ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Кассационное определение № 88А-12815/2021 от 29.07.2021 Восьмого кассационного суда общей юрисдикции

ВОСЬМОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД

ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

№ 88А-12815/2021

город Кемерово 29 июля 2021 года

Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе

председательствующего Мишиной И.В.,

судей Евтифеевой О.Э., Никулиной И.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Губернатора Забайкальского края на решение Забайкальского краевого суда от 18 сентября 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции от 15 декабря 2020 года по административному делу № 3а-99/2020 по административному исковому заявлению заместителя прокурора Забайкальского края в интересах неопределенного круга лиц о признании недействующим подпункта 4 пункта 10 Порядка предоставления субсидий из бюджета Забайкальского края юридическим лицам (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальным предпринимателям, снабжающим электрической энергией население, проживающее в населенных пунктах Забайкальского края, не обеспеченных централизованным электроснабжением, утвержденного постановлением Правительства Забайкальского края от 26 января 2017 года № 15.

Заслушав доклад судьи Мишиной И.В., пояснения прокурора Кадошникова С.О., полагавшего кассационную жалобу не подлежащей удовлетворению, судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции

установила:

постановлением Правительства Забайкальского края от 26 января 2017 года № 15, опубликованным на официальном интернет-портале правовой информации (http://www.pravo.gov.ru) 30 января 2017 года, утвержден Порядок предоставления субсидий из бюджета Забайкальского края юридическим лицам (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальным предпринимателям, снабжающим электрической энергией население, проживающее в населенных пунктах Забайкальского края, не обеспеченных централизованным электроснабжением (далее - Порядок).

Порядок определяет категории юридических лиц (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальных предпринимателей, имеющих право на получение субсидий в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с оказанием услуг по электроснабжению населения, проживающего в населенных пунктах Забайкальского края, предусмотренных статьей 1 Закона Забайкальского края от 12 октября 2015 года № 1232-33K «О возмещении недополученных доходов и (или) финансовом обеспечении (возмещении) затрат юридическим лицам (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальным предпринимателям, снабжающим электрической энергией население, проживающее в населенных пунктах Забайкальского края, не обеспеченных централизованным электроснабжением» (далее также организации, субсидии, субсидии на возмещение недополученных доходов, субсидии на финансовое обеспечение (возмещение) затрат), цели, условия и порядок предоставления субсидий, порядок возврата субсидий в бюджет Забайкальского края в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении, случаи и порядок возврата в текущем финансовом году получателем субсидий не использованных в отчетном финансовом году остатков субсидий, предоставленных в целях финансового обеспечения затрат, а также регламентирует положения об обязательной проверке Министерством территориального развития Забайкальского края, являющимся главным распорядителем средств бюджета Забайкальского края, предоставляющим субсидию (далее - уполномоченный орган), и органом государственного (муниципального) финансового контроля Забайкальского края соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидий их получателями (пункт 1 Порядка в редакции постановления Правительства Забайкальского края от 28 декабря 2017 года № 578).

Подпунктом 4 пункта 10 названного Порядка в качестве основания для отказа в предоставлении субсидий предусмотрено отсутствие в бюджете Забайкальского края на соответствующий финансовый год бюджетных ассигнований на цели, указанные в пункте 2 настоящего Порядка.

Постановлением Правительства Забайкальского края от 28 декабря 2017 года № 578, опубликованным на официальном интернет-портале правовой информации (http://www.pravo.gov.ru) 29 декабря 2017 года, в указанный Порядок внесены изменения, которыми положения названного пункта не затрагивались.

Заместитель прокурора Забайкальского края, действуя в защиту интересов неопределенного круга лиц, обратился в суд с административным иском о признании недействующим с момента вступления решения суда в законную силу подпункта 4 пункта 10 Порядка, указав, что предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальным предпринимателям, снабжающим электрической энергией население, проживающее в населенных пунктах, не обеспеченных централизованным электроснабжением, является одним из основных мероприятий подпрограммы «Развитие жилищно-коммунального хозяйства Забайкальского края» государственной программы Забайкальского края «Развитие жилищно-коммунального хозяйства Забайкальского края», утвержденной постановлением Правительства Забайкальского края от 30 декабря 2015 года № 650. Расходные обязательства субъекта Российской Федерации при осуществлении органами государственной власти субъекта Российской Федерации полномочий по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, указанных в пунктах 2 и 5 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», в силу пункта 2 статьи 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации подлежат исполнению за счет собственных доходов и источников финансирования дефицита бюджета субъекта Российской Федерации. Такое основание для отказа в предоставлении субсидий, как отсутствие в бюджете Забайкальского края на соответствующий финансовый год бюджетных ассигнований, предусмотренное подпунктом 4 пункта 10 Порядка, позволяет не предусматривать в бюджете на очередной финансовый год расходных обязательств для целей предоставления названных субсидий. Решение об отказе в предоставлении субсидий получателю по причине отсутствия в бюджете Забайкальского края на соответствующий финансовый год бюджетных ассигнований должно быть обусловлено принятием соответствующего закона о приостановке действий положений Закона Забайкальского края от 12 октября 2015 года № 1232-33K. Кроме того, указывает, что невозможность перечисления субсидий в рамках бюджетных ассигнований текущего финансового года не свидетельствует, что обязанность по выплате предоставленной субсидии, возникшая у публично-правого образования, прекращается, поскольку положения статьи 242 Бюджетного кодекса Российской Федерации не исключают возможность фактического доведения предоставленной субсидии до ее получателя за счет бюджетных ассигнований очередного финансового года, а при их недостаточности - за счет казны публично-правового образования. Изложенное нарушает права хозяйствующих субъектов на получение средств субсидий на возмещение недополученных доходов.

Решением Забайкальского краевого суда от 18 сентября 2020 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции от 15 декабря 2020 года, административный иск удовлетворен.

В кассационной жалобе, поданной через суд первой инстанции 3 июня 2021 года, Губернатором Забайкальского края ставится вопрос об отмене состоявшихся по делу судебных постановлений со ссылкой на допущенные судами нарушения норм материального и процессуального права. По доводам, положенным в обоснование заявленных по существу иска возражений, настаивает, что подпункт 4 пункта 10 Порядка соответствует действующему законодательству Российской Федерации. Полагает, что прокурором не доказано нарушение прав неопределенного круга лиц.

Прокурором, участвующим в деле, принесены возражения на кассационную жалобу.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме. Представители административных ответчиков в судебное заседание не явились, о причинах неявки не известили, возражений против рассмотрения жалобы в их отсутствие, в том числе по причине невозможности обеспечить явку представителей в судебное заседание, не заявили, ходатайств об отложении заседания не представили. В соответствии с частью 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации кассационная жалоба рассмотрена в отсутствие неявившихся в заседание представителей участвующих в деле лиц.

Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия Восьмого кассационного суда считает, что судами первой и апелляционной инстанций такого рода нарушения не допущены.

В целях регулирования отношений, связанных с возмещением недополученных доходов и финансовым обеспечением (возмещением) затрат юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, оказывающим услуги по снабжению электрической энергией населению, проживающему в ряде труднодоступных населенных пунктов Забайкальского края, не обеспеченных централизованным электроснабжением, а также создания равных условий по оплате за электрическую энергию населением края в зонах централизованного и децентрализованного электроснабжения, 12 октября 2015 года принят Закон Забайкальского края № 1232-ЗЗК «О возмещении недополученных доходов и (или) финансовом обеспечении (возмещении) затрат юридическим лицам (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальным предпринимателям, снабжающим электрической энергией население, проживающее в населенных пунктах Забайкальского края, не обеспеченных централизованным электроснабжением» (далее – Закон Забайкальского края № 1232-ЗЗК), частью 2 статьи 3 которого предусмотрено предоставление субсидии на возмещение недополученных доходов и (или) финансовое обеспечение (возмещение) затрат организациям, снабжающим электрической энергией население, в случае превышения плановой валовой выручки с учетом экономически обоснованных цен (тарифов) над плановой валовой выручкой с учетом цен (тарифов) для населения. Порядок предоставления субсидии устанавливается Правительством Забайкальского края (часть 1 статьи 3).

Постановлением Правительства Забайкальского края от 30 декабря 2015 года № 650 утверждена государственная программа Забайкальского края «Развитие жилищно-коммунального хозяйства Забайкальского края», согласно паспорту которой программа реализуется в период 2016-2024 годов, имеет подпрограммы, одна из которых – «Развитие жилищно-коммунального хозяйства Забайкальского края».

Целью названной подпрограммы является повышение качества предоставляемых жилищно-коммунальных услуг и развитие жилищно-коммунального хозяйства; задачами - в том числе, возмещение недополученных доходов ресурсоснабжающим организациям на выработку электрической энергии для населения, проживающего в населенных пунктах, не обеспеченных централизованным электроснабжением; финансовое обеспечение затрат организаций на выработку электрической энергии для населения, проживающего в населенных пунктах, не обеспеченных централизованным электроснабжением, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в связи с ограниченными сроками завоза грузов.

В соответствии с разделом 1 подпрограммы электроснабжение потребителей в 24 селах в 8 районах Забайкальского края осуществляется от дизельных электростанций, стоимость выработки электрической энергии на которых выше, чем себестоимость электроэнергии, реализуемой в зонах централизованного электроснабжения, в 14 - 25 раз. Электроснабжение потребителей от дизельных электростанций в отдельных населенных пунктах осуществляется не более 10 часов в сутки, что не обеспечивает комфортные условия проживания населения. Большинство дизельных электростанций находится в неудовлетворительном техническом состоянии и не обеспечивают надежное и качественное электроснабжение населения.

Исходя из содержания пункта 2 раздела 5 подпрограммы возмещение недополученных доходов осуществляется за счет средств бюджета Забайкальского края в форме субсидий юридическим лицам (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальным предпринимателям в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации, Порядком предоставления субсидий из бюджета Забайкальского края юридическим лицам (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальным предпринимателям, снабжающим электрической энергией население, проживающее в населенных пунктах Забайкальского края, не обеспеченных централизованным электроснабжением, утвержденным постановлением Правительства Забайкальского края от 26 января 2017 года № 15.

Судами установлено, что названный порядок принят уполномоченным органом, в пределах предоставленной ему компетенции, с соблюдением порядка и процедуры принятия и опубликования. По данным основаниям нормативный правовой акт не оспаривается.

Утвержденный постановлением Правительства Забайкальского края от 26 января 2017 года № 15 Порядок предоставления субсидий из бюджета Забайкальского края юридическим лицам (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальным предпринимателям, снабжающим электрической энергией население, проживающее в населенных пунктах Забайкальского края, не обеспеченных централизованным электроснабжением, определяет категории юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, имеющих право на получение субсидий в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с оказанием услуг по электроснабжению населения, проживающего в населенных пунктах Забайкальского края, предусмотренных статьей 1 Закона Забайкальского края № 1232-ЗЗК, цели, условия и порядок предоставления субсидий, порядок возврата субсидий в бюджет Забайкальского края в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении, случаи и порядок возврата в текущем финансовом году получателем субсидий не использованных в отчетном финансовом году остатков субсидий, предоставленных в целях финансового обеспечения затрат, а также регламентирует положения об обязательной проверке Министерством территориального развития Забайкальского края, являющимся главным распорядителем средств бюджета Забайкальского края, предоставляющим субсидию, и органом государственного (муниципального) финансового контроля Забайкальского края соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидий их получателями (пункт 1).

Согласно пункту 2 Порядка субсидии предоставляются уполномоченным органом из бюджета Забайкальского края в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных в бюджете Забайкальского края на текущий финансовый год и плановый период, и лимитов бюджетных обязательств, утвержденных в установленном порядке на предоставление субсидий.

Законом Забайкальского края от 19 декабря 2019 года № 1778-ЗЗК «О бюджете Забайкальского края на 2020 год и плановый период 2021 и 2022 годов» предусмотрены бюджетные средства на реализацию мероприятия «Предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальным предпринимателям, снабжающим электрической энергией население, проживающее в населенных пунктах, не обеспеченных централизованным электроснабжением».

Субсидированию подлежат затраты юридических лиц (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальных предпринимателей, снабжающих электрической энергией население, проживающее в населенных пунктах, не обеспеченных централизованным электроснабжением, находящихся в труднодоступных районах края, а получателями субсидий являются небольшие по численности предприятия, в том числе сельскохозяйственные артели, сельскохозяйственные производственные кооперативы.

Таким образом, источниками финансового обеспечения субсидий на возмещение недополученных доходов являются средства бюджета Забайкальского края.

Пунктом 8 Порядка предусмотрено, что право на получение субсидий на цели, указанные в пункте 1 настоящего Порядка, имеют организации, осуществляющие в соответствии с требованиями действующего законодательства в сфере электроэнергетики услуги, указанные в пункте 1 настоящего Порядка, с использованием автономных систем электроснабжения, эксплуатируемых на основаниях, предусмотренных действующим законодательством.

В пункте 10 Порядка содержатся основания для отказа в предоставлении субсидий, в соответствии с подпунктом 4 одним из которых является отсутствие в бюджете Забайкальского края на соответствующий финансовый год бюджетных ассигнований на цели, указанные в пункте 2 настоящего Порядка.

При рассмотрении и разрешении административного дела суд первой инстанции, ссылаясь на положения абзацев 20 и 22 статьи 6, пункта 2 статьи 78, пункта 1 статьи 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации, Устава Забайкальского края, Закон Забайкальского края № 1232-ЗЗК, пришел к обоснованному выводу о том, что пункт 10 Порядка подлежит признанию недействующим, указав, что поскольку правительство Забайкальского края, принимая на себя расходные обязательства предоставлять юридическим лицам (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальным предпринимателям, снабжающим электрической энергией население, проживающее в населенных пунктах Забайкальского края, не обеспеченных централизованным электроснабжением, субсидии из краевого бюджета, направленные на возмещение недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с оказанием услуг по электроснабжению населения, проживающего в населенных пунктах Забайкальского края, предусмотренных статьей 1 Закона Забайкальского края № 1232-ЗЗК, в рамках реализации мероприятий подпрограммы «Развитие жилищно-коммунального хозяйства Забайкальского края» государственной программы Забайкальского края «Развитие жилищно-коммунального хозяйства Забайкальского края», реализуемой в период 2016-2024 годов, обязано предусматривать бюджетные ассигнования для реализации постановления Правительства Забайкальского края от 26 января 2017 года № 15 и обязано учитывать такие расходные обязательства при формировании и принятии своего бюджета, поэтому предусмотренное оспариваемым пунктом Порядка основание к отказу в предоставлении субсидии нельзя признать соответствующим требованиям действующего законодательства, поскольку позволяет не предусматривать в необходимом объеме в бюджете на очередной финансовый год расходные обязательства для целей предоставления субсидий из краевого бюджета на возмещение недополученных доходов лицам, снабжающим электрической энергией потребителей в населенных пунктах Забайкальского края, не обеспеченных централизованным электроснабжением, что противоречит положениям статей 78, 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации.

Суд апелляционной инстанции с выводами суда первой инстанции согласился, указав, что предусмотренное постановлением Правительства Российской Федерации от 18 сентября 2020 года № 1492 «Об общих требованиях к нормативным правовым актам, муниципальным правовым актам, регулирующим предоставление субсидий, в том числе грантов в форме субсидий, юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, и о признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации» при определении условий и порядка предоставления субсидий право на установление в правовом акте иных, помимо предусмотренных данным постановлением, оснований для отказа, само по себе не свидетельствует о законности оспариваемого подпункта Порядка.

Вопреки утверждению подателя кассационной жалобы, выводы судов нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения, соответствуют.

Иное толкование административным ответчиком положений действующего законодательства не свидетельствуют о неправильном применении судами норм права.

Довод о том, что прокурором не доказано нарушение оспариваемым нормативным правовым актом прав и интересов неопределенного круга лиц со ссылкой на отсутствие на момент рассмотрения спора в суд отказов в предоставлении субсидий по данному основанию выводов суда о незаконности оспариваемых положений нормативного правового акта не опровергает.

Поскольку выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, нормы материального и процессуального права применены судами правильно, оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы нет.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции

определила:

решение Забайкальского краевого суда от 18 сентября 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции от 15 декабря 2020 года оставить без изменения, кассационную жалобу Губернатора Забайкальского края – без удовлетворения.

Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и в срок, предусмотренные статьями 318, 319 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Мотивированное кассационное определение изготовлено 29 июля 2021 года.

Председательствующий

Судьи