ТРЕТИЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
№ 88а-13137/2020
К А С С А Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
город Санкт-Петербург 12 августа 2020 года
Судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Кулешовой Е.А.,
судей Зеленского А.М., Широковой Е.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по кассационной жалобе ФИО1 на решение Колпинского районного суда Санкт-Петербурга от 18 декабря 2019 года (№ 2а-6748/2019) и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Санкт-Петербургского городского суда от 27 апреля 2020 года (№ 33а-7486/2020) по административному исковому заявлению ФИО1 к начальнику жилищного отдела администрации Колпинского района Санкт-Петербурга, администрации Колпинского района Санкт-Петербурга о признании действий незаконными, возложении обязанности поставить на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Заслушав доклад судьи Кулешовой Е.А., судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
установила:
ФИО1 обратилась в Колпинский районный суд Санкт-Петербурга с административным исковым заявлением к начальнику жилищного отдела администрации Колпинского района Санкт-Петербурга, просила признать незаконными требования начальника жилищного отдела, обязать поставить на учет ее многодетную семью в качестве нуждающихся в предоставлении жилых помещений с момента поступления первого заявления о постановке на учет начальнику жилищного отдела. В обоснование административного иска указала, что 14 августа 2019 года получила письмо от административного ответчика, которым незаконно и необоснованно отказано в рассмотрении заявления о постановке на учет ее многодетной семьи, имеющей трех несовершеннолетних детей с учетом льготы в качестве нуждающейся в жилом помещении, незаконно и необоснованно с нее требуют предоставить личные данные посторонних граждан: ФИО5 - супруга сестры, ФИО13 - супруги брата, а также близких родственников (отец, мать, сестра, брат), такие личные данные как сведения о регистрации по постоянному месту жительства, копии паспортов, копии свидетельств СНИЛС, копии свидетельств ИНН, поскольку вышеуказанные граждане не являются членами ее многодетной семьи, не подавали заявлений о постановке на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении, она и члены ее семьи зарегистрированы по адресу: <адрес>, в квартире общей площадью 44 кв.м., в которой имеется 8 сособственников.
Определением суда к участию в деле в качестве соответчика была привлечена администрация Колпинского района Санкт-Петербурга.
Решением Колпинского районного суда Санкт-Петербурга от 18 декабря 2019 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Санкт-Петербургского городского суда от 27 апреля 2020 года, административный иск ФИО1 оставлен без удовлетворения.
В кассационной жалобе на решение Колпинского районного суда Санкт-Петербурга от 18 декабря 2019 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Санкт-Петербургского городского суда от 27 апреля 2020 года, поступившей в суд первой инстанции 29 июня 2020 года, ФИО1 ставит вопрос об отмене судебных актов, полагая их постановленными с нарушением и неправильным применением норм материального права и настаивая на доводах административного иска.
В соответствии с частью 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
По данному административному делу нарушений, влекущих отмену судебных постановлений в кассационном порядке, допущено не было.
Судами установлено, что ФИО1 с 11 декабря 2007 года зарегистрирована в двухкомнатной квартире общей площадью 44 кв.м., расположенной по адресу: <адрес>.
Совместно с ФИО1 в квартире постоянно зарегистрированы: ее отец - ФИО6 (с ДД.ММ.ГГГГ), муж - ФИО7 (с ДД.ММ.ГГГГ), сын - ФИО8 (с ДД.ММ.ГГГГ), сын - ФИО8 (с ДД.ММ.ГГГГ), дочь - ФИО9 (с ДД.ММ.ГГГГ), сестра - ФИО10 (с ДД.ММ.ГГГГ), брат - ФИО11 (с ДД.ММ.ГГГГ).
Собственниками названного жилого помещения в равных долях (по 1/5 доли) являются - ФИО10, ФИО6, ФИО11, ФИО1, ФИО12
25 июля 2019 года ФИО1 обратилась в администрацию Колпинского района Санкт-Петербурга с заявлением о постановке ее и членов ее семьи несовершеннолетних детей - ФИО8, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО8, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО9, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Из содержания указанного заявления следует, что супруг истца – ФИО7 имеет в собственности долю в праве собственности на квартиру, расположенную по адресу: <адрес>.
В качестве приложений к указанному заявлению указаны: паспорт, свидетельство о заключении брака, паспорт ФИО7, ФИО11, ФИО6, ФИО12, ФИО10, свидетельства о рождении ФИО8, ФИО8, ФИО9, форма 9, форма 7.
Письмом начальника жилищного отдела администрации Колпинского района Санкт-Петербурга от 12 августа 2019 года исх. № ФИО1 предложено в срок до 28 августа 2019 года представить дополнительные документы, а именно: сведения о регистрации по постоянному месту жительства (форма 9 архивная) на супруга ФИО7 за период с 2009 год по 7 июня 2019 года с указанием размера жилой и общей площади, а также (при наличии правоустанавливающих документов на данную площадь (в связи с отсутствием указанных сведений в информационной городской базе данных «Население. Жилой фонд»); сведения о регистрации по постоянному месту жительства на супруга сестры - ФИО5; копии паспортов на ФИО5, ФИО13; копии свидетельств о заключении брака; удостоверение многодетной семьи; копии свидетельств СНИЛС на всех совместно зарегистрированных граждан, в том числе несовершеннолетних детей; копии свидетельств о постановке на учет физических лиц в налоговом органе на территории Российской Федерации на всех совместно зарегистрированных совершеннолетних граждан.
