ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Кассационное определение № 88А-12013/20 от 26.06.2020 Третьего кассационного суда общей юрисдикции

Дело № 88а-12013/2020

ТРЕТИЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

К А С С А Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

Судья судебной коллегии по административным делам третьего кассационного суда общей юрисдикции ФИО1 рассмотрел в порядке, предусмотренном частью 2 статьи 327.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации единолично без проведения судебного заседания кассационную жалобу Департамента образования Вологодской области на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Вологодского областного суда от 17 января 2020 года по частной жалобе МОУ «Средняя общеобразовательная школа №9» на определение суда о передаче дела по подсудности.

По первой инстанции определение вынесено Вологодским городским судом Вологодской области 18 ноября 2019 года номер дела 2а-1910/2020

УСТАНОВИЛ:

МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 9» обратилась в суд с административным исковым заявлением к Департаменту образования Вологодской области о признании недействительным акта проверки от 02 октября 2019 года №181 ЛКУНК/ККУ19 в части определения несоответствия качества подготовки обучающихся МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 9» по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам основного общего образования требованиям федеральных государственных образовательных стандартов и о признании недействующим приказа Департамента образования Вологодской области от 04 октября 2019 года № 1180-ПП «О приостановлении действия государственной аккредитации».

Определением Вологодского городского суда Вологодской области от 18 ноября 2019 года административное исковое заявление МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 9» к Департаменту образования Вологодской области об оспаривании акта проверки и приказа передано на рассмотрение по подсудности в Арбитражный суд Вологодской области.

Апелляционным определением Вологодского областного суда от 17 января 2020 года это определение отменено, дело направлено на новое рассмотрение в суд общей юрисдикции.

В кассационной жалобе Департамент образования Вологодской области ставит вопрос об отмене апелляционного определения как вынесенного с нарушением норм процессуального права.

Согласно части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.

Таких обстоятельств судом не установлено.

В соответствии со статьей 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.

В силу статьи 27 данного Кодекса, если при рассмотрении административного дела в суде общей юрисдикции выявилось, что оно подлежит рассмотрению арбитражным судом, суд общей юрисдикции передает дело в арбитражный суд, к подсудности которого оно отнесено законом.

Суд первой инстанции пришел к выводу, что в данном случае имеет место спор, возникший между юридическим лицом и государственным органом, затрагивающий права и законные интересы административного истца в сфере экономической деятельности и подлежащий рассмотрению и разрешению арбитражным судом.

Отменяя определение суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции правильно руководствовался следующим.

Согласно статье 27 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) арбитражный суд рассматривает дела по экономическим спорам и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности. Арбитражные суды разрешают экономические споры и рассматривают иные дела с участием организаций, являющихся юридическими лицами, граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющих статус индивидуального предпринимателя, приобретенный в установленном законом порядке, а в случаях, предусмотренных данным кодексом и иными федеральными законами, с участием Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, образований, не имеющих статуса юридического лица, и граждан, не имеющих статуса индивидуального предпринимателя (часть 2).

Арбитражные суды рассматривают в порядке искового производства возникающие из гражданских правоотношений экономические споры и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, а в случаях, предусмотренных указанным кодексом и иными федеральными законами, другими организациями и гражданами (статья 28 АПК РФ).

Арбитражные суды рассматривают в порядке административного судопроизводства возникающие из административных и иных публичных правоотношений экономические споры и иные дела, связанные с осуществлением организациями и гражданами предпринимательской и иной экономической деятельности (статья 29 АПК РФ).

Исходя из положений приведенных выше правовых норм, основополагающими критериями отнесения дел к компетенции арбитражных судов являются характер спорных правоотношений и субъектный состав спора. Возникший спор должен носить экономический характер, то есть спорное материальное правоотношение должно возникнуть в связи с осуществлением юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями соответствующей предпринимательской или иной экономической деятельности.

Из материалов дела следует, что МОУ «СОШ № 9» реализует основные общеобразовательные программы начального общего, основного общего, среднего общего образования.

Так, согласно уставу МОУ «СОШ № 9», утвержденному постановлением Администрации города Вологды от 13 ноября 2015 года № 8665, школа относится к типу - общеобразовательное учреждение, к виду - средняя общеобразовательная школа.

В соответствии с пунктом 18 статьи 2 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273- ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» образовательная организация - некоммерческая организация, осуществляющая на основании лицензии образовательную деятельность в качестве основного вида деятельности в соответствии с целями, ради достижения которых такая организация создана.

Образовательной считается деятельность по реализации образовательных программ в системе образования (пункт 9 статьи 2, пункты 1 и 7 статьи 10, пункт 17 статьи 2 Закона об образовании).

Согласно разделу Р Общероссийского классификатора видов экономической деятельности ОК 029-2014 КДЕС Ред. 2 (утв. Приказом Росстандарта от 31 января 2014 года № 14-ст) общеобразовательная организация - образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по образовательным программам начального общего, основного общего и (или) среднего общего образования.

Деятельность МОУ «СОШ № 9» в соответствии с указанным классификатором подпадает под раздел Р «Образование» (85).

Предметом проверки Департамента образования Вологодской области являлось проведение федерального государственного контроля качества образования по вопросу установления соответствия содержания и качества подготовки обучающихся в организации, осуществляющей образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования требованиям федеральных государственных образовательных стандартов, то есть не в области предоставления платных образовательных услуг.

Следовательно, права и законные интересы МОУ «СОШ № 9» в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности не затронуты.

Таким образом, заявление организации направлено на оспаривание действий государственного органа, которыми, по его мнению, созданы препятствия для осуществления его уставной деятельности, то есть на защиту прав организации в сфере образовательной деятельности.

Следовательно, спор не носит экономический характер и с учетом этого, подсуден суду общей юрисдикции.

Оснований к отмене обжалованного судебного акта нет.

Руководствуясь статьями 327-1, 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛ:

определение судебной коллегии по административным делам Вологодского областного суда от 17 января 2020 года по частной жалобе МОУ «Средняя общеобразовательная школа №9» на определение суда о передаче дела по подсудности оставить без изменения, кассационную жалобу Департамента образования Вологодской области – без удовлетворения.

Судья: