ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Кассационное определение № 88А-1227/2021 от 21.01.2021 Восьмого кассационного суда общей юрисдикции

ВОСЬМОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД

ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

№ 88А-1227/2021 (88А-20536/2020)

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Кемерово 21 января 2021 г.

Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:

председательствующего Зиновьевой К.В.

судей Пушкаревой Н.В., Евтифеевой О.Э.,

рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Краевого государственного бюджетного учреждения «Усольское лесничество», поданную через суд первой инстанции 23 ноября 2020 г., на решение Тасеевского районного суда Красноярского края от 18 марта 2020 г. и апелляционное определение Судебной коллегии по административным делам Красноярского краевого суда от 8 июля 2020 г.,

по административному делу 2а-15/2020 по административному исковому заявлению Войтюка Алексея Александровича к Краевому государственному бюджетному учреждению «Усольское лесничество» об оспаривании решения.

Заслушав доклад судьи Зиновьевой К.В., выслушав пояснения представителя КГБУ «Усольское лесничество» Абрамовой А.В., Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции

установила:

Войтюк А.А. обратился в суд с административным исковым заявлением к КГБУ «Усольское лесничество», в котором просил признать незаконным решение КГБУ «Усольское лесничество» № от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в заключении договоров купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд; установить срок и обязать КГБУ «Усольское лесничество» заключить с ним договор купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд в пределах установленных нормативов на основании ранее поданных им документов; взыскать с КГБУ «Усольское лесничество» расходы на уплату государственной пошлины в размере <данные изъяты> руб.

В обоснование требований указал, что ДД.ММ.ГГГГ через МФЦ с. Тасеево он подал на имя руководителя КГБУ «Усольское лесничество» два заявления о заключении договоров купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд. ДД.ММ.ГГГГ в его адрес поступили два уведомления об отказе в приеме к рассмотрению заявлений о заключении договоров купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд. Одним из оснований отказа явилось несоответствие заявления форме, установленной в приложении к Порядку, утвержденному Указом Губернатора Красноярского края от 22 апреля 2008 г. № 60-уг. Вторым основанием для отказа явилось то, что в заявлениях он указал недостоверные сведения. ДД.ММ.ГГГГ он подал жалобу на имя руководителя КГБУ «Усольское лесничество» о несогласии с принятым решением и просьбой разъяснить причины, послужившие основанием для принятия решения. ДД.ММ.ГГГГ в его адрес поступил ответ на жалобу, в котором было указано о том, что оснований для пересмотра его заявлений не имеется. Также в ответе было разъяснено, что под несоответствием форме, установленной в приложении к Порядку, утвержденному Указом Губернатора Красноярского края от 22 апреля 2008 г. № 60-уг, следует понимать опечатку в серии паспорта и кадастровом номере земельного участка, а в качестве недостоверности сведений - указание в п. 2.1 заявления «наименование лесничества, в границах которого предполагается осуществить приобретение лесных насаждений» - Тасеевское сельское, вместо «Усольское лесничество», как того требует руководитель КГБУ «Усольское лесничество», что дает возможность руководителю отводить лес в любом участковом лесничестве на свое усмотрение. ДД.ММ.ГГГГ он вновь через МФЦ с. Тасеево подал на имя руководителя КГБУ «Усольское лесничество» два заявления о заключении договоров купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд, устранив опечатку в серии паспорта и кадастровом номере земельного участка. ДД.ММ.ГГГГ в его адрес из КГБУ «Усольское лесничество» поступили уведомления об отказе в заключении договора купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд. Одним из оснований отказа явилось указание им в утвержденной Указом Губернатора Красноярского края от 22 апреля 2008 г. № 60-уг форме заявления, в п. 2.1 «наименование лесничества, в границах которого предполагается приобретение лесных насаждений» - Тасеевское сельское, которое является одним из участковых лесничеств «Усольского лесничества». Вторым основанием для отказа явилось несоответствие потребности заявителя в лесных насаждениях видам потребностей, установленным приложением 2 к Закону Красноярского края от 14 февраля 2007 г. № 21-580. ДД.ММ.ГГГГ им на имя руководителя КГБУ «Усольское лесничество» было подано заявление с просьбой разъяснить, в чем выражается несоответствие потребности в лесных насаждениях видам потребностей, установленным законом Красноярского края от 14 февраля 2007 г. № 21-580. Заявление осталось без ответа. На незаконные действия должностных лиц КГБУ «Усольское лесничество» им была подана жалоба в прокурору Тасеевского района. Из полученного им ответа прокурора Тасеевского района следует, что все принятые КГБУ «Усольское лесничество» решения об отказе являются незаконными. По результатам проведенной проверки прокуратурой Тасеевского района в адрес КГБУ «Усольское лесничество» внесено представление. В отношении руководителя КГБУ «Усольское лесничество» возбуждено дело об административном правонарушении по ст. 8.24 КоАП РФ «Нарушение порядка предоставления гражданам, юридическим лицам лесов для их использования».

Решением Тасеевского районного суда Красноярского края от 18 марта 2020 г. с учетом определения от 27 марта 2020 г. об исправлении описки в дате принятия решения (вместо 18 марта 2020 г. указано 17 марта 2020 г.), административные исковые требования удовлетворены, постановлено:

Признать незаконным решение КГБУ «Усольское лесничество» от 7 октября 2019 г № 295 об отказе в заключении договоров купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд;

Обязать КГБУ «Усольское лесничество» устранить нарушения прав, свобод и законных интересов Войтюка А.А. путем заключения с Войтюком А.А. договоров купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд на основании заявлений от ДД.ММ.ГГГГ о заключении договора купли-продажи лесных насаждений для заготовки древесины для собственных нужд, зарегистрированных в КГБУ «Усольское лесничество» ДД.ММ.ГГГГ за ;

Взыскать солидарно с КГБУ «Усольское лесничество», руководителя КГБУ «Усольское лесничество» Слабко Ю.П. в пользу Войтюка А.А. судебные расходы в размере <данные изъяты> руб.

Апелляционным определением Судебной коллегии по административным делам Красноярского краевого суда от 8 июля 2020 г. решение Тасеевского районного суда Красноярского края от 18 марта 2020 г. (в апелляционном определении допущена описка, дата решения указана 17 марта 2020 г. без учета исправления описки в решении суда) отменено в части возложения на КГБУ «Усольское лесничество» обязанности заключить с Войтюком А.А. договоры купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд по заявлениям последнего от 24 сентября 2019 г.

В отмененной части принято по делу новое решение, которым постановлено обязать КГБУ «Усольское лесничество» в течение месяца со дня вступления решения в законную силу повторно рассмотреть заявления Войтюка А.А. от ДД.ММ.ГГГГ о заключении с ним договоров купли-продажи лесных насаждений для заготовки древесины для собственных нужд, зарегистрированные в учреждении ДД.ММ.ГГГГ за № об исполнении решения сообщить в суд и Войтюку А.А. в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

Решение в части взыскания судебных расходов изменено, постановлено взыскать с КГБУ «Усольское лесничество» в пользу Войтюка А.А. судебные расходы в размере <данные изъяты> руб.

В остальной части решение оставлено без изменения.

В кассационной жалобе КГБУ «Усольское лесничество» ставит вопрос об изменении судебных актов, просит исключить из решения суда первой инстанции абзац второй на стр. 7 полностью, в абзаце третьем на стр. 5 апелляционного определения после слов «суд пришел к правильному выводу о том, что…» исключить слова: «указание Войтюком А.А. в заявлении наименования лесничества – «Тасеевское сельское», а не «Усольское лесничество» не противоречит Порядку заключения с гражданами договоров купли – продажи лесных насаждений для собственных нужд, а ….».

В обоснование жалобы указывает, что судебные акты приняты с нарушением норм материального права, выводы судов не соответствуют фактическим обстоятельствам административного дела. Судами не учтено, что согласно буквальному тексту формы заявления, утвержденной Указом Губернатора Красноярского края от 22 апреля 2008 г. № 60-уг, в пункте 2.1 заявления должно быть указано наименование лесничества, в границах которого предполагается осуществить приобретение лесных насаждений, а не участкового лесничества. Войтюк А.А. в своих заявлениях указал: «Тасеевское и Тасеевское сельское». Таких лесничеств на территории края нет, с данными наименованиями имеются участковые лесничества, которые являются структурными подразделениями Усольского лесничества. Тем самым Войтюк А.А. неправильно заполнил данный раздел заявления, что является несоответствием заявления установленной форме и, следовательно, одним из оснований для отказа в заключении договора купли-продажи лесных насаждений. Судами не применены нормы права, подлежащие применению: части 1, 4 ст. 6.1, ст. 7, ст. 68.1 Лесного кодекса Российской Федерации. Судами не учтено, что нормы Лесного кодекса Российской Федерации и нормативных правовых актов органов исполнительной власти Красноярского края не предусматривают права и условия, при которых гражданин, заинтересованный в заготовке древесины, вправе выбрать участок на территории лесничества для заготовки древесины. Конкретное место рубки определяется в соответствии с лесохозяйственным регламентом лесничества и утверждается ежегодной расчетной лесосекой. Вопрос о выделении лесного участка для рубки насаждений с учетом имеющихся запретов на рубку в защитных лесах, других ограничений, наличия соответствующих пород деревьев, предназначенных в рубку, определяет исключительно уполномоченный орган, а не гражданин.

По ходатайству КГБУ «Усольское лесничество» судебное заседание Судебной коллегии по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции проведено с использованием систем видеоконференц-связи Тасеевского районного суда Красноярского края.

В судебном заседании представитель КГБУ «Усольское лесничество» Абрамова А.В. кассационную жалобу поддержала.

Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке, в судебное заседание не явились. На основании статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц.

Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.

Нарушения такого характера не были допущены судами первой и апелляционной инстанций.

В соответствии со ст. 30 Лесного кодекса Российской Федерации граждане вправе заготавливать древесину для целей отопления, возведения строений и иных собственных нужд (ч. 1). Граждане осуществляют заготовку древесины для собственных нужд на основании договоров купли-продажи лесных насаждений (ч. 4).

Частью 4 статьи 77 Лесного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что граждане заключают договоры купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд в порядке, установленном органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

В соответствии с Законом Красноярского края от 14 февраля 2007 г. № 21-5820 «О заготовке древесины на основании договоров купли-продажи лесных насаждений» порядок заключения с гражданами договоров купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд устанавливается Губернатором края.

Указом Губернатора Красноярского края от 22 апреля 2008 № 60-уг утвержден Порядок заключения с гражданами договоров купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд (далее также – Порядок).

В силу п. 2 Порядка заключение договоров купли-продажи лесных насаждений, расположенных на землях, находящихся в государственной собственности, за исключением лесных насаждений, расположенных на землях особо охраняемых природных территорий федерального значения, производится краевыми государственными учреждениями, уполномоченными в области лесных отношений.

Согласно пункту 3 Порядка для заключения договора купли-продажи лесных насаждений, расположенных на землях, находящихся в государственной собственности, за исключением лесных насаждений, расположенных на землях особо охраняемых природных территорий федерального значения, заявление о заключении договора купли-продажи лесных насаждений, составленное по форме, установленной в приложении к Порядку, и документы, указанные в пунктах 5, 5.1 Порядка, представляются в письменной форме гражданином или его представителем лично либо направляются по почте в уполномоченную организацию по месту нахождения объекта использования древесины, а для заключения договора купли-продажи лесных насаждений, расположенных на землях, находящихся в муниципальной собственности, - в орган местного самоуправления. Уполномоченной организацией по месту нахождения объекта использования древесины является уполномоченная организация в границах муниципального образования Красноярского края, на территории которого расположен земельный участок, на котором заявителем планируется строительство жилого дома или хозяйственных построек из заготовленной древесины, либо жилой дом или жилое помещение в деревянном многоквартирном жилом доме, ремонт которых из заготовленной древесины предполагается осуществить, либо жилой дом или жилое помещение в многоквартирном жилом доме, на отопление которых предполагается использовать заготовленную древесину.

В силу пункта 6 Порядка заявление рассматривается уполномоченной организацией или органом местного самоуправления в течение 10 рабочих дней с даты его регистрации. По результатам рассмотрения заявления уполномоченной организацией или органом местного самоуправления принимается решение о подготовке проекта договора купли-продажи лесных насаждений либо об отказе в заключении договора купли-продажи лесных насаждений. Решение об отказе в заключении договора принимается при наличии одного из следующих оснований:

превышение заявленных к заготовке объемов лесных насаждений по отношению к нормативам заготовки гражданами древесины для собственных нужд, установленным приложением 2 к Закону края № 21-5820;

отсутствие в период рассмотрения заявления в указанном заявителем лесничестве (лесопарке) лесных насаждений для заготовки древесины гражданами для собственных нужд, соответствующих требуемым объемам и качественным характеристикам, указанным в заявлении;

непредставление документов, предусмотренных пунктом 5 Порядка;

несоответствие заявления форме, установленной в приложении к Порядку;

указание заявителем недостоверных сведений в заявлении и (или) прилагаемых к заявлению документах;

нарушение периодичности заготовки древесины для собственных нужд, установленной в приложении 2 к Закону края № 21-5820;

несоответствие потребности заявителя в лесных насаждениях видам потребностей, установленным приложением 2 к Закону края № 21-5820.

Приказом Министерства лесного хозяйства Красноярского края от 26 сентября 2018 г. № 1425-од утвержден лесохозяйственный регламент Усольского лесничества, в соответствии с которым Усольское лесничество в административно-хозяйственном отношении подразделяется на восемь участковых лесничеств: Шумихинское, Троицкое, Бирюсинское, Унжинское, Тасеевское, Кайтымское, Суховское, Тасеевское сельское.

Положениями ст. 23 Лесного кодекса Российской Федерации установлено, что лесничества, а также участковые лесничества, которые могут создаваться в составе лесничеств, являются основными территориальными единицами управления в области использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов.

Судами установлено и следует из материалов дела, что ДД.ММ.ГГГГ. Войтюк А.А. обратился в КГБУ «Усольское лесничество» с заявлением о заключении с ним договора купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд, а именно для строительства жилого дома на земельном участке, предоставленном для индивидуального жилищного строительства или ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта на территории Красноярского края, и строительства хозяйственных построек (зарегистрировано за № от ДД.ММ.ГГГГ В этот же день Войтюк А.А. обратился в КГБУ «Усольское лесничество» с заявлением о заключении с ним договора купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд, а именно на ремонт жилого дома, расположенного на земельном участке, предоставленном для индивидуального жилищного строительства или ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта на территории Красноярского края, жилого помещения в деревянном многоквартирном жилом доме, расположенном на территории Красноярского края, отопление жилого дома (зарегистрировано ДД.ММ.ГГГГ за № ).

Приказом КГБУ «Усольское лесничество» от 7 октября 2019 г. № в результате рассмотрения зарегистрированных заявлений (и прилагаемых документов) решено отказать в заключении договора купли-продажи лесных насаждений: по заявлению Войтюка А.А., зарегистрированному в КГБУ «Усольское лесничество» 25 сентября 2019 г. за № поскольку заявитель указал недостоверные сведения в заявлении и (или) прилагаемых к заявлению документах; по заявлению Войтюка А.А., зарегистрированному в КГБУ «Усольское лесничество» 25 сентября 2019 г. за № , поскольку заявитель указал недостоверные сведения в заявлении и (или) прилагаемых к заявлению документах и по основанию несоответствия потребности заявителя в лесных насаждениях видам потребностей, установленным приложением 2 к Закону Красноярского края от 14 февраля 2007 г. № 21-5820 «О заготовке древесины на основании договоров купли-продажи лесных насаждений».

Уведомлениями о принятом решении по заявлению о заключении договора купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд от 7 октября 2019 г. № и от ДД.ММ.ГГГГ КГБУ «Усольское лесничество» сообщило Войтюку А.А. о принятом ДД.ММ.ГГГГ решении № об отказе в заключении договоров купли-продажи лесных насаждений по основаниям, предусмотренным пунктом 6 Порядка: указание заявителем недостоверных сведений в заявлениях и (или) прилагаемых к ним документах (а именно, недостоверно указано лесничество, вместо лесничества указано участковое лесничество) (по заявлениям от ДД.ММ.ГГГГ); несоответствие потребности заявителя в лесных насаждениях видам потребностей, установленных приложением 2 к Закону Красноярского края от 14 февраля 2007 г. № 21-5820 «О заготовке древесины на основании договоров купли-продажи лесных насаждений» (по заявлению от ДД.ММ.ГГГГ

Признавая незаконным решение КГБУ «Усольское лесничество» от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в заключении договоров купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд, суд первой инстанции в обжалуемом абзаце втором на стр. 7 решения указал, что с учетом установленных обстоятельств указание Войтюком А.А. в вышеназванных заявлениях на Тасеевское сельское лесничество, входящее в состав Усольского лесничества в качестве участкового лесничества, не противоречит Порядку заключения с гражданами договоров купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд, утвержденному Указом Губернатора Красноярского края от 22 апреля 2008 года № 60-уг. Тем самым оснований к отказу в заключении с Войтюком А.А. договоров купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд по данному основанию не имелось. Доводы представителя заинтересованного лица - министерства лесного хозяйства Красноярского края о том, что Тасеевского сельского участкового лесничества на территории Красноярского края не существует и, следовательно, указание его наименования в заявлениях является недостоверными сведениями, а также о том, что в заявлении о заключении договора купли-продажи лесных насаждений для заготовки древесины для собственных нужд следует указывать лесничество, а не участковое лесничество, поскольку в лесохозяйственном регламенте Усольского лесничества закреплена ежегодная расчетная лесосека, в пределах которой могут быть заключены договоры купли-продажи лесных насаждений, которая предоставляется без разбивки на участковые лесничества и, следовательно, право определить участковое лесничество принадлежит КГБУ «Усольское лесничество», а не гражданину, суд счел несостоятельными по указанным основаниям.

Судебная коллегия апелляционной инстанции с выводами суда первой инстанции согласилась, указав в обжалуемой части абзаца третьего на стр. 5 апелляционного определения, что суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что указание Войтюком А.А. в заявлении наименования лесничества «Тасеевское сельское», в не «Усольское лесничество» не противоречит Порядку заключения с гражданами договоров купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд.

Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований для изменения судебных актов в обжалуемой части по доводам кассационной жалобы.

Форма заявления о заключении договора купли-продажи лесных насаждений для заготовки древесины для собственных нужд установлена в приложении к Порядку заключения с гражданами договоров купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд, утвержденному Указом Губернатора Красноярского края от 22 апреля 2008 г. № 60-уг. Согласно указанной форме в п. 2.1 заявления должно быть указано наименование лесничества, в границах которого предполагается осуществить приобретение лесных насаждений. Пункт 2.1 формы заявления не устанавливает каких-либо дополнительных требований к заполнению данного пункта заявления и не конкретизирует, какое лесничество должно быть в нем указано, соответственно, не исключает указание в данном пункте заявления участкового лесничества.

При таких данных суды пришли к правильному выводу о том, что указание административным истцом в пункте 2.1 заявления «Тасеевское сельское» участковое лесничество, которое входит в состав Усольского лесничества, не может быть расценено как недостоверная информация.

Части 1, 4 ст. 6.1, ст. 7, ст. 68.1 Лесного кодекса Российской Федерации, на которые ссылается заявитель кассационной жалобы, не регламентируют порядок заполнения заявления о заключении договора купли-продажи лесных насаждений для заготовки древесины для собственных нужд.

Доводы кассационной жалобы не подтверждают существенных нарушений норм материального права и норм процессуального права, повлиявших на исход дела, основаны на ошибочном толковании положений законодательства применительно к фактическим обстоятельствам дела, ввиду чего не могут служить достаточным основанием для пересмотра судебных актов в кассационном порядке.

Проверив правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не установила оснований для отмены судебных актов в обжалуемой части в кассационном порядке, в связи с чем кассационная жалоба КГБУ «Усольское лесничество» удовлетворению не подлежит.

Руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,

определила:

решение Тасеевского районного суда Красноярского края от 17 марта 2020 г. и апелляционное определение Судебной коллегии по административным делам Красноярского краевого суда от 8 июля 2020 г. в обжалуемой части оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.

Определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок со дня принятия апелляционного определения, из которого исключается время рассмотрения кассационной жалобы кассационным судом общей юрисдикции.

Мотивированное кассационное определение изготовлено 4 февраля 2021 г.

Председательствующий:

Судьи: