ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Кассационное определение № 88А-1240/2021 от 15.07.2021 Кассационного военного суда

Кассационное определение

№ 88а-1240/2021

15 июля 2021 г. г. Новосибирск

Кассационный военный суд

в составе председательствующего Сивова В.В., судей Дубова Ю.А. и Страхова В.Е. при секретаре судебного заседания Котовой А.И. рассмотрел в открытом судебном заседании административное дело № 2а-218/2020 по кассационной жалобе представителя заинтересованного лица Федерального казённого учреждения «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Республике Северная Осетия-Алания» (далее – Управление) Мартыновой Марины Николаевны на решение Махачкалинского гарнизонного военного суда от 25 сентября 2020 г. и апелляционное определение Южного окружного военного суда от 20 января 2021 г., принятые по административному иску военнослужащего войсковой части №.<звание> Магомедова Арсена Магомедовича об оспаривании действий начальника 6 отделения (финансово-расчетный пункт) Управления (далее – 6 отделение), связанных с невыплатой денежной компенсации за наем (поднаем) жилого помещения с учетом членов его семьи.

Заслушав доклад судьи Страхова В.Е., изложившего обстоятельства административного дела, содержание судебных актов, принятых по нему и доводы кассационной жалобы, Кассационный военный суд,

установил:

Махачкалинский гарнизонный военный суд указанным решением, оставленным без изменения Южным окружным военным судом, удовлетворил административный иск Магомедова, признав незаконными действия начальника 6 отделения, связанные с несогласованием проекта приказа командира войсковой части №. о выплате денежной компенсации за наем (поднаем) жилого помещения за 2020 год с учётом членов семьи административного истца, обязав согласовать данный проект.

В кассационной жалобе, поданной 24 мая 2021 г., представитель заинтересованного лица просит отменить судебные акты судов первой и апелляционной инстанций в связи с неправильным применением норм материального и процессуального права и отказать в удовлетворении заявленных административным истцом требований.

В обоснование Мартынова, излагая обстоятельства дела и приводя отдельные положения нормативно-правовых актов, регламентирующие порядок и основания выплаты денежной компенсации за наем (поднаем) жилья, утверждает, что регистрация членов семьи военнослужащего по месту жительства в местах прохождения им военной службы является обязательным условием включения в список на предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда и выплаты денежной компенсации за наем (поднаем) жилья.

При этом регистрация членов семьи военнослужащего по месту пребывания не подтверждает их фактическое проживание по месту службы, а поэтому Магомедову обосновано было отказано в выплате компенсации за наем (поднаем) жилья на членов семьи.

Кроме того, автор кассационной жалобы указывает, что судебными инстанциями не приведено доводов, опровергающих данную позицию и причины по которым действия начальника 6 отделения являются незаконными.

Препятствий для рассмотрения данного дела в отсутствие не явившихся лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения жалобы в кассационном порядке, не имеется.

Рассмотрев материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с ч. 2 ст. 328 КАС РФ основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованных судебных актах, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильных судебных актов.

По настоящему делу таких оснований не имеется.

Согласно обстоятельствам, которые судами первой и апелляционной инстанций установлены при рассмотрении административного дела и подтверждаются его материалами, Магомедов составом семьи .... человека включён в список на предоставление служебных жилых помещений с 3 ноября 2017 г.

Членами семьи административного истца зарегистрированы по месту жительства в <данные изъяты>.

Как усматривается из свидетельств о регистрации по месту пребывания от 31 июля 2017 г. супруга и дети Магомедова зарегистрированы по месту пребывания (по месту прохождения военной службы) административного истца по адресу: <адрес>

Магомедов в соответствии с договором от 27 декабря 2019 г. на период с 1 января по 31 декабря 2020 г. являлся нанимателем жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес> – с ежемесячной оплатой в размере 15000 рублей.

На основании рапорта административного истца командир войсковой части №. в июле 2020 г. представил начальнику 6 отделения на согласование проект приказа на установление Магомедову с учётом супруги и <данные изъяты> детей компенсации за наем (поднаем) жилых помещений ежемесячно в размере 14 775 рублей 36 копеек, с 1 января по 31 декабря 2020 г., с приложением документов, послуживших основанием для её назначения.

Начальник 6 отделения названный приказ не согласовал, обосновывая своё решение отсутствием у членов семьи административного истца регистрации по месту жительства в месте прохождения военной службы Магомедова.

Магомедову в соответствии с приказом командира войсковой части №. от 3 июля 2020 г. № 1614 истцу за указанный год выплачивалась компенсация в размере <данные изъяты> ежемесячно.

В соответствии с п. 3 ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, и членам их семей до получения жилых помещений предоставляются служебные жилые помещения, пригодные для временного проживания, жилые помещения маневренного фонда или общежития. В случае отсутствия указанных жилых помещений воинские части арендуют жилые помещения для обеспечения военнослужащих и совместно проживающих с ними членов их семей или по желанию военнослужащих - граждан ежемесячно выплачивают им денежную компенсацию за наем (поднаем) жилых помещений в порядке и размерах, которые определяются Правительством Российской Федерации.

Согласно п. 2(1) постановления Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2004 г. № 909 «О порядке выплаты денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту, гражданам Российской Федерации, уволенным с военной службы, и членам их семей» денежная компенсация за наем (поднаем) жилых помещений военнослужащим - гражданам, имеющим воинское звание солдата, матроса, сержанта или старшины, проходящим военную службу по контракту, либо уволенным с военной службы, и членам их семей выплачивается в размере, не превышающем 3600 руб. в городах и районных центрах, за исключением <данные изъяты>.

При этом размеры денежной компенсации повышаются на 50 процентов в случае совместного проживания с военнослужащим или гражданином, уволенным с военной службы, трех и более членов семьи.

В соответствии с п. 2, 4, 18 и 19 Инструкции об организации в Вооруженных Силах Российской Федерации выплаты денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений, утвержденной приказом Министра обороны Российской Федерации от 27 мая 2016 г. № 303 (далее - Инструкция) выплата денежной компенсации осуществляется военнослужащему ежемесячно через финансово-экономические органы по месту прохождения военной службы со дня найма (поднайма) жилого помещения после прибытия к месту военной службы, но не ранее дня включения военнослужащего в список на предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда уполномоченным органом либо структурным подразделением уполномоченного органа согласно принадлежности территорий в целях жилищного обеспечения.

Решение о выплате денежной компенсации принимается на основании рапорта, к которому прилагаются, в том числе копии паспортов гражданина Российской Федерации на всех членов семьи, на которых назначается денежная компенсация, с отметками о регистрации по месту жительства, копии свидетельств о регистрации по месту пребывания (при их наличии) и свидетельств о рождении детей, не достигших 14-летнего возраста.

Разрешая при установленных обстоятельствах данный административный иск, суды проанализировав вышеприведенные норы права, обоснованно учли ст. 2 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 г. № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации и пришли к верному выводу о том, что поскольку Магомедов предоставил предусмотренные п. 4 Инструкции документы, подтверждающие наличие у него права на оспариваемую компенсацию вместе с членами семьи, то отсутствие регистрации по месту жительства в месте прохождения военной службы не является препятствием для выплаты денежной компенсации, так как право на ее получение имеют военнослужащие, не обеспеченные жилым помещением по месту прохождения ими военной службы.

В связи с этим у административного ответчика отсутствовали основания для отказа в доплате оспариваемой компенсации на членов семьи, а поэтому суды обоснованно удовлетворили требования административного истца.

Вопреки доводам автора жалобы, выводы судов первой и апелляционной инстанций основаны на правильном толковании и применении норм материального права, которое опровергает позицию должностных лиц и явилось основанием для признания действий начальника 6 отделения незаконными, поскольку копии свидетельств о регистрации по месту пребывания (при их наличии) являются основанием для выплаты данной компенсации, что прямо предусмотрено п. 4 Инструкции.

Доводы автора кассационной жалобы на правильность выводов судов первой и апелляционной инстанций не влияют, поскольку не основаны на нормах материального и процессуального законов и, по своей сути, сводятся к несогласию с существом постановленных судебных актов, что в силу ч. 3 ст. 329 КАС РФ основанием для их отмены в кассационном порядке не является.

При таких обстоятельствах оснований для отмены или изменения состоявшихся по делу судебных актов, в том числе и для безусловной отмены, предусмотренных ч. 3 ст. 328 КАС РФ, из материалов дела не усматривается, поэтому кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.

Руководствуясь ст. 327, 329 и 330 КАС РФ, Кассационныйвоенный суд,

определил:

решение Махачкалинского гарнизонного военного суда от 25 сентября 2020 г. и апелляционное определение Южного окружного военного суда от 20 января 2021 г., принятые по административному иску Магомедова А.М., оставить без изменения, а кассационную жалобу представителя заинтересованного лица Федерального казённого учреждения «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Республике Северная Осетия-Алания» Мартыновой М.Н. – без удовлетворения.

Кассационное определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в порядке гл. 35 КАС РФ путём подачи кассационной жалобы в установленный ч. 2 ст. 318 этого же Кодекса срок непосредственно в Судебную коллегию по делам военнослужащих Верховного Суда Российской Федерации.

Кассационное определение изготовлено в окончательной форме 15 июля 2021 г.

Председательствующий В.В. Сивов

Судьи Ю.А. Дубов

В.Е. Страхов