Дело № 88а-12171/2020
ТРЕТИЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
К А С С А Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
Судебная коллегия по административным делам третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего: Кулешовой Е.А.,
судей: Зеленского А.М., Широковой Е.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Федеральной службы исполнения наказаний на решение Сегежского городского суда Республики Карелия от 18 сентября 2019 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного суда Республики Карелия от 06 декабря 2019 года по административному делу № 2а-970/2019 по административному иску по административному исковому заявлению ФИО1 к Федеральной службе исполнения наказаний об оспаривании действий
Заслушав доклад судьи Зеленского А.М., объяснения представителя УФСИН России по республике Карелия, поддержавшего доводы кассационной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
ФИО1 отбывает наказание в виде лишения свободы, содержится в ФКУ ИК-1 УФСИН России по Республике Карелия. Вступившим в законную силу судебным постановлением от 28 марта 2019 г. на ФСИН России возложена обязанность рассмотреть по существу вопрос о переводе ФИО1 для отбывания наказания в Челябинскую область или близлежащий регион.
ФИО1 обратился в суд с административным исковым заявлением указав, что до настоящего времени решение суда не исполнено. На обращение ФИО1 от 01 апреля 2019 г. письмом от 17 апреля 2019 г. ФСИН России отказала в переводе его в другой регион. 08 июля 2019 г. административный истец повторно обратился в ФСИН России с требованием о переводе. Ссылаясь на указанные обстоятельства, ФИО1 просил признать незаконным бездействие по неисполнению решения суда, несвоевременное рассмотрение его обращений от 01 апреля и 08 июля 2019 г., вынести частное определение.
Решением Сегежского городского суда Республики Карелия от 18 сентября 2019 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного суда Республики Карелия от 06 декабря 2019 года иск удовлетворен частично. Признаны незаконными действия ФСИН России по несвоевременной отправке ответа на обращение ФИО1 от 08 июля 2019 г. В остальной части иска отказано.
На вступившие в законную силу судебные акты Федеральной службы исполнения наказаний подала кассационную жалобу, в которой ставится вопрос об их отмене. Ссылается на нарушение судами норм материального права.
Согласно части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких обстоятельств судом не установлено.
По делу установлено, что по приговору суда ФИО1 отбывает наказание в виде лишения свободы, содержится в ФКУ ИК-1 УФСИН России по Республике Карелия. Ранее на неоднократные обращения административного истца ФСИН России сообщала об отсутствии оснований для перевода осужденного в исправительное учреждение Челябинской области.
Решением Сегежского городского суда Республики Карелия от 28 марта 2019 г., оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Карелия от 28 июня 2019 г., удовлетворен административный иск ФИО1 о признании незаконными действий по направлению его для отбывания наказания в ФКУ ИК-1 ФСИН России по Республике Карелия. На ФСИН России возложена обязанность рассмотреть по существу вопрос о переводе ФИО1 для отбывания наказания в исправительное учреждение по месту проживания его родственников в Челябинскую область либо в близлежащие регионы.
На обращение ФИО1 от 01 апреля 2019 г. письмом от 17 апреля 2019 г. ФСИН России сообщила об отсутствии обстоятельств, препятствующих дальнейшему нахождению осужденного в исправительном учреждении УФСИН России по Республике Карелия. Указанное письмо было направлено в ФКУ ИК-1 ФСИН России по Республике Карелия 26 апреля 2019 г., поступило в исправительное учреждение 13 мая 2019 г. и вручено осужденному 15 мая 2019 г.
Ответом от 13 августа 2019 г., данным на обращение от 08 июля 2019 г., ФСИН России вновь сообщила административному истцу о том, что по результатам рассмотрения заключения ее территориального органа по вопросу перевода ФИО1 в исправительное учреждение Челябинской области или близлежащие регионы во исполнение судебного постановления от 28 марта 2019 г. оснований, препятствующих дальнейшему нахождению осужденного в исправительном учреждении Республики Карелия, не имеется.
В соответствии с требованиями ч. 9 ст. 227 КАС РФ письмом от 05 сентября 2019 г. ФСИН России направила в Сегежский городской суд Республики Карелия информацию об исполнении решения суда: повторном рассмотрении вопроса о возможности перевода ФИО1, об отсутствии в настоящее время оснований для такого перевода, возможности возврата к рассмотрению указанного вопроса после внесения изменений в УИК РФ. Также 05 сентября 2019 г. датировано адресованное административному истцу письмо ФСИН России аналогичного содержания.
Признавая нарушенным срок направления административному истцу ответа на жалобу, суд первой инстанции исходил из установленного и признанного административным ответчиком факта того, что ответ на обращение, поступившее в ФСИН России 15 июля 2019 г., хотя и датирован 13 августа 2019 г., но направлен для вручения заявителю только 23 августа 2019 г.
По общему правилу, установленному ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения.
Частью 4 ст. 10 названного закона применительно к обращениям, поступившим в государственный орган в письменной форме, установлено, что ответ на обращение направляется в письменной форме по почтовому адресу, указанному в обращении.
При этом, исходя из структурного содержания ст. 10 поименованного закона, составление письменного ответа, его подписание и направление гражданину являются этапами единого последовательного процесса рассмотрения обращения.
Пунктом 273 Инструкции по делопроизводству в Федеральной службе исполнения наказаний, утвержденной приказом ФСИН России от 10.08.2011 № 464, также установлено, что сроки исполнения документов, поступивших от других индивидуальных и коллективных адресантов, исчисляются в календарных днях с даты их поступления, отмеченной в регистрационном штампе ФСИН России, и не должны превышать 30 дней.
Более того, согласно п.п. 183, 190 названной Инструкции регистрация отправляемых документов осуществляется в день их подписания (утверждения) или на следующий рабочий день. Документы подлежат отправке в день их регистрации или на следующий рабочий день.
Изложенное опровергает довод апелляционной жалобы административного ответчика о соблюдении им срока направления ответа на обращение ФИО1 Вопреки утверждениям ФСИН России нарушением с ее стороны является не получение административным истцом ответа за пределами тридцатидневного срока, а несоблюдение срока отправки ответа в адрес административного истца.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к верному выводу о наличии предусмотренных п. 1 ч. 2 ст. 227 КАС РФ совокупности условий для признания незаконными действий ФСИН России по несвоевременной отправке ответа на обращение ФИО1 от 08 июля 2019 г.
В кассационной жалобе Федеральная служба исполнения наказаний просит дать другую оценку содержащимся в материалах дела доказательствам.
Однако в силу части 3 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд кассационной инстанции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими.
Таким образом, оценка доказательств не входит в компетенцию суда кассационной инстанции. Нарушений норм процессуального права при принятии доказательств судами первой и апелляционной инстанций не допущено.
Приведенные в кассационной жалобе доводы получили оценку в постановлениях судов первой и апелляционной инстанций. Предусмотренные законом основания для отмены состоявшихся по делу судебных актов в кассационном порядке отсутствуют.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Сегежского городского суда Республики Карелия от 18 сентября 2019 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного суда Республики Карелия от 06 декабря 2019 года по административному иску по административному исковому заявлению ФИО1 к Федеральной службе исполнения наказаний об оспаривании действий оставить без изменения, кассационную жалобу Федеральной службы исполнения наказаний - без удовлетворения.
Решение Сегежского городского суда Республики Карелия от 18 сентября 2019 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного суда Республики Карелия от 06 декабря 2019 года и настоящее кассационное определение могут быть обжалованы в судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который начинает исчисляться на следующий день после принятия апелляционного определения и из которого исключаются срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Председательствующий:
Судьи: