ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Кассационное определение № 88А-12288/2021 от 28.07.2021 Третьего кассационного суда общей юрисдикции

Дело № 88а-12288/2021

ТРЕТИЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

К А С С А Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

Судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе

председательствующего: Городкова А.В.,

судей: Зеленского А.М., Терентьевой Н.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Жуков А.Н. на решение Московского районного суда г. Калининграда от 16 декабря 2020 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Калининградского областного суда от 30 марта 2021 года по административному делу № 2а-2986/2020 по административному исковому заявлению Жуков А.Н. к главе городского округа «Город Калининград», администрации городского округа «Город Калининград» о признании незаконным решения о прекращении продажи единых социальных билетов

Заслушав доклад судьи Зеленского А.М., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Жуков А.Н. (далее также - административный истец) обратился в суд с административным исковым заявлением к главе городского округа «Город Калининград», администрации городского округа «Город Калининград» (далее также - административные ответчики), в котором просил признать решение о прекращении с 15 сентября 2020 года продажи бумажных социальных проездных билетов в связи с переходом на электронные транспортные карты «Волна Балтики» незаконным и нарушающим права, свободы и законные интересы административного истца, обязать административных ответчиков устранить нарушение его прав, свобод и законных интересов посредством отмены оспариваемого решения о прекращении с 15 сентября 2020 года продажи бумажных социальных проездных билетов в связи с переходом на электронные транспортные карты «Волна Балтики» как недействительного с момента принятия.

В обоснование требований административный истец указал, что прекращением продажи единых социальных проездных билетов (бумажных) нарушается потребительское право административного истца приобрести льготный проездной билет без обязательного приобретения электронной транспортной карты «Волна Балтики». Считает, что оспариваемое решение противоречит положениям Федерального закона «О защите прав потребителей».

Решением Московского районного суда г. Калининграда от 16 декабря 2020 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Калининградского областного суда от 30 марта 2021 года, в удовлетворении административного иска отказано.

На вступившие в законную силу судебные постановления административный истец подал кассационную жалобу, в которой ставится вопрос об их отмене. В обоснование жалобы приводятся доводы о нарушении судами норм материального и процессуального права.

Согласно части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.

Таких обстоятельств судом не установлено.

Как усматривается из материалов дела, в ответ на обращение Жукова А.Н. по вопросу приобретения льготного проездного билета на бумажном носителе, комитет развития дорожно-транспортной инфраструктуры администрации городского округа «Город Калининград» в ответе от 13.09.2020 г. № И-КРДТИ-6212 сообщил административному истцу о том, что решением главы городского округа «Город Калининград» продажа единых социальных проездных билетов (бумажных) прекращается с 15 сентября 2020 года в связи с полным переходом на электронные транспортные карты «Волна Балтики» «Льготная».

Разрешая заявленные административным истцом требования и отказывая в их удовлетворении, суд первой инстанции, вопреки доводам апелляционной жалобы, правомерно исходил из того, что в силу действующего законодательства предоставление льгот на проезд отдельным категориям гражданам органами местного самоуправления за счет средств соответствующих бюджетов, является правом органов местного самоуправления. Установление конкретных способов и объемов такой социальной поддержки, предоставляемой тем или иным категориям граждан, является прерогативой самих органов местного самоуправления.

Судом первой инстанции установлено, что решением городского Совета депутатов Калининграда от 27 января 2016 года № 1, с 1 января 2016 года было предоставлено право льготного проезда на всех видах городского транспорта общего пользования всех форм собственности с нумерацией маршрутов до 99 (кроме автобусов малого класса) отдельным категориям граждан городского округа «Город Калининград» в соответствии с заключенным Соглашением от 13.01.2016 N 2/ДГ «О перевозке отдельных категорий граждан городским транспортом общего пользования по единым социальным проездным билетам в 2016 году», а также договорами об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа.

На основании указанного решения городского Совета депутатов Калининграда было принято Постановление администрации городского округа «Город Калининград» от 03 марта 2016 года № 229 «О реализации единых социальных проездных билетов на проезд в городском транспорте общего пользования в 2016 году», согласно которому продажа единых социальных проездных билетов производилась в киосках МКП «Калининград-ГорТранс» в соответствии с Порядком реализации единых социальных проездных билетов на льготный проезд в городском транспорте общего пользования (кроме автобусов малого класса).

Решение городского Совета депутатов Калининграда от 27 января 2016 года № 1 утратило силу с 1 января 2019 года в связи с принятием Решения городского Совета депутатов Калининграда от 28 ноября 2018 года № 273.

Постановление администрации городского округа «Город Калининград» от 03 марта 2016 года № 229 «О реализации единых социальных проездных билетов на проезд в городском транспорте общего пользования в 2016 году» утратило силу в связи с принятием Постановления администрации городского округа «Город Калининград» от 14 октября 2016 года № 1525 «О реализации единых социальных проездных билетов на льготный проезд в городском транспорте общего пользования».

Согласно Постановлению администрации городского округа «Город Калининград» от 14 октября 2016 года № 1525 (в ред. от 30.09.2019) «О реализации единых социальных проездных билетов (электронных транспортных карт) на льготный проезд в городском транспорте общего пользования». В соответствии с п. 3.1. указанного Постановления, МКУ «Центр организации движения и пассажирских перевозок» организовывает учет, хранение и изготовление единых социальных проездных билетов (электронных транспортных карт) на проезд в городском пассажирском транспорте общего пользования. Постановлением утвержден Порядок реализации единых социальных проездных билетов (электронных транспортных карт) на льготный проезд в городском транспорте общего пользования (кроме автобусов малого класса).

В соответствии с Постановлением администрации городского округа «Город Калининград» от 08 октября 2018 года № 996 «О создании автоматизированной системы учета оплаты проезда пассажиров на муниципальных маршрутах регулярных перевозок городского округа «Город Калининград» принято Постановление администрации городского округа «Город Калининград» от 04 июня 2019 года № 494, которым утверждено Положение об автоматизированной системе учета оплаты проезда пассажиров на муниципальных маршрутах регулярных перевозок городского округа «Город Калининград» (далее - Положение).

Согласно пункту 3.1. Положения, транспортная карта «Волна Балтики» (далее - транспортная карта) вводится в обращение на муниципальных маршрутах регулярных перевозок городского округа «Город Калининград» и обязательна к приему при оплате проезда и перевозки багажа всеми Перевозчиками, получившими статус Участника Системы.

Льготная транспортная карта - транспортная карта, предназначенная для льготных категорий пассажиров и позволяющая осуществлять оплату проезда и перевозки багажа в пассажирском транспорте общего пользования с учетом действующих льготных тарифов (п. 1.3.8. Положения).

В соответствии с п.п. 5.6 и 5.7 Положения льготные транспортные карты выдаются лицам, имеющим право на льготное пользование транспортом общего пользования города Калининграда. Оформление и выдача Льготных транспортных карт осуществляются на основании заявления гражданина, имеющего льготы на пользование общественным транспортом, с предъявлением документа, удостоверяющего личность, а также документа, подтверждающего право на льготное пользование транспортом общего пользования города Калининграда. Первичное оформление и выдача Льготной транспортной карты осуществляются без взимания платы, повторная выдача карты осуществляется в соответствии с действующим прейскурантом.

Таким образом, судом первой инстанции установлено, что осуществление перевозок пассажиров и багажа в отношении лиц, имеющих право на льготное пользование транспортом общего пользования города Калининграда на основании льготных транспортных карт «Волна Балтики» предусмотрена действующими нормативными правовыми актами, принятыми органом местного самоуправления - администрацией городского округа «Город Калининград».

Административным истцом указанные нормативные правовые акты в порядке, установленном КАС РФ, по настоящему административному делу не оспариваются.

Оспариваемое административным истцом решение о прекращении с 15 сентября 2020 года продажи бумажных единых социальных проездных билетов, как следует из материалов дела, правовым актом не оформлено, носит организационно-распорядительный характер.

Исходя из вышеприведенных положений нормативных правовых актов, регулирующих предоставление права льготного проезда в городском транспорте общего пользования, создание автоматизированной системы оплаты проезда пассажиров на муниципальных маршрутах регулярных перевозок городского округа «Город Калининград», а также порядок реализации единых социальных проездных билетов (электронных транспортных карт) на льготный проезд в городском транспорте общего пользования, оспариваемое административным истцом решение указанным актам не противоречит.

Ссылки Жукова А.Н. на то что судом не правильно оценены его требования не соответствуют материалам дела.

Доводы административного истца о противоречии оспариваемого решения Федеральному закону от 07 февраля 1992 года № 2300-1 «О защите прав потребителей», который не регулирует спорные правоотношения, основаны на неверном толковании действующего законодательства и являются несостоятельными.

Исходя из материалов дела, суд апелляционной инстанции признал правильным вывод суда первой инстанции об отсутствии нарушения оспариваемым решением прав, свобод и законных интересов административного истца. Порядок выдачи и реализации электронных транспортных карт регулируется не оспариваемым решением, а вышеуказанным Положением об автоматизированной системе учета оплаты проезда пассажиров на муниципальных маршрутах регулярных перевозок городского округа «Город Калининград», утвержденным Постановлением администрации городского округа «Город Калининград» от 04 июня 2019 года № 494, которое административным истцом не оспаривается.

При указанных обстоятельствах дела, предусмотренные КАС РФ правовые основания для удовлетворения заявленных административным истцом требований отсутствуют.

Процессуальных нарушений, влекущих безусловную отмену постановленного по делу состоявшихся по делу судебных актов, вопреки доводам кавссационной жалобы, судебной коллегией не установлено. Замена судьи по административному делу произведена в порядке, предусмотренном подпунктом 2 части 3 статьи 28 КАС РФ в связи с болезнью судьи на основании определения председателя Московского районного суда города Калининграда от 27 октября 2020 года. Доводы кассационной жалобы о незаконности состава суда первой инстанции являются несостоятельными. Лица, участвующие в деле, были извещены надлежащим образом о времени и месте судебного заседания. Глава городского округа «Город Калининград» привлечен к участию в деле как должностное лицо, а не как физическое лицо. Поэтому суд не был обязан выносить определение о замене административного ответчика и извещать Главу муниципального образования как физическое лицо. Решение о правах и об обязанностях лиц, не привлеченных к участию в деле, судом не принималось.

Приведенные в кассационной жалобе доводы получили оценку в постановлениях судов первой и апелляционной инстанций. Предусмотренных законом оснований для отмены состоявшихся по делу судебных актов в кассационном порядке судебная коллегия не усматривает.

Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Московского районного суда г. Калининграда от 16 декабря 2020 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Калининградского областного суда от 30 марта 2021 года по административному исковому заявлению Жуков А.Н. к главе городского округа «Город Калининград», администрации городского округа «Город Калининград» о признании незаконным решения о прекращении продажи единых социальных билетов оставить без изменения, кассационную жалобу Жуков А.Н. - без удовлетворения.

Решение Московского районного суда г. Калининграда от 16 декабря 2020 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Калининградского областного суда от 30 марта 2021 года и настоящее кассационное определение могут быть обжалованы в судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который начинает исчисляться на следующий день после принятия апелляционного определения и из которого исключаются срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.

Мотивированное определение изготовлено 09 августа 2021 года.

Председательствующий:

Судьи: