ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Кассационное определение № 88А-12669/20 от 18.08.2020 Седьмого кассационного суда общей юрисдикции

№ 88а-12669/2020

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г.Челябинск 18 августа 2020 г.

Судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:

председательствующего судьи Савельевой Л.А.,

судей Ермолаевой Л.П., Загайновой А.Ф.,

рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу ассоциации содействия жилищному самоуправлению «Пермский стандарт», товарищества собственников жилья «Комсомольский проспект-71», товарищества собственников жилья «Комсомольский проспект-77», товарищества собственников жилья «Куйбышева 86», жилищно-строительного кооператива №28 на решение Пермского краевого суда от 11 октября 2019 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции от 18 марта 2020 года, вынесенные по административному делу №3а-195/2019 по административному исковому заявлению о признании нормативных правовых актов недействующими,

заслушав доклад судьи Ермолаевой Л.П., заключение прокурора Трошкиной А.В., Судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции,

у с т а н о в и л а:

Правительством Пермского края принято постановление от 8 июня 2018 года № 305-п «Об особенностях определения размера платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами в Пермском крае» (далее – Постановление № 305-п), которым определен размер платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами в Пермском крае.

Пунктом 1 Постановления № 305-п установлено, что плата за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами осуществляется потребителем в жилом помещении в многоквартирном доме и потребителем, проживающим в комнате (комнатах) в жилом помещении, являющемся коммунальной квартирой, а также в общежитиях всех форм собственности, исходя из общей площади жилого помещения (в отдельных комнатах в общежитиях исходя из площади этих комнат).

В соответствии с пунктом 3.1 Постановления № 305-п размер платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами, предоставленную потребителю в жилом помещении в многоквартирном доме, определяется в соответствии с формулой 9(2) раздела 11(1) приложения № 2 к постановлению Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 года № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов».

Согласно пункту 3.2 Постановления № 305-п размер платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами, предоставленную потребителю, проживающему в комнате (комнатах) в жилом помещении, являющемся коммунальной квартирой, а также в общежитиях всех форм собственности, определяется в соответствии с формулой 9(8) раздела 11(1) приложения № 2 к постановлению Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 года № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов».

Приказом Региональной службы по тарифам Пермского края от 20 июля 2018 года № СЭД-46-04-02-96 «Об утверждении расчетных единиц и категорий объектов, расположенных на территории Пермского края, на которых образуются отходы и в отношении которых могут устанавливаться нормативы накопления твердых коммунальных отходов» (далее - Приказ от 20 июля 2018 года № СЭД-46-04-02-96) утверждены прилагаемые к данному приказу расчетные единицы и категории объектов, расположенных на территории Пермского края, на которых образуются отходы и в отношении которых могут устанавливаться нормативы накопления твердых коммунальных отходов. Согласно названному приказу для категории объектов «Домовладения» утверждены следующие расчетные единицы, в отношении которых устанавливаются нормативы накопления твердых коммунальных отходов: «Многоквартирные дома» - 1 кв. м общей площади; «Индивидуальные жилые дома» -1 проживающий.

Приказом Региональной службы по тарифам Пермского края от 20 июля 2018 года № СЭ Д-46-04-02-97 (далее - Приказ от 20 июля 2018 года № СЭД-46-04-02-97) с учетом изменений, внесенных приказами Министерства жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Пермского края от 31 января 2019 года № СЭД-24-02-46-2 и от 6 мая 2019 года № СЭ Д-24-02-46-36, установлены нормативы накопления твердых коммунальных отходов на территории Пермского края согласно приложению к данному Приказу.

Согласно приложению к Приказу от 20 июля 2018 года № СЭ Д-46-04-02-97 для категории объектов «Многоквартирные дома» установлен норматив накопления твердых коммунальных отходов на территории Пермского края на 1 кв. м общей площади 6,70 кг/год * 0,048 куб. м/год.

Приказом Министерства жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Пермского края от 21 декабря 2018 года № СЭД-24-02-46-10 (далее также - Приказ от 21 декабря 2018 года № СЭД-24-02-46-10) утверждена средняя плотность твердых коммунальных отходов для установленных нормативов на территории Пермского края в размере 115 кг на куб. метр.

Постановлением Региональной службы по тарифам Пермского края от 20 декабря 2018 года № 53-о «О предельном едином тарифе регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами Пермского краевого государственного унитарного предприятия «Теплоэнерго» на территории Пермского края» с учетом изменений, внесенных постановлением этого же органа от 28 декабря 2018 года № 58-о, утверждена производственная программа Пермского краевого государственного унитарного предприятия «Теплоэнерго» в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами на 2019 год. Согласно приложению 2 к Постановлению от 20 декабря 2018 года № 53-о установлен и введен в действие с 1 января 2019 года по 31 декабря 2019 года соответствующий производственной программе (приложение №1) предельный единый тариф регионального оператора (пункт 2).

Постановлением Министерства тарифного регулирования и энергетики «О предельном едином тарифе регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами Пермского краевого государственного унитарного предприятия «Теплоэнерго» на территории Пермского края» от 29 марта 2019 года № 21-о постановления Региональной службы по тарифам Пермского края от 20 декабря 2018 года № 53-о и от 28 декабря 2018 года № 58-о признаны утратившими силу, установлен новый предельный единый тариф регионального оператора согласно приложению 2 к этому Постановлению, который действует по 31 декабря 2019 года (пункты 2, 3).

31 мая 2019 года Министерством тарифного регулирования и энергетики Пермского края принято постановление № 41-о «О предельном едином тарифе регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами Пермского краевого государственного унитарного предприятия «Теплоэнерго» на территории Пермского края» (далее - Постановление от 31 мая 2019 года № 41-о). Данное постановление опубликовано в официальном печатном издании «Бюллетень законов Пермского края, правовых актов губернатора Пермского края, Правительства Пермского края, исполнительных органов государственной власти Пермского края» № 22 (том 1) от 10 июня 2019 года, вступило в силу по истечении 10 дней с момента официального опубликования и применяется к правоотношениям, возникшим с 1 января 2019 года.

Названным постановлением утверждена производственная программа Пермского краевого государственного унитарного предприятия «Теплоэнерго» в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами на 2019 год согласно приложению 1 к данному Постановлению (пункт 1); установлен и введен в действие предельный единый тариф регионального оператора согласно приложению 2 к этому Постановлению (пункт 2); признано утратившим силу Постановление от 29 марта 2019 года № 21-о с момента вступления в силу данного Постановления (пункт 3).

Полагая данные нормативные акты не отвечающими требованию соответствия нормативным актам, имеющим большую юридическую силу, административные истцы - Галицкий Денис Григорьевич, Черепанова Юлия Михайловна, товарищество собственников жилья «Лаврова 16», товарищество собственников недвижимости «Дом на улице Николая Островского, 29», товарищество собственников жилья «Эльсинор», товарищество собственников недвижимости «Беляева, 8», товарищество собственников жилья «Комсомольский проспект-71», жилищно-строительный кооператив 28, товарищество собственников жилья «Пушкина 80», товарищество собственников жилья «ТРИО», товарищества собственников жилья «Карпинского, 112», товарищество собственников жилья «Островского 49», товарищество собственников жилья «Холмогорская, 4Б», жилищно-строительный кооператив № 28, товарищество собственников жилья «Комсомольский проспект-77», товарищество собственников жилья «Урал-Вест-Дом», ассоциация содействия жилищному самоуправлению «Пермский стандарт», товарищество собственников жилья «Покровские ворота», товарищество собственников жилья «Космонавтов, 74», товарищество собственников жилья «Комсомольский проспект, 86», товарищество собственников жилья «Космонавта Беляева, 35», товарищество собственников жилья «Куйбышева 86», товарищество собственников жилья «Авиатор», товарищество собственников жилья «Нейвинская 10 А», товарищество собственников жилья «Пушкарская, 88», товарищество собственников жилья «Панфилова-14», товарищество собственников жилья «Добролюбова1», товарищество собственников недвижимости (товарищества собственников жилья) «9 Мая, 1», товарищество собственников жилья «Василия Каменского, 24», товарищество собственников жилья «Хабаровская 66», товарищество собственников жилья «Черняховского-55», товарищество собственников жилья «Уинская, 35», товарищество собственников жилья «Петропавловская, 83» обратились в суд с административным иском о признании недействующими:

пунктов 1, 3.1 и 3.2 постановления Правительства Пермского края от 8 июня 2018 г. № 305-п «Об особенностях определения размера платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами в Пермском крае»,

пункта 1 приказа Региональной службы по тарифам Пермского края от 20 июля 2018 г. № СЭД-46-04-02-96 «Об утверждении расчетных единиц и категорий объектов, расположенных на территории Пермского края, на которых образуются отходы, и в отношении которых могут устанавливаться нормативы накопления твердых коммунальных отходов» в части утверждения в приложении к приказу расчетных единиц, в отношении которых устанавливается норматив накопления твердых коммунальных отходов, для категории «Домовладения», в том числе, в части установления расчетной единицы накопления твердых коммунальных отходов в многоквартирных домах равной «1 квадратный метр общей площади»;

пункта 1 приказа Региональной службы по тарифам Пермского края от 20 июля 2018 г. № СЭД-46-04-02-97 «Об утверждении нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории Пермского края» в части утверждения в приложении к приказу нормативов накопления твердых коммунальных отходов, для категории «Многоквартирные дома»;

приказа Министерства жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Пермского края от 21 декабря 2018 г. № СЭД-24-02-46-10 «Об утверждении средней плотности твердых коммунальных отходов на территории Пермского края»;

постановления Министерства тарифного регулирования и энергетики Пермского края от 31 мая 2019 г. № 41-о «О предельном едином тарифе регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами Пермского краевого государственного унитарного предприятия «Теплоэнерго» на территории Пермского края» (требования изложены с учетом принятых судом первой инстанции уточнений административных исков и прекращения определением от 11 октября 2019 года производства по делу в части требований о признании недействующими: постановления Региональной службы по тарифам Пермского края от 20 декабря 2018 г. № 53-0 «О предельном едином тарифе регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами Пермского казенного государственного унитарного предприятия «Теплоэнерго» на территории Пермского края», постановления Министерства тарифного регулирования и энергетики Пермского края от 29 марта 2019 года № 21-о «О предельном едином тарифе регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами Пермского краевого государственного унитарного предприятия «Теплоэнерго» на территории Пермского края»).

Решением Пермского краевого суда от 11 октября 2019 года требования административных истцов удовлетворены частично.

Признаны недействующими со дня вступления решения суда в законную силу: пункт 1 приказа Региональной службы по тарифам Пермского края от 20 июля 2018 года № СЭД-46-04-02-97 «Об утверждении нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории Пермского края» (в редакции приказов Министерства жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Пермского края от 31 января 2019 года № СЭД-24-02-46-2, от 6 мая 2019 года № СЭД-24-02-46-36) в части утверждения в приложении к приказу нормативов накопления твердых коммунальных отходов, для категории «Многоквартирные дома»; приказ Министерства жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Пермского края от 21 декабря 2018 года № СЭД-24-02-46-10 «Об утверждении средней плотности твердых коммунальных отходов на территории Пермского края»; постановление Министерства тарифного регулирования и энергетики Пермского края от 31 мая 2019 года № 41-о «О предельном едином тарифе регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами Пермского краевого государственного унитарного предприятия «Теплоэнерго» на территории Пермского края».

