ПЯТЫЙ КАССАЦИОННЫЙ СУДОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ | ||
№ 88а-12095/2023 | ||
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ | ||
г. Пятигорск | ||
Судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Фахретдиновой Р.Ф.,
судей Зайнуллиной Г.К. и Мурзаковой Р.Ф.,
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу представителя Мулаева Р. Х. по доверенности Масаева И. А. на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Кабардино-Балкарской Республики от 25 августа 2023 г. по административному делу № 2а-462/2023 по административному исковому заявлению Мулаева Р. Х. к государственному регистратору Мишаревой Ж. Н., Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кабардино-Балкарской Республике о признании действий незаконными, возложении обязанности устранить допущенные нарушения.
Заслушав доклад судьи Пятого кассационного суда общей юрисдикции Зайнуллиной Г.К., обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав объяснения представителя Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кабардино-Балкарской Республике Мамишевой Б.Л., возражавшей против кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Мулаев Р.Х. обратился в суд с вышеуказанным административным иском, мотивируя требования тем, между ним и местной администрацией Чегемского муниципального района Кабардино-Балкарской Республики (далее также – администрация) 17 января 2023 г. заключен договор купли-продажи земельного участка с кадастровым номером №, общей площадью № кв.м, расположенного по адресу: <адрес> км на юго-запад от населенного пункта. 27 января 2023 г. он обратился в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кабардино-Балкарской Республике (далее также – Управление Росреестра по Кабардино-Балкарской Республике) с заявлением о государственной регистрации, однако уведомлением от 9 февраля 2023 г. государственная регистрация права собственности на земельный участок была приостановлена со ссылкой на положения Закона Кабардино-Балкарской Республики от 30 июля 2004 г. № 23-РЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения в Кабардино-Балкарской Республике». Считает приостановление незаконным и необоснованным, поскольку согласно части 1 статьи 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации исключительное право на приобретение земельных участков в собственность имеют граждане, являющиеся собственниками зданий и сооружений, расположенных на этих земельных участках, на указанном земельном участке располагается принадлежащее ему нежилое здание с кадастровым номером № приостанавливая государственную регистрацию государственный регистратор Мишарева Ж.Н. привела основания, которые не входят в перечень, приведенный в статье 26 Федерального закона от 13 июля 2015 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».
Решением Чегемского районного суда Кабардино-Балкарской Республики от 29 мая 2023 г., административный иск удовлетворен.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Кабардино-Балкарской Республики от 25 августа 2023 г. решение Чегемского районного суда Кабардино-Балкарской Республики от 29 мая 2023 года отменено, по делу принято новое решение, которым в удовлетворении административного иска Мулаева Р.Х. отказано.
В кассационной жалобе, поданной через суд первой инстанции 7 ноября 2023 г. и поступившей вместе с делом в Пятый кассационный суд общей юрисдикции 15 ноября 2023 г., представитель Мулаева Р.Х. по доверенности Масаева И.А. просит отменить судебный акт, ссылаясь на несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение судам норм материального права, норм процессуального права.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы. Судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
В соответствии с частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав объяснения представителя Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кабардино-Балкарской Республике Мамишевой Б.Л., возражавшей против кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции считает, что при рассмотрении настоящего административного дела нарушения такого характера судом апелляционной инстанции не допущены.
Согласно части 1 статьи 29 Федерального закона от 13 июля 2015 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав включает в себя проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных данным законом оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
Статьей 26 названного закона определен исчерпывающий перечень оснований для приостановления осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав по решению государственного регистратора прав, в том числе несоответствие по форме или содержанию документов требованиям законодательства Российской Федерации (пункт 7).
Как установлено судами и следует из материалов дела, Мулаеву Р.Х. на праве собственности принадлежит нежилое здание с кадастровым номером №, площадью № кв.м, находящееся по адресу: <адрес> км на юго-запад от населенного пункта, расположенное как следует из выписки из ЕГРН, на земельном участке с кадастровым номером № площадью № кв.м, из земель сельскохозяйственного назначения с видом разрешенного использования животноводство, принадлежащем Мулаеву Р.Х. на основании договора уступки прав и обязанностей арендатора по договору аренды земельного участка от 10 августа 2019 г., сроком аренды до 17 мая 2024 г.
Судами также установлено, что между административным истцом Мулаевым Р.Х. и местной администрацией Чегемского муниципального района Кабардино-Балкарской Республики 17 января 2021 г. заключен договор купли-продажи земельного участка с кадастровым номером № из земель сельскохозяйственного назначения с видом разрешенного использования животноводство, общей площадью 9999 кв.м, расположенного по адресу: <адрес> км на юго-запад от населенного пункта.
Мулаев Р.Х. 27 января 2023 г. обратился в Управление Росреестра по Кабардино-Балкарской Республике с заявлением о регистрации права собственности на указанный земельный участок.
Уведомлением Управления Росреестра по Кабардино-Балкарской Республике от 9 февраля 2023 г. № КУВД-001/2023-30284 государственная регистрация права собственности на земельный участок приостановлена до 10 мая 2023 г. на основании пункта 7 части 1 статьи 26 Федерального закона от 13 июля 2015 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», в связи с непредставлением документов, необходимых для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, так как согласно части 1 статьи 3 Закона Кабардино-Балкарской Республики от 30 июля 2004 г. № 23-РЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения в Кабардино-Балкарской Республике» приватизация земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной и муниципальной собственности, может осуществляться по истечении 49 лет с момента вступления в силу настоящего Закона.
Считая приостановление государственной регистрации незаконным, Мулаев Р.Х. обратился с настоящим административным иском в суд.
Разрешая дело и удовлетворяя административный иск, суд первой инстанции исходил из того, что административному истцу на спорном земельном участке находится принадлежащий ему на праве собственности и зарегистрированный в установленном законом порядке объект недвижимости, в связи с чем правила оборота указанного земельного участка в части установленного законом субъекта моратория в пределах Кабардино-Балкарской Республики на приватизацию земель сельскохозяйственного назначения, не действуют, таким образом, административный истец, являясь собственником недвижимого имущества, находящегося на земельном участке имеет исключительное право на приобретение земельного участка в собственность в порядке в статье 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации, в связи с чем признал оспариваемое решение незаконным и нарушающим права административного истца.
Суд апелляционной инстанции, не соглашаясь с выводом суда первой инстанции, проанализировав положения норм, закрепленных в пунктах 1, 4 статьи 1, подпункте 1 пункта 1, пункте 2 статьи 19.1, пункт 2 статьи 19.1 Федерального закона от 24 июля 2002 г. № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», в Законе Кабардино-Балкарской Республики от 30 июля 2004 г. № 23-РЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения в Кабардино-Балкарской Республике», признал выводы суда первой инстанции о том, что осуществление действий по государственной регистрации права в отношении земельного участка с кадастровым номером № было приостановлено без наличия достаточных оснований, необоснованными, поскольку Мулаев Р.Х. о своих правах на земельный участок под принадлежащим ему объектом строительства, в площади, необходимой для его использования, не заявлял, при этом принадлежность объекта недвижимости на праве собственности, находящегося на земельном участке площадью № кв.м, не порождает у него безусловного права собственности на земельный участок в этой площади; установленный Законом республики мораторий на приватизацию земель сельскохозяйственного назначения не лишает заинтересованного лица возможности продолжать использовать спорный земельный участок сельскохозяйственного назначения на праве аренды после прекращения моратория вправе приобрести участок в собственность.
Судебная коллегия соглашается с указанными выводами суда апелляционной инстанции, поскольку они соответствуют фактическим обстоятельствам дела и основаны на правильном применении норм материального и норм процессуального права.
Оборот земельных участков в силу статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации осуществляется в соответствии с гражданским законодательством и настоящим Кодексом.
В соответствии с пунктом 1 статьи 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на торгах, проводимых в форме аукционов, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.
В соответствии с положениями подпункта 9 пункта 2 статьи 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков, предназначенных для ведения сельскохозяйственного производства и переданных в аренду гражданину или юридическому лицу, этому гражданину или этому юридическому лицу по истечении трех лет с момента заключения договора аренды с этим гражданином или этим юридическим лицом либо передачи прав и обязанностей по договору аренды земельного участка этому гражданину или этому юридическому лицу при условии отсутствия у уполномоченного органа информации о выявленных в рамках государственного земельного надзора и неустраненных нарушениях законодательства Российской Федерации при использовании такого земельного участка в случае, если этим гражданином или этим юридическим лицом заявление о заключении договора купли-продажи такого земельного участка без проведения торгов подано до дня истечения срока указанного договора аренды земельного участка;
Согласно пункту 6 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации оборот земель сельскохозяйственного назначения регулируется Федеральным законом «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», который регулирует отношения, связанные с владением, пользованием, распоряжением участками из земель сельскохозяйственного назначения, устанавливает правила и ограничения, применяемые к обороту таких участков.
Приватизация земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, Земельным кодексом и иными федеральными законами. Приватизация указанных земельных участков, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, осуществляется с момента, установленного законом субъекта Российской Федерации (пункт 4 статьи 1 Федерального закона от 24 июля 2002 г. № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» (далее также - Закон № 101-ФЗ).
На территории Кабардино-Балкарской Республики оборот земель сельскохозяйственного назначения регулирует Закон Кабардино-Балкарской Республики от 8 июля 2004 г. № 23-РЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения в Кабардино-Балкарской Республике».
Согласно пункту 1 статьи 3 названного закона установлен мораторий (на 49 лет) на приватизацию земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Таким образом, приватизация земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения на территории Кабардино-Балкарской Республики, находящихся в публичной собственности, возможна только по истечении действия моратория, установленного республиканским законодательством.
Принимая во внимание вышеприведенные нормы, суд апелляционной инстанции правильно исходил из того, что регистратор, принимая решение о приостановлении государственной регистрации права собственности на земельный участок, приватизация на который запрещена законом в связи с установлением моратория, действовал в соответствии с законом и предоставленными ему полномочиями, более того, как указал суд апелляционной инстанции, принадлежность объекта недвижимости, площадью 34,8 кв.м на праве собственности, находящегося на земельном участке площадью 9999 кв.м, не порождает у собственника объекта безусловного права собственности на земельный участок с указанной площадью.
При таких обстоятельствах судебная коллегия Пятого кассационного суда общей юрисдикции полагает выводы суда об отказе в удовлетворении заявленных административным истцом требований правильными, поскольку они основаны на приведенных нормах действующего законодательства, регулирующих возникшие правоотношения, и сделаны на основании представленных доказательств.
Доводы кассационной жалобы фактически сводятся к несогласию с данными выводами и не содержат ссылок на нарушения норм материального или норм процессуального права, влекущих за собой отмену обжалуемого судебного акта.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Кабардино- Балкарской Республики от 25 августа 2023 г. оставить без изменения, кассационную жалобу представителя Мулаева Р. Х. по доверенности Масаева И. А. – без удовлетворения.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня вынесения, может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вынесения судебного акта судом апелляционной инстанции, без учета времени рассмотрения дела судом кассационной инстанции.
Председательствующий Р.Ф. Фахретдинова
Судьи Г.К. Зайнуллина
Р.Ф. Мурзакова
Мотивированное кассационное определение изготовлено 21 декабря 2023 г.