ВТОРОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ № 88а-13011/2021 г. Москва 9 июня 2021 года Судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе: председательствующего Склярука С.А., судей Репиной Е.В., Смирновой Е.Д., с участием прокурора Русакова И.В., рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Департамента энергетики и тарифов Ивановской области на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции от 22 октября 2020 г. (дело № 66а-4931/2021), вынесенное по административному делу по административному иску общества с ограниченной ответственностью «Новоталицкие тепловые сети» о признании недействующим в части постановления Департамента энергетики и тарифов Ивановской области от 20 декабря 2019 г. № 59-т/51 «Об установлении тарифов на тепловую энергию, теплоноситель для потребителей ООО «Новоталицкие тепловые сети» (Ивановский район) на 2020 год», заслушав доклад судьи Репиной Е.В., объяснения представителей Департамента энергетики и тарифов Ивановской области ФИО1, ФИО2, судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции, у с т а н о в и л а: постановлением Департамента энергетики и тарифов Ивановской области от 20 декабря 2019 г. № 59-т/51 «Об установлении тарифов на тепловую энергию, теплоноситель для потребителей ООО «Новоталицкие тепловые сети» (Ивановский район) на 2020 год» (далее – Постановление № 59-т/51) установлены одноставочные тарифы, льготные тарифы на тепловую энергию, а также на теплоноситель для потребителей общества с ограниченной ответственностью «Новоталицкие тепловые сети» (далее – ООО «Новоталицкие тепловые сети», ООО «НТС») на 2020 год согласно Приложениям 1, 2 и 3 к настоящему постановлению. Приложением № 1 установлены одноставочные тарифы на тепловую энергию, поставляемую потребителям ООО «Новоталицкие тепловые сети» (Ивановский район), в случае отсутствия дифференциации тарифов по схеме подключения, на 2020 год с календарной разбивкой по полугодиям, в следующих размерах (руб./Гкал, без учета НДС): 2635, 78 - 1 полугодие 2020 года 2671,53 - 2 полугодие 2020 года. Указанный нормативный правовой акт официально опубликован в печатном издании «Ивановская газета», № 3(6312), 17.01.2020. ООО «Новоталицкие тепловые сети» обратилось в суд с административным иском о признании недействующими размеры тарифов на тепловую энергию, поставляемую потребителям, установленных в приложении № 1 к данному Постановлению, требования мотивировав тем, что при расчете оспариваемого тарифа на тепловую энергию административный ответчик неправомерно снизил объем полезного отпуска тепловой энергии и исключил из необходимой валовой выручки расходы на амортизацию в отношении когенерационной установки KГУ PETRA 380 CGC. Тем самым утвержденный размер оспариваемых тарифов, по мнению ООО «НТС», является экономически необоснованным, что нарушает его права и законные интересы. Решением Ивановского областного суда от 17 июня 2020 г. в удовлетворении административного искового заявления отказано. Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции от 22 октября 2020 г., решение Ивановского областного суда от 17 июня 2020 г. отменено; постановление Департамента энергетики и тарифов Ивановской области от 20 декабря 2019 г. №59-т/51 «Об установлении тарифов на тепловую энергию, теплоноситель для потребителей ООО «Новоталицкие тепловые сети» (Ивановский район) на 2020 год» в части Приложения 1 «Тарифы на тепловую энергию (мощность), поставляемую потребителям» - признано не действующим с даты принятия. В кассационной жалобе, поступившей в суд первой инстанции 22 апреля 2021 г., представитель Департамента энергетики и тарифов Ивановской области ФИО1 ставит вопрос об отмене апелляционного определения, как незаконного и необоснованного принятого с нарушением норм материального и процессуального права. Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в связи с чем, судебная коллегия, на основании части 2 статьи 326 КАС РФ, определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц. Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему. В соответствии со статьей 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта. Таких нарушений из обжалуемого судебного акта не усматривается, доводы жалобы не могут повлечь его отмену в кассационном порядке. Проанализировав положения Федерального закона «О теплоснабжении», Положение о Департаменте энергетики и тарифов Ивановской области, утвержденное Постановлением Правительства Ивановской области от 25 декабря 2014 г. № 577-п, пункты 12-17, 28, 30-32 Правил регулирования цен в сфере теплоснабжения, суды пришли к правильному выводу, что оспариваемый нормативный правовой акт принят Департаментом в пределах своих полномочий с соблюдением требований законодательства к его форме, порядку принятия и введения в действие и опубликования. Как следует из материалов дела, ООО «НТС» является теплоснабжающей организацией, оказывающей услуги потребителям в сфере теплоснабжения, в частности производство, передачу и сбыт тепловой энергии, тем самым его деятельность подлежит государственному регулированию. Для осуществления регулируемой деятельности по предоставлению коммунальных услуг потребителям с. Ново-Талицы Ивановского района Ивановской области ООО «НТС» использовало имущество и объекты коммунальной инфраструктуры на основании договоров аренды б/н от 1 сентября 2019 г. и №4 от 30 сентября 2019 г. 7 октября 2019 г. ООО «НТС» обратилось в Департамент энергетики и тарифов Ивановской области с предложением рассмотреть представленные материалы и установить одноставочные тарифы на тепловую энергию (мощность) на 2020 год. В соответствии с пунктами 12, 28 Правил регулирования административным ответчиком открыто тарифное дело, проведена экспертиза предложения об установлении цен (тарифов) в части обоснованности расходов, учтенных при расчете тарифов, корректности определения параметров расчета тарифов, о чем составлено экспертное заключение. Результаты проведенной экспертизы отражены в экспертном заключении от 20 декабря 2019 г., согласно которому годовой объем полезного отпуска на коллекторах источника теплоснабжения определен Департаментом в размере 42513,7 Гкал, в том числе нормативных потерь – 9004, 1, тем самым сторонний полезный отпуск тепловой энергии на цели отопления и горячего водоснабжения потребителей учтен в размере - 33509,64 Гкал, который рассчитан на уровне среднегодового фактического потребления за три предыдущих года в указанной системе теплоснабжения (2016-2018). Основанием для отклонения названных расходов послужило то обстоятельство, что в Схеме не отражен период (год), на который установлен упомянутый показатель (28017 Гкал) фактического потребления тепловой энергии. В рассматриваемом случае орган регулирования рассчитал объем полезного отпуска тепловой энергии по правилам, определенными нормами Основ ценообразования и Методических указаний, с учетом фактического полезного отпуска тепловой энергии за последний отчетный год и динамики полезного отпуска тепловой энергии за последние 3 года. Разрешая заявленные требования, и отказывая в их удовлетворении, суд первой инстанции исходил из того, что отсутствие в актуализированной Схеме теплоснабжения и в утвержденной Программе комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры Новоталицкого сельского поселения Ивановского муниципального района информации о прогнозном объеме на 2020 год полезного отпуска тепловой энергии потребителям, а также отсутствие у регулируемой организации показателей фактического объема полезного отпуска ввиду осуществления регулируемого вида деятельности лишь с ноября 2019 года, и не представление органу регулирования договоров поставки тепловой энергии, позволяло Департаменту определить объем полезного отпуска тепловой энергии исходя из фактического объема за 3 предыдущих расчетных периода в системе теплоснабжения, в которой осуществляет свою деятельность административный истец. Отменяя решение суда первой инстанции, и принимая решение об удовлетворении заявленных требований, суд апелляционный инстанции указал, что на момент принятия оспариваемого нормативного правового акта действовала утверждённая постановлением Главы Ивановского муниципального района № 52 от 27 июня 2019 г. Схема теплоснабжения Новоталицкого сельского поселения Ивановского муниципального района Ивановской области, содержащая данные о годовом фактическом значении полезного отпуска тепловой энергии, в связи с чем тарифный орган должен был определить расчетный объем полезного отпуска тепловой энергии для ООО «НТС» путем использования содержащихся в Схеме сведений. В остальной части с выводами, изложенными в решении суда первой инстанции о том, что ввиду не подтверждения регулируемой организацией экономической обоснованности заявленных затрат на аренду когенерационной установки КГУ PETRA 380 CGC, регулятор правомерно отклонил заявленные ООО «НТС» расходы на аренду КГУ PETRA 380 CGC в размере 1148996,75 рублей в год в составе арендной платы, суд апелляционной инстанции согласился. Выводы суда апелляционной инстанции о наличии оснований для признания постановления Департамента энергетики и тарифов Ивановской области от 20 декабря 2019 г. №59-т/51 «Об установлении тарифов на тепловую энергию, теплоноситель для потребителей ООО «Новоталицкие тепловые сети» (Ивановский район) на 2020 год» в части Приложения 1 «Тарифы на тепловую энергию (мощность), поставляемую потребителям», противоречащим нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, и недействующим, вопреки утверждению в кассационной жалобе, соответствуют обстоятельствам настоящего административного дела, подтверждается доказательствами, проверенными и оцененными судом по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, и согласуются с нормами материального права, регулирующими спорные отношения. Государственное регулирование тарифов в сфере теплоснабжения осуществляется Федеральным законом от 27 июля 2010 г. № 190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее - Закон о теплоснабжении), постановлением Правительства Российской Федерации от 22 октября 2012 г. № 1075 «О ценообразовании в сфере теплоснабжения», которым в том числе утверждены Основы ценообразования в сфере теплоснабжения (далее - Основы ценообразования), Правила регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения (далее - Правила регулирования), Методическими указаниями по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденными приказом Федеральной службы по тарифам от 13 июня 2013 г. № 760-э (далее - Методические указания). В соответствии с пунктом 22 Основ ценообразования, тарифы устанавливаются на основании необходимой валовой выручки, определенной для соответствующего регулируемого вида деятельности, и расчетного объема полезного отпуска соответствующего вида продукции (услуг) на расчетный период регулирования, определенного в соответствии со схемой теплоснабжения, а в случае отсутствия такой схемы теплоснабжения - на основании программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры муниципального образования. При отсутствии схемы теплоснабжения либо программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры муниципального образования или при отсутствии в указанных документах информации об объемах полезного отпуска тепловой энергии, расчетный объем полезного отпуска тепловой энергии определяется органом регулирования в соответствии с методическими указаниями и с учетом фактического полезного отпуска тепловой энергии за последний отчетный год и динамики полезного отпуска тепловой энергии за последние 3 года. Расчет цен (тарифов) осуществляется органом регулирования в соответствии с методическими указаниями. Согласно пункту 8 Методических указаний, расчетный объем полезного отпуска соответствующего вида продукции (услуг) на расчетный период регулирования определяется в соответствии со схемой теплоснабжения, а в случае ее отсутствия - на основании программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры муниципального образования. Для целей расчета тарифов в сфере теплоснабжения при определении объема полезного отпуска тепловой энергии, отпускаемой от источника тепловой энергии (далее также - объем отпуска тепловой энергии от источника тепловой энергии), используется объем отпуска тепловой энергии, поставляемой с коллекторов источника тепловой энергии, уменьшенный на расход тепловой энергии на хозяйственные нужды. При определении объема полезного отпуска тепловой энергии, отпускаемой из тепловой сети (далее также - объем отпуска тепловой энергии из тепловой сети), используется объем отпуска тепловой энергии в тепловые сети, уменьшенный на объем нормативных технологических потерь тепловой энергии в тепловых сетях с учетом особенностей, предусмотренных пунктом 118 настоящих Методических указаний. В силу пункта 9 Методических указаний, при отсутствии схемы теплоснабжения либо программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры муниципального образования или при отсутствии в указанных документах информации об объемах полезного отпуска тепловой энергии, или при отсутствии ежегодной актуализации указанных данных в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 22 февраля 2012 г. № 154 «О требованиях к схемам теплоснабжения, порядку их разработки и утверждения» расчетный объем полезного отпуска тепловой энергии определяется органами регулирования в соответствии с главой III настоящих Методических указаний и Основами ценообразования. Таким образом, при определении объема полезного отпуска тепловой энергии в целях установления тарифов для регулируемых организаций в сфере теплоснабжения, ранее не осуществлявших регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения в порядке приоритетности используются следующие сведения: параметры схемы теплоснабжения, программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры муниципального образования, договоры поставки тепловой энергии, оказания услуг, заключенные между регулируемой организацией и потребителями с учетом данных о фактическом объеме полезного отпуска за 3 предыдущих расчетных периода регулирования в системе теплоснабжения, в которой осуществляет свою деятельность регулируемая организация (ее правопредшественник). Как следует из материалов дела, административным истцом заявлен объем полезного отпуска тепловой энергии на 2020 год в размере 28017 Гкал, что соответствует утвержденному Департаментом плановому объему полезного отпуска тепловой энергии на 2019 год для ООО «Районная котельная №2» (РК-2), ранее осуществлявшей теплоснабжение в этой системе теплоснабжения. В подтверждение заявленного объема дополнительно для рассмотрения тарифной заявки ООО «НТС» представило копию Схемы теплоснабжения Новоталицкого сельского поседения, утвержденную постановлением Главы Ивановского муниципального района Ивановской области № 52 от 27 июня 2019 г., актуализированную на 2020 г., где в таблице 20 части 10 Главы 1 установлен упомянутый прогнозный показатель. На момент принятия оспариваемого нормативного правового акта указанный в Схеме теплоснабжения объем полезного отпуска не пересмотрен и не отменен, схема теплоснабжения в судебном порядке недействующей не признана. Судебная коллегия полагает правильными выводы суда апелляционной инстанции о том, что при наличии актуализированной Схемы теплоснабжения, содержащей информацию об объемах потребления тепловой энергии, тарифный орган имел возможность определить расчетный объем полезного отпуска тепловой энергии для ООО «НТС» с использованием содержащихся в Схеме сведений, применив при рассмотрении тарифной заявки административного истца указанный в таблице 20 части 10 Главы 1 прогнозный показатель предыдущего пользователя котельного оборудования (РК 2). Доводы кассационной жалобы о том, что органом регулирования расчетный объем полезного отпуска тепловой энергии определялся на основании Методических указаний и с учетом фактического полезного отпуска ресурса на основании сведений предыдущих лет, ввиду не отражения в Схеме теплоснабжения изменения показателей существующего и перспективного потребления тепловой энергии, судебной коллегией отклоняются, поскольку нарушений Требований к порядку разработки и утверждения схем теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22 февраля 2012 г. № 154, не позволяющих применить актуализированную Схему теплоснабжения с целью определения расчетного объема полезного отпуска тепловой энергии на соответствующий расчетный период регулирования, не установлено. Применение предложенного ООО «НТС» объема потребления энергии по данным актуализированный Схемы теплоснабжения не противоречит требованиям закона, в связи с чем выводы суда апелляционный инстанции о неправомерности действий тарифного органа, которым объем полезного отпуска тепловой энергии на 2020 г. определен исходя из фактического объема за 3 предыдущих расчетных периода в системе теплоснабжения, в которой осуществляет свою деятельность административный истец, являются законными и обоснованными. Вопреки доводам кассационной жалобы обстоятельства дела судами исследованы полно, объективно и всесторонне, им дана надлежащая правовая оценка, выводы судов являются обоснованными. Собранных по делу доказательств было достаточно для рассмотрения дела по существу. Нарушений норм процессуального права или их неправильного применения, которые в силу приведенных положений статьи 328 КАС РФ могли бы являться основанием к отмене обжалуемых судебных постановлений, судами нижестоящих судебных инстанций по делу не допущено. В силу изложенного, руководствуясь ст. ст. 327, 329, 330 КАС РФ, судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции, о п р е д е л и л а: апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции от 22 октября 2020 г. - оставить без изменения, кассационную жалобу Департамента энергетики и тарифов Ивановской области – без удовлетворения. Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в срок, установленный частью 2 статьи 318 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации. Мотивированное кассационное определение изготовлено 11 июня 2021 г. Председательствующий Судьи |