В удовлетворении остальной части заявленных требований о признании недействующими:

пунктов 1, 3.1 и 3.2 постановления Правительства Пермского края от 8 июня 2018 года № 305-п «Об особенностях определения размера платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами в Пермском крае»; пункта 1 приказа Региональной службы по тарифам Пермского края от 20 июля 2018 года № СЭД-46-04-02-96 «Об утверждении расчетных единиц и категорий объектов, расположенных на территории Пермского края, на которых образуются отходы, и в отношении которых могут устанавливаться нормативы накопления твердых коммунальных отходов» в части утверждения в приложении к приказу расчетных единиц, в отношении которых устанавливается норматив накопления твердых коммунальных отходов, для категории «Домовладения» - отказано.

Не согласившись с судебными актами, ассоциация содействия жилищному самоуправлению «Пермский стандарт», товарищество собственников жилья «Комсомольский проспект-71», товарищество собственников жилья «Комсомольский проспект-77», товарищество собственников жилья «Куйбышева 86», жилищно-строительный кооператив №28 (далее так же - заявители) обратились в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции с жалобой, поданной 18.06.2020, в которой просят отменить состоявшиеся судебные акты в части отказа в удовлетворении требований о признании недействующими пунктов 1, 3.1 и 3.2 постановления Правительства Пермского края от 8 июня 2018 года № 305-п «Об особенностях определения размера платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами в Пермском крае»; пункта 1 приказа Региональной службы по тарифам Пермского края от 20 июля 2018 года № СЭД-46-04-02-96 «Об утверждении расчетных единиц и категорий объектов, расположенных на территории Пермского края, на которых образуются отходы, и в отношении которых могут устанавливаться нормативы накопления твердых коммунальных отходов». Полагают, что определение расчетной единицы для индивидуальных жилых домов категории «Домовладения» исходя из количества проживающих, а не площади помещения, как это сделано для проживающих в многоквартирных жилых домах противоречит пункту 148 (30) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. № 354, поскольку закрепленный в Правилах подход позволяет устанавливать лишь одинаковые расчетные единицы для индивидуальных жилых домов и многоквартирных домов. Иное определение расчетных единиц для указанных категорий, по мнению заявителей, свидетельствует о дискриминационном подходе и нарушении конституционного принципа равенства прав граждан.

Кроме того заявители не согласны с изложенными в мотивировочной части апелляционного определения выводами суда апелляционной инстанции, согласно которым суд не нашел оснований для признания необоснованным включения в состав необходимой валовой выручки при формировании предельного единого тарифа регионального оператора затрат на сырье и материалы в размере 25 147, 03 тыс. рублей, прочих производственных расходов в сумме 311 082, 71 тыс. руб., а так же затрат по другим статьям - в том числе затрат по услугам связи и почтовым услугам, затрат по информационным материалам (печатным изданиям) и информационным материалам (радио), затрат на ведение сайта ПКГУП «Теплоэнерго», консультационных услуг. Как полагают заявители, названные выводы подлежат исключению из мотивировочной части апелляционного определения как не соответствующие Основам ценообразования в области обращения с твердыми коммунальными отходами и Правилам регулирования тарифов в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами, согласно которым при определении расчетных значений тарифов орган регулирования тарифов использует экономически обоснованные объемы потребления сырья, материалов, выполненных работ (услуг), тогда как включенные регулятором в сумму НВВ вышеуказанные расходы являются экономически необоснованными, поскольку в материалах тарифного дела отсутствуют доказательства необходимости таких расходов, а так же доказательства того, что расчетные значения расходов определены на основании цен, критерии определения которых, указаны в пункте 14 Основ ценообразования.

В судебном заседании суда кассационной инстанции, проводимом путем использования систем видеоконференц-связи, представитель подателей кассационной жалобы - Степанов В.В. на удовлетворении кассационной жалобы настаивал по приведенным в жалобе основаниям.

Представитель Правительства Пермского края, Министерства жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Пермского края – Жоголь Н.Ф., представитель Министерства тарифного регулирования и энергетики Пермского края – Денисова Е.П., представитель Пермского государственного унитарного предприятия «Теплоэнерго» Букреева Ю.А. с доводами кассационной жалобы не согласились, полагая обжалуемые судебные акты законными и обоснованными.

Прокурором в судебном заседании дано заключение об отсутствии оснований для отмены состоявшихся судебных актов в силу их законности и обоснованности.

Административный истец Галицкий Д.Г. и заинтересованное лицо Федеральная антимонопольная служба (ФАС России) представили ходатайство о рассмотрении дела в их отсутствие.

Иные участвующие в деле лица явку представителей не обеспечили, ходатайств об отложении либо рассмотрении дела в их отсутствие не представили, извещены надлежащим образом.

Судебная коллегия на основании части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, извещенных надлежащим образом о месте и времени судебного заседания.

Согласно части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.

Судебный акт подлежит безусловной отмене кассационным судом общей юрисдикции в случаях, указанных в части 1 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (часть 3 статьи 328 Кодекса).

В силу части 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.

Из содержания статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации следует, что нормативный правовой акт может быть признан судом недействующим полностью или в части, если установлено его противоречие (несоответствие) иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.

Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (часть 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).

Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечение таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья определяются Федеральным законом от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее - Федеральный закон от 24 июня 1998 да № 89-ФЗ).

Пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89- ФЗ определено, что правовое регулирование в области обращения с отходами осуществляется данным Федеральным законом, другими законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а также муниципальными нормативными правовыми актами.

В соответствии со статьей 24.10 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ в случаях, определенных Правительством Российской Федерации, объем и (или) масса твердых коммунальных отходов определяются исходя из нормативов накопления твердых коммунальных отходов. Нормативы накопления твердых коммунальных отходов утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации либо органом местного самоуправления поселения или городского округа (в случае наделения его соответствующими полномочиями законом субъекта Российской Федерации). Нормативы накопления твердых коммунальных отходов могут устанавливаться дифференцированно в отношении различных территорий субъекта Российской Федерации и различных категорий потребителей услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, а также с учетом других критериев, установленных Правительством Российской Федерации. Порядок определения нормативов накопления твердых коммунальных отходов устанавливается Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 года № 354 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (далее - Правила предоставления коммунальных услуг № 354).

Пунктом 148(30) Правил № 354 установлено, что размер платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами, предоставленную потребителю в жилом помещении, определяется в соответствии с формулой 9(1) приложения N 2 к настоящим Правилам (абзац один). В случае принятия органом государственной власти субъекта Российской Федерации решения об осуществлении потребителями оплаты коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами исходя из общей площади жилого помещения размер платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами, предоставленную потребителю в жилом помещении, определяется в соответствии с формулой 9(2) приложения N 2 к настоящим Правилам (абзац два).

Пунктом 4(1) Постановления Правительства Российской Федерации от 27 августа 2012 года № 857 «Об особенностях применения Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» установлено, что органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе принять решение об осуществлении потребителями оплаты коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами исходя из общей площади жилого помещения в соответствии с абзацем вторым пункта 148(30) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 года № 354, в отношении всех или отдельных муниципальных образований, расположенных на территории субъекта Российской Федерации. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации, принявшие указанное решение, вправе в любой момент принять решение о применении порядка расчета размера платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами в соответствии с абзацем первым пункта 148(30) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 года № 354.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 4 апреля 2016 года № 269 «Об определении нормативов накопления твердых коммунальных отходов» утверждены Правила определения нормативов накопления твердых коммунальных отходов (далее - Правила определения нормативов накопления твердых коммунальных отходов от 4 апреля 2016 года № 269), согласно которым:

Нормативы устанавливаются органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации (далее - уполномоченные органы).

Нормативы могут устанавливаться дифференцированно в отношении:

а) территорий субъекта Российской Федерации - муниципальных образований (групп муниципальных образований) и зон деятельности региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами;

б) категорий потребителей услуги по обращению с отходами - физических и юридических лиц;

в) категорий объектов, на которых образуются отходы;

г) видов и групп отходов, а также групп однородных отходов.

Пунктом 4 Методических рекомендаций по вопросам, связанным с определением нормативов накопления твердых коммунальных отходов, утвержденных приказом Минстроя России от 28 июля 2016 года N 524/пр (далее - Методические рекомендации, утвержденные приказом Минстроя России от 28 июля 2016 года N 524/пр), предусмотрено, что категории объектов, на которых образуются отходы, в отношении которых могут устанавливаться нормативы, а также расчетные единицы по категориям объектов рекомендуется определять в соответствии с приложением 1 к данным методическим рекомендациям, которым, в свою очередь, предусмотрено, что домовладения подразделяются на две категории объектов: многоквартирные дома и индивидуальные жилые дома, в отношении каждого из указанных объектов может быть установлена расчетная единица, в отношении которой устанавливается норматив: один проживающий или 1 кв. м общей площади.

С учетом изложенных правовых норм, суды пришли к верному выводу о том, что Правительство Пермского края и Региональная служба по тарифам вправе были принять решение об осуществлении потребителями оплаты коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами по домовладениям в отношении категории объектов «многоквартирные дома» исходя из 1 кв. м общей площади.

Таким образом, установление в Пермском крае дифференцированных расчетных единиц для расчета нормативов накопления твердых коммунальных отходов (далее также - ТКО), и соответственно, дифференцированное установление размера платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО (в зависимости от категории домовладения - многоквартирные дома либо индивидуальные жилые дома) не противоречит иным нормативным правовом актам, имеющим большую юридическую силу, в силу чего судами обоснованно отказано в удовлетворении требований административных истцов в части признания недействующими пунктов 1, 3.1 и 3.2 постановления Правительства Пермского края от 8 июня 2018 года № 305-п «Об особенностях определения размера платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами в Пермском крае»; пункта 1 приказа Региональной службы по тарифам Пермского края от 20 июля 2018 года № СЭД-46-04-02-96 «Об утверждении расчетных единиц и категорий объектов, расположенных на территории Пермского края, на которых образуются отходы, и в отношении которых могут устанавливаться нормативы накопления твердых коммунальных отходов» в части утверждения в приложении к приказу расчетных единиц, в отношении которых устанавливается норматив накопления твердых коммунальных отходов, для категории «Домовладения».

Доводы подателей жалобы о том, что определение различных расчетных единиц расчета нормативов накопления твердых коммунальных отходов для многоквартирных домов и для индивидуальных жилых домов противоречит пункту 148 (30) Правил предоставления коммунальных услуг № 354, свидетельствует о дискриминационном подходе и нарушении конституционного принципа равенства прав граждан, несостоятельны.

Из положений названного пункта Правил предоставления коммунальных услуг № 354 следует наличие у органа государственной власти субъекта Российской Федерации полномочий на принятие решения об осуществлении потребителями оплаты коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами исходя из общей площади жилого помещения, тогда как категории объектов, на которых образуются отходы, в силу пунктов 2, 4 Правил определения нормативов накопления твердых коммунальных отходов от 4 апреля 2016 года № 269 устанавливаются органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, который, руководствуясь пунктом 4 Методических рекомендаций, утвержденных приказом Минстроя России от 28 июля 2016 года N 524/пр, был вправе определить такие категории объектов как «многоквартирные дома» и «индивидуальные жилые дома».

Оценивая доводы заявителей о необходимости исключения из мотивировочной части апелляционного определения выводы суда апелляционной инстанции, согласно которым суд не нашел оснований для признания необоснованным включения в состав необходимой валовой выручки (НВВ) при формировании предельного единого тарифа регионального оператора затрат на сырье и материалы в сумме 25 147, 03 тыс. рублей, прочих производственных расходов в сумме 311 082, 71 тыс. руб., затрат по другим статьям: по услугам связи и почтовым услугам, информационным материалам (печатным изданиям) и информационным материалам (радио), затрат на ведение сайта ПКГУП «Теплоэнерго», консультационных услуг, судебная коллегия приходит к следующему.

Предельные тарифы в области обращения с твердыми коммунальными отходами, в том числе единый тариф на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами, устанавливают органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области обращения с отходами (статья 6, пункт 4 статьи 24.8 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ).

Установление предельных тарифов производится в соответствии с Основами ценообразования в области обращения с твердыми коммунальными отходами (утверждены Постановлением Правительства РФ от 30.05.2016 N 484, далее также - Основы ценообразования) и Правилами регулирования тарифов в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами (утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 30 мая 2016 года № 484, далее также - Правила регулирования тарифов) и Методическими указаниями по расчету регулируемых тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными приказом Федеральной антимонопольной службы от 21 ноября 2016 года № 1638/16 (далее - Методические указания).

В силу положений пункта 2 статьи 24.9 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ тарифы должны компенсировать экономически обоснованные расходы на реализацию производственных и инвестиционных программ и обеспечивать экономически обоснованный уровень доходности текущей деятельности и используемого при осуществлении регулируемых видов деятельности в области обращения с твердыми коммунальными отходами инвестированного капитала.

В соответствии с пунктом 18 Основ ценообразования, пунктом 7 Методических указаний тарифы рассчитываются на основании необходимой валовой выручки (НВВ), определенной для соответствующего регулируемого вида деятельности, и расчетного объема и (или) массы твердых коммунальных отходов.

Необходимая валовая выручка определяется исходя из экономически обоснованных расходов регулируемых организаций, необходимых им для осуществления регулируемого вида деятельности в течение периода регулирования и обеспечения достижения показателей эффективности (пункт 16 Основ ценообразования, пункт 9 Методических указаний).

Расходы, подлежащие включению в состав производственных, ремонтных, административных приведены в пунктах 17, 18, 19 Методических указаний.

В составе производственных расходов учитываются, в том числе, расходы на приобретение сырья и материалов, используемых для производственных нужд, и их хранение, общехозяйственные расходы; прочие производственные расходы, непосредственно связанные с эксплуатацией объектов, используемых для обработки, обезвреживания, захоронения твердых коммунальных отходов, не учитываемые в составе ремонтных расходов, включая расходы на амортизацию автотранспорта, используемого регулируемой организацией для осуществления регулируемой деятельности.

В составе административных расходов подлежат учету расходы на оплату товаров, работ и (или) услуг, поставляемых и (или) выполняемых по договорам сторонними организациями или индивидуальными предпринимателями, включая расходы на оплату услуг связи и интернета, вневедомственной охраны, юридических, информационных, аудиторских, консультационных услуг.

Оспаривая экономическую обоснованность включения затрат на сырье и материалы в сумме 25 147, 03 тыс. рублей, прочих производственных расходов в сумме 311 082, 71 тыс. рублей, на административные расходы, заявители ссылаются на отсутствие доказательств обоснованности объемов приобретаемых сырья, материалов и услуг, а так же на завышение цен, учтенных при формировании тарифа в отсутствие проведенных регулируемой организацией закупочных процедур.

Вместе с тем, как верно указано судом апелляционной инстанции, в пункте 14 Основ ценообразования, указан перечень данных (в приоритетном порядке), которыми орган регулирования руководствуется при определении расчетных значений расходов, учитываемых при установлении тарифов. При этом в отсутствие данных, перечисленных в подпунктах «а» - «в» пункта 14 Основ ценообразования, расчет расходов может быть произведен с использованием иных (уступающих по приоритетности) источников, в том числе сведений о расходах на приобретаемые товары (работы, услуги), производимых другими регулируемыми организациями в сопоставимых условиях (подпункт «г» пункта 14 Основ ценообразования).

Суд апелляционной инстанции верно указал, что законодательством не исключается возможность включения в НВВ расходов, определенных на основании коммерческих предложений, а также на основании информации из открытых источников, при условии их экономической обоснованности.

Из материалов тарифного дела следует, что ПКГУП «Теплоэнерго» были представлены документы, в том числе, коммерческие предложения различных поставщиков, в том числе по услугам биллинга, в силу чего довод авторов жалобы об установлении величины расходов на основании коммерческого предложения единственного поставщика противоречит фактическим обстоятельствам дела.

Судебная коллегия находит несостоятельным довод подателей жалобы о неправильном толковании судом апелляционной инстанции положений подпункта «г» пункта 14 Основ ценообразования, со ссылкой на отсутствие в материалах тарифного дела сведений о расходах на приобретаемые товары (работы, услуги), производимые другими регулируемыми организациями в сопоставимых условиях.

Тарифный орган, являясь регулятором рынка в субъекте Российской Федерации, осуществляя утверждение и корректировку тарифов на соответствующие виды товаров и услуг, располагает всей полнотой информации о расходах на приобретаемые товары (работы, услуги), производимые другими регулируемыми организациями.

При этом, как следует из пояснений представителя тарифного органа, при отсутствии данных, перечисленных в подпунктах «а» - «в» пункта 14 Основ ценообразования, тарифный орган производит сравнение указанных в заявке регулируемой организации цен с ценами, существующими на рынке, в том числе, указанными на сайтах поставщиков соответствующих товаров и услуг и установленными на торгах, проводимых другими субъектами рынка регулируемых услуг.

Данные обстоятельства свидетельствуют о наличии у органа тарифного регулирования возможности для оценки экономической обоснованности расчетных значений заявленных ПКГУП «Теплоэнерго» расходов.

Суд апелляционной инстанции правомерно принял во внимание обстоятельства того, что тарифный орган снизил первоначальную заявку ПКГУП «Теплоэнерго» с 33 163,77 тыс. рублей до 25 147,03 тыс. рублей, исключив экономически необоснованные объемы сырья и материалов и сократив количество телефонных аппаратов, принтеров МФУ, факсов, цветных принтеров, сейфов, количество мебели, расходы на канцелярские и хозяйственные товары. Также тарифный орган включил в данные затраты расходы по программному обеспечению и расходы на покупку серверного оборудования.

Довод о том, что материалы тарифного дела не содержат сведений о расходах других регулируемых организаций в сопоставимых условиях на приобретение серверного оборудования, услуг связи, доступа к сети интернет, обновление и ведение сайта не могут явиться основанием для оценки установленных тарифным органом расчетных значений указанных расходов как экономически необоснованных, поскольку, как указано выше, законодательством не исключается возможность включения в НВВ расходов, определенных на основании имевшихся коммерческих предложений, а также информации из открытых источников.

Кроме того судебная коллегия принимает во внимание обстоятельство того, что исключение судом апелляционной инстанции из решения Пермского краевого суда суждений относительно экономической необоснованности части производственных и административных расходов, принятых тарифным органом, не повлияло на вывод о правильности принятого судом первой инстанции решения в соответствии с которым постановление Министерства тарифного регулирования и энергетики Пермского края от 31 мая 2019 года № 41-о «О предельном едином тарифе регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами Пермского краевого государственного унитарного предприятия «Теплоэнерго» на территории Пермского края» признано недействующим.

При таких обстоятельствах у суда кассационной инстанции отсутствуют основания для переоценки сделанных судом апелляционной инстанции выводов и, соответственно, для исключения данных выводов из мотивировочной части апелляционного определения.

Выводы судов, изложенные в обжалованных судебных актах, соответствуют обстоятельствам административного дела.

Нарушения норм материального права, а также требований процессуального законодательства, повлиявших на исход судебного разбирательства, судами не допущено.

Руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции

о п р е д е л и л а:

решение Пермского краевого суда от 11 октября 2019 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции от 18 марта 2020 года оставить без изменения, кассационную жалобу ассоциации содействия жилищному самоуправлению «Пермский стандарт», товарищества собственников жилья «Комсомольский проспект-71», товарищества собственников жилья «Комсомольский проспект-77», товарищества собственников жилья «Куйбышева 86», жилищно-строительного кооператива № 28 - без удовлетворения.

Определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня принятия апелляционного определения, за вычетом срока рассмотрения кассационной жалобы кассационным судом общей юрисдикции.

Определение в полном объеме изготовлено 20.08.2020 г.

Председательствующий

Судьи