29 августа 2019 года в адрес административного истца направлено уведомление об отказе в предоставлении государственной услуги, из которого следует, что в связи с непредоставлением необходимых документов в удовлетворении заявления о приеме на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях отказано.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что поскольку административным истцом не в полном объеме представлены документы, необходимые для рассмотрения вопроса о постановке на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, то у администрации Колпинского района Санкт-Петербурга отсутствовали основания для удовлетворения поданного ФИО1 заявления.
Суд апелляционной инстанции нашел вывод суда об отказе в удовлетворении административных исковых требований основанным на правильном применении к спорным правоотношениям требований Закона Санкт-Петербурга от 30 июня 2005 года № 407-65 «О порядке ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях и предоставлении жилых помещений по договорам социального найма в Санкт-Петербурге», пунктов 1.2.4, 2.6.1, 2.6.2, 2.9, 3.1 Административного регламента по предоставлению государственной услуги по ведению учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях и учета граждан, нуждающихся в содействии Санкт-Петербурга в улучшении жилищных условий, утвержденного распоряжением Жилищного комитета от 28 апреля 2017 года № 536-р «Об утверждении административного регламента предоставления государственной услуги» (далее - Административный регламент), части 2 статьи 51, статьи 31 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Такие выводы основаны на правильном применении судами норм действующего законодательства, регулирующего спорные правоотношения, и соответствуют обстоятельствам административного дела.
Согласно части 1 статьи 40 Конституции Российской Федерации обеспечение права каждого на жилище является важнейшей функцией Российской Федерации как социального государства, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, в том числе путем установления гарантий социальной защиты (статья 7 Конституции Российской Федерации).
Санкт-Петербург, являясь собственником жилищного фонда субъекта Российской Федерации, в соответствии со статьей 209 Гражданского кодекса Российской Федерации установил в своем законе определенные условия передачи своей собственности во владение и пользование другим лицам.
Предметом правового регулирования Закона Санкт-Петербурга № 407-65 являются общественные отношения, связанные с механизмом реализации права на жилище жителей Санкт-Петербурга, а именно: законодателем субъекта Российской Федерации определен порядок и условия предоставления жилых помещений жителям города Санкт-Петербурга по договорам социального найма из жилищного фонда Санкт-Петербурга; порядок признания жителей Санкт-Петербурга малоимущими в целях постановки их на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, что согласуется с требованиями Жилищного кодекса Российской Федерации.
Пунктом 5 статьи 7 Закона Санкт-Петербурга от 19 июля 2005 года № 407-65 предусмотрено, что отказ в принятии на учет допускается в случаях, установленных Жилищного кодекса Российской Федерации.
При этом правоотношения, возникающие между заявителями и администрациями районов Санкт-Петербурга (далее - администрация района) при предоставлении государственной услуги по ведению учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях и учета граждан, нуждающихся в содействии Санкт-Петербурга в улучшении жилищных условий (далее - государственная услуга), в сфере жилищной политики также являются предметом регулирования распоряжения Жилищного комитета Правительства Санкт-Петербурга от 28 апреля 2017 года № 536-р «Об утверждении административного регламента администрации района Санкт-Петербурга по предоставлению государственной услуги по ведению учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях и учета граждан, нуждающихся в содействии Санкт-Петербурга в улучшении жилищных условий» (далее - Административный регламент).
Положениями пункта 2.6.1 установлен исчерпывающий перечень документов, необходимых для предоставления государственной услуги и подлежащих представлению заявителем.
Так, для принятия на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях (кроме реабилитированных граждан) представляются:
-заявление о принятии на учет согласно приложению № 1 к настоящему Административному регламенту;
-документ, удостоверяющий личность заявителя и членов его семьи: паспорт гражданина Российской Федерации, удостоверяющий личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации, свидетельство о рождении (для несовершеннолетних до 14 лет), и иные документы, удостоверяющие личность заявителя и членов его семьи в соответствии с действующим законодательством;
-документы, содержащие сведения о месте жительства заявителя и членов его семьи:
а) справка о регистрации по месту жительства (форма 9), характеристика занимаемого жилого помещения (форма 7) в случае, если ведение регистрационного учета граждан по месту жительства в части, возложенной на жилищные организации, осуществляют не ГКУ ЖА;
б) справка о регистрации по месту жительства (форма 9) из архива (для лиц без определенного места жительства, ранее имевших место жительства в Санкт-Петербурге), в случае, если ведение регистрационного учета граждан по месту жительства в части, возложенной на жилищные организации, осуществляют не ГКУ ЖА, либо копия судебного акта, подтверждающего, что лицо без определенного места жительства ранее имело место жительства в Санкт-Петербурге;
в) свидетельство о регистрации по месту пребывания (форма 3) (для лиц без определенного места жительства);
-документы, содержащие сведения о составе семьи заявителя (свидетельства о рождении детей, свидетельства о заключении брака либо о расторжении брака), выданные не на территории Санкт-Петербурга, а также выданные органами записи актов гражданского состояния Санкт-Петербурга на основании записей актов гражданского состояния, составленных органами ЗАГС Санкт-Петербурга после 1 октября 2018 года, и не содержащиеся в федеральной государственной информационной системе ведения Единого государственного реестра записей актов гражданского состояния;
-документы, подтверждающие основания владения и пользования гражданином и членами его семьи жилыми помещениями, в случае если право не зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости, за исключением жилых помещений государственного жилищного фонда Санкт-Петербурга (далее - ЕГРН), в том числе включая пятилетний период, предшествующий обращению о принятии на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в частности.
Документы, подтверждающие, что гражданин относится к категории граждан, указанных в абзацах третьем - девятом пункта 2 статьи 1 Закона Санкт-Петербурга от 30 июня 2005 года № 407-65 «О порядке ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях и предоставлении жилых помещений по договорам социального найма в Санкт-Петербурге».
Исходя из пункта 2.9 Административного регламента непредставление или представление заявителем не в полном объеме документов, указанных в пунктах 2.6.1.1, 2.6.1.2 настоящего Административного регламента, является основанием для отказа в предоставлении государственной услуги по принятию на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Исходя из положений пункта 2.7 Административного регламента заявитель вправе по собственной инициативе представить: сведения из отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Санкт-Петербургу и Ленинградской области о размере пенсии, о страховом номере индивидуального лицевого счета заявителя в системе обязательного пенсионного страхования Российской Федерации (далее - СНИЛС); об идентификационном номере налогоплательщика.
При этом непредставление заявителем указанных документов не является основанием для отказа заявителю в предоставлении государственной услуги.
В силу пункта 2.7.1 Административного регламента должностным лицам администраций районов Санкт-Петербурга власти запрещено требовать от заявителя представления документов и информации, которые находятся в распоряжении органов, предоставляющих государственные услуги, органов, предоставляющих муниципальные услуги, иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, участвующих в предоставлении государственных и муниципальных услуг, за исключением документов, предусмотренных частью 6 статьи 7 Федерального закона от 27 июля 2010 года № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг».
Таким образом, суд пришел к выводу о том, что у администрации Колпинского района Санкт-Петербурга отсутствовали основания требовать представление копии СНИЛС на всех совместно зарегистрированных с ФИО1 граждан, в том числе и несовершеннолетних детей, а также копии свидетельств ИНН.
Вместе с тем, суд обоснованно не нашел оснований для признания незаконными действий административного ответчика по уведомлению ФИО1 о необходимости предоставления иных дополнительных документов, поскольку из материалов дела не следует, что основанием к отказу в постановке на учет нуждающихся являлось непредставление ФИО1 именно сведений о СНИЛС и ИНН всех совместно зарегистрированных с ней по месту жительства членов семьи.
Доводы ФИО1 о том, что, что она с отцом, сестрой и братом не составляют единой семьи, в связи с чем у нее не возникло обязанности по предоставлению на них сведений, правильно оценены судами, как не влекущие удовлетворение административного иска, поскольку обязанность по предоставлению требуемых сведений возникла не исходя из прямого родства, а в связи с тем, что названные лица зарегистрированы совместно с ФИО1 в качестве членов семьи, при этом являются сособственниками спорной квартиры.
Рекомендации администрации Колпинского района Санкт-Петербурга в предоставлении дополнительных сведений нарушения прав ФИО1 не повлекли.
На основании пункта 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.
Из содержания вышеприведенных норм права следует, что обязательным условием для удовлетворения судом требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными является установление их противоправности и одновременно нарушение ими прав, свобод либо законных интересов административного истца.
При отсутствии хотя бы одного из названных условий решения, действия (бездействие) не могут быть признаны незаконными.
В рассматриваемом случае совокупности обязательных вышеприведенных условий по административному делу не установлено, что повлекло отказ в удовлетворении административного иска.
Учитывая, что основанием отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта, а в данном случае таких нарушений судами не допущено, оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
определила:
оставить решение Колпинского районного суда Санкт-Петербурга от 18 декабря 2019 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Санкт-Петербургского городского суда от 27 апреля 2020 года без изменения, кассационную жалобу ФИО1 - без удовлетворения.
Решение Колпинского районного суда Санкт-Петербурга от 18 декабря 2019 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Санкт-Петербургского городского суда от 27 апреля 2020 года и настоящее кассационное определение могут быть обжалованы в судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который начинает исчисляться на следующий день после принятия апелляционного определения и из которого исключаются срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Председательствующий
Судьи
Кассационное определение в полном
объеме изготовлено 25 августа 2020 года.