ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Кассационное определение № 88А-12386/20 от 29.07.2020 Седьмого кассационного суда общей юрисдикции

№ 88а-12386/2020

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

город Челябинск 29 июля 2020 года

Судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе

председательствующего судьи Савельевой Л.А.

судей Чирковой Т.Н., Сапрыгиной Л.Ю.

рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу администрации города Лабытнанги на решение Лабытнангского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 30 декабря 2019 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 14 мая 2020 года по административному делу № 2а-1112/2019 по иску прокурора города Лабытнанги к Администрации города Лабытнанги, МУ «Департамент имущественных и земельных отношений Администрации города Лабытнанги» о признании незаконным бездействия.

Заслушав доклад судьи Чирковой Т.Н., мнение прокурора Трошкиной А.В., судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции

у с т а н о в и л а:

прокурор города Лабытнанги, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился с административным иском к администрации города Лабытнанги, МУ «Департамент имущественных и земельных отношений Администрации города Лабытнанги» с требованиями признать незаконным бездействие по согласованию с Управлением Роспотребнадзора по ЯНАО земельных участков для размещения и устройства снежных «сухих» свалок.

Требования мотивированы пунктом 4.11 СанПиН 42-128-4690-88. Санитарные правила содержания территорий населенных мест, утверждёнными Главным государственным санитарным врачом СССР 05 августа 1988 года № 4690-88 (далее - СанПиН 42-128-4690-88).

Решением Лабытнангского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 30 декабря 2019 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 14 мая 2020 года, требования удовлетворены. Суд признал незаконным бездействие Администрации муниципального образования город Лабытнанги, выразившееся в несогласовании с Управлением Роспотребнадзора по ЯНАО шести земельных участков, определенных для размещения и устройства «сухих» снежных свалок, возложил на Администрацию муниципального образования город Лабытнанги обязанность принять меры к согласованию с Управлением Роспотребнадзора по ЯНАО шести земельных участков, определенных для размещения и устройства «сухих» снежных свалок.

В кассационной жалобе, поданной 23 июня 2020 года, администрация города Лабытнанги, ссылаясь на неправильное применение норм материального права, просит отменить состоявшиеся по делу судебные постановления и принять новое решение об отказе в удовлетворении иска.

Административный истец, административные ответчики, заинтересованное лицо Управление Роспотребнадзора по ЯНАО, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке, в судебное заседание не явились, о причинах неявки не сообщили.

На основании статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия находит возможным рассмотрение дела в их отсутствие.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.

Судами при рассмотрении дела установлено, что прокурором города Лабытнанги в ходе осуществления проверки соблюдения требований законодательства об охране окружающей среды и природопользовании при содержании территорий населенных мест, а также жилых гражданских зданий в зимний период выявлено бездействие Администрации города Лабытнанги, выразившееся в непринятии мер по согласованию с Управлением Роспотребнадзора по ЯНАО земельных участков для размещения и устройства снежных «сухих» свалок.

24 января 2019 года Главе Администрации города Лабытнанги было направлено представление с требованием устранить выявленное в ходе проверки нарушение.

В ответе на указанное представление Администрация г. Лабытнанги указала, что такое согласование действующим законодательством не предусмотрено, а Управление Роспотребнадзора по ЯНАО ответ на письмо с просьбой о согласовании земельного участка не представило.

Удовлетворяя заявленные требования, суды первой и апелляционной инстанций исходили из того, что вопросы организации снежных «сухих» свалок относятся к полномочиям органов местного самоуправления, обязанность по их согласованию установлена действующим законодательством, а отсутствие такого согласования нарушает права граждан на благоприятную окружающую среду.

В соответствии со статьей 11 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.

Согласно положениям пункта 1 статьи 2, статей 11, 39 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее - Федеральный закон № 52-ФЗ) санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается посредством обязательного соблюдения санитарных правил.

В силу пункта 2 статьи 21 Закона № 52-ФЗ содержание территорий городских и сельских поселений, промышленных площадок должно отвечать санитарным правилам.

Накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации (пункт 1 статьи 13.4 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», далее – Закон № 89-ФЗ).

В соответствии с приказом Росприроднадзора от 22 мая 2017 года № 242 «Об утверждении Федерального классификационного каталога отходов» к коммунальным, подобным коммунальным на производстве и предоставлении услуг населению, отходам относятся отходы от зимней уборки улиц (код 73121000000), то есть снег.

Определение места строительства объектов размещения отходов осуществляется на основе специальных (геологических, гидрологических и иных) исследований в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (пункт 2 статьи 12 Закона № 89-ФЗ).

Территории, используемые, но не предназначенные для размещения на них отходов, согласно пункту 4.13 ГОСТа 30772-2001 «Межгосударственный стандарт. Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения», введенного постановлением Госстандарта России от 28 декабря 2001 года № 607-ст, являются несанкционированными свалками отходов.

Из приведенных норм следует, что места для накопления отходов от зимней уборки улиц должны быть определены для этих целей.

Возлагая на Администрацию города Лабытнанги обязанность по согласованию для размещения и устройства «сухих» снежных свалок шести конкретных земельных участков с кадастровыми номерами <данные изъяты>, а также признавая незаконным ее бездействие, суд не установил, каким образом эти участки были определены и использовались для данных целей.

Указанное не было включено судом в круг обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения настоящего административного дела и подлежащих обязательному установлению и исследованию в ходе судебного разбирательства.

Земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты> передан в аренду <данные изъяты> на основании договора аренды № <данные изъяты> от 23 апреля 2012 года для использования в целях «размещения площадки для складирования снега».

Данное доказательство судом не исследовано, вопрос о том, кто является лицом, ответственным за соблюдение санитарно-эпидемиологических правил на земельном участке с кадастровым номером <данные изъяты> не выяснен.

Поскольку бездействие органа местного самоуправления предполагает неисполнение обязанностей, возложенных нормативными правовыми и (или) иными актами, при решении вопроса о допущении Администрацией бездействия, выразившегося, по мнению прокурора и судебных инстанций, в непринятии мер согласованию сухих «снежных» свалок, суду первой инстанции надлежало установить характер спорного публичного правоотношения, определить нормативные правовые акты, подлежащие применению к ним, чтобы исследовать вопрос о требованиях к местам для накопления отходов от зимней уборки улиц.

Согласно пункту 4.11 СанПиН 42-128-4690-88, которым руководствовались суды, участки размещения и устройства снежных «сухих» свалок необходимо согласовывать с районными санэпидемстанциями с учетом конкретных местных условий, исключая при этом возможность отрицательного воздействия на окружающую среду.

В соответствии с пунктом 4.8 СанПиН 2.1.7.3550-19 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий муниципальных образований», утвержденного Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 05 декабря 2019 года № 20 (далее - СанПиН 2.1.7.3550-19), складирование собранного снега допускается осуществлять на специально отведенные площадки с водонепроницаемым покрытием и обвалованные сплошным земляным валом или вывозить снег на снегоплавильные установки. Размещение и функционирование снегоплавильных установок должно соответствовать требованиям законодательства в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

Таким образом, термин «снежные «сухие» свалки» использует только СанПиН 42-128-4690-88.

По смыслу положений Закона № 89-ФЗ для размещения отходов используются объекты размещения отходов - специально оборудованные сооружения, предназначенные для размещения отходов (полигон, шламохранилище, в том числе шламовый амбар, хвостохранилище, отвал горных пород и другое) и включающие в себя объекты хранения отходов и объекты захоронения отходов (абзац 10 статьи 11).

Согласно пункту 7 статьи 12 Закона № 89-ФЗ запрещается размещение отходов на объектах, не внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов.

Объекты размещения отходов вносятся в государственный реестр объектов размещения отходов. Ведение государственного реестра объектов размещения отходов осуществляется в порядке, определенном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Такой Порядок установлен приказом Минприроды России от 30 сентября 2011 года № 792 (далее – Порядок).

Согласно пункту 16 Порядка государственный реестр объектов размещения отходов (далее – ГРОРО) включает свод систематизированных сведений об эксплуатируемых объектах хранения отходов и объектах захоронения отходов, соответствующих требованиям, установленным законодательством Российской Федерации.

Пунктом 18 Порядка установлено, что ГРОРО формируется на основе информации об объектах размещения отходов, полученной в результате их инвентаризации, проведенной в соответствии с Правилами инвентаризации объектов размещения отходов, утвержденными Приказом Минприроды России от 25 февраля 2010 года № 49 (далее – Правила инвентаризации).

Пунктом 5 Правил инвентаризации предусмотрено, что источниками информации для инвентаризации объектов размещения отходов являются: проектная документация на строительство объектов размещения отходов; данные обследований (натурных, инструментальных, иных) объектов размещения отходов; фондовые материалы; иная документация.

Согласно пункту 19 Порядка территориальные органы Росприроднадзора в 10-дневный срок с даты поступления от юридического лица и индивидуального предпринимателя, эксплуатирующего объект размещения отходов, характеристики объекта размещения отходов, составленной по результатам проведения инвентаризации объектов размещения отходов, представляют в Росприроднадзор информацию согласно перечню о данном объекте размещения отходов, предлагаемом для включения в ГРОРО, в том числе информацию о наименовании объекта размещения отходов, назначении объекта размещения отходов, местонахождении объекта размещения отходов, о наличии негативного воздействия на окружающую среду объекта размещения отходов на основании данных мониторинга состояния окружающей среды на территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду; о юридическом лице или индивидуальном предпринимателе, эксплуатирующем объект размещения отходов.

Росприроднадзор в 15-дневный срок с даты регистрации информации об объекте размещения отходов, поступившей из территориального органа Росприроднадзора: рассматривает указанную информацию, присваивает номер объекту размещения отходов в ГРОРО, принимает правовые акты о включении объектов размещения отходов в ГРОРО с периодичностью не реже 1 раза в месяц (пункт 20 Порядка ведения кадастра).

От вида объекта размещения отходов зависит определение санитарно-гигиенических требований к его устройству и содержанию, в том числе установленных статьей 47 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

Без определения вида объекта размещения отходов, санитарно-гигиенических требований к нему решение суда о возложении обязанности по его согласованию является неисполнимым.

Суд апелляционной инстанции указанные недостатки не устранил.

При таких обстоятельствах принятые по делу судебные акты в связи с допущенными судами первой и апелляционной инстанций существенными нарушениями норм материального и процессуального права, повлиявшими на исход административного дела, нельзя признать законными, они подлежат отмене с направлением дела на новое рассмотрение по существу в суд первой инстанции.

При новом рассмотрении дела суду необходимо учесть изложенное выше и разрешить дело в соответствии с требованиями закона и установленными по делу обстоятельствами.

Руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 329, статьей 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции

о п р е д е л и л а:

решение Лабытнангского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 30 декабря 2019 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 14 мая 2020 года отменить и направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции в ином составе судей.

Председательствующий

Судьи