ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Кассационное определение № 88А-12895/2023 от 07.06.2023 Второго кассационного суда общей юрисдикции

Дело № 88а-12895/2023 г.

(номер дела, присвоенный судом первой инстанции г.)

ВТОРОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Москва 7 июня 2023 года

Судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе

председательствующего судьи Рахманкиной Е.П.,

судей Жудова Н.В., Войты И.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу ФИО1 на решение Ворошиловского межрайонного суда г.Донецка Донецкой Народной Республики от 28 ноября 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Донецкой Народной Республики от 21 февраля 2023 года по административному делу по административному исковому заявлению ФИО1 к Управлению Народной милиции Донецкой Народной Республики об оспаривании бездействия, обязании устранить допущенные нарушения прав,

Заслушав доклад судьи Жудова Н.В., судебная коллегия

установила:

ФИО1 обратился в суд с административным иском, в котором просил признать неправомерным бездействие Управление Народной милиции Донецкой Народной Республики в связи с не предоставлением ему персональной отсрочки от призыва на военную службу по мобилизации в соответствии с положениями пункта 3 статьи 17 Закона о мобилизационной подготовке и мобилизации в ДНР, а также невыдачей ему надлежащим образом заверенного документа о предоставлении названной отсрочки; признать за ним право на упомянутую отсрочку и обязать Управление выдать ему надлежащим образом заверенный документ о предоставлении отсрочки в соответствии с приведенным законом.

Требования иска обоснованы ссылками на то, что в связи с объявленной мобилизацией, несмотря на его обращения, Управление Народной милиции Донецкой Народной Республики, неправомерно, как полагает заявитель, не предоставляет ему персональную отсрочку от призыва на военную службу по мобилизации для осуществления ухода за отцом, находящимся в преклонном возрасте и нуждающимся в постороннем уходе.

Решением Ворошиловского межрайонного суда г.Донецка Донецкой Народной Республики от 28 ноября 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Донецкой Народной Республики от 21 февраля 2023 года, в требованиях административного иска отказано.

В кассационной жалобе, поступившей в суд первой инстанции 24 марта 2023 года, поставлен вопрос об отмене состоявшихся судебных актов в связи с их незаконностью и принятии нового судебного акта об удовлетворении административного иска.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в связи с чем, судебная коллегия, на основании части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Рассмотрев административное дело в пределах доводов кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Исчерпывающий перечь оснований отсрочки от призыва на военную службу по мобилизации установлен статьей 17 Закона Донецкой Народной Республики «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Донецкой Народной Республике» от 26 февраля 2015 года №10-IНС.

Согласно пункту 3 части 1 указанной статьи закона, отсрочка предоставляется гражданам, занятым постоянным уходом за отцом, матерью, женой, мужем, родным братом, родной сестрой, дедом, бабкой или усыновителем, нуждающимися по состоянию здоровья в соответствии с заключением медико-социальной экспертной комиссии в постороннем постоянном уходе (помощи, надзоре) либо являющимися инвалидами 1 группы, при отсутствии других лиц, обязанных по закону содержать указанных граждан.

В соответствии со статьей 19 Закона №10-IНС, призыв граждан на военную службы по мобилизации осуществляет призывная комиссия по мобилизации граждан.

Положением о призыве граждан ДНР по мобилизации, утвержденным постановлением Правительства ДНР от 21 июля 2022 года №59-3 определено, что в период мобилизации к компетенции призывной комиссии относится предоставление гражданам отсрочек от призыва на военную службу (п.п.3.7.2 п.3.7, п.п. 3.11.2 п.3.11).

Из материалов дела следует и установлено судом, что Указом главы ДНР от 19 февраля 2022 года №9 в Республике объявлена общая мобилизация.

Разрешая спор и отказывая в удовлетворении административного иска суды обеих инстанций, основывая на приведенных нормативных положениях пришли к выводу о том, что предоставление гражданам отсрочки от призыва по мобилизации не относится к полномочиям Управления Народной милиции Донецкой Народной Республики.

Судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции находит указанные выводы правильными.

Оценивая доводы кассационной жалобы, как несостоятельные, по сути, повторяющие правовую и процессуальную позицию административного истца в суде первой и апелляционной инстанции, судебная коллегия также принимает во внимание поступившие в суд кассационной инстанции возражения Управления Народной милиции Донецкой Народной Республики, из которых следует, что вопросы предоставления отсрочки от призыва на военную службу по мобилизации были возложены на Межведомственную комиссию по вопросам предоставления отсрочки от призыва на военную службу по мобилизации, созданную Указом Главы ДНР от 18 марта 2022 года №93, которым также утвержден и Временный порядок предоставления такой отсрочки.

Следует также учитывать, что в силу пункта 13 статьи 10 Федерального конституционного закона от 04.10.2022 № 5-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Донецкой Народной Республики и образовании в составе Российской Федерации нового субъекта - Донецкой Народной Республики» основаниями для пересмотра Вторым кассационным судом общей юрисдикции вступивших в законную силу постановлений судов, действовавших на территории Донецкой Народной Республики на день принятия в Российскую Федерацию Донецкой Народной Республики и образования в составе Российской Федерации нового субъекта, являются существенные нарушения указанными судами норм материального и процессуального права.

Такого рода нарушений судами при рассмотрении настоящего административного дела не допущено.

С учетом изложенного кассационная инстанция не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы.

Руководствуясь статьями 327, 329, 330 КАС РФ, судебная коллегия

определила:

решение Ворошиловского межрайонного суда г.Донецка Донецкой Народной Республики от 28 ноября 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Донецкой Народной Республики от 21 февраля 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу ФИО1 - без удовлетворения.

Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в срок, установленный частью 2 статьи 318 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Кассационное определение изготовлено 22 июня 2023 года.

Председательствующий

Судьи