Дело № 88а-12336/2021
ТРЕТИЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
К А С С А Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
04 августа 2021 года г. Санкт-Петербург
Судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего: Городкова А.В.,
судей: Зеленского А.М., Терентьевой Н.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу ФИО1 на решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 29 сентября 2020 года, и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Коми от 07 декабря 2020 года по административному делу № 2а-5928/2020 по административному иску ФИО1 к начальнику Федерального казенного учреждения «Исправительная колония №1» Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Коми ФИО2, Федеральному казенному учреждению «Исправительная колония № 1» Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Коми о признании незаконным приказа об утверждении распорядка дня осужденных в части установления ограничения табачных изделий, которые осужденные могут иметь при себе.
Заслушав доклад судьи Зеленского А.М., объяснения ФИО1, поддержавшего доводы, изложенные в кассационный жалобе, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
ФИО1, отбывающий уголовное наказание в исправительном учреждении, обратился в суд с административным иском к начальнику ФКУ ИК-1 УФСИН России по Республике Коми ФИО2 о признании незаконным приказа от 08.06.2018 № 309 «Об утверждении распорядка дня осужденных» в части установления ограничения табачных изделий, которые осужденные могут иметь при себе. В обоснование заявленных требований указал, что отбывает уголовное наказание в ФКУ ИК-1 УФСИН России по Республике Коми. Приказом начальника исправительного учреждения от 08.06.2018 № 309 «Об утверждении распорядка дня осужденных» определено количество табачных изделий, которые осужденные могут иметь при себе, - не более 60 пачек. Полагает, что указанное ограничение в части количества табачных изделий не соответствует требованиям уголовно-исполнительного законодательства, носит произвольный характер и нарушает его права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, а потому установлено незаконно и необоснованно.
Решением Сыктывкарского городского суда от 29 сентября 2020 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Коми от 07 декабря 2020 года, в удовлетворении иска отказано.
На вступившие в законную силу судебные постановления административный истец подал кассационную жалобу, в которой ставится вопрос об их отмене. В обоснование жалобы приводятся доводы о нарушении судами норм материального права.
Согласно части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких обстоятельств судом не установлено.
Как следует из материалов дела, ФИО1 отбывает уголовное наказание по приговору суда в ФКУ ИК-1 УФСИН России по Республике Коми.
Приказом врио начальника ФКУ ИК-1 УФСИН России по Республике Коми ФИО2 от 08.06.2018 № 309 утвержден распорядок дня осужденных, содержащихся в ФКУ ИК-1 УФСИН России по Республике Коми. Приложение № 2 к указанному приказу содержит перечень и количество вещей и предметов, продуктов питания, которые могут иметь при себе осужденные, содержащиеся в ФКУ ИК-1.
Количество табачных изделий, которые осужденным разрешено иметь при себе, определено в 60 пачек.
Разрешая возникший спор и отказывая в удовлетворении требований, суд исходил из правомерности оспариваемого приказа исправительного учреждения в части определения количества табачных изделий, которые осужденным разрешено иметь при себе, - не более 60 пачек, и отсутствия нарушения прав и законных интересов административного истца.
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Коми признала данные выводы суда при установленных по делу обстоятельствах правильными, основанными на нормах материального права, регулирующих спорные правоотношения.
Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации в статье 10 устанавливает, что при исполнении наказаний осужденным гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации с изъятиями и ограничениями, установленными уголовным, уголовно-исполнительным иным законодательством Российской Федерации.
Осужденные к лишению свободы отбывают наказание в исправит учреждениях, где действует определенный порядок исполнения и отбывания лишения свободы (режим).
Согласно части 1 статьи 82 УИК РФ режим в исправительных учреждениях - это установленный законом и соответствующими закону нормативными правовыми актами порядок исполнения и отбывания лишения свободы, обеспечивающий охрану и изоляцию осужденных, постоянный надзор за ними, исполнение возложенных на них обязанностей, реализацию их прав и законных интересов, личную безопасность осужденных и персонала, раздельное содержание разных категорий осужденных, различные условия содержания в зависимости от вида исправительного учреждения назначенного судом, изменение условий отбывания наказания.
Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации наделяет федеральные органы исполнительной власти правом принимать основанные на федеральном законе нормативные правовые акты по вопросам исполнения наказаний (статья 4); определяет режим в исправительных учреждениях, установленный законом и соответствующими закону нормативными правовыми актами порядок исполнения и отбывания лишения свободы, обеспечивающий, в частности, различные условия содержания в зависимости от вида исправительного учреждения, назначенного судом, изменение условий отбывания наказания (часть 1 статьи 82).
Законодатель делегировал полномочия Министерству юстиции Российской Федерации по согласованию с Генеральной прокуратурой Российской Федерации утверждать Правила внутреннего распорядка исправительных учреждений, при этом не дано какой-либо регламентации по содержательной части этих Правил (части 3 и 8 статьи 82 УИК РФ).
