ТРЕТИЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
№ 88а-12028/2020
К А С С А Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
город Санкт-Петербург 28 июля 2020 года
Судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Кулешовой Е.А.,
судей Снегирева Е.А., Григорьевой Ю.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело (№ 2а-3480/2019) по кассационной жалобе Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Санкт-Петербургского городского суда от 17 февраля 2020 года (№ 33а-3454/2020) по административному исковому заявлению ФИО9 к Главному управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области о признании незаконным бездействия, обязании принять заявление о предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации.
Заслушав доклад судьи Кулешовой Е.А., объяснения представителя Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области ФИО1, поддержавшей доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
установила:
гражданин Сирийской Арабской Республики ФИО9 обратился в Смольнинский районный суд Санкт-Петербурга с административным иском к Главному управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области, в котором просил признать незаконным бездействие Управления по вопросам миграции Главного управления внутренних дел России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области, выразившееся в непринятии у него заявления о предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации; о возложении на административного ответчика обязанности в порядке восстановления нарушенного права принять у него заявление о предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации в течение 10 рабочих дней с момента вступления решения суда в законную силу.
Решением Смольнинского районного суда Санкт-Петербурга от 16 октября 2019 года административное исковое заявление ФИО9 оставлено без удовлетворения.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Санкт-Петербургского городского суда от 17 февраля 2020 года решение Смольнинского районного суда Санкт-Петербурга от 16 октября 2019 года отменено, принято новое решение, которым признано незаконным бездействие Главного управления внутренних дел России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области, выразившееся в непринятии у гражданина Сирийской Арабской Республики ФИО9 заявления о предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации.
На Главное управление внутренних дел России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области возложена обязанность принять у гражданина Сирийской Арабской Республики ФИО9 заявление о предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации, в течение 1 месяца с момента вступления решения суда в законную силу.
В кассационной жалобе на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Санкт-Петербургского городского суда от 17 февраля 2020 года, поступившей в суд первой инстанции 4 июня 2020 года, Главное управление внутренних дел России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области ставит вопрос об отмене судебного акта, полагая его постановленным с неправильным применением норм материального права.
В соответствии с частью 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
По данному административному делу нарушений, влекущих отмену судебного постановления в кассационном порядке, допущено не было.
Судами установлено, что гражданин Сирийской Арабской Республики ФИО9 9 декабря 2017 года прибыл в Российскую Федерацию (Санкт-Петербург, КПП «Пулково») по национальному паспорту №, выданному ДД.ММ.ГГГГ компетентными органами Сирии сроком действия до ДД.ММ.ГГГГ, и однократной визе с частной целью, сроком действия с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, выданной ДД.ММ.ГГГГ на основании оформленного ФИО5 приглашения ФМС-1 №, выданного ДД.ММ.ГГГГ отделом по Кировскому району Санкт-Петербурга УВМ ГУ МВД России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области.
Постановлением Приморского районного суда Санкт-Петербурга от 24 декабря 2018 года административный истец был привлечен к административной ответственности по статье 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с назначением наказания в виде штрафа без выдворения.
Он обращался в ОРСБиВП УВМ ГУ МВД России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области по вопросу определения правового статуса на территории Российской Федерации 10 мая 2018 года, 26 декабря 2018 года, 24 апреля 2019 года.
Административным ответчиком в указанные даты в ходе приема административному истцу был разъяснен порядок пребывания иностранных граждан на территории Российской Федерации и порядок обращения с ходатайством о признании беженцем и заявлением о предоставлении временного убежища.
Согласно объяснениям административного истца, ему 24 апреля 2019 года было отказано в приеме заявления о предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации, в связи с тем, что у него отсутствуют основания для предоставления временного убежища на территории Российской Федерации.
Отказывая в удовлетворении требований административного иска, суд первой инстанции исходил из того, что поскольку ФИО9 находится в Российской Федерации незаконно, то у миграционного органа 24 апреля 2019 года отсутствовали основания для приема у него заявления о предоставлении временного убежища.
В соответствии с пунктами 3 и 4 части 2 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела, нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права являются основаниями для изменения или отмены решения суда в апелляционном порядке.
Суд апелляционной инстанции, рассматривая апелляционную жалобу административного истца на решение суда первой инстанции, не согласился с такими выводами в силу следующего.
Положениями статьи 1 Федерального закона от 19 февраля 1993 года № 4528-1 «О беженцах» определены следующие основные понятия, используемые в названом Федеральном законе:
1) беженец - это лицо, которое не является гражданином Российской Федерации и которое в силу вполне обоснованных опасений стать жертвой преследований по признаку расы, вероисповедания, гражданства, национальности, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений находится вне страны своей гражданской принадлежности и не может пользоваться защитой этой страны или не желает пользоваться такой защитой вследствие таких опасений; или, не имея определенного гражданства и находясь вне страны своего прежнего обычного местожительства в результате подобных событий, не может или не желает вернуться в нее вследствие таких опасений;
2) лицо, ходатайствующее о признании беженцем, - это лицо, которое не является гражданином Российской Федерации и заявляет о желании быть признанным беженцем по обстоятельствам, предусмотренным подпунктом 1 пункта 1 настоящей статьи, из числа:
иностранных граждан, прибывших или желающих прибыть на территорию Российской Федерации;
лиц без гражданства, прибывших или желающих прибыть на территорию Российской Федерации;
иностранных граждан и (или) лиц без гражданства, пребывающих на территории Российской Федерации на законном основании;
3) временное убежище - это возможность иностранного гражданина или лица без гражданства временно пребывать на территории Российской Федерации в соответствии со статьей 12 настоящего Федерального закона, с другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с Федеральными законами от 19 февраля 1993 года № 4528-1 «О беженцах», от 27 июля 2010 года № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» и постановлением Правительства Российской Федерации от 16 мая 2011 года № 373 «О разработке и утверждении административных регламентов исполнения государственных функций и административных регламентов предоставления государственных услуг» Приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 7 ноября 2017 года № 838 утвержден Административный регламент Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по рассмотрению ходатайств о признании беженцем на территории Российской Федерации и заявлений о предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации (далее - Административный регламент № 838), действовавший в период возникновения спорных правоотношений.
Указанный административный регламент утратил силу 9 августа 2019 года в связи с изданием Приказа Министерства внутренних дел Российской Федерации от 11 июня 2019 года № 376 «Об утверждении Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по рассмотрению ходатайств о признании беженцем на территории Российской Федерации и заявлений о предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации» (далее - Административный регламент № 376).
Исходя из положений пункта 19 Административного регламента № 838 государственная услуга, предоставляемая согласно указанному регламенту, поименована как государственная услуга по рассмотрению ходатайств о признании беженцем на территории Российской Федерации и заявлений о предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации.
В силу пункта 20 названного Административного регламента государственная услуга предоставляется Министерством внутренних дел Российской Федерации.
В силу пункта 100 Административного регламента № 838 по результатам рассмотрения заявления о предоставлении временного убежища принимается решение о предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации либо об отказе в предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации.
Исходя из положений пункта 115 названного Административного регламента, результатом административной процедуры является принятие решения по итогам рассмотрения ходатайства о признании беженцем (заявления о предоставлении временного убежища), предусмотренного Административным регламентом и выдача удостоверения беженца (свидетельства о предоставлении временного убежища) либо вручение уведомления об отказе в признании беженцем (предоставлении временного убежища).
Таким образом, суд апелляционной инстанции пришел к правильному выводу о том, что действовавший ранее Административный регламент не предоставлял возможность отказать в принятии заявления иностранного гражданина о предоставлении временного убежища.
Такая возможность предоставлена органу миграционного контроля пунктом 58.3 Административного регламента № 838 при рассмотрении ходатайства о признании беженцем, либо пунктом 114 Административного регламента № 838 в случае поступления отказа от иностранного гражданина от рассмотрения поданного заявления.
Действующий в настоящее время Административный регламент № 376 также не предоставляет возможность оставить без рассмотрения по существу подаваемое иностранным гражданином заявления о предоставлении временного убежища, указывая на необходимость принять одно из следующих решений: об отказе в предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации и направление уведомления об отказе в предоставлении временного убежища; о предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации и выдача свидетельства о предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации (пункт 19.2).
Таким образом, суд апелляционной инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что у органа миграционного контроля отсутствовали основания для непринятия к рассмотрении поданного заявления о предоставлении временного убежища, в связи с чем у суда первой инстанции отсутствовали основания для отказа в удовлетворения заявленных требований.
Вопреки утверждениям кассационной жалобы, суд апелляционной инстанции дал надлежащую оценку всем юридически значимым обстоятельствам по делу, неправильного применения норм материального права, нарушений норм процессуального права, которые бы влекли отмену судебного акта, по настоящему административному делу не допущено.
Доводы кассационной жалобы не могут служить предусмотренными статьей 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены состоявшегося по делу судебного постановления суда апелляционной инстанции.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
определила:
оставить апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Санкт-Петербургского городского суда от 17 февраля 2020 года оставить без изменения, кассационную жалобу Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области - без удовлетворения.
Апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Архангельского областного суда от 17 февраля 2020 года и настоящее кассационное определение могут быть обжалованы в судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который начинает исчисляться на следующий день после принятия апелляционного определения и из которого исключаются срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Председательствующий
Судьи
Кассационное определение в полном
объеме изготовлено 5 августа 2020 года.