ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Кассационное определение № 88А-1219/2022 от 18.01.2022 Седьмого кассационного суда общей юрисдикции

№ 88а-1219/2022

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г.Челябинск 18 января 2022 г.

Судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:

председательствующего судьи Степанова П.В.,

судей Ермолаевой Л.П., Печенкиной Н.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу ФИО1 на решение Чайковского городского суда Пермского края от 07 апреля 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Пермского краевого суда от 05 июля 2021 года, по административному делу №2а-214/2021 по административному исковому заявлению ФИО1 об оспаривании решений и действий администрации Чайковского городского округа, Управления земельно-имущественных отношений администрации Чайковского городского округа,

заслушав доклад судьи Ермолаевой Л.П., Судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции,

у с т а н о в и л а:

ФИО1 обратилась в суд с административным иском с требованием о признании незаконными:

- отказа Управления земельно-имущественных отношений администрации Чайковского городского округа в предварительном согласовании предоставления земельного участка, расположенного по адресу: <данные изъяты>

- постановления администрации Чайковского городского округа от 09.09.2020 № 839 «Об отмене постановления администрации Чайковского городского поселения от 21.12.2018 № 2959»;

- распоряжения Управления земельно-имущественных отношений администрации Чайковского городского округа от 25.11.2020 № 1785-р «Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории кадастрового квартала <данные изъяты>».

В обоснование требований указала, что Администрация неправомерно отменила свое постановление от 21.12.2018 № 2959, которым была утверждена схема расположения земельного участка на кадастровой карте территории, поскольку двухлетний срок действия указанной схемы не истек, по этому же основанию не была вправе принимать постановление об утверждении иной схемы. Полагает, что ответчиком было необоснованно отказано в предварительном согласовании предоставления ей земельного участка.

Решением Чайковского городского суда Пермского края от 07 апреля 2021 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Пермского краевого суда от 05 июля 2021 года в удовлетворении административного иска ФИО1 отказано.

В кассационной жалобе, поданной 25.11.2021 через суд первой инстанции, административный истец ставит вопрос об отмене судебных актов. Податель кассационной жалобы настаивает на неверном применении судами норм материального права, регламентирующих порядок предоставления и постановки на кадастровый учет земельных участков.

Участвующие в деле лица в суд кассационной инстанции не явились, извещены надлежащим образом.

На основании статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия находит возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц.

В силу части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.

Судебный акт подлежит безусловной отмене кассационным судом общей юрисдикции в случаях, указанных в части 1 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (часть 3 статьи 328 Кодекса).

Как установлено судами, ФИО1 в адрес администрации Чайковского городского поселения подано два заявления от 27.11.2018:

заявление о предварительном согласовании предоставления земельного участка в аренду, без торгов (т.1 л.д. 32-33);

заявление об утверждении схемы его расположения на территории кадастрового квартала <данные изъяты>, площадью 905,00 кв. м., категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - для индивидуального жилищного строительства, в границах территориальной зоны: «Ж-4», по адресу <данные изъяты> (т. 1 л.д. 31).

Заявление о предварительном согласовании предоставления земельного участка без торгов было отозвано истцом - 17.12.2018.

Постановлением администрации Чайковского городского поселения от

была утверждена схема расположения земельного участка, заявителю предписано осуществить государственный кадастровый учет (т. 1 л.д. 34-35).

Кадастровым инженером <данные изъяты> подготовлен межевой план в форме электронного образа бумажного документа в виде файла в формате PDF.

Уведомлениями Управления Росреестра по Пермскому краю от 09.01.2019 и 16.01.2019 постановка на кадастровый учет приостановлена по причине отсутствия электронной цифровой подписи уполномоченного должностного лица и несоответствия формата межевого плана в форме электронного образа (т.1 л.д. 40, т.2 л.д. 32).

Уведомлением Управления Росреестра по Пермскому краю от 09.04.2019 в постановке на кадастровый учет земельного участка отказано со ссылкой на то, что схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории, включенная в состав Приложения указанного межевого плана в форме электронного образа бумажного документа в виде файла в формате PDF, не соответствует формату, установленному законодательством РФ, межевой план представлен в новой редакции, который при загрузке в информационную систему ведения кадастра недвижимости не прошел форматно-логический контроль, что не позволило провести считывание и контроль предоставленных данных ввиду ошибки: GUID межевого плана не уникальный, ранее был указан в обращении.

Истец обратилась в Управление земельно-имущественных отношений администрации Чайковского городского округа (далее - Управление) с заявлением от 28.04.2020 о предварительном согласовании предоставления ей земельного участка в аренду с приложением утвержденной схемы о постановке на кадастровый учет, содержащее просьбу об опубликовании извещения о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства (т. 1 л.д. 85-86)

Управлением на сайте torgi.gov.ru и в газете «Огни Камы» №90(10889) опубликовано извещение от 19.05.2020 о приеме заявлений граждан и КФХ об участии в аукционе № 190520/33711751/01 о предоставлении земельного участка.

Письмом Управления от 02.06.2020 ФИО1 отказано в принятии решения о предварительном согласовании предоставления в аренду земельного участка в связи с поступлением заявления заинтересованного лица о намерении участвовать в аукционе (т.1 л.д. 29).

Постановлением администрации Чайковского городского округа №839 от 09.09.2020 отменено постановление администрации Чайковского городского поселения от 21.12.2018 №2959 «Об утверждении схемы расположения земельного участка ФИО1» (т. 1 л.д. 79)

ФИО1 обратилась с заявлением от 01.10.2020 об осуществлении действий по постановке на государственный кадастровый учет спорного земельного участка, (т.1 л.д. 92-93).

Письмом Управления от 04.12.2020 в дополнение к ответу от 02.06.2020 ФИО1 сообщено, что постановление администрации Чайковского городского поселения от 21.12.2018 №2959 отменено, после завершения процедуры формирования земельного участка и постановки его на кадастровый учет испрашиваемый земельный участок будет реализован посредством проведения аукциона (т.1 л.д. 91).

Распоряжением Управления от 25.11.2020 № 1785-р утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории, расположенного на территории кадастрового квартала <данные изъяты>, поручено обеспечить образование участка для последующего предоставления на торгах (т.1 л.д. 76).

Отказывая в удовлетворении требований административного истца, суды первой и апелляционной инстанции обоснованно руководствовались следующим.

По общему правилу предоставление земельных участков, находящихся

в государственной или муниципальной собственности, в аренду осуществляется на торгах, проводимых в форме аукционов (пункт 1 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации, далее - ЗК РФ).

Случаи предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в аренду без проведения торгов перечислены в пункте 2 статьи 39.6 ЗК РФ.

Так согласно подпункту 15 пункта 2 статьи 39.6 ЗК РФ договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления:

земельного участка гражданам для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, гражданам и крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности в соответствии со статьей 39.18 настоящего Кодекса.

Статьей 39.18 ЗК РФ определено, что в случае поступления заявления гражданина о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, заявления гражданина или крестьянского (фермерского) хозяйства о предварительном согласовании предоставления земельного участка уполномоченный орган в срок, не превышающий тридцати дней с даты поступления любого из этих заявлений, обеспечивает опубликование извещения о предоставлении земельного участка для указанных целей (далее в настоящей статье - извещение) в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов уставом поселения, городского округа, по месту нахождения земельного участка и размещает извещение на официальном сайте, а также на официальном сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

В случае поступления в течение тридцати дней со дня опубликования извещения заявлений иных граждан, крестьянских (фермерских) хозяйств о намерении участвовать в аукционе уполномоченный орган в недельный срок со дня поступления этих заявлений принимает решение: об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка лицу, обратившемуся с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка. В этом случае уполномоченный орган обеспечивает образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ и принимает решение о проведении аукциона по продаже земельного участка или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка для целей, указанных в заявлении о предварительном согласовании предоставления земельного участка (пункт 7 ст. 39.18 ЗК РФ).

Судами установлено, что второе заявление истца направленное 28.04.2020 в адрес Управления, просьбы предварительного согласования предоставления земельного участка в аренду без торгов не содержало. Напротив, в заявлении содержалась просьба об опубликовании извещения о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов.

Судами так же установлено, что на опубликованное сообщение в период предусмотренного законом срока поступило заявление иного заинтересованного лица о намерении участвовать в аукционе.

При указанных обстоятельствах суды пришли к верному выводу об отсутствии у ответчика обязанности по предоставлению земельного участка в аренду без проведения торгов в связи с наличием утвержденной в 2018 году схемы расположения участка.

Указанная схема утратила свое правовое значение в связи с отзывом заявления от 27.11.2018 о предварительном согласовании предоставления земельного участка, в рамках рассмотрения которого такая схема могла быть утверждена.

Отзыв заявления о согласовании предоставления участка влечет прекращение всей процедуры, предусмотренной статьей 39.14 ЗК РФ, регулирующей порядок предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов.

При названных обстоятельствах суды пришли к правильному выводу о том, что административный ответчик, руководствуясь положением ст. 48 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", правомерно отменил ранее изданный ненормативный правовой акт как противоречащий положениям ст. ст. 39.6, 39.14, 39.15, 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации.

Доводы подателя жалобы повторяют правовую позицию административного истца в судах первой и апелляционной инстанции, данные доводы были предметом исследования и оценки нижестоящих судов и обоснованно ими опровергнуты, оснований не соглашаться с выводами судов нижестоящих инстанций не имеется.

Выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам, установленным по делу, основаны на правильном применении норм материального и процессуального права, в силу чего обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения.

Руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Чайковского городского суда Пермского края от 07 апреля 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Пермского краевого суда от 05 июля 2021 года, оставить без изменения, кассационную жалобу ФИО1 – без удовлетворения.

Определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня принятия апелляционного определения, за вычетом срока рассмотрения кассационной жалобы кассационным судом общей юрисдикции.

Определение в полном объеме изготовлено 19.01.2022 г.

Председательствующий

Судьи