ВОСЬМОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД
ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
К А С С А Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
№ 88А-12039/2020
г. Кемерово 6 августа 2020 года
Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Евтифеевой О.Э.
судей Зиновьевой К.В., Мишиной И.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Дятловой Марины Геннадьевны, Шатиловой Галины Геннадьевны, Кулагиной Натальи Геннадьевны, Журавлевой Светланы Владимировны, Соколовой Евгении Ивановны, Ермаковой Оксаны Александровны, Моисеевой Ларисы Александровны, Фельдбуш Ольги Владимировны, Тюгаевой Валентины Викторовны, Хлопотовой Надежды Николаевны, Морозовой Людмилы Алексеевны, Черемновой Натальи Владимировны, Хлыстовой Веры Ивановны, Машковой Надежды Григорьевны, Шабуновой Анастасии Александровны, Часовниковой Александры Сергеевны, Андрияновой Анны Михайловны, Дубс Олеси Сергеевны, Мишуковой Ларисы Николаевны, Шатиловой Татьяны Александровны, Смоляренко Натальи Дмитриевны, поданную через суд первой инстанции 10 октября 2019 года, на решение Троицкого районного суда Алтайского края от 22 апреля 2019 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Алтайского краевого суда от 2 июля 2019 года
по административному делу № 2а-120/2019 по административному исковому заявлению Дятловой Марины Геннадьевны, Шатиловой Галины Геннадьевны, Кулагиной Натальи Геннадьевны, Журавлевой Светланы Владимировны, Соколовой Евгении Ивановны, Ермаковой Оксаны Александровны, Моисеевой Ларисы Александровны, Фельдбуш Ольги Владимировны, Тюгаевой Валентины Викторовны, Хлопотовой Надежды Николаевны, Морозовой Людмилы Алексеевны, Черемновой Натальи Владимировны, Хлыстовой Веры Ивановны, Машковой Надежды Григорьевны, Шабуновой Анастасии Александровны, Часовниковой Александры Сергеевны, Андрияновой Анны Михайловны, Дубс Олеси Сергеевны, Мишуковой Ларисы Николаевны, Шатиловой Татьяны Александровны, Смоляренко Натальи Дмитриевны об оспаривании постановления администрации Троицкого района от 28 сентября 2019 года № 672 «О реорганизации муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Троицкая средняя общеобразовательная школа № 2».
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Евтифеевой О.Э., заключение прокурора Самохиной М.В., полагавшей судебное акты не подлежащими отмене,
у с т а н о в и л а:
административные истцы обратились в Троицкий районный суд Алтайского края с административным исковым заявлением об оспаривании постановления администрации Троицкого района от 28 сентября 2019 года № 672 «О реорганизации муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Троицкая средняя общеобразовательная школа № 2».
Требования мотивированы тем, что МБОУ «Троицкая средняя общеобразовательная школа № 2» реорганизовано путем присоединения МБОУ «Петровская средняя общеобразовательная школа», МБОУ «Новоеловская средняя общеобразовательная школа», МБОУ «Красноярская средняя общеобразовательная школа», МБОУ «Беловская средняя общеобразовательная школа № 1», МБОУ «Горновская средняя общеобразовательная школа», МБОУ «Ельцовская средняя общеобразовательная школа», МБОУ «Зеленополянская средняя общеобразовательная школа».
В постановлении указано, что при опросе жители 13-ти из 16-ти территорий, на которых расположены данные школы, высказались за такую реорганизацию. Вопреки сказанному, жителями трёх населенных пунктов мнениям о несогласии с такой реорганизацией, глава администрации Троицкого района принимает решение о фактической ликвидации на территории данных населенных пунктов школ как юридических лиц путём их присоединения к самой крупной в районе школе в качестве её филиалов.
Постановление Администрации Троицкого района нарушает основной принцип порядка проведения оценки последствий принятия решения о реорганизации или ликвидации, установленный постановлением Администрации Алтайского края от 23 января 2014 года № 19, а именно: процедура проведения оценки последствий принятия решения о реорганизации или ликвидации муниципальной образовательной организации должна проводиться только в отношении каждой образовательной организации в отдельности, а не в совокупности всех организаций расположенных на территории муниципального образования Троицкий район Алтайского края, в отношении которых проводится реорганизация.
При обсуждении вопроса путём проведения опроса населения в их селе проекты предполагаемой реорганизации не были поддержаны. Согласно протоколу итогов опроса от 29 июня 2018 года за присоединение МБОУ «Ельцовская средняя общеобразовательная школа» к МБОУ «Красноярская средняя общеобразовательная школа» из 134 опрошенных «за» не высказался ни один человек, «против» - 21 и 115 человек предложили свои варианты. Схожие результаты и по варианту присоединения МБОУ «Ельцовская средняя общеобразовательная школа» к МБОУ «Троицкая средняя общеобразовательная школа № 2»: из 137 опрошенных «за» высказалось 7, «против» - 17 и 113 человек предложили свои варианты.
Мнение жителей села, отрицающих предложенные варианты реорганизации и предлагающих рассмотреть иные варианты, игнорированы Администрацией Троицкого района Алтайского края.
Указанное Постановление Администрации Троицкого района Алтайского края от 28 сентября 2018 года № 672 основывается на статьях 57-60 Гражданского кодекса Российской Федерации и Постановлении Администрации Троицкого района Алтайского края от 14 июня 2018 года № 409 «О проведении оценки последствий принятия решения о реорганизации муниципальных образовательных организаций Троицкого района».
Постановление Администрации Троицкого района Алтайского края № 409 нарушает установленный порядок, регламентируемый Постановлением Администрации Алтайского края от 23 января 2014 года № 19 «Об утверждении Порядка проведения оценки последствий принятия решения о реорганизации или ликвидации краевой образовательной организации, муниципальной образовательной организации, включая критерии этой оценки (по типам данных образовательных организаций), порядок создания комиссии по оценке последствий такого решения и подготовки ею заключений». То есть создание комиссии в отношении каждой реорганизуемой или ликвидируемой образовательной организации.
Постановление Администрации Троицкого района Алтайского края № 409 противоречит установленному порядку: не в состоянии члены комиссии из числа жителей одного села адекватно оценить соответствие установленным критериям оценки последствий принятия решения о реорганизации или ликвидации образовательной организации в других селах района. Следовательно, создание единой в районе комиссии по оценке принятия решения о реорганизации муниципальных образований не основано на законодательных и ведомственных актах и в силу этого указанное Постановление Администрации Троицкого района Алтайского края от 14 июня 2018 года № 409 юридически ничтожно.
Игнорируя мнение граждан – жителей села, высказавшихся против предложенных вариантов реорганизации муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения, расположенного на территории этого села, администрация Троицкого района Алтайского края в лице его главы прямо нарушает конституционные права истцов, приняв оспариваемое постановление.
Решением Троицкого районного суда Алтайского края от 22 апреля 2019 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Алтайского краевого суда от 2 июля 2019 года, в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе административными истцами ставится вопрос об отмене судебных актов и принятии нового решения, не передавая дело на новое рассмотрение.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме. В судебное заседание не явились. Представителем Миробрнауки Алтайского края представлено заявление о рассмотрении дела в отсутствие.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, возражения, представленные Администрацией Троицкого района Алтайского края, Комитетом Троицкого района Алтайского края по социальной политике, прокуратурой Алтайского края, Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции пришла к следующим выводам.
В соответствии с частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких нарушений при рассмотрении дела судами допущено не было.
В соответствии с пунктом 1 статьи 57 Гражданского кодекса Российской Федерации реорганизация юридического лица (слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование) может быть осуществлена по решению его учредителей (участников) или органа юридического лица, уполномоченного на то учредительным документом.
В силу пункта 4 части 1 статьи 9 Федерального закона от 29 декабря 2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится создание, реорганизация, ликвидация муниципальных образовательных организаций (за исключением создания органами местного самоуправления муниципальных районов муниципальных образовательных организаций высшего образования), осуществление функций и полномочий учредителей муниципальных образовательных организаций.
На основании статьи 22 Федерального закона от 29 декабря 2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» образовательная организация реорганизуется или ликвидируется в порядке, установленном гражданским законодательством, с учетом особенностей, предусмотренных законодательством об образовании (часть 10); принятие решения о реорганизации или ликвидации муниципальной общеобразовательной организации, расположенной в сельском поселении, не допускается без учета мнения жителей данного сельского поселения (часть 12).
Федеральным законом от 6 октября 2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», прямо установлено, что мнение населения с целью его учета при принятии решений органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления, а также органами государственной власти выявляется путем опроса граждан, проводимого на всей территории муниципального образования или на части его территории. Результаты опроса носят рекомендательный характер (часть 1 статьи 31).
Судом установлено и подтверждается материалами административного дела, что учредителем МБОУ «Троицкая средняя общеобразовательная школа № 2» МБОУ «Ельцовская средняя общеобразовательная школа», а равно иных муниципальных образовательных учреждений, реорганизованных путем присоединения на основании оспариваемого постановления, является муниципальное образование Троицкий район Алтайского края.
Разрешая заявленные по существу требования, суд первой инстанции, оценив представленные сторонами доказательства в их совокупности и взаимосвязи, исходя из фактических обстоятельств дела, руководствуясь указанными выше положениями закона, пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворении требований, поскольку при реорганизации школ административным ответчиком соблюдены требования законодательства, нарушений при проведении процедуры реорганизации не допущено.
Суд апелляционной инстанции с выводами суда первой инстанции согласился.
Кассационный суд не находит оснований не согласиться с указанными выводами судов двух инстанций, доводы кассационной жалобы не могут являться основанием для отмены судебных актов, поскольку не опровергают правильности их выводов, направлены на иную оценку установленных судом обстоятельства, о нарушении судами норм материального или процессуального права не свидетельствуют.
Доводы кассационной жалобы о негативных последствиях принятого решения о реорганизации образовательных учреждений в рассматриваемом случае, носят субъективный характер, о нарушении судами норм материального права не свидетельствуют, не могут повлечь отмену судебных актов в кассационном порядке.
Доводы кассационной жалобы о нарушении порядка принятия оспариваемого постановления являлись предметом судебной проверки и оценки судами, указанным доводам дана правовая оценка, изложенная в судебных актах, оснований которую считать неправильной не имеется. Оснований для отмены судебных актов, по доводам, изложенным кассационной жалобе, Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не усматривает.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
о п р е д е л и л а:
решение Троицкого районного суда Алтайского края от 22 апреля 2019 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Алтайского краевого суда от 2 июля 2019 года оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.
Определение может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок и в порядке, предусмотренные статьями 318, 319 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Мотивированное кассационное определение составлено 10 августа 2020 года.
Председательствующий
Судьи