ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Кассационное определение № 88А-13126/2022 от 22.06.2022 Второго кассационного суда общей юрисдикции

Дело № 88а-13126/2022 г.

(номер дела, присвоенный судом первой инстанции 3а-85/2021 г.)

ВТОРОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Москва 22 июня 2022 года

Судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе

председательствующего судьи Рахманкиной Е.П.,

судей Жудова Н.В., Войты И.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании кассационные жалобы Правительства Тверской области и Министерства природных ресурсов и экологии Тверской области на решение Тверского областного суда от 3 августа 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции от 28 октября 2021 года по административному делу по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Флагман", Зайцевой Анны Игоревны, Ярцева Алексея Ивановича, Соколова Андрея Николаевича, Степкина Владимира Александровича об оспаривании постановления Правительства Тверской области от 29 января 2021 года N 46-пп "Об утверждении паспорта особо охраняемой природной территории регионального значения - памятника природы "Парк Карачарово",

Заслушав доклад судьи судебной коллегии по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции Жудова Н.В., объяснения представителей Правительства Тверской области Дроновой А.И. и Министерства природных ресурсов и экологии Тверской области Максимовой А.И., поддержавших доводы кассационных жалоб, представителя административного истца ООО "Флагман" Великодного А.В., административного истца Зайцевой А.И., возражавших против удовлетворения кассационных жалоб, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Половниковой А.А., полагавшей судебные акты не подлежащими отмене, судебная коллегия

установила:

пунктом 1 постановления Правительства Тверской области от 29 января 2021 года N 46-пп утвержден паспорт особо охраняемой природной территории регионального значения - памятника природы "Парк Карачарово" (далее - Постановление N 46-пп, Паспорт ООПТ).

Пункт 3 данного паспорта содержит описание границ особо охраняемой природной территории, согласно которому памятник природы включает кварталы 95, 96 Вяземского участкового лесничества Тверского лесничества Тверской области, а также земли сельскохозяйственного назначения, расположенные к северу от садоводческого товарищества собственников недвижимости "Карачарово" вдоль берега реки Сучок.

Графическое описание местоположения границ памятника природы приведено в приложении к настоящему паспорту.

Пунктом 4 того же паспорта установлено, что общая площадь памятника природы составляет 131,32 га.

В пункте 7 паспорта указаны объекты особой охраны памятника природы.

Так, особо ценными ландшафтами является природно-антропогенный комплекс старого усадебного парка, имеющий высококультурное и рекреационное значение, и участки хорошо сохранившихся хвойно-широколиственных лесов. Также на территории памятника природы выявлено 2 вида животных - махаон, дятел белоспинный и 1 вид лишайника - пармелия липовая, занесенные в Красную книгу Тверской области.

Данный документ 1 февраля 2021 года опубликован на официальном интернет-портале правовой информации http://pravo.gov.ru, а также в газете "Тверские ведомости", 3-9 февраля 2021 года, N 4.

Административные истцы обратились в Тверской областной суд с названным выше административным иском, в котором просили признать Постановление N 46-пп не действующим в части включения в пункт 3 паспорта памятника природы, в Графическое описание местоположения и План границ объекта, являющиеся приложением к паспорту, территории лесного участка площадью 15,9 га, квартал 96, выделы 5-8, 20-24 Вяземского участкового лесничества Тверского лесничества Тверской области, арендуемого ООО "Флагман", земельных участков с кадастровыми номерами 69:15:0000020:1982, 69:15:0000020:1983, 69:15:0000020:1984, 69:15:0000020:1985, 69:15:0000020:1986, 69:15:0000020:1987, 69:15:0000020:1988, 69:15:0000020:1989, 69:15:0000020:1990, принадлежащих остальным истцам на праве собственности, а также о возложении обязанности на административных ответчиков исключить перечисленные территории и земельные участки из оспариваемых нормативных положений.

В обоснование заявленных требований указали, что Постановление N 46-пп принято с нарушением установленного порядка, в частности, в отсутствие согласования с Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации, а также без проведения экспертизы в рамках процедуры оценки регулирующего воздействия и без извещения истцов о проекте нормативного акта.

Указанным постановлением границы ООПТ изменены в нарушение части 3 статьи 10 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 406-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об особо охраняемых природных территориях" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 28 декабря 2013 года N 406-ФЗ), согласно которой особо охраняемые природные территории сохраняются в границах, определенных до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.

По мнению административных истцов, принадлежащие им земельные участки включены в границы ООПТ произвольно, так как образованы из земель, отведенных для организации садоводческого товарищества "Карачарово" до создания в 1993 году памятника природы "Парк Карачарово" и не имевших пересечений с территорией парка, в соответствии с Генеральным планом городского поселения город Конаково, согласованного с Правительством Тверской области, относятся к землям сельскохозяйственного назначения, предназначенным для ведения дачного хозяйства.

Полагают, что оспариваемые положения нормативного правового акта являются неопределенными ввиду отсутствия в них прямого указания на наличие арендатора ООО "Флагман" и собственников земельных участков в составе территории памятника, ставят их в худшее положение по сравнению с собственниками земельных участков в составе СНТ "Карачарово", не включенных в границы ООПТ.

Считают, что в результате принятия данного нормативного правового акта введены существенные ограничения в использовании лесного и земельных участков, чем нарушены права административных истцов на осуществление деятельности, предусмотренной правоустанавливающими документами.

Решением Тверского областного суда от 3 августа 2021 года административное исковое заявление удовлетворено частично, Постановление N 46-пп признано не действующим в части включения в пункт 3 паспорта памятника природы, в Графическое описание местоположения и План границ объекта, являющиеся приложением к паспорту, земельных участков с кадастровыми номерами 69:15:0000020:1982, 69:15:0000020:1983, 69:15:0000020:1984, 69:15:0000020:1985, 69:15:0000020:1986, 69:15:0000020:1987, 69:15:0000020:1988, 69:15:0000020:1989, 69:15:0000020:1990 со дня вступления настоящего решения в законную силу.

В удовлетворении требования ООО "Флагман" о признании названного постановления не действующим в части включения в пункт 3 паспорта памятника природы, в Графическое описание местоположения и План границ объекта, являющиеся приложением к паспорту, территории лесного участка площадью 15,9 га, квартал 96, выделы 5-8, 20-24 Вяземского участкового лесничества Тверского лесничества Тверской области, а также требования о возложении на административных ответчиков обязанности исключить перечисленные территории и земельные участки из оспариваемых нормативных положений - отказано.

Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции от 28 октября 2021 года решение суда оставлено без изменения.

В кассационных жалобах, поступивших в суд первой инстанции 14 и 27 апреля 2022 года, с учетом дополнений к кассационной жалобе Министерства природных ресурсов и экологии Тверской области от 17 мая 2022 года, поставлен вопрос об отмене состоявшихся судебных актов в той части, в которой требования административного иска удовлетворены, в связи с их незаконностью, и принятии в этой части нового судебного акта об отказе в удовлетворении административного иска.

Иные лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в связи с чем, судебная коллегия, на основании части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационных жалоб, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии со статьей 328 КАС РФ основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.

При рассмотрении настоящего дела такого рода нарушений допущено не было.

Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов административного дела, ООО "Флагман" является арендатором территории лесного участка площадью 15,9 га, квартал 96, выделы 5-8, 20-24 Вяземского участкового лесничества Тверского лесничества Тверской области, а физические лица собственниками указанных выше земельных участков, относящихся к категории земель сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование - садовые дома, летние сооружения, расположенных по адресу: Тверская область, Конаковский район, городское поселение город Конаково, СНТ "Флагман", участки N 1 - 3, 5 - 9, включенные оспариваемым Постановлением N 46-пп в границы ООПТ.

Также судом первой инстанции установлено, что согласно учетной карточке Всероссийского общества охраны природы лесопарк д/о "Карачарово" ВЦСПС площадью 66 га, находящийся на берегу Иваньковского водохранилища, был отнесен к памятникам природы решением исполкома Калининского областного Совета народных депутатов от 30 октября 1968 года N 104.

Исполнительный комитет Конаковского районного Совета народных депутатов решением от 18 августа 1981 года N 188 объявил лесопарк "Карачарово" площадью 66 га, находящийся в землепользовании Конаковского межлесхоза, памятником природы и просил исполком областного Совета народных депутатов утвердить данное решение.

Решением малого Совета Конаковского городского Совета народных депутатов от 24 ноября 1992 года N 153 "О корректировке и расширении природно-заповедного фонда Конаковского района" предложено включить в состав территории памятника природы "Парк Карачарово" лесные кварталы 95 и 96, определить площадь памятника - 136 га.

Решением малого Совета Терского областного Совета народных депутатов от 1 апреля 1993 года N 224 "О дополнении к решению малого Совета N 128 от 22 сентября 1992 года "О корректировке природно-заповедного фонда области" утвержден перечень земель и объектов природно-заповедного фонда в соответствии с решениями районных и городских Советов народных депутатов, в том числе в Конаковском районе - памятник природы "Парк "Карачарово" площадью 136 га.

На основании названного решения о создании ООПТ регионального значения памятник природы "Парк "Карачарово" площадью 136 га приказом Министерства природных ресурсов и экологии Тверской области от 13 января 2015 года N 2-кв включен в Перечень особо охраняемых природных территорий регионального значения Тверской области, который в настоящее время действует в редакции приказа Министерства природных ресурсов и экологии Тверской области от 11 января 2018 года N 6-кв.

Местоположение границ памятника природы и режим особой охраны ООПТ указанными документами определены не были.

Судом также установлено, что в ходе подготовки и принятия оспариваемого постановления, помимо лесных кварталов 95 и 96 Вяземского участкового лесничества, вошедших в состав территории ООПТ на основании решений малого Совета Конаковского городского Совета народных депутатов от 24 ноября 1992 года N 153 и малого Совета Тверского областного Совета народных депутатов от 1 апреля 1993 года N 224, в границы памятника природы включены земли сельскохозяйственного назначения, расположенные к северу от садоводческого товарищества собственников недвижимости "Карачарово" вдоль берега реки Сучок, в том числе земельные участки, принадлежащие административным истцам – физическим лицам.

Разрешая спор и частично удовлетворяя административный иск, суды обеих инстанций, основываясь на исследованных в судебных заседаниях доказательствах, проанализировав законодательство Тверской области, а также положения Федерального закона от 14 марта 1995 года N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" пришли к выводу об отсутствии данных, подтверждающих, что на дату создания ООПТ в 1993 году спорные земельные участки физических лиц находились на территории памятника и, в частности, лесных кварталов 95, 96 Вяземского участкового лесничества.

Кроме того, суды указали на отсутствие подтвержденной информации о наличии на спорных земельных участках объектов особой охраны, предусмотренных пунктом 7 Паспорта ООПТ, в частности, участков хорошо сохранившихся хвойно-широколиственных лесов, мест обитания охраняемых животных или произрастания соответствующих растений.

Мотивы, по которым суды первой и апелляционной инстанций пришли к вышеуказанным выводам, подробно со ссылкой на установленные судом обстоятельства и нормы права изложены в оспариваемых судебных актах.

Судебная коллегия находит указанные выводы правильными основанными на обстоятельствах дела, подтвержденных доказательствами, которым дана оценка по правилам статьи 84 КАС РФ.

В соответствии со статьей 5.1 Закона Тверской области от 08.12.2010 N 108-ЗО "Об особо охраняемых природных территориях в Тверской области", особо охраняемые природные территории регионального значения и их охранные зоны, созданные (признанные таковыми) соответствующими органами государственной власти или органами местного самоуправления (далее - созданные (признанные таковыми)) до дня вступления в силу Федерального закона от 28.12.2013 N 406-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об особо охраняемых природных территориях" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон), сохраняются в границах, определенных соответствующими органами государственной власти или органами местного самоуправления в порядке, установленном до дня вступления в силу Федерального закона (часть 1).

При наличии сведений о площади и местоположении границ особо охраняемых природных территорий регионального значения, созданных (признанных таковыми) до дня вступления в силу Федерального закона, утверждение описания границ особо охраняемых природных территорий регионального значения осуществляется в соответствии с требованиями федерального законодательства нормативным правовым актом Правительства Тверской области на основании решения Комиссии при Правительстве Тверской области по вопросам организации и функционирования особо охраняемых природных территорий.

В случае отсутствия сведений о площади и (или) каком-либо местоположении границ особо охраняемых природных территорий регионального значения, созданных (признанных таковыми) до дня вступления в силу Федерального закона, установление границ особо охраняемых природных территорий регионального значения осуществляется нормативным правовым актом Правительства Тверской области на основании материалов комплексного экологического обследования особо охраняемых природных территорий регионального значения, решения Комиссии при Правительстве Тверской области по вопросам организации и функционирования особо охраняемых природных территорий (часть 2).

Схожее правовое регулирование содержится и в п.п.14,15,23 Порядка создания, реорганизации, утверждения описания границ и упразднения особо охраняемых природных территорий регионального значения, утвержденного постановлением Правительства Тверской области от 29 декабря 2018 г. N 408-пп.

При этом согласно пункту 16 названного Порядка, решение об утверждении описания границ ООПТ разрабатывается Министерством на основании архивных материалов и иных достоверных источников.

По смыслу приведенных нормативных положений в их взаимосвязи, уполномоченный орган, реализуя процедуру описания границ памятника, в рассматриваемой ситуации должен был основываться на известных ему сведениях о площади и составе территории ООПТ, установленных решением малого Совета Конаковского городского Совета народных депутатов от 24 ноября 1992 года N 153 и решением малого Совета Терского областного Совета народных депутатов от 1 апреля 1993 года N 224.

Вместе с тем, суды исходя из представленных филиалом ФГБУ "Рослеинфорг" и Министерством лесного хозяйства Тверской области материалов лесоустройства 1994 года, 2006 года, а также схемы расположения границ памятника природы относительно земель лесного фонда Тверского лесничества, Вяземского участкового лесничества установили, что в границы памятника, утвержденные оспариваемым постановлением, территория лесного квартала 96 включена не полностью.

Таким образом, судебная коллегия соглашается с выводами судов о том, что принадлежащие истцам земельные участки в границы ООПТ в данном случае включены произвольно, и такое включение фактически направлено на частичную компенсацию сокращения площади памятника природы, произведенную на основании оспариваемого постановления.

Доводы кассационных жалоб не содержат новых обстоятельств, которые не были предметом обсуждения в судах первой и второй инстанций или опровергали бы их выводы, и не являются основанием для отмены обжалуемых судебных актов.

При изложенных обстоятельствах судебная коллегия находит судебные постановления законными и обоснованными, поскольку они вынесены в соответствии с правильно примененным судами законом и с учетом представленных сторонами доказательств.

В кассационных жалобах обоснованность выводов судебных инстанций не опровергнута.

Нарушений процессуального закона влекущих безусловную отмену обжалуемых судебных актов судами также не допущено.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 327, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции

определила:

решение Тверского областного суда от 3 августа 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции от 28 октября 2021 года оставить без изменения, кассационные жалобы Правительства Тверской области и Министерства природных ресурсов и экологии Тверской области - без удовлетворения.

Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в срок, установленный частью 2 статьи 318 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Мотивированный текст кассационного определения изготовлен 1 июля 2022 года.

Председательствующий

Судьи