Реализуя предоставленные ему законом полномочия, Минюст России по согласованию с Генеральной прокуратурой Российской Федерации Приказом от 16.12.2016 года N 295 утвердил Правила внутреннего распорядка исправительных учреждений (далее - Правила).
Приложением № 1 к Правилам установлен перечень вещей и предметов, продуктов питания, которые осужденным запрещается изготавливать, иметь при себе, получать в посылках, передачах, бандеролях либо приобретать.
Согласно пункту 3 примечаний к Приложению № 1 Правил количество вещей и предметов, продуктов питания, которые осужденные могут иметь при себе, определяется в приложении к приказу ИУ, утверждающему распорядок дня ИУ, исходя из местных условий и возможностей. Общий вес принадлежащих осужденному вещей и предметов, продуктов питания, за исключением находящихся на складе ИУ, не может превышать 36 кг.
На основании вышеуказанных норм врио начальника ФКУ ИК-1 УФСИН России по Республике Коми ФИО2 08.06.2018 вынесен приказ № 309 «Об утверждении распорядка дня осужденных ФКУ ИК-1 УФСИН России по Республике Коми», в приложении № 2 к которому установлено количество вещей и предметов, продуктов питания, которые осужденные могут иметь при себе. Согласно пункту 1 данного приложения осужденным, содержащимся в ФКУ ИК-1, определено иметь при себе не более 60 пачек табачных изделий.
Согласно пункту 2 примечания к пункту 1 указанного приложения, предметы, вещи и продукты питания, сверх норм, установленных в перечне, хранятся в камерах хранения личных вещей повседневного пользования, расположенных в отрядах.
Пунктом 4 примечания к пункту 1 названного приложения предусмотрено, что вещи и предметы сверх установленной настоящим приказом нормы сдаются на склад ФКУ ИК-1 УФСИН России по Республике Коми.
Разрешая заявленный спор, суд, исходя из требований закона, представленных сторонами доказательств и установленных по делу обстоятельств, пришел к обоснованному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований, так как со стороны ФКУ ИК-1 УФСИН России по Республике Коми каких-либо незаконных действий (бездействия), повлекших нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца не установлено. Количество табачных изделий, которые осужденные могут иметь при себе (не более 60 пачек) определено начальником ФКУ ИК-1 УФСИН России по Республике Коми ФИО2 с учетом норм Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации, Правил внутреннего распорядка в исправительных учреждениях, утвержденных Приказом Минюста Российской Федерации от 16.12.2016 N 295, и прав и законных интересов административного истца не нарушает, поскольку не устанавливает для заявителя запрета на приобретение, а также получение в посылках, передачах и бандеролях табачных изделий сверх установленной нормы, с учетом предусмотренной возможности хранения осужденными предметов и вещей сверх нормы в камерах хранения личных вещей, расположенных в отрядах, и на складе исправительного учреждения.
Кроме того, доводов о том, каким конкретно образом нарушены права административного истца не приведено, доказательств наступления для него негативных последствий, а также нарушения его прав в связи с конкретными действиями (бездействием) не представлено, в то время как обязанность доказывания данных обстоятельств в силу части 2 статьи 62 КАС РФ возложена на него.
При таком положении судом первой инстанции правомерно отказано в удовлетворении административного искового заявления.
В кассационной жалобе административный истец просит дать другую оценку содержащимся в материалах дела доказательствам.
Однако в силу части 3 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд кассационной инстанции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими.
Таким образом, оценка доказательств не входит в компетенцию суда кассационной инстанции. Нарушений норм процессуального права при принятии доказательств судами первой и апелляционной инстанций не допущено.
Приведенные в кассационной жалобе доводы получили оценку в постановлениях судов первой и апелляционной инстанций. Предусмотренных законом оснований для отмены состоявшихся по делу судебных актов в кассационном порядке судебная коллегия не усматривает.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 29 сентября 2020 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Коми от 07 декабря 2020 года по административному иску ФИО1 к начальнику Федерального казенного учреждения «Исправительная колония №1» Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Коми ФИО2, Федеральному казенному учреждению «Исправительная колония № 1» Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Коми о признании незаконным приказа об утверждении распорядка дня осужденных в части установления ограничения табачных изделий, которые осужденные могут иметь при себе оставить без изменения, кассационную жалобу ФИО1 - без удовлетворения.
Решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 29 сентября 2020 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Коми от 07 декабря 2020 года и настоящее кассационное определение могут быть обжалованы в судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который начинает исчисляться на следующий день после принятия апелляционного определения и из которого исключаются срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 16 августа 2021 года.
Председательствующий:
Судьи: