ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Кассационное определение № 88А-1305/20 от 12.02.2020 Второго кассационного суда общей юрисдикции

Дело № 88а-1305 /2020г.

ВТОРОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Москва 12 февраля 2020 года

Судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе

Председательствующего Рахманкиной Е.П.,

судей Анатийчук О.М., Агафоновой Е.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Жиро Сергея Сергеевича на решение Фурмановского городского суда Ивановской области от 23 августа 2019 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Ивановского областного суда от 22 октября 2019 года по административному делу по административному исковому заявлению Жиро Сергея Сергеевича к главе Фурмановского городского поселения Прохорову Олегу Вячеславовичу, Совету Фурмановского муниципального района об оспаривании действий органа местного самоуправления (номер, присвоенный судом первой инстанции 2а-460/2019г.)

Заслушав доклад судьи Анатийчук О.М., объяснения истца Жиро С.С., поддержавшего кассационную жалобу, судебная коллегия,

установила:

Жиро С.С. обратился в суд с административным исковым заявлением о признании незаконным решения Главы Фурмановского городского поселения Прохорова О.В. об отказе в установлении границ территории, в котором отрицается одна из форм местного самоуправления – Местного самоуправления Энтузиастов (далее – МСУ Энтузиастов), созданного им и действующего в рамках статьи 33 Федерального закона № 131-ФЗ от 06 октября 2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

В обоснование заявленных требований указал, что 01 июля 2019 года он подал заявление в Совет Фурмановского муниципального района с предложением в адрес Совета Фурмановского городского поселения утвердить границы МСУ Энтузиастов, подобно границам территориальных общественных самоуправлений (ТОС), в границах Фурмановского городского поселения либо иначе. На указанное заявление Советом Фурмановского городского поселения дан ответ от 02 августа 2019 года № 85, которым отказано в установлении предлагаемых Жиро С.С. границ МСУ Энтузиастов.

По мнению административного истца, в ответе Совета Фурмановского городского поселения отрицается право граждан на непосредственное участие и осуществление местного самоуправления согласно статье 33 Федерального закона №131-ФЗ; Советом дается собственное и незаконное толкование нормы права; ответ является незаконным, необоснованным и нарушающим законные интересы граждан, общества и государства.

Решением Фурмановского городского суда Ивановской области от 23 августа 2019 года в удовлетворении административных исковых требований Жиро С.С. отказано.

Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Ивановского областного суда от 22 октября 2019 года решение районного суда оставлено без изменения.

В кассационной жалобе Жиро С.С. ставится вопрос об отмене решения районного суда и апелляционного определения, направлении дела на новое рассмотрение. Полагает, что выводы судебных инстанций не соответствуют обстоятельствам дела, судами допущены нарушения норм материального права.

Определением судьи Второго кассационного суда общей юрисдикции от 18 декабря 2019 года кассационная жалоба передана для рассмотрения в судебном заседании кассационной инстанции.

Административный истец в судебном заседании кассационную жалобу поддержал по доводам в ней изложенным.

Другие лица, участвующие в деле, будучи своевременно и надлежащим образом извещены, в суд не явились.

Судебная коллегия в силу части 2 статьи 326 КАС РФ пришла к выводу о возможности рассмотрения дела в их отсутствие.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии со статьей 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.

При рассмотрении настоящего дела такого рода нарушений действующего законодательства допущено не было.

Из материалов дела следует, что Жиро С.С. от имени МСУ Энтузиастов 01 июля 2019 года направил в Совет Фурмановского муниципального района заявление с предложением утвердить предложенные им границы МСУ Энтузиастов.

Данное обращение перенаправлено в Совет Фурмановского городского поселения.

Советом Фурмановского городского поселения Жиро С.С. дан ответ за подписью Главы Совета Фурмановского городского поселения Прохорова О.В. от 02 августа 2019 года № 85, которым отказано в установлении предлагаемых Жиро С.С. границ территории МСУ Энтузиастов, которое не может рассматриваться как одна из форм непосредственного осуществления населением местного самоуправления и участия населения в осуществлении местного самоуправления на территории Фурмановского городского поселения, со ссылкой на главу 5 Федерального закона №131-ФЗ, Устав Фурмановского городского поселения и пункт 1.1 Положения «О территориальном общественном самоуправлении в Фурмановском городском поселении Ивановской области».

В соответствии с частью 2 статьи 130 Конституции Российской Федерации местное самоуправление осуществляется гражданами путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, через выборные и другие органы местного самоуправления.

Согласно части 1 статьи 3 Федерального закона №131-ФЗ от 06 октября 2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», граждане Российской Федерации осуществляют местное самоуправление посредством участия в местных референдумах, муниципальных выборах, посредством иных форм прямого волеизъявления, а также через выборные и иные органы местного самоуправления.

Местное самоуправление осуществляется на всей территории Российской Федерации в городских, сельских поселениях, муниципальных районах, муниципальных и городских округах и на внутригородских территориях городов федерального значения (часть 1 статьи 10 Федерального закона №131-ФЗ).

Глава 5 Федерального закона № 131-ФЗ предусматривает формы непосредственного осуществления населением местного самоуправления и участия населения в осуществлении местного самоуправления, а именно: местный референдум, муниципальные выборы, участие в голосовании, сход граждан, правотворческая инициатива граждан, территориальное общественное самоуправление, староста сельского населенного пункта, публичные слушания, общественные обсуждения, собрание граждан, конференция граждан (собрание делегатов), опрос граждан, обращение граждан в органы местного самоуправления.

Статьей 33 вышеназванного Федерального закона предусмотрено право населения местного самоуправления участвовать в осуществлении местного самоуправления в иных формах, не противоречащих Конституции Российской Федерации, Федеральному закону №131-ФЗ, иным федеральным законам, законам субъектов Российской Федерации.

В силу положений статьи 31 Устава Ивановской области, утвержденного Законом Ивановской области от 18 февраля 2009 года № 20-ОЗ местное самоуправление в Ивановской области гарантируется Конституцией Российской Федерации и обеспечивает самостоятельное и под свою ответственность решение населением вопросов местного значения. Органы государственной власти Ивановской области обеспечивают государственные гарантии прав населения на осуществление местного самоуправления, содействуют его развитию в соответствии с федеральными законами, настоящим Уставом, законами Ивановской области.

Статьей 6 Устава Фурмановского городского поселения Фурмановского муниципального района Ивановской области, утвержденного решением Совета Фурмановского городского поселения от 27 октября 2011 года №73, предусмотрено, что местное самоуправление в поселении – это форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, - законами Ивановской области, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций.

Районный суд, проанализировав приведенные выше положения, пришел к выводу о соответствии оспариваемых действий нормативным правовым актам и отсутствии факта нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца. Апелляционная инстанция согласилась с позицией суда первой инстанции

Суды правильно указали, что у административного ответчика отсутствовали основания для признания МСУ Энтузиастов одной из форм непосредственного осуществления местного самоуправления, поскольку создание местного самоуправления на части территории городского поселения, противоречит статьям 1, 3, 4 и 10 Закона № 131-ФЗ.

Судебная коллегия находит указанные выводы законными и обоснованными.

Нормы материального и процессуального закона судами применены правильно.

Доводы кассационной жалобы сводятся к позиции, изложенной истцом при рассмотрении дела в судах первой и апелляционной инстанций, они основаны на неправильном толковании положений закона, потому выводов судов не опровергают.

Оснований, перечисленных в части 1 статьи 310 КАС РФ и влекущих безусловную отмену судебного решения по делу не установлено.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 329,330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Фурмановского городского суда Ивановской области от 23 августа 2019 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Ивановского областного суда от 22 октября 2019 года оставить без изменения, кассационную жалобу Жиро Сергея Сергеевича без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи