ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Кассационное определение № 88А-1260/20 от 30.01.2020 Восьмого кассационного суда общей юрисдикции

ВОСЬМОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД

ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

№ 88А-1260/2020

г. Кемерово 30 января 2020 года

Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:

председательствующего Пушкаревой Н.В.,

судей Зиновьевой К.В., Никулиной И.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу администрации Каа-Хемского района Республики Тыва, поступившую 10 декабря 2019 года, на решение Каа-Хемского районного суда Республики Тыва от 10 июня 2019 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Тыва от 19 сентября 2019 года

по административному делу № 2а-271/2019 по административному исковому заявлению прокурора Каа-Хемского района Республики Тыва к администрации Каа-Хемского района Республики Тыва о признании незаконным бездействия администрации муниципального образования «Каа-Хемский кожуун Республики Тыва» по непринятию мер, направленных на организацию сбора и вывоза отходов производства и потребления, возложении обязанности на администрацию Каа-Хемского района по устранению несанкционированных свалок отходов производства и потребления на территории Каа-Хемского района.

Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Пушкаревой Н.В., возражения прокурора Маслаковой О.Г., Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции,

установила:

прокурор Каа-Хемского района Республики Тыва обратился в суд с административным исковым заявлением о признании незаконным бездействия администрации муниципального образования «Каа-Хемский кожуун» по непринятию мер, направленных на организацию сбора и вывоза отходов производства и потребления, возложении обязанности на администрацию Каа-Хемского района по устранению несанкционированных свалок отходов производства и потребления на территории Каа-Хемского района.

Требования мотивированы тем, что по итогам проведенной прокуратурой проверки были выявлены несанкционированные свалки отходов производства и потребления на территории Каа-Хемского района Республики Тыва: 1) в 2 км в северном направлении от <данные изъяты>, на левой стороне обочины автодороги по направлению к <данные изъяты>; 2) в 1,5 км в северном направлении от <данные изъяты>, на правой стороне обочины автодороги по направлению к <данные изъяты>. Согласно ответу на представление прокурора администрацией Каа-Хемского района приняты меры по буртованию указанных свалок для дальнейшего вывоза и утилизации. Однако, фактически вышеуказанные несанкционированные свалки отходов производства и потребления административным ответчиком устранены не были. Просил признать незаконным бездействие администрации муниципального образования «Каа-Хемский кожуун» по непринятию мер, направленных на организацию сбора и вывоза отходов производства и потребления, возложить на администрацию Каа-Хемского района обязанность по устранению вышеуказанных несанкционированных свалок отходов производства и потребления на территории Каа-Хемского района.

Решением Каа-Хемского районного суда Республики Тыва от 10 июня 2019 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Тыва от 19 сентября 2019 года, административные исковые требования прокурора Каа-Хемского района Республики Тыва удовлетворены.

В кассационной жалобе административный ответчик просит отменить указанные выше судебные акты, направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции. Полагает, что судами необоснованно отклонены доводы о том, что на момент подачи иска органом местного самоуправления были проведены комплексные работы по очистке данных мест от мусора, также в иске не конкретизировано, в чем выражаются нарушения прав неопределенного круга лиц. Прокуратура полномочиями для обращения в суд с заявленными требованиями не наделена, пропущен срок для подачи искового заявления. К участию в деле в качестве заинтересованного лица не был привлечён региональный оператор по обращению с твёрдыми коммунальными отходами.

Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в пределах доводов кассационной жалобы пришла к следующим выводам.

В соответствии с частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.

Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит, что при рассмотрении дела судами первой и апелляционной инстанций нарушений норм материального права, регулирующих возникшие правоотношения, не допущено.

Из материалов дела следует и установлено судами, что по результатам проведённой прокуратурой Каа-Хемского района проверки были выявлены две несанкционированные свалки на территории района: 1) в 2 км в северном направлении от <данные изъяты>, на левой стороне обочины автодороги по направлению к <данные изъяты>; 2) в 1,5 км в северном направлении от <данные изъяты>, на правой стороне обочины автодороги по направлению к <данные изъяты>.

ДД.ММ.ГГГГ исполняющему обязанности председателя администрации Каа-Хемского района ФИО8 направлено представление прокурора об устранении нарушений федерального законодательства в части организации сбора и вывоза отходов производства и потребления с территории указанных выше несанкционированных свалок и предоставлении ответа по результатам рассмотрения представления и принятых мерах.

ДД.ММ.ГГГГ в адрес исполняющего обязанности председателя администрации Каа-Хемского района ФИО7 направлялось требование прокурора о явке в прокуратуру для дачи объяснений ДД.ММ.ГГГГ к <данные изъяты> часам, поскольку ответ на представление от ДД.ММ.ГГГГ в прокуратуру не поступил.

Администрацией Каа-Хемского района ДД.ММ.ГГГГ за исходящим номером предоставлен ответ о том, что схема размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов имеется, администрацией района ведется реестр данных площадок, по несанкционированной свалке в <данные изъяты>, с. Авыйган в апреле приняты меры по буртованию для дальнейшего вывоза и утилизации, по несанкционированной свалке в <данные изъяты> составляется смета расходов по ликвидации свалки до ДД.ММ.ГГГГ.

Удовлетворяя административные исковые требования, суд первой инстанции пришел к выводу, что обязанность организовать сбор (в том числе раздельный сбор) и транспортирование твёрдых коммунальных отходов на территориях сельских поселений муниципального района возложена на органы местного самоуправления муниципальных районов Республики Тыва. Административным ответчиком не принимаются меры по исполнению законодательства по организации очистки территории муниципального образования от отходов производства и потребления, указанное незаконное бездействие повлекло образование несанкционированных свалок в сумонах <данные изъяты> Каа-Хемского района, что создает угрозу санитарно-эпидемиологическому благополучию населения и причиняет ущерб окружающей среде, тем самым нарушает права и законные интересы граждан, проживающих на территории Каа-Хемского района.

С данными выводами согласился суд апелляционной инстанции.

Судебная коллегия полагает выводы судов правильными, доводы кассационной жалобы не могут являться основанием для отмены судебных актов, поскольку не свидетельствуют о нарушении судом норм материального и процессуального права, основаны на неверной оценке административным ответчиком обстоятельств дела.

В соответствии с пунктом 14 части 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского поселения относится участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению) сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твёрдых коммунальных отходов на территориях соответствующих муниципальных районов.

Из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации следует, что в реализации экологической функции государства участвуют и органы местного самоуправления, поскольку обеспечение благоприятных экологических условий жизнедеятельности населения по месту жительства согласуется с основной целью местного самоуправления, заключающейся в удовлетворении основных жизненных потребностей населения муниципальных образований. Это предполагает, что на органы местного самоуправления могут быть возложены законом как создание условий для надлежащего исполнения субъектами природопользования своих обязанностей, по устранению причинённого природным объектам вреда, так и обеспечение проведения за счёт собственных сил и средств мероприятий по ликвидации загрязнения территории муниципального образования отходами, образовавшимися в результате жизнедеятельности населения, если выявленный факт не является следствием невыполнения или ненадлежащего выполнения конкретным лицом своих обязанностей, связанных с использованием того или иного земельного участка на территории данного муниципального образования.

Законодателем на муниципальные районы, как и на городские округа, возложена обязанность по осуществлению мер организационно-властного воздействия, направленных на создание условий для обеспечения эффективности очистки территории муниципального образования от загрязнения бытовыми и промышленными отходами.

Согласно части 3 статьи 55 Закона Республики Тыва от 29 декабря 2004 года № 1101 ВХ-1 «Об отходах производства и потребления в Республике Тыва» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов Республики Тыва в области обращения с отходами относится участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твёрдых коммунальных отходов на территориях соответствующих муниципальных районов, в том числе осуществление полномочий в области обращения с отходами, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, на территориях сельских поселений муниципального района, а также на межселенной территории.

В соответствии со статьёй 4 Устава сельского поселения сумон Бурен-Бай-Хаакский Каа-Хемского района Республики Тыва участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твёрдых коммунальных отходов к вопросам местного значения не относится.

На основании пункта 38 части 1 статьи 8 Устава муниципального образования «Каа-Хемский кожуун» к вопросам местного значения муниципального района относится, в том числе участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твёрдых коммунальных отходов па территории соответствующих муниципальных образований.

Поскольку обстоятельства, исключающие выполнение органом местного самоуправления возложенной на него обязанности, судам не установлены, а именно принадлежностью физическим либо юридическим лицам отходов, размещённых на несанкционированных свалках либо наличие лиц, обязанных в силу подпункта 2 пункта 2 статьи 13 Земельного кодекса Российской Федерации осуществлять мероприятия обязаны проводить мероприятия по защите земель от различного рода негативного воздействия, и административными ответчиком доказательств в обоснование указанного не приведено, суды правильно пришли к выводу об удовлетворении заявленных требований, ввиду допущенного административным ответчиком бездействия.

Доводы кассационной жалобы о том, что на момент обращения прокурора в суд были проведены комплексные работы по очистке данных мест от мусора не могут повлечь отмену судебных актов, поскольку восстановление нарушенного права неопределённого круга лиц возможно только путём полной ликвидации выявленных несанкционированных свалок, между тем таких данных суду не было представлено.

Ошибочным является довод административного ответчика о допущенном судами процессуальном нарушении ввиду не привлечения к участию в деле <данные изъяты>, являющегося региональным оператором по обращению с твёрдыми коммунальными отходами, поскольку в системе действующего правового регулирования на указанное лицо не может быть возложена обязанность по выявлению и ликвидации несанкционированных свалок (статьи 24.6, 24.7 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ), доказательств наличия данной обязанности у регионального оператора в силу договорных отношений с административным ответчиком в материалы дела также не представлено.

Доводы о пропуске прокурором срока обращения с административным исковым заявлением, а также об отсутствии доказательств нарушения допущенным бездействием прав неопределённого круга лиц приводились в судах первой и апелляционной инстанций им дана надлежащая оценка, оснований, считать которую неправильной, не имеется.

При разрешении спора судами правильно установлены обстоятельства, имеющие значение для дела, представленным доказательствам дана правовая оценка, оснований, считать которую неправильной не имеется, оснований для отмены судебных актов по доводам кассационной жалобы Судебная коллегия не усматривает.

На основании изложенного, руководствуясь 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,

определила:

решение Каа-Хемского районного суда Республики Тыва от 10 июня 2019 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Тыва от 19 сентября 2019 года оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи: