ю., полагая свои права нарушенными, в кассационной жалобе приводит доводы о незаконности принятого административным ответчиком решения, ссылаясь на пункт 15 Приказа Минфина РФ от 5 ноября 2009 г. № 114-н «Об утверждении Порядка постановки на учет, снятия с учета в налоговых органах».

С указанной позицией административного истца судебная коллегия не находит оснований согласиться.

В силу пункта 4 статьи 85 Налогового кодекса Российской Федерации органы, осуществляющие кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, органы, осуществляющие регистрацию транспортных средств, обязаны сообщать сведения о расположенном на подведомственной им территории недвижимом имуществе, о транспортных средствах, зарегистрированных в этих органах (правах и сделках, зарегистрированных в этих органах), и об их владельцах в налоговые органы по месту своего нахождения в течение 10 дней со дня соответствующей регистрации, а также ежегодно до 1 марта представлять указанные сведения по состоянию на 1 января текущего года.

Абзацем 4 пункта 2 статьи 84 Налогового кодекса Российской Федерации закреплено, что налоговый орган обязан осуществить постановку на учет (снятие с учета) организации, физического лица по месту нахождения принадлежащих им недвижимого имущества и (или) транспортных средств, а также нотариуса, занимающегося частной практикой, адвоката по месту их жительства в течение пяти дней со дня получения соответствующих сведений, сообщенных органами, указанными в статье 85 настоящего Кодекса. Налоговый орган в тот же срок обязан выдать или направить по почте заказным письмом организации (физическому лицу) - уведомление о постановке на учет в налоговом органе, подтверждающее постановку на учет в налоговом органе по месту нахождения принадлежащих ей (ему) недвижимого имущества.

Порядок постановки на учет, снятия с учета в налоговых органах российских организаций по месту нахождения их обособленных подразделений, принадлежащих им недвижимого имущества и (или) транспортных средств, физических лиц - граждан Российской Федерации, а также индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения на основе патента, утвержден Приказом Минфина России от 05.11.2009 № 114н (далее - Порядок). Названный Приказ № 114н вступил в силу с 10 марта 2010 г. (действовал на момент возникновения спорных отношений).

Согласно п. 14 Порядка постановка на учет в налоговом органе физического лица по месту нахождения принадлежащих ему недвижимого имущества и (или) транспортного средства осуществляется на основании сведений, сообщенных органами, указанными в п. 4 ст. 85 НК РФ, в течение пяти рабочих дней со дня получения таких сведений. В тот же срок налоговый орган обязан выдать (направить заказным письмом) физическому лицу уведомление о постановке на учет в налоговом органе по форме, установленной ФНС России.

Если налоговый орган по месту нахождения принадлежащего физическому лицу недвижимого имущества не совпадает с налоговым органом по месту жительства этого физического лица и в ЕГРН отсутствуют сведения о постановке его на учет в налоговом органе по месту жительства, налоговый орган по месту жительства физического лица осуществляет постановку на учет этого физического лица на основании сведений, сообщенных органами, указанными в п. 4 ст. 85 НК РФ, переданных ему налоговым органом по месту нахождения принадлежащих физическому лицу недвижимого имущества не позднее следующего рабочего дня после дня получения таких сведений (абз. 1 п. 15 Порядка).

Постановка на учет в налоговом органе физического лица по месту жительства по указанному основанию осуществляется не позднее следующего рабочего дня после дня получения сведений от налогового органа по месту нахождения принадлежащего физическому лицу недвижимого имущества.

Из приведенных положений следует, что постановка физического лица на учет в налоговом органе допускается, как по месту нахождения принадлежащего ему имущества, так и по месту его жительства.

При этом постановка в налоговом органе физического лица по месту нахождения принадлежащих ему недвижимого имущества связана с исполнением налогоплательщиком - физическим лицом налоговых обязательств по уплате налога на имущество, и не нарушает прав и законных интересов.

Переоценка доказательств по делу, установление новых обстоятельств выходит за пределы полномочий суда кассационной инстанции.

Выводы судов, изложенные в обжалованных судебных актах, соответствуют обстоятельствам административного дела. Существенного нарушения норм материального права, а также требований процессуального законодательства, повлиявших на исход судебного разбирательства, судами не допущено.

Существенного нарушения норм материального права, а также требований процессуального законодательства, повлиявших на исход судебного разбирательства, судами не допущено.

В силу изложенного, руководствуясь ст. ст. 327, 329, 330 КАС РФ, судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции,

о п р е д е л и л а:

решение Тушинского районного суда г. Москвы от 18 июня 2021 г., апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Московского городского суда от 19 ноября 2021 г. - оставить без изменения, кассационную жалобу ФИО1 – без удовлетворения.

Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в срок, установленный частью 2 статьи 318 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Мотивированное кассационное определение составлено 14 июня 2022 г.

Председательствующий

Судьи